Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2010 г.
В полном объеме постановление изготовлено 11 марта 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е. В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Димитровграду Ульяновской области Власовой О.Г. (доверенность от 11 января 2010 г. N 2), представителя ООО "Авто-Саланг" Салиховой Х.М. (доверенность от 25 августа 2009 г. N 17),
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 марта 2010 г. в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Димитровграду Ульяновской области, Ульяновская область, г. Димитровград, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 ноября 2009 г. по делу N А72-14878/2009 (судья Пиотровская Ю.Г.), принятое по заявлению ООО "Авто-Саланг", Ульяновская область, г. Димитровград, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Димитровграду Ульяновской области,
о признании недействительным решения налогового органа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Авто-Саланг" (далее - ООО "Авто-Саланг", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по г. Димитровграду Ульяновской области (далее - налоговый орган) от 29.06.2009 г. N 09-22/29 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания налога на прибыль в сумме 132544 руб. 96 коп. (в том числе за 2006 г. - в сумме 118046 руб. 80 коп., за 9 месяцев 2007 г. - в сумме 11498 руб. 16 коп.), пени в сумме 39060 руб. 73 коп., налога на добавленную стоимость в сумме 512812 руб. (в том числе за 2006 г. - в сумме 210193 руб., за 2007 г. - в сумме 302610 руб.), пени в сумме 157232 руб. 33 коп.
Решением от 17.11.2009 г. по делу N А72-14878/2009 Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил заявление общества.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. Налоговый орган считает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
ООО "Авто-Саланг" в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
Рассмотрение дела было отложено с 10.02.2010 г. на 10.03.2010 г.
В судебных заседаниях представитель налогового органа поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель общества в судебных заседаниях апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве и в выступлениях представителей сторон в судебных заседаниях, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения урегулированы статьей 346.13 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 НК РФ.
В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Условия, при которых налогоплательщики не вправе применять упрощенную систему налогообложения, перечислены в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ. В частности, подпунктом 14 указанной статьи установлено, что организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Как видно из материалов дела, ООО "Авто-Саланг" с момента регистрации (12.03.2004 г.) отвечало условиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ, и заявило о своем желании применять упрощенную систему налогообложения. О возможности ее применения налоговый орган выдал соответствующее уведомление.
Таким образом, применение обществом упрощенной системы налогообложения являлось правомерным с момента его регистрации.
Согласно пункту 3 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ (пункт 1 статьи 346.11 НК РФ).
ООО "Авто-Саланг" не заявляло налоговому органу о намерении применять общую систему налогообложения.
Распределение долей в уставном капитале ООО "Авто-Саланг" (Минеев С.В. - 25%, общественная организация "Союз ветеранов войны в Афганистане" - 75%) состоялось 27.07.2005 г., договор об уступке доли в размере 55% в уставном капитале общественной организацией "Союз ветеранов войны в Афганистане" Минееву С.В. был заключен 28.07.2005 г. То есть указанные обстоятельства имели место в одном налоговом периоде - в 2005 г.
В 2005 г. действовал пункт 4 статьи 346.13 НК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 г. N 191-ФЗ), согласно которому возврат к общей системе налогообложения возможен в двух случаях: если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей и (или) если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. рублей.
Иных оснований возврата к общему режиму налогообложения НК РФ не содержал.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, в момент распределения долей (75% - общественная организация "Союз ветеранов войны в Афганистане" и 25% - Минеев С.В.) законодательство о налогах и сборах не содержало требования о возврате к общей системе налогообложения в случае нарушения организацией, которой обоснованно было выдано уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения, положений подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.
Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2, 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" пункт 4 статьи 346.13 НК РФ изложен в новой редакции: если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
Эти изменения вступили в силу с 01.01.2006 г., тогда как превышение доли участия общественной организации "Союз ветеранов войны в Афганистане", установленное подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, устранено 28.07.2005 г.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно посчитал, что на 01.01.2006 г. ООО "Авто-Саланг" не нарушало условия подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, а в 2005 г. НК РФ не содержал обязательных требований прекращения применения упрощенной системы налогообложения при возникновении в период ее применения обстоятельств, предусмотренных подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.
Ссылки налогового органа на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которым изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц только с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях, суд первой инстанции правомерно не принял во внимание, поскольку расширительное толкование пункта 4 статьи 346.13 НК РФ с использованием указанных норм недопустимо.
Как правильно указано судом первой инстанции, положения пункта 4 статьи 346.13 НК РФ связывают утрату права на применение упрощенной системы налогообложения с фактическим превышением 25% доли участия другой организации в уставном капитале налогоплательщика, а не с фактом регистрации вносимых налогоплательщиком в учредительные документы изменений относительно долей участия организаций.
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил утверждение налогового органа о том, что по данному вопросу имеется позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанная в Постановлении Президиума от 07.10.2008 г. N 6159/08. По указанному делу рассматривалась ситуация, в которой налогоплательщик на протяжении всего периода своей деятельности не имел оснований как для перехода на упрощенную систему налогообложения (исходя из требований подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ), так и для ее применения, а ошибочно выданное налоговым органом уведомление не означало принудительного перевода налогоплательщика на применение этой системы налогообложения.
При рассмотрении настоящего дела правомерность выдачи налоговым органом уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения с момента регистрации под сомнение не ставиться, обстоятельства дела свидетельствуют о соблюдении налогоплательщиком ограничений установленных законодательством, действовавшим в указанный период, для применения упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налоговый орган, ошибочно посчитав, что в период с 01.01.2006 г. и за 9 месяцев 2007 г. ООО "Авто-Саланг" неправомерно применяло упрощенную систему налогообложения, безосновательно начислил ему оспариваемым решением налоги (налог на прибыль и налог на добавленную стоимость в вышеуказанных суммах) по общей системе налогообложения и соответствующие суммы пени.
Кроме того, начисляя налог на прибыль и налог на добавленную стоимость за указанные периоды, налоговый орган допустил нарушение процедуры проведения налоговой проверки, поскольку необъективно и неполно исследовал документы и обстоятельства, якобы свидетельствующие о совершении обществом налогового правонарушения.
Как видно из материалов дела, в указанный период ООО "Авто-Саланг" осуществляло деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования. Данная деятельность осуществлялась на основании лицензии от 05.04.2004 г. N АСС-73-8022248, выданной Ульяновским областным отделением Ространсинспекции.
В процессе осуществления указанной деятельности ООО "Авто-Саланг" заключило договора, в частности, с Администрацией г. Димитровграда Ульяновской области, Комитетом социальной защиты населения по г. Димитровграду Ульяновской области на осуществление городских и междугородних пассажирских перевозок транспортом общего пользования в соответствии с едиными условиями перевозок пассажиров, по утвержденным единым тарифам за проезд, с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке для отдельных категорий граждан.
При проведении проверки налоговым органом не учтено, что в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ не облагаются налогом на добавленную стоимость операции по оказанию услуг по перевозке граждан городским пассажирским транспортом общего пользования, а также автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
С учетом льготы, подлежавшей применению на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в проверяемый период у ООО "Авто-Саланг" отсутствовала налоговая база по налогу на добавленную стоимость, и, соответственно, налоговый орган безосновательно начислил обществу соответствующие суммы налога и пени.
Довод налогового органа о том, что операции, связанные с перевозкой пассажиров по автобусным маршрутам N 5, 52, 53, не подпадают под действие нормы подпункта 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ, поскольку согласно этой норме операции по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, том числе в пригородном сообщении, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, не может быть принят во внимание.
ООО "Авто-Саланг" не могло заявить о праве на применение указанной льготы, так как исчисляло и уплачивало налог по упрощенной системе налогообложения.
При доначислении налога на прибыль налоговый орган неверно определил объем реализации услуг.
Из таблицы расчета налога на прибыль следует, что выручка от оказания платных услуг, с учетом принятых налоговым органом доводов общества о необходимости исключения из доходов сумм субвенций, полученных из бюджета на возмещение понесенных расходов, связанных с оказанием услуг перевозки автотранспортом льготных категорий граждан, должна составлять: за 2006 г. - 1377934 руб., за 2007 г. - 1983834 руб.
В ходе налоговой проверки налоговым органом не установлено нарушений обществом порядка оформления первичных учетных документов.
Согласно материалам налоговой проверки расходы, связанные с оказанием транспортных услуг населению, составили: в 2006 г. - 5827894 руб., за 9 месяцев 2007 г. - 5327986 руб.
НК РФ не предусматривает корректировку налоговой базы в случае получения бюджетных средств в форме субсидий для компенсации расходов и не устанавливает порядок такой корректировки.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела налоговый орган не опроверг довод общества о наличии для целей налогообложения убытка за 2006 г. и 9 месяцев 2007 г.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что по результатам налоговой проверки налоговый орган, вопреки требованиям, содержащимся в подпунктах 12, 13 пункта 3 статьи 100 НК РФ, не установил фактический размер налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, а также достоверный размер понесенных обществом расходов.
Между тем, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял этот акт.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 ноября 2009 г. по делу N А72-14878/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2010 ПО ДЕЛУ N А72-14878/2009
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2010 г. по делу N А72-14878/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2010 г.
В полном объеме постановление изготовлено 11 марта 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е. В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Димитровграду Ульяновской области Власовой О.Г. (доверенность от 11 января 2010 г. N 2), представителя ООО "Авто-Саланг" Салиховой Х.М. (доверенность от 25 августа 2009 г. N 17),
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 марта 2010 г. в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Димитровграду Ульяновской области, Ульяновская область, г. Димитровград, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 ноября 2009 г. по делу N А72-14878/2009 (судья Пиотровская Ю.Г.), принятое по заявлению ООО "Авто-Саланг", Ульяновская область, г. Димитровград, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Димитровграду Ульяновской области,
о признании недействительным решения налогового органа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Авто-Саланг" (далее - ООО "Авто-Саланг", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по г. Димитровграду Ульяновской области (далее - налоговый орган) от 29.06.2009 г. N 09-22/29 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания налога на прибыль в сумме 132544 руб. 96 коп. (в том числе за 2006 г. - в сумме 118046 руб. 80 коп., за 9 месяцев 2007 г. - в сумме 11498 руб. 16 коп.), пени в сумме 39060 руб. 73 коп., налога на добавленную стоимость в сумме 512812 руб. (в том числе за 2006 г. - в сумме 210193 руб., за 2007 г. - в сумме 302610 руб.), пени в сумме 157232 руб. 33 коп.
Решением от 17.11.2009 г. по делу N А72-14878/2009 Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил заявление общества.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. Налоговый орган считает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
ООО "Авто-Саланг" в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
Рассмотрение дела было отложено с 10.02.2010 г. на 10.03.2010 г.
В судебных заседаниях представитель налогового органа поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель общества в судебных заседаниях апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве и в выступлениях представителей сторон в судебных заседаниях, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения урегулированы статьей 346.13 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 НК РФ.
В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Условия, при которых налогоплательщики не вправе применять упрощенную систему налогообложения, перечислены в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ. В частности, подпунктом 14 указанной статьи установлено, что организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Как видно из материалов дела, ООО "Авто-Саланг" с момента регистрации (12.03.2004 г.) отвечало условиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ, и заявило о своем желании применять упрощенную систему налогообложения. О возможности ее применения налоговый орган выдал соответствующее уведомление.
Таким образом, применение обществом упрощенной системы налогообложения являлось правомерным с момента его регистрации.
Согласно пункту 3 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ (пункт 1 статьи 346.11 НК РФ).
ООО "Авто-Саланг" не заявляло налоговому органу о намерении применять общую систему налогообложения.
Распределение долей в уставном капитале ООО "Авто-Саланг" (Минеев С.В. - 25%, общественная организация "Союз ветеранов войны в Афганистане" - 75%) состоялось 27.07.2005 г., договор об уступке доли в размере 55% в уставном капитале общественной организацией "Союз ветеранов войны в Афганистане" Минееву С.В. был заключен 28.07.2005 г. То есть указанные обстоятельства имели место в одном налоговом периоде - в 2005 г.
В 2005 г. действовал пункт 4 статьи 346.13 НК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 г. N 191-ФЗ), согласно которому возврат к общей системе налогообложения возможен в двух случаях: если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей и (или) если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. рублей.
Иных оснований возврата к общему режиму налогообложения НК РФ не содержал.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, в момент распределения долей (75% - общественная организация "Союз ветеранов войны в Афганистане" и 25% - Минеев С.В.) законодательство о налогах и сборах не содержало требования о возврате к общей системе налогообложения в случае нарушения организацией, которой обоснованно было выдано уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения, положений подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.
Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2, 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" пункт 4 статьи 346.13 НК РФ изложен в новой редакции: если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
Эти изменения вступили в силу с 01.01.2006 г., тогда как превышение доли участия общественной организации "Союз ветеранов войны в Афганистане", установленное подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, устранено 28.07.2005 г.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно посчитал, что на 01.01.2006 г. ООО "Авто-Саланг" не нарушало условия подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, а в 2005 г. НК РФ не содержал обязательных требований прекращения применения упрощенной системы налогообложения при возникновении в период ее применения обстоятельств, предусмотренных подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.
Ссылки налогового органа на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которым изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц только с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях, суд первой инстанции правомерно не принял во внимание, поскольку расширительное толкование пункта 4 статьи 346.13 НК РФ с использованием указанных норм недопустимо.
Как правильно указано судом первой инстанции, положения пункта 4 статьи 346.13 НК РФ связывают утрату права на применение упрощенной системы налогообложения с фактическим превышением 25% доли участия другой организации в уставном капитале налогоплательщика, а не с фактом регистрации вносимых налогоплательщиком в учредительные документы изменений относительно долей участия организаций.
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил утверждение налогового органа о том, что по данному вопросу имеется позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанная в Постановлении Президиума от 07.10.2008 г. N 6159/08. По указанному делу рассматривалась ситуация, в которой налогоплательщик на протяжении всего периода своей деятельности не имел оснований как для перехода на упрощенную систему налогообложения (исходя из требований подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ), так и для ее применения, а ошибочно выданное налоговым органом уведомление не означало принудительного перевода налогоплательщика на применение этой системы налогообложения.
При рассмотрении настоящего дела правомерность выдачи налоговым органом уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения с момента регистрации под сомнение не ставиться, обстоятельства дела свидетельствуют о соблюдении налогоплательщиком ограничений установленных законодательством, действовавшим в указанный период, для применения упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налоговый орган, ошибочно посчитав, что в период с 01.01.2006 г. и за 9 месяцев 2007 г. ООО "Авто-Саланг" неправомерно применяло упрощенную систему налогообложения, безосновательно начислил ему оспариваемым решением налоги (налог на прибыль и налог на добавленную стоимость в вышеуказанных суммах) по общей системе налогообложения и соответствующие суммы пени.
Кроме того, начисляя налог на прибыль и налог на добавленную стоимость за указанные периоды, налоговый орган допустил нарушение процедуры проведения налоговой проверки, поскольку необъективно и неполно исследовал документы и обстоятельства, якобы свидетельствующие о совершении обществом налогового правонарушения.
Как видно из материалов дела, в указанный период ООО "Авто-Саланг" осуществляло деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования. Данная деятельность осуществлялась на основании лицензии от 05.04.2004 г. N АСС-73-8022248, выданной Ульяновским областным отделением Ространсинспекции.
В процессе осуществления указанной деятельности ООО "Авто-Саланг" заключило договора, в частности, с Администрацией г. Димитровграда Ульяновской области, Комитетом социальной защиты населения по г. Димитровграду Ульяновской области на осуществление городских и междугородних пассажирских перевозок транспортом общего пользования в соответствии с едиными условиями перевозок пассажиров, по утвержденным единым тарифам за проезд, с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке для отдельных категорий граждан.
При проведении проверки налоговым органом не учтено, что в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ не облагаются налогом на добавленную стоимость операции по оказанию услуг по перевозке граждан городским пассажирским транспортом общего пользования, а также автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
С учетом льготы, подлежавшей применению на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в проверяемый период у ООО "Авто-Саланг" отсутствовала налоговая база по налогу на добавленную стоимость, и, соответственно, налоговый орган безосновательно начислил обществу соответствующие суммы налога и пени.
Довод налогового органа о том, что операции, связанные с перевозкой пассажиров по автобусным маршрутам N 5, 52, 53, не подпадают под действие нормы подпункта 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ, поскольку согласно этой норме операции по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, том числе в пригородном сообщении, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, не может быть принят во внимание.
ООО "Авто-Саланг" не могло заявить о праве на применение указанной льготы, так как исчисляло и уплачивало налог по упрощенной системе налогообложения.
При доначислении налога на прибыль налоговый орган неверно определил объем реализации услуг.
Из таблицы расчета налога на прибыль следует, что выручка от оказания платных услуг, с учетом принятых налоговым органом доводов общества о необходимости исключения из доходов сумм субвенций, полученных из бюджета на возмещение понесенных расходов, связанных с оказанием услуг перевозки автотранспортом льготных категорий граждан, должна составлять: за 2006 г. - 1377934 руб., за 2007 г. - 1983834 руб.
В ходе налоговой проверки налоговым органом не установлено нарушений обществом порядка оформления первичных учетных документов.
Согласно материалам налоговой проверки расходы, связанные с оказанием транспортных услуг населению, составили: в 2006 г. - 5827894 руб., за 9 месяцев 2007 г. - 5327986 руб.
НК РФ не предусматривает корректировку налоговой базы в случае получения бюджетных средств в форме субсидий для компенсации расходов и не устанавливает порядок такой корректировки.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела налоговый орган не опроверг довод общества о наличии для целей налогообложения убытка за 2006 г. и 9 месяцев 2007 г.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что по результатам налоговой проверки налоговый орган, вопреки требованиям, содержащимся в подпунктах 12, 13 пункта 3 статьи 100 НК РФ, не установил фактический размер налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, а также достоверный размер понесенных обществом расходов.
Между тем, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял этот акт.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 ноября 2009 г. по делу N А72-14878/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)