Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2009
постановление изготовлено в полном объеме 03.12.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей Н.О. Окуловой, В.Я. Голобородько,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корсаковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2009
по делу N А40-78910/09-114-435, принятое судьей Т.В. Савинко,
по заявлению Открытого акционерного общества "Московский нефтеперерабатывающий завод"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
- о признании недействительными п. 2, п. 3 решений, требования;
- при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Телегиной И.В. по доверенности N 119 от 10.08.2009, Томарова В.В. по доверенности N 114 от 11.08.2009, Бочкаревой В.А. по доверенности N 111 от 11.08.2009;
- от заинтересованного лица - Суховей Е.А. по доверенности N 182 от 07.08.2009;
решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2009 заявленные Открытым акционерным обществом "Московский нефтеперерабатывающий завод" требования о признании недействительными п. 2, п. 3 решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 055.05.2009 N 52-17-14/1177Р/1635 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; п. 2 решения от 05.05.2009 N 52-17-14/1178Р о подтверждении частично обоснованности освобождения от уплаты сумм акциза при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации; требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 15.06.2009, удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В судебном заседании представитель инспекции доводы апелляционной жалобы поддержала, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на то, что правовая позиция налогового органа необоснованная.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 25.11.2008 обществом представлена в инспекцию налоговая декларация по акцизам за август 2008, по строке 140 раздела 2 которой отражена реализация нефтепродуктов на экспорт в количестве 18.191, 797 тонн, в том числе, реализация прямогонного бензина в количестве 9.749, 755 тонн. С целью использования предусмотренного законом права на освобождение от уплаты акциза в отношении экспортированных нефтепродуктов заявителем ранее представлены предусмотренные ст. 184 Налогового кодекса Российской Федерации банковские гарантии, а также полный комплект документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 названного Кодекса, которые подтверждают вывоз в таможенном режиме экспорта указанного количества прямогонного бензина.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации составлен акт камеральной налоговой проверки от 12.03.2009 N 52-17-14/559А.
05.05.2009 по результатам рассмотрения акта и возражений налогоплательщика налоговым органом приняты решение N 52-17-14/1177Р/1635 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым отказано в привлечении общества к налоговой ответственности (пункт 1), начислены пени по состоянию на 08.04.2009 в размере 646.144, 01 руб. (пункт 2) и предложено уплатить недоимку по акцизу на прямогонный бензин в количестве 3.560, 978 тонн в сумме 9.461.519 руб. (пункт 3) и решение N 52-17-14/1178Р о подтверждении частично обоснованности освобождения от уплаты сумм акциза при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, пунктом 2 которого заявителю отказано в подтверждении права на освобождение от уплаты сумм акциза при реализации нефтепродуктов за пределы территории Российской Федерации в Белоруссию в сумме 9.461.519 руб. в отношении 3.560, 978 тонн прямогонного бензина.
Основанием для вынесения названных решений явилось то обстоятельство, что заявителем в течение 90 дней со дня отгрузки прямогонного бензина в Белоруссию не представлен третий экземпляр заявления о ввозе товара на территорию Белоруссии с отметкой налогового органа этого государства, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме, как это предусмотрено разделом II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, которое является приложением к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.06.2004.
На основании решения от 05.05.2009 N 52-17-14/1177Р/1635 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, инспекцией в адрес заявителя выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.06.2009, согласно которому взыскивается акциз в сумме 9.461.519 руб. и пеня в сумме 646.144, 01 руб.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда исходя и следующего.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса Российской Федерации реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли, не подлежит налогообложению акцизами (освобождается от налогообложения). Освобождение таких операций от налогообложения производится в соответствии со ст. 184 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 184 названного Кодекса налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со ст. 74 настоящего Кодекса или банковской гарантии. Такое поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены п. п. 7, 7.1 ст. 198 настоящего Кодекса, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней. При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.
25.11.2008 обществом одновременно с налоговой декларацией за август 2008 представлена банковская гарантия N 07/OGR5081498 от 20.11.2008, предусматривающую обязанность ЗАО "ЮниКредит Банк" уплатить за ОАО "Московский НПЗ" сумму акциза и/или пеней по экспортируемым подакцизным нефтепродуктам, произведенным из давальческого сырья и отгруженным собственником давальческого сырья ОАО НК "Магма" в режиме экспорта с 01.08.2008 по 31.08.2008 включительно на сумму 20.759.988, 58 руб. за 7.813, 319 тонн бензина прямогонного в случае непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены п. 7 ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации, документов, подтверждающих факт экспорта указанного количества прямогонного бензина. В банковской гарантии количество прямогонного бензина (7.813, 319 тонн) входило и то количество прямогонного бензина (3.560, 978 тонн), в отношении которого по результатам камеральной проверки доначислен акциз в сумме 9.461.519 руб. Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе камеральной проверки и не отрицаются налоговым органом.
Во исполнение положений п. 7 ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации заявителем в течение 180 дней со дня отгрузки прямогонного бензина в таможенном режиме экспорта в инспекцию представлены документы, подтверждающие обоснованность освобождения от уплаты акциза в отношении 3.560, 978 тонн прямогонного бензина, отраженных в строках 020 и 140 раздела 2 налоговой декларации за август 2008.
Сопроводительным письмом от 22.10.2008 N 26/5675 заявителем представлен в инспекцию комплект документов, подтверждающих вывоз из Российской Федерации в таможенном режиме экспорта в Белоруссию в августе 2008 - 7.322, 004 тонн принадлежащего ОАО НК "Магма" прямогонного бензина, включая 3.560, 978 тонн, отраженных в строках 20 и 140 раздела 2 налоговой декларации по акцизам за август 2008. Из представленных документов следует, что между заявителем и ОАО НК "Магма" заключен договор от 18.12.2006 N 738, согласно которому заявителем приняты обязательства по переработке принадлежащей ОАО НК "Магма" нефти. Во исполнение условий договора из поставленной ОАО НК "Магма" нефти обществом в августе 2008 выработаны нефтепродукты, в том числе прямогонный бензин.
Между ОАО НК "Магма" и Иностранным частным унитарным производственно-торговым предприятием (ИП) "ЧЕСС-Бел", являющимся юридическим лицом согласно законодательству Белоруссии и находящимся в городе Витебске, заключен контракт N МБ-110408 от 11.04.2008, предметом которого явилось обязательство поставщика (ОАО НК "Магма") осуществлять поставку покупателю (ИП "ЧЕСС-Бел") нефтепродуктов на условиях DAF - граница Российской Федерации и Белоруссии железнодорожным транспортом.
В приложении N 06 от 05.08.2008 к указанному контракту согласована поставка в Белоруссию в период с 10.08.2008 по 05.09.2008 прямогонного бензина в количестве 2.200 тонн. Во исполнение условий ОАО НК "Магма" представлена в Московскую южную таможню временная грузовая таможенная декларация N 10124130/060808/000445, где заявлено о намерении в период с 06.08.2008 по 31.08.2008 вывоза в таможенном режиме экспорта железнодорожным транспортом 2.200 тонн прямогонного бензина. На ГТД Московской южной таможней 06.08.2008 проставлена отметка "выпуск разрешен". Согласно железнодорожным накладным N АЕ468810, АЕ468839, АЕ468824, АЕ468823, АЕ468838, АЕ468821, АЕ468837, АЕ468820, АЕ468819, АЕ468836, АЕ468818, АЕ468835, АЕ468834, АЕ468817, АЕ468833 прямогонный бензин в количестве 2.199, 480 тонн вывезен из Российской Федерации через границу Российской Федерации и Белоруссии. Из этого количества прямогонного бензина в строках 020 и 140 раздела 2 налоговой декларации за август 2008 отражено 1.763, 890 тонн. На накладных Московской южной таможней проставлены отметки "выпуск разрешен". Впоследствии ОАО НК "Магма" в Московскую южную таможню подана полная грузовая таможенная декларация N 10124130/100908/0000511, согласно которой под таможенный режим экспорта помещен прямогонный бензин в количестве 2.199, 480 тонн. 10.09.2008 на ГТД Московской южной таможней проставлена отметка "выпуск разрешен". Поступление денежных средств на банковский счет ОАО НК "Магма" в ЗАО "ЮниКредит Банк" подтверждено кредитовыми авизо от 28.08.2008 на сумму 28.283 долларов США, от 21.08.2008 на суммы 606.284, 06 долларов США и 652.128, 76 долларов США, выписками по счету за 21.08.2008 и 28.08.2008.
В силу приложения N 07 от 06.08.2008 к названному контракту согласована поставка в Белоруссию в период с 10.08.2008 по 05.09.2008 прямогонного бензина в количестве 1.800 тонн. Во исполнение условий ОАО НК "Магма" представлена в Московскую южную таможню временная грузовая таможенная декларация N 10124130/070808/000448, где заявлено о намерении в период с 07.08.2008 по 31.08.2008 вывоза в таможенном режиме экспорта железнодорожным транспортом 1.800 тонн прямогонного бензина. На ГТД Московской южной таможней 06.08.2008 проставлена отметка "выпуск разрешен". Согласно железнодорожным накладным N АЕ468924, АЕ468923, АЕ468922, АЕ468939, АЕ468921, АЕ468938, АЕ468937, АЕ468920, прямогонный бензин в количестве 1.797, 088 тонн вывезен из Российской Федерации через границу Российской Федерации и Белоруссии. На накладных Московской южной таможней проставлены отметки "выпуск разрешен". Впоследствии ОАО НК "Магма" в Московскую южную таможню подана полная грузовая таможенная декларация N 10124130/100908/0000512, согласно которой под таможенный режим экспорта помещен прямогонный бензин в количестве 1.797, 088 тонн.
10.09.2008 на ГТД Московской южной таможней проставлена отметка "выпуск разрешен". Поступление денежных средств на банковский счет ОАО НК "Магма" в ЗАО "ЮниКредит Банк" подтверждено кредитовыми авизо от 28.08.2008 на сумму 454.040, 95 долларов США и 534.357, 45 долларов США, выпиской по счету за 28.08.2008. Таким образом, в течение 180 дней со дня отгрузки прямо-гонного бензина в таможенном режиме экспорта представлен полный комплект предусмотренных п. 7 ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации документов, подтверждающих вывоз из Российской Федерации в таможенном режиме экспорта в Белоруссию 3.560, 978 тонн, отраженных в строках 20 и 140 раздела 2 налоговой декларации по акцизам за август 2008.
Ссылка инспекции на непредставление в течение 90 дней со дня отгрузки прямогонного бензина третьего экземпляра заявления о ввозе товаров на территорию Белоруссии с отметкой налогового органа Белоруссии, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме, не доказывает правомерности оспариваемых обществом решений (Соглашение от 15.09.2004, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь).
Статьями 183, 184, 198 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза: непосредственно после отгрузки уплату акциза в отношении товаров, вывезенных в Белоруссию, либо представление в налоговый орган банковской гарантии; затем в течение 180 дней со дня отгрузки товаров российский налогоплательщик обязан представить в налоговый орган: контракт налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров; если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья осуществляется собственником давальческого сырья, то налогоплательщик также представляет договор между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара; платежные документы и выписка банка, которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке; грузовую таможенную декларацию с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.
При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется полная грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление; транспортные или товаросопроводительные документы с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
Предусмотренный разделом 2 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь порядок подтверждения обоснованности от уплаты акциза возлагает на налогоплательщика обязанность представить в налоговый орган в течение 90 дней со дня отгрузки товаров документы:
договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика; третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны, с отметкой налогового органа другой стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства); копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара; иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств сторон.
Порядок подтверждения права на освобождение от уплаты акциза не предусматривает представления в налоговый орган ни банковской гарантии, ни грузовой таможенной декларации, ни транспортных или товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов, а устанавливает сокращенный в сравнении с общим срок представления документов.
Налогоплательщиком выполнены обязанности по подтверждению обоснованности освобождения от уплаты акциза в отношении экспортированного в Белоруссию прямогонного бензина в количестве 3.560, 978 тонн, отраженных в строках 20 и 140 раздела 2 налоговой декларации по акцизам за август 2008, путем представления в установленные сроки в налоговый орган банковской гарантии и полного комплекта документов, предусмотренного ст. ст. 184 и 198 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку налогоплательщиком представлены доказательства наличия у него права на освобождение от уплаты акциза, доначисление акциза в сумме 9.461.519 руб. в отношении 3.560, 978 тонн, отраженных в строках 20 и 140 раздела 2 налоговой декларации по акцизам за август 2008 и отказ в подтверждении права на освобождение от уплаты акциза, являются незаконными, начисленная пеня в сумме 646.144, 01 руб. является необоснованной.
Ссылка инспекции на положения ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации и ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие приоритет положений международных договоров над нормами национального законодательства Российской Федерации, правильности позиции заявителя не опровергает, так как толкование текста Соглашения от 15.09.2004, предусматривающего сохранение после введения в действия этого Соглашения условий взаимной торговли не менее благоприятных, чем действовали до введения его в действие, указывает на отсутствие противоречия между положениями Соглашения и нормами Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающими порядок подтверждения освобождения от уплаты акциза.
Следует отметить, что к моменту вынесения оспариваемых решений инспекция располагала полным комплектом предусмотренных Порядком применения косвенных налогов при экспорте товаров документов, подтверждающих обоснованность освобождения от уплаты акциза при экспорте нефтепродуктов в Белоруссию.
По мнению инспекции, со ссылкой на пункт 2 Порядка применения косвенных налогов при экспорте товаров в случае неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов, уплаты таких налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными настоящим Соглашением, налоговые органы вправе взыскивать косвенные налоги и пени, в размере, устанавливаемом национальным законодательством государств сторон, а также применять способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные национальным законодательством государств сторон.
Оснований для взыскания сумм акциза и пени не имеется, поскольку, как следует из материалов дела, во исполнение определения суда от 18.08.2009 по настоящему делу между заявителем и инспекцией проведена сверка расчетов по акцизу по состоянию на 25.11.2008 установленную законом дату уплаты акциза на прямогонный бензин за август 2008, а также по состоянию на дату вынесения оспариваемых решений - 05.05.2008, составлены акты N 843, 845, 846 и установлено, что по состоянию на 25.11.2008 инспекцией признана сумма переплаты по акцизу, составляющая 1.767.170.464, 43 руб., в том числе: автомобильный бензин - 1.389.012.183, 18 руб.; дизельное топливо - 377.421.493, 12 руб.; прямогонный бензин 736.788, 13 руб.; по состоянию на 05.05.2009 инспекцией признана сумма переплаты по акцизу - 1.268.206.719, 30 руб., в том числе автомобильный бензин - 1.005.456.344, 18 руб., дизельное топливо - 262.750.375, 12 руб.; по состоянию на указанную дату у налогоплательщика имелась переплата пени по акцизу, в том числе на автомобильный бензин в сумме 31.231.291, 96 руб.; дизельное топливо в сумме 8.622.097, 82 руб.; прямогонный бензин в сумме 2.089.679, 82 руб.
Довод инспекции об отсутствии на счетах-фактурах, выставленных ОАО НК "Магма" в адрес ИП "ЧЕСС-Бел", отметок о регистрации их должностным лицом налогового органа по месту учета ОАО НК "Магма", не является основанием для отказа в подтверждении права на освобождение от уплаты акциза, поскольку такие счета-фактуры не поименованы в предусмотренном Порядком применения косвенных налогов при экспорте товаров перечне документов, представляемых налогоплательщиком для подтверждения этого права.
Поскольку требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.06.2009 вынесено на основании оспоренного решения от 05.05.2009 N 52-17-14/1177Р/1635 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое признано судом недействительным, то названное требование является также незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая правовая оценка представленным и исследованным доказательствам, доводам общества и налогового органа, правильно применены нормы действующего законодательства, регулирующие спорные отношения. Нарушений норм процессуального права, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2009 по делу N А40-78910/09-114-435 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.12.2009 N 09АП-23906/2009-АК ПО ДЕЛУ N А40-78910/09-114-435
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2009 г. N 09АП-23906/2009-АК
Дело N А40-78910/09-114-435
резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2009
постановление изготовлено в полном объеме 03.12.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей Н.О. Окуловой, В.Я. Голобородько,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корсаковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2009
по делу N А40-78910/09-114-435, принятое судьей Т.В. Савинко,
по заявлению Открытого акционерного общества "Московский нефтеперерабатывающий завод"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
- о признании недействительными п. 2, п. 3 решений, требования;
- при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Телегиной И.В. по доверенности N 119 от 10.08.2009, Томарова В.В. по доверенности N 114 от 11.08.2009, Бочкаревой В.А. по доверенности N 111 от 11.08.2009;
- от заинтересованного лица - Суховей Е.А. по доверенности N 182 от 07.08.2009;
- установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2009 заявленные Открытым акционерным обществом "Московский нефтеперерабатывающий завод" требования о признании недействительными п. 2, п. 3 решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 055.05.2009 N 52-17-14/1177Р/1635 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; п. 2 решения от 05.05.2009 N 52-17-14/1178Р о подтверждении частично обоснованности освобождения от уплаты сумм акциза при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации; требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 15.06.2009, удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В судебном заседании представитель инспекции доводы апелляционной жалобы поддержала, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на то, что правовая позиция налогового органа необоснованная.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 25.11.2008 обществом представлена в инспекцию налоговая декларация по акцизам за август 2008, по строке 140 раздела 2 которой отражена реализация нефтепродуктов на экспорт в количестве 18.191, 797 тонн, в том числе, реализация прямогонного бензина в количестве 9.749, 755 тонн. С целью использования предусмотренного законом права на освобождение от уплаты акциза в отношении экспортированных нефтепродуктов заявителем ранее представлены предусмотренные ст. 184 Налогового кодекса Российской Федерации банковские гарантии, а также полный комплект документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 названного Кодекса, которые подтверждают вывоз в таможенном режиме экспорта указанного количества прямогонного бензина.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации составлен акт камеральной налоговой проверки от 12.03.2009 N 52-17-14/559А.
05.05.2009 по результатам рассмотрения акта и возражений налогоплательщика налоговым органом приняты решение N 52-17-14/1177Р/1635 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым отказано в привлечении общества к налоговой ответственности (пункт 1), начислены пени по состоянию на 08.04.2009 в размере 646.144, 01 руб. (пункт 2) и предложено уплатить недоимку по акцизу на прямогонный бензин в количестве 3.560, 978 тонн в сумме 9.461.519 руб. (пункт 3) и решение N 52-17-14/1178Р о подтверждении частично обоснованности освобождения от уплаты сумм акциза при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, пунктом 2 которого заявителю отказано в подтверждении права на освобождение от уплаты сумм акциза при реализации нефтепродуктов за пределы территории Российской Федерации в Белоруссию в сумме 9.461.519 руб. в отношении 3.560, 978 тонн прямогонного бензина.
Основанием для вынесения названных решений явилось то обстоятельство, что заявителем в течение 90 дней со дня отгрузки прямогонного бензина в Белоруссию не представлен третий экземпляр заявления о ввозе товара на территорию Белоруссии с отметкой налогового органа этого государства, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме, как это предусмотрено разделом II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, которое является приложением к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.06.2004.
На основании решения от 05.05.2009 N 52-17-14/1177Р/1635 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, инспекцией в адрес заявителя выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.06.2009, согласно которому взыскивается акциз в сумме 9.461.519 руб. и пеня в сумме 646.144, 01 руб.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда исходя и следующего.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса Российской Федерации реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли, не подлежит налогообложению акцизами (освобождается от налогообложения). Освобождение таких операций от налогообложения производится в соответствии со ст. 184 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 184 названного Кодекса налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со ст. 74 настоящего Кодекса или банковской гарантии. Такое поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены п. п. 7, 7.1 ст. 198 настоящего Кодекса, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней. При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.
25.11.2008 обществом одновременно с налоговой декларацией за август 2008 представлена банковская гарантия N 07/OGR5081498 от 20.11.2008, предусматривающую обязанность ЗАО "ЮниКредит Банк" уплатить за ОАО "Московский НПЗ" сумму акциза и/или пеней по экспортируемым подакцизным нефтепродуктам, произведенным из давальческого сырья и отгруженным собственником давальческого сырья ОАО НК "Магма" в режиме экспорта с 01.08.2008 по 31.08.2008 включительно на сумму 20.759.988, 58 руб. за 7.813, 319 тонн бензина прямогонного в случае непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены п. 7 ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации, документов, подтверждающих факт экспорта указанного количества прямогонного бензина. В банковской гарантии количество прямогонного бензина (7.813, 319 тонн) входило и то количество прямогонного бензина (3.560, 978 тонн), в отношении которого по результатам камеральной проверки доначислен акциз в сумме 9.461.519 руб. Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе камеральной проверки и не отрицаются налоговым органом.
Во исполнение положений п. 7 ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации заявителем в течение 180 дней со дня отгрузки прямогонного бензина в таможенном режиме экспорта в инспекцию представлены документы, подтверждающие обоснованность освобождения от уплаты акциза в отношении 3.560, 978 тонн прямогонного бензина, отраженных в строках 020 и 140 раздела 2 налоговой декларации за август 2008.
Сопроводительным письмом от 22.10.2008 N 26/5675 заявителем представлен в инспекцию комплект документов, подтверждающих вывоз из Российской Федерации в таможенном режиме экспорта в Белоруссию в августе 2008 - 7.322, 004 тонн принадлежащего ОАО НК "Магма" прямогонного бензина, включая 3.560, 978 тонн, отраженных в строках 20 и 140 раздела 2 налоговой декларации по акцизам за август 2008. Из представленных документов следует, что между заявителем и ОАО НК "Магма" заключен договор от 18.12.2006 N 738, согласно которому заявителем приняты обязательства по переработке принадлежащей ОАО НК "Магма" нефти. Во исполнение условий договора из поставленной ОАО НК "Магма" нефти обществом в августе 2008 выработаны нефтепродукты, в том числе прямогонный бензин.
Между ОАО НК "Магма" и Иностранным частным унитарным производственно-торговым предприятием (ИП) "ЧЕСС-Бел", являющимся юридическим лицом согласно законодательству Белоруссии и находящимся в городе Витебске, заключен контракт N МБ-110408 от 11.04.2008, предметом которого явилось обязательство поставщика (ОАО НК "Магма") осуществлять поставку покупателю (ИП "ЧЕСС-Бел") нефтепродуктов на условиях DAF - граница Российской Федерации и Белоруссии железнодорожным транспортом.
В приложении N 06 от 05.08.2008 к указанному контракту согласована поставка в Белоруссию в период с 10.08.2008 по 05.09.2008 прямогонного бензина в количестве 2.200 тонн. Во исполнение условий ОАО НК "Магма" представлена в Московскую южную таможню временная грузовая таможенная декларация N 10124130/060808/000445, где заявлено о намерении в период с 06.08.2008 по 31.08.2008 вывоза в таможенном режиме экспорта железнодорожным транспортом 2.200 тонн прямогонного бензина. На ГТД Московской южной таможней 06.08.2008 проставлена отметка "выпуск разрешен". Согласно железнодорожным накладным N АЕ468810, АЕ468839, АЕ468824, АЕ468823, АЕ468838, АЕ468821, АЕ468837, АЕ468820, АЕ468819, АЕ468836, АЕ468818, АЕ468835, АЕ468834, АЕ468817, АЕ468833 прямогонный бензин в количестве 2.199, 480 тонн вывезен из Российской Федерации через границу Российской Федерации и Белоруссии. Из этого количества прямогонного бензина в строках 020 и 140 раздела 2 налоговой декларации за август 2008 отражено 1.763, 890 тонн. На накладных Московской южной таможней проставлены отметки "выпуск разрешен". Впоследствии ОАО НК "Магма" в Московскую южную таможню подана полная грузовая таможенная декларация N 10124130/100908/0000511, согласно которой под таможенный режим экспорта помещен прямогонный бензин в количестве 2.199, 480 тонн. 10.09.2008 на ГТД Московской южной таможней проставлена отметка "выпуск разрешен". Поступление денежных средств на банковский счет ОАО НК "Магма" в ЗАО "ЮниКредит Банк" подтверждено кредитовыми авизо от 28.08.2008 на сумму 28.283 долларов США, от 21.08.2008 на суммы 606.284, 06 долларов США и 652.128, 76 долларов США, выписками по счету за 21.08.2008 и 28.08.2008.
В силу приложения N 07 от 06.08.2008 к названному контракту согласована поставка в Белоруссию в период с 10.08.2008 по 05.09.2008 прямогонного бензина в количестве 1.800 тонн. Во исполнение условий ОАО НК "Магма" представлена в Московскую южную таможню временная грузовая таможенная декларация N 10124130/070808/000448, где заявлено о намерении в период с 07.08.2008 по 31.08.2008 вывоза в таможенном режиме экспорта железнодорожным транспортом 1.800 тонн прямогонного бензина. На ГТД Московской южной таможней 06.08.2008 проставлена отметка "выпуск разрешен". Согласно железнодорожным накладным N АЕ468924, АЕ468923, АЕ468922, АЕ468939, АЕ468921, АЕ468938, АЕ468937, АЕ468920, прямогонный бензин в количестве 1.797, 088 тонн вывезен из Российской Федерации через границу Российской Федерации и Белоруссии. На накладных Московской южной таможней проставлены отметки "выпуск разрешен". Впоследствии ОАО НК "Магма" в Московскую южную таможню подана полная грузовая таможенная декларация N 10124130/100908/0000512, согласно которой под таможенный режим экспорта помещен прямогонный бензин в количестве 1.797, 088 тонн.
10.09.2008 на ГТД Московской южной таможней проставлена отметка "выпуск разрешен". Поступление денежных средств на банковский счет ОАО НК "Магма" в ЗАО "ЮниКредит Банк" подтверждено кредитовыми авизо от 28.08.2008 на сумму 454.040, 95 долларов США и 534.357, 45 долларов США, выпиской по счету за 28.08.2008. Таким образом, в течение 180 дней со дня отгрузки прямо-гонного бензина в таможенном режиме экспорта представлен полный комплект предусмотренных п. 7 ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации документов, подтверждающих вывоз из Российской Федерации в таможенном режиме экспорта в Белоруссию 3.560, 978 тонн, отраженных в строках 20 и 140 раздела 2 налоговой декларации по акцизам за август 2008.
Ссылка инспекции на непредставление в течение 90 дней со дня отгрузки прямогонного бензина третьего экземпляра заявления о ввозе товаров на территорию Белоруссии с отметкой налогового органа Белоруссии, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме, не доказывает правомерности оспариваемых обществом решений (Соглашение от 15.09.2004, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь).
Статьями 183, 184, 198 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза: непосредственно после отгрузки уплату акциза в отношении товаров, вывезенных в Белоруссию, либо представление в налоговый орган банковской гарантии; затем в течение 180 дней со дня отгрузки товаров российский налогоплательщик обязан представить в налоговый орган: контракт налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров; если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья осуществляется собственником давальческого сырья, то налогоплательщик также представляет договор между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара; платежные документы и выписка банка, которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке; грузовую таможенную декларацию с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.
При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется полная грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление; транспортные или товаросопроводительные документы с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
Предусмотренный разделом 2 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь порядок подтверждения обоснованности от уплаты акциза возлагает на налогоплательщика обязанность представить в налоговый орган в течение 90 дней со дня отгрузки товаров документы:
договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика; третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны, с отметкой налогового органа другой стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства); копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара; иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств сторон.
Порядок подтверждения права на освобождение от уплаты акциза не предусматривает представления в налоговый орган ни банковской гарантии, ни грузовой таможенной декларации, ни транспортных или товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов, а устанавливает сокращенный в сравнении с общим срок представления документов.
Налогоплательщиком выполнены обязанности по подтверждению обоснованности освобождения от уплаты акциза в отношении экспортированного в Белоруссию прямогонного бензина в количестве 3.560, 978 тонн, отраженных в строках 20 и 140 раздела 2 налоговой декларации по акцизам за август 2008, путем представления в установленные сроки в налоговый орган банковской гарантии и полного комплекта документов, предусмотренного ст. ст. 184 и 198 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку налогоплательщиком представлены доказательства наличия у него права на освобождение от уплаты акциза, доначисление акциза в сумме 9.461.519 руб. в отношении 3.560, 978 тонн, отраженных в строках 20 и 140 раздела 2 налоговой декларации по акцизам за август 2008 и отказ в подтверждении права на освобождение от уплаты акциза, являются незаконными, начисленная пеня в сумме 646.144, 01 руб. является необоснованной.
Ссылка инспекции на положения ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации и ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие приоритет положений международных договоров над нормами национального законодательства Российской Федерации, правильности позиции заявителя не опровергает, так как толкование текста Соглашения от 15.09.2004, предусматривающего сохранение после введения в действия этого Соглашения условий взаимной торговли не менее благоприятных, чем действовали до введения его в действие, указывает на отсутствие противоречия между положениями Соглашения и нормами Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающими порядок подтверждения освобождения от уплаты акциза.
Следует отметить, что к моменту вынесения оспариваемых решений инспекция располагала полным комплектом предусмотренных Порядком применения косвенных налогов при экспорте товаров документов, подтверждающих обоснованность освобождения от уплаты акциза при экспорте нефтепродуктов в Белоруссию.
По мнению инспекции, со ссылкой на пункт 2 Порядка применения косвенных налогов при экспорте товаров в случае неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов, уплаты таких налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными настоящим Соглашением, налоговые органы вправе взыскивать косвенные налоги и пени, в размере, устанавливаемом национальным законодательством государств сторон, а также применять способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные национальным законодательством государств сторон.
Оснований для взыскания сумм акциза и пени не имеется, поскольку, как следует из материалов дела, во исполнение определения суда от 18.08.2009 по настоящему делу между заявителем и инспекцией проведена сверка расчетов по акцизу по состоянию на 25.11.2008 установленную законом дату уплаты акциза на прямогонный бензин за август 2008, а также по состоянию на дату вынесения оспариваемых решений - 05.05.2008, составлены акты N 843, 845, 846 и установлено, что по состоянию на 25.11.2008 инспекцией признана сумма переплаты по акцизу, составляющая 1.767.170.464, 43 руб., в том числе: автомобильный бензин - 1.389.012.183, 18 руб.; дизельное топливо - 377.421.493, 12 руб.; прямогонный бензин 736.788, 13 руб.; по состоянию на 05.05.2009 инспекцией признана сумма переплаты по акцизу - 1.268.206.719, 30 руб., в том числе автомобильный бензин - 1.005.456.344, 18 руб., дизельное топливо - 262.750.375, 12 руб.; по состоянию на указанную дату у налогоплательщика имелась переплата пени по акцизу, в том числе на автомобильный бензин в сумме 31.231.291, 96 руб.; дизельное топливо в сумме 8.622.097, 82 руб.; прямогонный бензин в сумме 2.089.679, 82 руб.
Довод инспекции об отсутствии на счетах-фактурах, выставленных ОАО НК "Магма" в адрес ИП "ЧЕСС-Бел", отметок о регистрации их должностным лицом налогового органа по месту учета ОАО НК "Магма", не является основанием для отказа в подтверждении права на освобождение от уплаты акциза, поскольку такие счета-фактуры не поименованы в предусмотренном Порядком применения косвенных налогов при экспорте товаров перечне документов, представляемых налогоплательщиком для подтверждения этого права.
Поскольку требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.06.2009 вынесено на основании оспоренного решения от 05.05.2009 N 52-17-14/1177Р/1635 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое признано судом недействительным, то названное требование является также незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая правовая оценка представленным и исследованным доказательствам, доводам общества и налогового органа, правильно применены нормы действующего законодательства, регулирующие спорные отношения. Нарушений норм процессуального права, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2009 по делу N А40-78910/09-114-435 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
Н.О.ОКУЛОВА
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
Н.О.ОКУЛОВА
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)