Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 июля 2003 года Дело N Ф04/3239-893/А46-2003
Открытое акционерное общество "Табачная фабрика "Омская" (далее - ОАО "ТФ "Омская") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу города Омска (далее - Инспекция МНС) от 24.10.2002 N 3951 о взыскании суммы задолженности по земельному налогу и пеням в размере 106191,97 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.01.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 16.04.2003, заявленные ОАО "ТФ "Омская" требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, суд обязал Инспекцию МНС устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и вынести новое решение - об отказе ОАО "ТФ "Омская" в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает решение и постановление суда подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Инспекцией МНС, ОАО "ТФ "Омская" в 1999 - 2001 годах осуществляло расчет и уплату земельного налога в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон от 11.10.91 N 1738-1) без учета поправочных коэффициентов, повышающих среднюю ставку земельного налога, установленных федеральными законами о бюджете на соответствующие годы.
24.10.2002 заместителем руководителя Инспекции МНС вынесено решение N 3951 о взыскании с ОАО "ТФ "Омская" 106191,97 руб. задолженности по земельному налогу за период 1999 - 2001 годов, образовавшейся в результате неправомерного, по мнению налогового органа, неприменения при исчислении земельного налога в данный период установленных законодательством поправочных коэффициентов.
Считая, что земельный налог за 1999 - 2001 годы должен уплачиваться без учета повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете на соответствующий год, так как они введены с нарушением установленного порядка, ОАО "ТФ "Омская" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная инстанция проверяет законность решений, постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Кассационная инстанция при рассмотрении кассационной жалобы Инспекции МНС не принимает во внимание доводы, приведенные ОАО "ТФ "Омская" в отзыве на кассационную жалобу, поскольку приведенные в отзыве доводы о преюдициальном значении решения Арбитражного суда Омской области от 28.01.2003 по делу N 10-684/02 не заявлялись в качестве основания заявленных требований, судом не исследовались, судебные акты в материалах дела отсутствуют. Кроме того, отзыв на кассационную жалобу подписан лицом, полномочия которого не подтверждены.
Кассационная жалоба рассматривается в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Кассационная инстанция полагает ошибочным выводы судебных инстанций о незаконности принятого налоговым органом решения N 3951 о взыскании с ОАО "ТФ "Омская" 106191,97 руб. задолженности по земельному налогу за период 1999 - 2001 годов.
Из текста части 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) следует, что законодатель разделяет понятия "налоговая ставка" и "порядок исчисления налога", относя их к самостоятельным элементам налогообложения. Относительно земельного налога такое разделение проведено законодателем в приложениях N 1 и N 2 к Закону от 11.10.91 N 1738-1. Следовательно, при введении коэффициента исчисления земельного налога федеральными законами о бюджетах РФ сама ставка налога не изменяется, так как ее установление относится к компетенции органов местного самоуправления (подпункт "б" части 1 статьи 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", часть 2 статьи 53 Налогового кодекса). Устанавливаемый коэффициент влияет именно на порядок исчисления налога, а не изменяет конкретную ставку платы за землю.
Федеральные законы о федеральном бюджете принимались в рамках бюджетного законодательства и во исполнение Бюджетного кодекса РФ (статья 3 Бюджетного кодекса РФ), что позволяет сделать вывод о том, что данные правовые акты не относятся к налоговому законодательству по смыслу части 1 статьи 1 Налогового кодекса, а являются финансовыми документами, которые принимаются в целом на текущий год и действуют независимо от даты опубликования, а налоговые поступления являются одной из составляющих доходной части бюджета. Следовательно, как правильно указывает Инспекция МНС в кассационной жалобе, к ним не применим специальный порядок введения их в действие, предусмотренный статьей 5 Налогового кодекса, вывод суда о том, что федеральные законы о бюджете относятся к актам законодательства о налогах и сборах, не основан на законе.
Учитывая общий порядок вступления в силу федеральных законов, предусмотренный Федеральным законом от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", на который обоснованно ссылается Инспекция МНС, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 год" вступил в силу с момента его опубликования, т.е. с 25.02.99 (статья 143), Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" - с 05.01.2000 (статья 163), а Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2001 год" - с 28.12.2001 (статья 139).
Таким образом, решение N 3951 о взыскании с ОАО "ТФ "Омская" 106191,97 руб. задолженности по земельному налогу за период 1999 - 2001 годов, образовавшейся в результате неприменения при исчислении земельного налога в данный период установленных законодательством поправочных коэффициентов, является законным.
Учитывая, что при принятии судебных актов неправильно применены нормы материального права, они подлежат отмене. В материалах дела имеется достаточно доказательств для принятия кассационной инстанцией нового решения.
Расходы по государственной пошлине относятся на ОАО "ТФ "Омская".
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ выдается судом первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 22.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 16.04.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-638/02 (А-203/03) отменить. Принять новое решение. Отказать ОАО "Табачная фабрика "Омская" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ N 1 по Центральному административному округу г. Омска от 24.10.2002 N 3751.
Взыскать с открытого акционерного общества "Табачная фабрика "Омская" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу заявления, апелляционной и кассационной жалоб в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 16 июля 2003 года Дело N Ф04/3239-893/А46-2003
Открытое акционерное общество "Табачная фабрика "Омская" (далее - ОАО "ТФ "Омская") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу города Омска (далее - Инспекция МНС) от 24.10.2002 N 3951 о взыскании суммы задолженности по земельному налогу и пеням в размере 106191,97 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.01.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 16.04.2003, заявленные ОАО "ТФ "Омская" требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, суд обязал Инспекцию МНС устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и вынести новое решение - об отказе ОАО "ТФ "Омская" в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает решение и постановление суда подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Инспекцией МНС, ОАО "ТФ "Омская" в 1999 - 2001 годах осуществляло расчет и уплату земельного налога в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон от 11.10.91 N 1738-1) без учета поправочных коэффициентов, повышающих среднюю ставку земельного налога, установленных федеральными законами о бюджете на соответствующие годы.
24.10.2002 заместителем руководителя Инспекции МНС вынесено решение N 3951 о взыскании с ОАО "ТФ "Омская" 106191,97 руб. задолженности по земельному налогу за период 1999 - 2001 годов, образовавшейся в результате неправомерного, по мнению налогового органа, неприменения при исчислении земельного налога в данный период установленных законодательством поправочных коэффициентов.
Считая, что земельный налог за 1999 - 2001 годы должен уплачиваться без учета повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете на соответствующий год, так как они введены с нарушением установленного порядка, ОАО "ТФ "Омская" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная инстанция проверяет законность решений, постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Кассационная инстанция при рассмотрении кассационной жалобы Инспекции МНС не принимает во внимание доводы, приведенные ОАО "ТФ "Омская" в отзыве на кассационную жалобу, поскольку приведенные в отзыве доводы о преюдициальном значении решения Арбитражного суда Омской области от 28.01.2003 по делу N 10-684/02 не заявлялись в качестве основания заявленных требований, судом не исследовались, судебные акты в материалах дела отсутствуют. Кроме того, отзыв на кассационную жалобу подписан лицом, полномочия которого не подтверждены.
Кассационная жалоба рассматривается в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Кассационная инстанция полагает ошибочным выводы судебных инстанций о незаконности принятого налоговым органом решения N 3951 о взыскании с ОАО "ТФ "Омская" 106191,97 руб. задолженности по земельному налогу за период 1999 - 2001 годов.
Из текста части 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) следует, что законодатель разделяет понятия "налоговая ставка" и "порядок исчисления налога", относя их к самостоятельным элементам налогообложения. Относительно земельного налога такое разделение проведено законодателем в приложениях N 1 и N 2 к Закону от 11.10.91 N 1738-1. Следовательно, при введении коэффициента исчисления земельного налога федеральными законами о бюджетах РФ сама ставка налога не изменяется, так как ее установление относится к компетенции органов местного самоуправления (подпункт "б" части 1 статьи 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", часть 2 статьи 53 Налогового кодекса). Устанавливаемый коэффициент влияет именно на порядок исчисления налога, а не изменяет конкретную ставку платы за землю.
Федеральные законы о федеральном бюджете принимались в рамках бюджетного законодательства и во исполнение Бюджетного кодекса РФ (статья 3 Бюджетного кодекса РФ), что позволяет сделать вывод о том, что данные правовые акты не относятся к налоговому законодательству по смыслу части 1 статьи 1 Налогового кодекса, а являются финансовыми документами, которые принимаются в целом на текущий год и действуют независимо от даты опубликования, а налоговые поступления являются одной из составляющих доходной части бюджета. Следовательно, как правильно указывает Инспекция МНС в кассационной жалобе, к ним не применим специальный порядок введения их в действие, предусмотренный статьей 5 Налогового кодекса, вывод суда о том, что федеральные законы о бюджете относятся к актам законодательства о налогах и сборах, не основан на законе.
Учитывая общий порядок вступления в силу федеральных законов, предусмотренный Федеральным законом от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", на который обоснованно ссылается Инспекция МНС, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 год" вступил в силу с момента его опубликования, т.е. с 25.02.99 (статья 143), Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" - с 05.01.2000 (статья 163), а Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2001 год" - с 28.12.2001 (статья 139).
Таким образом, решение N 3951 о взыскании с ОАО "ТФ "Омская" 106191,97 руб. задолженности по земельному налогу за период 1999 - 2001 годов, образовавшейся в результате неприменения при исчислении земельного налога в данный период установленных законодательством поправочных коэффициентов, является законным.
Учитывая, что при принятии судебных актов неправильно применены нормы материального права, они подлежат отмене. В материалах дела имеется достаточно доказательств для принятия кассационной инстанцией нового решения.
Расходы по государственной пошлине относятся на ОАО "ТФ "Омская".
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ выдается судом первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 22.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 16.04.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-638/02 (А-203/03) отменить. Принять новое решение. Отказать ОАО "Табачная фабрика "Омская" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ N 1 по Центральному административному округу г. Омска от 24.10.2002 N 3751.
Взыскать с открытого акционерного общества "Табачная фабрика "Омская" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу заявления, апелляционной и кассационной жалоб в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 16.07.2003 N Ф04/3239-893/А46-2003
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 16 июля 2003 года Дело N Ф04/3239-893/А46-2003
Открытое акционерное общество "Табачная фабрика "Омская" (далее - ОАО "ТФ "Омская") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу города Омска (далее - Инспекция МНС) от 24.10.2002 N 3951 о взыскании суммы задолженности по земельному налогу и пеням в размере 106191,97 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.01.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 16.04.2003, заявленные ОАО "ТФ "Омская" требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, суд обязал Инспекцию МНС устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и вынести новое решение - об отказе ОАО "ТФ "Омская" в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает решение и постановление суда подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Инспекцией МНС, ОАО "ТФ "Омская" в 1999 - 2001 годах осуществляло расчет и уплату земельного налога в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон от 11.10.91 N 1738-1) без учета поправочных коэффициентов, повышающих среднюю ставку земельного налога, установленных федеральными законами о бюджете на соответствующие годы.
24.10.2002 заместителем руководителя Инспекции МНС вынесено решение N 3951 о взыскании с ОАО "ТФ "Омская" 106191,97 руб. задолженности по земельному налогу за период 1999 - 2001 годов, образовавшейся в результате неправомерного, по мнению налогового органа, неприменения при исчислении земельного налога в данный период установленных законодательством поправочных коэффициентов.
Считая, что земельный налог за 1999 - 2001 годы должен уплачиваться без учета повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете на соответствующий год, так как они введены с нарушением установленного порядка, ОАО "ТФ "Омская" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная инстанция проверяет законность решений, постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Кассационная инстанция при рассмотрении кассационной жалобы Инспекции МНС не принимает во внимание доводы, приведенные ОАО "ТФ "Омская" в отзыве на кассационную жалобу, поскольку приведенные в отзыве доводы о преюдициальном значении решения Арбитражного суда Омской области от 28.01.2003 по делу N 10-684/02 не заявлялись в качестве основания заявленных требований, судом не исследовались, судебные акты в материалах дела отсутствуют. Кроме того, отзыв на кассационную жалобу подписан лицом, полномочия которого не подтверждены.
Кассационная жалоба рассматривается в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Кассационная инстанция полагает ошибочным выводы судебных инстанций о незаконности принятого налоговым органом решения N 3951 о взыскании с ОАО "ТФ "Омская" 106191,97 руб. задолженности по земельному налогу за период 1999 - 2001 годов.
Из текста части 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) следует, что законодатель разделяет понятия "налоговая ставка" и "порядок исчисления налога", относя их к самостоятельным элементам налогообложения. Относительно земельного налога такое разделение проведено законодателем в приложениях N 1 и N 2 к Закону от 11.10.91 N 1738-1. Следовательно, при введении коэффициента исчисления земельного налога федеральными законами о бюджетах РФ сама ставка налога не изменяется, так как ее установление относится к компетенции органов местного самоуправления (подпункт "б" части 1 статьи 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", часть 2 статьи 53 Налогового кодекса). Устанавливаемый коэффициент влияет именно на порядок исчисления налога, а не изменяет конкретную ставку платы за землю.
Федеральные законы о федеральном бюджете принимались в рамках бюджетного законодательства и во исполнение Бюджетного кодекса РФ (статья 3 Бюджетного кодекса РФ), что позволяет сделать вывод о том, что данные правовые акты не относятся к налоговому законодательству по смыслу части 1 статьи 1 Налогового кодекса, а являются финансовыми документами, которые принимаются в целом на текущий год и действуют независимо от даты опубликования, а налоговые поступления являются одной из составляющих доходной части бюджета. Следовательно, как правильно указывает Инспекция МНС в кассационной жалобе, к ним не применим специальный порядок введения их в действие, предусмотренный статьей 5 Налогового кодекса, вывод суда о том, что федеральные законы о бюджете относятся к актам законодательства о налогах и сборах, не основан на законе.
Учитывая общий порядок вступления в силу федеральных законов, предусмотренный Федеральным законом от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", на который обоснованно ссылается Инспекция МНС, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 год" вступил в силу с момента его опубликования, т.е. с 25.02.99 (статья 143), Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" - с 05.01.2000 (статья 163), а Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2001 год" - с 28.12.2001 (статья 139).
Таким образом, решение N 3951 о взыскании с ОАО "ТФ "Омская" 106191,97 руб. задолженности по земельному налогу за период 1999 - 2001 годов, образовавшейся в результате неприменения при исчислении земельного налога в данный период установленных законодательством поправочных коэффициентов, является законным.
Учитывая, что при принятии судебных актов неправильно применены нормы материального права, они подлежат отмене. В материалах дела имеется достаточно доказательств для принятия кассационной инстанцией нового решения.
Расходы по государственной пошлине относятся на ОАО "ТФ "Омская".
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ выдается судом первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 22.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 16.04.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-638/02 (А-203/03) отменить. Принять новое решение. Отказать ОАО "Табачная фабрика "Омская" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ N 1 по Центральному административному округу г. Омска от 24.10.2002 N 3751.
Взыскать с открытого акционерного общества "Табачная фабрика "Омская" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу заявления, апелляционной и кассационной жалоб в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 16 июля 2003 года Дело N Ф04/3239-893/А46-2003
Открытое акционерное общество "Табачная фабрика "Омская" (далее - ОАО "ТФ "Омская") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу города Омска (далее - Инспекция МНС) от 24.10.2002 N 3951 о взыскании суммы задолженности по земельному налогу и пеням в размере 106191,97 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.01.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 16.04.2003, заявленные ОАО "ТФ "Омская" требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, суд обязал Инспекцию МНС устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и вынести новое решение - об отказе ОАО "ТФ "Омская" в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает решение и постановление суда подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Инспекцией МНС, ОАО "ТФ "Омская" в 1999 - 2001 годах осуществляло расчет и уплату земельного налога в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон от 11.10.91 N 1738-1) без учета поправочных коэффициентов, повышающих среднюю ставку земельного налога, установленных федеральными законами о бюджете на соответствующие годы.
24.10.2002 заместителем руководителя Инспекции МНС вынесено решение N 3951 о взыскании с ОАО "ТФ "Омская" 106191,97 руб. задолженности по земельному налогу за период 1999 - 2001 годов, образовавшейся в результате неправомерного, по мнению налогового органа, неприменения при исчислении земельного налога в данный период установленных законодательством поправочных коэффициентов.
Считая, что земельный налог за 1999 - 2001 годы должен уплачиваться без учета повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете на соответствующий год, так как они введены с нарушением установленного порядка, ОАО "ТФ "Омская" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная инстанция проверяет законность решений, постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Кассационная инстанция при рассмотрении кассационной жалобы Инспекции МНС не принимает во внимание доводы, приведенные ОАО "ТФ "Омская" в отзыве на кассационную жалобу, поскольку приведенные в отзыве доводы о преюдициальном значении решения Арбитражного суда Омской области от 28.01.2003 по делу N 10-684/02 не заявлялись в качестве основания заявленных требований, судом не исследовались, судебные акты в материалах дела отсутствуют. Кроме того, отзыв на кассационную жалобу подписан лицом, полномочия которого не подтверждены.
Кассационная жалоба рассматривается в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Кассационная инстанция полагает ошибочным выводы судебных инстанций о незаконности принятого налоговым органом решения N 3951 о взыскании с ОАО "ТФ "Омская" 106191,97 руб. задолженности по земельному налогу за период 1999 - 2001 годов.
Из текста части 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) следует, что законодатель разделяет понятия "налоговая ставка" и "порядок исчисления налога", относя их к самостоятельным элементам налогообложения. Относительно земельного налога такое разделение проведено законодателем в приложениях N 1 и N 2 к Закону от 11.10.91 N 1738-1. Следовательно, при введении коэффициента исчисления земельного налога федеральными законами о бюджетах РФ сама ставка налога не изменяется, так как ее установление относится к компетенции органов местного самоуправления (подпункт "б" части 1 статьи 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", часть 2 статьи 53 Налогового кодекса). Устанавливаемый коэффициент влияет именно на порядок исчисления налога, а не изменяет конкретную ставку платы за землю.
Федеральные законы о федеральном бюджете принимались в рамках бюджетного законодательства и во исполнение Бюджетного кодекса РФ (статья 3 Бюджетного кодекса РФ), что позволяет сделать вывод о том, что данные правовые акты не относятся к налоговому законодательству по смыслу части 1 статьи 1 Налогового кодекса, а являются финансовыми документами, которые принимаются в целом на текущий год и действуют независимо от даты опубликования, а налоговые поступления являются одной из составляющих доходной части бюджета. Следовательно, как правильно указывает Инспекция МНС в кассационной жалобе, к ним не применим специальный порядок введения их в действие, предусмотренный статьей 5 Налогового кодекса, вывод суда о том, что федеральные законы о бюджете относятся к актам законодательства о налогах и сборах, не основан на законе.
Учитывая общий порядок вступления в силу федеральных законов, предусмотренный Федеральным законом от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", на который обоснованно ссылается Инспекция МНС, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 год" вступил в силу с момента его опубликования, т.е. с 25.02.99 (статья 143), Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" - с 05.01.2000 (статья 163), а Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2001 год" - с 28.12.2001 (статья 139).
Таким образом, решение N 3951 о взыскании с ОАО "ТФ "Омская" 106191,97 руб. задолженности по земельному налогу за период 1999 - 2001 годов, образовавшейся в результате неприменения при исчислении земельного налога в данный период установленных законодательством поправочных коэффициентов, является законным.
Учитывая, что при принятии судебных актов неправильно применены нормы материального права, они подлежат отмене. В материалах дела имеется достаточно доказательств для принятия кассационной инстанцией нового решения.
Расходы по государственной пошлине относятся на ОАО "ТФ "Омская".
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ выдается судом первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 22.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 16.04.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-638/02 (А-203/03) отменить. Принять новое решение. Отказать ОАО "Табачная фабрика "Омская" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ N 1 по Центральному административному округу г. Омска от 24.10.2002 N 3751.
Взыскать с открытого акционерного общества "Табачная фабрика "Омская" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу заявления, апелляционной и кассационной жалоб в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)