Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2010 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Дмитриевой Н.Н., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Багдасарян Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 апреля 2010 года по делу N А47-11795/2009 (судья Сердюк Т.В.) при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд" - Ефашкина В.А. (доверенность от 07.12.2009), от Инспекции Федеральной налоговой служб по Ленинскому району г. Оренбурга - Лобановой Ю.В. (доверенность от 02.02.2010 N 8),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд" (далее - заявитель, налогоплательщик, ООО "Савола Агро Трейд") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании частично недействительным решения от 30.09.2009 N 20-20/38171, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15 апреля 2010 года заявленные налогоплательщиком требования, удовлетворены. Решение налогового органа признано недействительным в части: п. 1.1 резолютивной части, в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 367510 руб. за неуплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет за 2007 год; п. 1.2 резолютивной части, в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1013798 руб. за неуплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации за 2007 год; п. 2.6 резолютивной части в части начисления пени за нарушение срока уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 1026815 руб. 87 коп.; п. 2.7 резолютивной части в части начисления пени за нарушение срока уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 371788 руб. 26 коп.; п. 3.1.6 резолютивной части в части доначисления налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 5813116 руб.; п. 3.1.7 резолютивной части в части доначисления налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 2159157 руб.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального права. В частности, в апелляционной жалобе Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга указывает на то, что нормы ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации, верно применены заинтересованным лицом при определении налоговых обязательств общества с ограниченной ответственностью "Савода Агро Трейд".
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, которым просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Савола Агро Трейд" указало в частности, на то, что методика расчета налоговых обязательств, примененная Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, не отвечает принципам, заложенным в ст. 40 НК РФ.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей налогового органа и налогоплательщика, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд"; по результатам проверки составлен акт от 07.09.2009 N 20-20/3439дсп (т. 1, л.д. 62 - 85) и вынесено решение от 30.09.2009 N 20-20/38171 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1, л.д. 98 - 121).
Указанным решением ООО "Савола Агро Трейд" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной: п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу 367510 руб. за неполную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет за 2007 год (пп. 1 п. 1); п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу 1013798 руб. за неполную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации (пп. 2 п. 1); ст. 123 НК РФ, штрафу 3599 руб. 80 коп. за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц (пп. 3 п. 1); п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу 735 руб. 84 коп. за неуплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет (пп. 4 п. 1); п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу 106 руб. 70 коп. за неуплату единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации (пп. 5 п. 1); п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу 40 руб. 48 коп. за неуплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (пп. 6 п. 1); п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу 73 руб. 59 коп. за неуплату единого социального налога, зачисляемого в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (пп. 7 п. 1). Также ООО "Савола Агро Трейд" предложено уплатить начисленные пени за нарушение сроков уплаты налогов, а именно: по налогу на доходы физических лиц - 6561 руб. 37 коп. (пп. 1 п. 2); по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации - 28 руб. 45 коп. (пп. 2 п. 2); по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 41 руб. 94 коп. (пп. 3 п. 2); по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования - 23 руб. 03 коп., (пп. 4 п. 2); по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 445 руб. 87 коп. (пп. 5 п. 2); по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации - 1026815 руб. 87 коп. (пп. 6 п. 2); по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 371788 руб. 26 коп. (пп. 7 п. 2). Обществу с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд" предложено уплатить доначисленные суммы налогов: единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации - 533 руб. 48 коп. (пп. 1 п. 3.1); единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 367 руб. 92 коп. (пп. 2 п. 3.1); единый социальный налог, зачисляемый в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования - 202 руб. 36 коп., (пп. 3 п. 3.1); единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет - 3679 руб. 20 коп. (пп. 4 п. 2); налог на доходы физических лиц - 3173 руб. (пп. 5 п. 3.1); налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации - 5813116 руб. 00 коп. (пп. 6 п. 3.1); налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет - 2159157 руб. 00 коп. (пп. 7 п. 3.1).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 30.11.2009 N 17-17/20227 (т. 2, л.д. 23 - 27) решение Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга от 30.09.2009 N 20-20/38171 оставлено без изменения и утверждено.
Налоговый орган осуществил перерасчет налоговых обязательств общества с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд", в связи с применением положений статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении сделок, совершенных между взаимозависимыми лицами, коими признаны ООО "Савола Агро Трейд" и товарищество с ограниченной ответственностью "Туркуаз Эдибл Ойл Индастриз" (далее - ТОО "Туркуаз Эдиб Ойл Индастриз"), и, связанных с реализацией с 23.11.2007, взаимозависимому лицу (ТОО "Туркуаз Эдиб Ойл Индастриз"), черных семян подсолнечника ГОСТ 22391-89 по цене 13900 рублей за одну тонну. Налоговый орган при этом сделал вывод о том, что цена реализации на 128 % выше уровня цен, ранее применяемых по аналогичному товару в период с 01.11.2007 по 15.11.2007. Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга были сделаны запросы в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, и в Торгово-промышленную палату Оренбургской области; в ответ на запросы налогового органа, вышеуказанными организациями была предоставлена информация о диапазоне рыночной (средней) стоимости семян подсолнечника по Оренбургской области за период 2006 - 2007 гг. Налоговый орган, заключив 07.05.2009 договор N 05/09, с обществом с ограниченной ответственностью "Центр экономических и юридических экспертиз" (далее - ООО "Центр экономических и юридических экспертиз"), использовал в целях перерасчета налоговых обязательств общества с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд", данные отчета от 25.06.2009 N 05/09 "Об определении рыночной стоимости черных семян подсолнечника российского происхождения ГОСТ 22391-89" (далее - отчет N 05/09). Соответствующие данные указанного отчета, при составлении которого при оценке ООО "Центр экономических и юридических экспертиз" использовался сравнительный подход, были взяты заинтересованным лицом, при перерасчете налоговых обязательств общества с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд". При этом налоговым органом сделан вывод о занижении заявителем доходов от реализации на 33217805 руб., и, нарушении в связи с этим налогоплательщиком, положений п. 1 ст. 249, п.п. 1, 3 ст. 271 НК РФ, исходя из условий п. 3 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные налогоплательщиком, требования, исходил из нелегитимности расчета налоговых обязательств общества с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд", произведенного налоговым органом. Также суд первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, исходил из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19.11.2002 N 1369/01.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, и оснований для переоценки данных выводов арбитражный апелляционный суд не находит.
Прежде всего, мотивировочная часть решения Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга от 30.09.2009 N 20-20/38171 (т. 1, л.д. 99 - 107), - не может быть признана отвечающей требованиям п. 8 ст. 101 Кодекса, равно как, не может быть признана отвечающей требованиям пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ, описательная часть акта выездной налоговой проверки, касающаяся данного эпизода (т. 1, л.д. 65 - 74), - так как, они содержат настолько схематичное описание применения положений ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации заинтересованным лицом, в целях перерасчета налоговых обязательств общества с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд", что, в реальности, не позволяют определить методику расчета указанных выше, обязательств. Сам по себе, факт превышения более чем на 20% рыночных цен реализованных товарно-материальных ценностей, не дает безусловного повода для применения положений статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации в целях перерасчета налоговых обязательств налогоплательщика.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для признания недействительным решения налогового органа в соответствующей части, однако, основным мотивом для удовлетворения требований заявителя по данному эпизоду является следующий.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 20 НК РФ взаимозависимыми для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организации в этой последовательности одна в другой.
О том, что ООО "Савола Агро Трейд" и ТОО "Туркуаз Эдиб Ойл Индастриз" являются взаимозависимыми лицами (доля ООО "Туркуаз Эдиб Ойл Индастриз" в уставном капитале заявителя составляет 99 %), в контексте пп. 3 п. 1 ст. 20 Кодекса, свидетельствуют имеющиеся в материалах дела, доказательства, и, данный факт не оспаривается со стороны налогоплательщика-заявителя.
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (п. 1 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами.
Также, в силу условий пп. 4 п. 2 ст. 40 Кодекса, налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Оспариваемое в части, налогоплательщиком, решение налогового органа, содержит ссылки, как на пп. 1 п. 2 ст. 40 НК РФ, так и на пп. 4 п. 2 ст. 40 Кодекса.
При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являются взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок (п. 8 ст. 40 НК РФ).
При определении рыночных цен товаров, работ или услуг учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказать влияние на цены. При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок (п. 9 ст. 40 НК РФ).
При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя (абз. 1 п. 10 ст. 40 НК РФ).
При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты (абз. 2 п. 10 ст. 40 НК РФ).
При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках (п. 11 ст. 40 НК РФ).
Безусловно, налоговый орган, исходя из норм, закрепленных в пп. 11 п. 1 ст. 31, ст. 96 Налогового кодекса Российской Федерации, имеет право привлечь специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля, однако, наличие данных норм не означает, что заключение специалиста при любых условиях может быть принято за аксиому при осуществлении налоговыми органами контрольных функций, связанных с перерасчетом налоговых обязательств налогоплательщика.
В данном случае, Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, напротив, в целях перерасчета налоговых обязательств ООО "Савола Агро Трейд", безоговорочно использовало информацию, предоставленную ООО "Центр экономических и юридических экспертиз", - не оценив ее, ни на предмет достоверности, ни на предмет соответствия данной информации условиям, закрепленным в ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из содержания отчета N 05/09 не представляется возможным установить, каким именно образом было осуществлено определение рыночной стоимости семян подсолнечника (т. 1, л.д. 163 - 165).
Помимо изложенного, верным является указание арбитражного суда первой инстанции на то, что Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает перерасчет налоговых обязательств с использованием норм ст. 40 Кодекса, с применением сравнительного подхода, - тем более, что из содержания отчета N 05/09, следует, что в целях определения рыночной стоимости семян подсолнечника использовались исключительно, документы общества с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд", представленные налоговым органом (т. 1, л.д. 150), и, какая именно информация, кроме документов самого налогоплательщика, была использована при определении рыночной стоимости семян подсолнечника, из отчета N 05/09 не представляется возможным установить.
Кроме того, в отчете N 05/09 не учтен факт экспортной реализации семян подсолнечника.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 апреля 2010 года по делу N А47-11795/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.06.2010 N 18АП-5233/2010 ПО ДЕЛУ N А47-11795/2009
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2010 г. N 18АП-5233/2010
Дело N А47-11795/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2010 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Дмитриевой Н.Н., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Багдасарян Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 апреля 2010 года по делу N А47-11795/2009 (судья Сердюк Т.В.) при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд" - Ефашкина В.А. (доверенность от 07.12.2009), от Инспекции Федеральной налоговой служб по Ленинскому району г. Оренбурга - Лобановой Ю.В. (доверенность от 02.02.2010 N 8),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд" (далее - заявитель, налогоплательщик, ООО "Савола Агро Трейд") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании частично недействительным решения от 30.09.2009 N 20-20/38171, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15 апреля 2010 года заявленные налогоплательщиком требования, удовлетворены. Решение налогового органа признано недействительным в части: п. 1.1 резолютивной части, в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 367510 руб. за неуплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет за 2007 год; п. 1.2 резолютивной части, в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1013798 руб. за неуплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации за 2007 год; п. 2.6 резолютивной части в части начисления пени за нарушение срока уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 1026815 руб. 87 коп.; п. 2.7 резолютивной части в части начисления пени за нарушение срока уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 371788 руб. 26 коп.; п. 3.1.6 резолютивной части в части доначисления налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 5813116 руб.; п. 3.1.7 резолютивной части в части доначисления налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 2159157 руб.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального права. В частности, в апелляционной жалобе Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга указывает на то, что нормы ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации, верно применены заинтересованным лицом при определении налоговых обязательств общества с ограниченной ответственностью "Савода Агро Трейд".
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, которым просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Савола Агро Трейд" указало в частности, на то, что методика расчета налоговых обязательств, примененная Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, не отвечает принципам, заложенным в ст. 40 НК РФ.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей налогового органа и налогоплательщика, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд"; по результатам проверки составлен акт от 07.09.2009 N 20-20/3439дсп (т. 1, л.д. 62 - 85) и вынесено решение от 30.09.2009 N 20-20/38171 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1, л.д. 98 - 121).
Указанным решением ООО "Савола Агро Трейд" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной: п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу 367510 руб. за неполную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет за 2007 год (пп. 1 п. 1); п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу 1013798 руб. за неполную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации (пп. 2 п. 1); ст. 123 НК РФ, штрафу 3599 руб. 80 коп. за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц (пп. 3 п. 1); п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу 735 руб. 84 коп. за неуплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет (пп. 4 п. 1); п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу 106 руб. 70 коп. за неуплату единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации (пп. 5 п. 1); п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу 40 руб. 48 коп. за неуплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (пп. 6 п. 1); п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу 73 руб. 59 коп. за неуплату единого социального налога, зачисляемого в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (пп. 7 п. 1). Также ООО "Савола Агро Трейд" предложено уплатить начисленные пени за нарушение сроков уплаты налогов, а именно: по налогу на доходы физических лиц - 6561 руб. 37 коп. (пп. 1 п. 2); по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации - 28 руб. 45 коп. (пп. 2 п. 2); по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 41 руб. 94 коп. (пп. 3 п. 2); по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования - 23 руб. 03 коп., (пп. 4 п. 2); по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 445 руб. 87 коп. (пп. 5 п. 2); по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации - 1026815 руб. 87 коп. (пп. 6 п. 2); по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 371788 руб. 26 коп. (пп. 7 п. 2). Обществу с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд" предложено уплатить доначисленные суммы налогов: единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации - 533 руб. 48 коп. (пп. 1 п. 3.1); единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 367 руб. 92 коп. (пп. 2 п. 3.1); единый социальный налог, зачисляемый в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования - 202 руб. 36 коп., (пп. 3 п. 3.1); единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет - 3679 руб. 20 коп. (пп. 4 п. 2); налог на доходы физических лиц - 3173 руб. (пп. 5 п. 3.1); налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации - 5813116 руб. 00 коп. (пп. 6 п. 3.1); налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет - 2159157 руб. 00 коп. (пп. 7 п. 3.1).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 30.11.2009 N 17-17/20227 (т. 2, л.д. 23 - 27) решение Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга от 30.09.2009 N 20-20/38171 оставлено без изменения и утверждено.
Налоговый орган осуществил перерасчет налоговых обязательств общества с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд", в связи с применением положений статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении сделок, совершенных между взаимозависимыми лицами, коими признаны ООО "Савола Агро Трейд" и товарищество с ограниченной ответственностью "Туркуаз Эдибл Ойл Индастриз" (далее - ТОО "Туркуаз Эдиб Ойл Индастриз"), и, связанных с реализацией с 23.11.2007, взаимозависимому лицу (ТОО "Туркуаз Эдиб Ойл Индастриз"), черных семян подсолнечника ГОСТ 22391-89 по цене 13900 рублей за одну тонну. Налоговый орган при этом сделал вывод о том, что цена реализации на 128 % выше уровня цен, ранее применяемых по аналогичному товару в период с 01.11.2007 по 15.11.2007. Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга были сделаны запросы в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, и в Торгово-промышленную палату Оренбургской области; в ответ на запросы налогового органа, вышеуказанными организациями была предоставлена информация о диапазоне рыночной (средней) стоимости семян подсолнечника по Оренбургской области за период 2006 - 2007 гг. Налоговый орган, заключив 07.05.2009 договор N 05/09, с обществом с ограниченной ответственностью "Центр экономических и юридических экспертиз" (далее - ООО "Центр экономических и юридических экспертиз"), использовал в целях перерасчета налоговых обязательств общества с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд", данные отчета от 25.06.2009 N 05/09 "Об определении рыночной стоимости черных семян подсолнечника российского происхождения ГОСТ 22391-89" (далее - отчет N 05/09). Соответствующие данные указанного отчета, при составлении которого при оценке ООО "Центр экономических и юридических экспертиз" использовался сравнительный подход, были взяты заинтересованным лицом, при перерасчете налоговых обязательств общества с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд". При этом налоговым органом сделан вывод о занижении заявителем доходов от реализации на 33217805 руб., и, нарушении в связи с этим налогоплательщиком, положений п. 1 ст. 249, п.п. 1, 3 ст. 271 НК РФ, исходя из условий п. 3 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные налогоплательщиком, требования, исходил из нелегитимности расчета налоговых обязательств общества с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд", произведенного налоговым органом. Также суд первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, исходил из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19.11.2002 N 1369/01.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, и оснований для переоценки данных выводов арбитражный апелляционный суд не находит.
Прежде всего, мотивировочная часть решения Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга от 30.09.2009 N 20-20/38171 (т. 1, л.д. 99 - 107), - не может быть признана отвечающей требованиям п. 8 ст. 101 Кодекса, равно как, не может быть признана отвечающей требованиям пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ, описательная часть акта выездной налоговой проверки, касающаяся данного эпизода (т. 1, л.д. 65 - 74), - так как, они содержат настолько схематичное описание применения положений ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации заинтересованным лицом, в целях перерасчета налоговых обязательств общества с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд", что, в реальности, не позволяют определить методику расчета указанных выше, обязательств. Сам по себе, факт превышения более чем на 20% рыночных цен реализованных товарно-материальных ценностей, не дает безусловного повода для применения положений статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации в целях перерасчета налоговых обязательств налогоплательщика.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для признания недействительным решения налогового органа в соответствующей части, однако, основным мотивом для удовлетворения требований заявителя по данному эпизоду является следующий.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 20 НК РФ взаимозависимыми для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организации в этой последовательности одна в другой.
О том, что ООО "Савола Агро Трейд" и ТОО "Туркуаз Эдиб Ойл Индастриз" являются взаимозависимыми лицами (доля ООО "Туркуаз Эдиб Ойл Индастриз" в уставном капитале заявителя составляет 99 %), в контексте пп. 3 п. 1 ст. 20 Кодекса, свидетельствуют имеющиеся в материалах дела, доказательства, и, данный факт не оспаривается со стороны налогоплательщика-заявителя.
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (п. 1 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами.
Также, в силу условий пп. 4 п. 2 ст. 40 Кодекса, налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Оспариваемое в части, налогоплательщиком, решение налогового органа, содержит ссылки, как на пп. 1 п. 2 ст. 40 НК РФ, так и на пп. 4 п. 2 ст. 40 Кодекса.
При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являются взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок (п. 8 ст. 40 НК РФ).
При определении рыночных цен товаров, работ или услуг учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказать влияние на цены. При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок (п. 9 ст. 40 НК РФ).
При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя (абз. 1 п. 10 ст. 40 НК РФ).
При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты (абз. 2 п. 10 ст. 40 НК РФ).
При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках (п. 11 ст. 40 НК РФ).
Безусловно, налоговый орган, исходя из норм, закрепленных в пп. 11 п. 1 ст. 31, ст. 96 Налогового кодекса Российской Федерации, имеет право привлечь специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля, однако, наличие данных норм не означает, что заключение специалиста при любых условиях может быть принято за аксиому при осуществлении налоговыми органами контрольных функций, связанных с перерасчетом налоговых обязательств налогоплательщика.
В данном случае, Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, напротив, в целях перерасчета налоговых обязательств ООО "Савола Агро Трейд", безоговорочно использовало информацию, предоставленную ООО "Центр экономических и юридических экспертиз", - не оценив ее, ни на предмет достоверности, ни на предмет соответствия данной информации условиям, закрепленным в ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из содержания отчета N 05/09 не представляется возможным установить, каким именно образом было осуществлено определение рыночной стоимости семян подсолнечника (т. 1, л.д. 163 - 165).
Помимо изложенного, верным является указание арбитражного суда первой инстанции на то, что Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает перерасчет налоговых обязательств с использованием норм ст. 40 Кодекса, с применением сравнительного подхода, - тем более, что из содержания отчета N 05/09, следует, что в целях определения рыночной стоимости семян подсолнечника использовались исключительно, документы общества с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд", представленные налоговым органом (т. 1, л.д. 150), и, какая именно информация, кроме документов самого налогоплательщика, была использована при определении рыночной стоимости семян подсолнечника, из отчета N 05/09 не представляется возможным установить.
Кроме того, в отчете N 05/09 не учтен факт экспортной реализации семян подсолнечника.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 апреля 2010 года по делу N А47-11795/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи:
Н.Н.ДМИТРИЕВА
В.Ю.КОСТИН
Н.Н.ДМИТРИЕВА
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)