Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2009 г.
Решение в полном объеме изготовлено 14 мая 2009 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе председательствующего Матюшенковой Ю.Л.
при ведении протокола судебного заседания судьей Матюшенковой Ю.Л. рассмотрел дело по иску ОАО "Сода"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3
о признании недействительным решения
В заседании приняли участие:
От заявителя Каримова М.С. д. от 02.02.09, пасп.
От ответчика Янютин А.В. д. от 10.02.09, уд. УР N 432443
иск заявлен о признании недействительным решения ответчика от 30.10.08 N 363 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Заявитель считает обоснованным применение налоговой ставки 0% по НДПИ при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь, поскольку это соответствует пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ. По мнению заявителя, он вправе применить нулевую ставку к нормативным потерям вне зависимости от того, что определение количества добытого полезного ископаемого производится косвенным методом.
Ответчик против иска возражает по доводам, изложенным в решении и отзыве. По его мнению, налогоплательщиком занижена налогооблагаемая база в результате уменьшения количества добытого полезного ископаемого на сумму фактических потерь. Из п. 3 ст. 339 НК РФ инспекция делает вывод о том, что при применении косвенного метода определения количества добытого полезного ископаемого налогоплательщик не вправе учесть фактические потери при обложении добычи налоговой ставкой 0%.
Исследовав письменные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев дело в порядке ст. 200 АПК РФ, суд установил, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за апрель 2008 г. Уточненная декларация представлена 04.06.08. В уточненной декларации Общество указало количество добытого полезного ископаемого (каменной соли) 204 839 куб. м.
Проведя проверку уточненной налоговой декларации, ответчик составил акт N 415 от 16.09.08. С учетом возражений на акт, материалов проверки, налоговый орган принял решение N 363 от 30.10.08, которым произвел доначисление НДПИ, пени, привлек Общество к налоговой ответственности за неполную уплату налога вследствие применения налоговой ставки 0% к фактическим потерям каменной соли. При этом ответчик исходил из следующих обстоятельств. Учетной политикой Общества на 2008 г. определено, что определение количества добытой каменной соли производится косвенным методом. Нормативные потери утверждены ЦКР Роснедра Министерства природных ресурсов РФ N 175-унп от 18.12.07 в размере 20,2%. Общество определяло количество добытого полезного ископаемого косвенным методом. Инспекция считает, что при этом фактические потери полезных ископаемых включены в расчетные данные его содержания в сырье. Учет фактических потерь полезного ископаемого при определении его количества косвенным методом не предусмотрен нормами главы 26 НК РФ.
Выводы ответчика оцениваются судом как не основанные на законе.
В соответствии с п. 1 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод (п. 2 той же статьи).
Пунктом 3 ст. 339 Кодекса установлено, что если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса предусмотрено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Учетной политикой Общества на 2008 г. установлено, что определение количества добытой каменной соли производится косвенным методом. Нормативные потери утверждены ЦКР Роснедра Министерства природных ресурсов РФ N 175-унп от 18.12.07 в размере 20,2%. Общество определяло количество добытого полезного ископаемого косвенным методом.
Из акта добычи полезного ископаемого за апрель 2008 г. следует, что добытый объем сырой соли составил 303 509,3 тонн, в том числе 100% содержание NaCI 278 014,5 тонн. Потери определены для сырой соли в 66 000 тонн, для 100% содержания NaCI 63 500 руб. Определенные потери укладываются в установленный норматив.
У суда не имеется оснований согласиться с доводами ответчика о том, что при косвенном методе налогоплательщик лишен права учесть фактические потери, а также о том, что при косвенном методе определения количества добытого полезного ископаемого фактические потери уже включены в расчетные данные, что приводит к двойному исключению фактических потерь.
Ответчик ошибочно полагает, что при косвенном методе определения количества добытого полезного ископаемого налогоплательщик лишен права учесть фактические потери, поскольку из норм главы 26 НК РФ это не следует. Пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ дано определение нормативных потерь полезных ископаемых и установлено, что в части нормативных потерь налогообложение производится по ставке 0%. При этом положениями ст. 339 НК РФ не установлено, при каком методе определения количества полезных ископаемых возможно применение данной нормы. Поэтому применение нулевой ставки НДПИ в части нормативных потерь правомерно при использовании налогоплательщиком как прямого, так и косвенного метода учета количества добытого полезного ископаемого.
Из пункта 3 ст. 339 НК РФ следует, что при прямом методе учитываются фактические потери без учета нормативов потерь, тогда как при применении косвенного метода следует применять нормативные потери, т.е. фактические потери с учетом установленных нормативов.
Ответчик полагает, что при косвенном методе определения количества добытого полезного ископаемого фактические потери уже включены в расчетные данные, что приводит к двойному исключению фактических потерь.
Ст. 65 и 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия закону оспариваемого ненормативного акта возлагается на орган, принявший оспариваемый акт. Ответчиком не представлено в дело объяснений и доказательств, подтверждающих довод о двойном учете при расчета налога одних и тех же фактических потерь полезных ископаемых.
Между тем, при косвенном методе определения количества добытого полезного ископаемого учитываются данные о содержании полезного ископаемого в минеральном сырье, а не данные о фактических потерях. Данные о фактических потерях вычитаются из данных об извлеченном из недр количестве полезного ископаемого. Поэтому данные о потерях при добыче не могут быть включены в данные о содержании полезного ископаемого в минеральном сырье, вследствие чего не происходит двойного учета фактических потерь полезного ископаемого.
С учетом изложенного, оспариваемое решение не соответствует ст. 339, 342 НК РФ и подлежит признанию недействительным.
Госпошлина подлежит возврату из бюджета на основании ст. 110 АПК РФ, пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37, ст. 333.40 НК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 65, 106, 110, 167 - 170, 197 - 201 АПК РФ, суд
признать недействительным как не соответствующее НК РФ решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 от 30.10.08 N 363 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Возвратить ОАО "Сода" из бюджета госпошлину в размере 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 14.05.2009 ПО ДЕЛУ N А40-20218/09-117-86
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2009 г. по делу N А40-20218/09-117-86
Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2009 г.
Решение в полном объеме изготовлено 14 мая 2009 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе председательствующего Матюшенковой Ю.Л.
при ведении протокола судебного заседания судьей Матюшенковой Ю.Л. рассмотрел дело по иску ОАО "Сода"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3
о признании недействительным решения
В заседании приняли участие:
От заявителя Каримова М.С. д. от 02.02.09, пасп.
От ответчика Янютин А.В. д. от 10.02.09, уд. УР N 432443
установил:
иск заявлен о признании недействительным решения ответчика от 30.10.08 N 363 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Заявитель считает обоснованным применение налоговой ставки 0% по НДПИ при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь, поскольку это соответствует пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ. По мнению заявителя, он вправе применить нулевую ставку к нормативным потерям вне зависимости от того, что определение количества добытого полезного ископаемого производится косвенным методом.
Ответчик против иска возражает по доводам, изложенным в решении и отзыве. По его мнению, налогоплательщиком занижена налогооблагаемая база в результате уменьшения количества добытого полезного ископаемого на сумму фактических потерь. Из п. 3 ст. 339 НК РФ инспекция делает вывод о том, что при применении косвенного метода определения количества добытого полезного ископаемого налогоплательщик не вправе учесть фактические потери при обложении добычи налоговой ставкой 0%.
Исследовав письменные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев дело в порядке ст. 200 АПК РФ, суд установил, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за апрель 2008 г. Уточненная декларация представлена 04.06.08. В уточненной декларации Общество указало количество добытого полезного ископаемого (каменной соли) 204 839 куб. м.
Проведя проверку уточненной налоговой декларации, ответчик составил акт N 415 от 16.09.08. С учетом возражений на акт, материалов проверки, налоговый орган принял решение N 363 от 30.10.08, которым произвел доначисление НДПИ, пени, привлек Общество к налоговой ответственности за неполную уплату налога вследствие применения налоговой ставки 0% к фактическим потерям каменной соли. При этом ответчик исходил из следующих обстоятельств. Учетной политикой Общества на 2008 г. определено, что определение количества добытой каменной соли производится косвенным методом. Нормативные потери утверждены ЦКР Роснедра Министерства природных ресурсов РФ N 175-унп от 18.12.07 в размере 20,2%. Общество определяло количество добытого полезного ископаемого косвенным методом. Инспекция считает, что при этом фактические потери полезных ископаемых включены в расчетные данные его содержания в сырье. Учет фактических потерь полезного ископаемого при определении его количества косвенным методом не предусмотрен нормами главы 26 НК РФ.
Выводы ответчика оцениваются судом как не основанные на законе.
В соответствии с п. 1 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод (п. 2 той же статьи).
Пунктом 3 ст. 339 Кодекса установлено, что если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса предусмотрено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Учетной политикой Общества на 2008 г. установлено, что определение количества добытой каменной соли производится косвенным методом. Нормативные потери утверждены ЦКР Роснедра Министерства природных ресурсов РФ N 175-унп от 18.12.07 в размере 20,2%. Общество определяло количество добытого полезного ископаемого косвенным методом.
Из акта добычи полезного ископаемого за апрель 2008 г. следует, что добытый объем сырой соли составил 303 509,3 тонн, в том числе 100% содержание NaCI 278 014,5 тонн. Потери определены для сырой соли в 66 000 тонн, для 100% содержания NaCI 63 500 руб. Определенные потери укладываются в установленный норматив.
У суда не имеется оснований согласиться с доводами ответчика о том, что при косвенном методе налогоплательщик лишен права учесть фактические потери, а также о том, что при косвенном методе определения количества добытого полезного ископаемого фактические потери уже включены в расчетные данные, что приводит к двойному исключению фактических потерь.
Ответчик ошибочно полагает, что при косвенном методе определения количества добытого полезного ископаемого налогоплательщик лишен права учесть фактические потери, поскольку из норм главы 26 НК РФ это не следует. Пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ дано определение нормативных потерь полезных ископаемых и установлено, что в части нормативных потерь налогообложение производится по ставке 0%. При этом положениями ст. 339 НК РФ не установлено, при каком методе определения количества полезных ископаемых возможно применение данной нормы. Поэтому применение нулевой ставки НДПИ в части нормативных потерь правомерно при использовании налогоплательщиком как прямого, так и косвенного метода учета количества добытого полезного ископаемого.
Из пункта 3 ст. 339 НК РФ следует, что при прямом методе учитываются фактические потери без учета нормативов потерь, тогда как при применении косвенного метода следует применять нормативные потери, т.е. фактические потери с учетом установленных нормативов.
Ответчик полагает, что при косвенном методе определения количества добытого полезного ископаемого фактические потери уже включены в расчетные данные, что приводит к двойному исключению фактических потерь.
Ст. 65 и 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия закону оспариваемого ненормативного акта возлагается на орган, принявший оспариваемый акт. Ответчиком не представлено в дело объяснений и доказательств, подтверждающих довод о двойном учете при расчета налога одних и тех же фактических потерь полезных ископаемых.
Между тем, при косвенном методе определения количества добытого полезного ископаемого учитываются данные о содержании полезного ископаемого в минеральном сырье, а не данные о фактических потерях. Данные о фактических потерях вычитаются из данных об извлеченном из недр количестве полезного ископаемого. Поэтому данные о потерях при добыче не могут быть включены в данные о содержании полезного ископаемого в минеральном сырье, вследствие чего не происходит двойного учета фактических потерь полезного ископаемого.
С учетом изложенного, оспариваемое решение не соответствует ст. 339, 342 НК РФ и подлежит признанию недействительным.
Госпошлина подлежит возврату из бюджета на основании ст. 110 АПК РФ, пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37, ст. 333.40 НК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 65, 106, 110, 167 - 170, 197 - 201 АПК РФ, суд
решил:
признать недействительным как не соответствующее НК РФ решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 от 30.10.08 N 363 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Возвратить ОАО "Сода" из бюджета госпошлину в размере 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Ю.Л.МАТЮШЕНКОВА
Ю.Л.МАТЮШЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)