Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 октября 2003 года Дело N А56-13593/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Пастуховой М.В., Ломакина С.А., при участии от негосударственного учреждения дополнительного образования "Экспериментальная детская футбольная школа "Коломяги" юриста Федоровой Ю.В. (доверенность от 10.09.2003, без номера), юриста Гришина Г.А. (доверенность от 10.09.2003, без номера), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга заместителя начальника юридического отдела Прадедовой Т.И. (доверенность от 06.10.2003 N 07-05/82), рассмотрев 09.10.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2003 по делу N А56-13593/03 (судья Жбанов В.Б.),
Негосударственное учреждение дополнительного образования "Экспериментальная детская футбольная школа "Коломяги" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС, инспекция) от 26.12.2002 N 13-16/778 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, а также о признании права на применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003 и об обязании ИМНС выдать уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 16.06.2003 заявленные учреждением требования удовлетворены в части признания недействительным уведомления от 26.12.2002 N 13-16/778, в части же признания права на применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003 и обязания налогового органа выдать учреждению соответствующее уведомление производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт и принять новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, учреждение в силу подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не приобрело право на применение с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения, поскольку на день подачи заявления, то есть по состоянию на 28.11.2002, единственным учредителем учреждения являлось закрытое акционерное общество "Коломяги-спорт" (далее - ЗАО "Коломяги-спорт"). Инспекция считает, что обоснованно отказала учреждению в переходе на упрощенную систему налогообложения, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменения учредительных документов приобретают силу с момента их государственной регистрации. Учреждение же на момент подачи заявления формально не устранило обстоятельства, препятствующие переходу на упрощенную систему налогообложения, в связи с тем, что не осуществило регистрацию изменений учредительных документов в необходимые сроки.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения, считая его законным и обоснованным. Учреждение считает, что кассационная жалоба инспекции подана с нарушением требований подпункта 2 пункта 4 статьи 277 и подпункта 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель учреждения - возражения на них.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, учреждение 28.11.2002 обратилось в налоговый орган с заявлением о переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения.
Инспекция, рассмотрев заявление учреждения, направила ему уведомление от 26.12.2002 N 13-16/778 о том, что заявитель в силу подпункта 14 пункта 3 статьи 356.12 НК РФ не вправе применять названную систему налогообложения.
Учреждение не согласилось с данным уведомлением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы ИМНС и возражения на них, заслушав пояснения представителей сторон, считает, что суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные учреждением требования.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
В силу пункта 2 статьи 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 данного кодекса, не превысил 11 млн рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).
Подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ предусмотрено, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
Следовательно, в статье 346.12 НК РФ предусмотрено как условие, необходимое для перехода организации на упрощенную систему налогообложения, так и ограничения для применения этой системы налогообложения по субъектному признаку.
Как видно из материалов дела, учреждение не имело за девять месяцев 2002 года доходов от реализации, превышающих 11 млн руб. Это обстоятельство не оспаривается налоговым органом. Таким образом, учреждением соблюдено единственное условие для применения упрощенной системы налогообложения, установленное пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что до подачи учреждением в ИМНС заявления о применении указанной системы налогообложения его учредитель - ЗАО "Коломяги-спорт" согласно договору купли-продажи от 11.11.2002 продало имущество учреждения новым участникам - семи физическим лицам в общую долевую собственность. В соответствии с данным договором право собственности на имущество учреждения перешло к покупателям с момента подписания акта приема-передачи от 11.11.2002.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319, принятому во исполнение Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, возложены с 01.07.2002 на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 52 ГК РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
Инспекция 12.12.2002 произвела государственную регистрацию изменений в учредительные документы учреждения относительно субъектного состава его участников, в связи с чем налогоплательщик 19.12.2002, то есть в срок, установленный пунктом 3 статьи 84 НК РФ, направил в налоговый орган соответствующее уведомление.
Таким образом, ИМНС на момент рассмотрения заявления учреждения о применении упрощенной системы налогообложения и направления ему оспариваемого уведомления от 26.12.2002 N 13-16/778 обладала полной информацией об устранении налогоплательщиком тех ограничений к применению названной системы налогообложения, которые предусмотрены подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.
При таких обстоятельствах у налогового органа не было законных оснований для отказа учреждению в применении с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения.
Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2003 по делу N А56-13593/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.10.2003 N А56-13593/03
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2003 года Дело N А56-13593/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Пастуховой М.В., Ломакина С.А., при участии от негосударственного учреждения дополнительного образования "Экспериментальная детская футбольная школа "Коломяги" юриста Федоровой Ю.В. (доверенность от 10.09.2003, без номера), юриста Гришина Г.А. (доверенность от 10.09.2003, без номера), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга заместителя начальника юридического отдела Прадедовой Т.И. (доверенность от 06.10.2003 N 07-05/82), рассмотрев 09.10.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2003 по делу N А56-13593/03 (судья Жбанов В.Б.),
УСТАНОВИЛ:
Негосударственное учреждение дополнительного образования "Экспериментальная детская футбольная школа "Коломяги" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС, инспекция) от 26.12.2002 N 13-16/778 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, а также о признании права на применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003 и об обязании ИМНС выдать уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 16.06.2003 заявленные учреждением требования удовлетворены в части признания недействительным уведомления от 26.12.2002 N 13-16/778, в части же признания права на применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003 и обязания налогового органа выдать учреждению соответствующее уведомление производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт и принять новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, учреждение в силу подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не приобрело право на применение с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения, поскольку на день подачи заявления, то есть по состоянию на 28.11.2002, единственным учредителем учреждения являлось закрытое акционерное общество "Коломяги-спорт" (далее - ЗАО "Коломяги-спорт"). Инспекция считает, что обоснованно отказала учреждению в переходе на упрощенную систему налогообложения, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменения учредительных документов приобретают силу с момента их государственной регистрации. Учреждение же на момент подачи заявления формально не устранило обстоятельства, препятствующие переходу на упрощенную систему налогообложения, в связи с тем, что не осуществило регистрацию изменений учредительных документов в необходимые сроки.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения, считая его законным и обоснованным. Учреждение считает, что кассационная жалоба инспекции подана с нарушением требований подпункта 2 пункта 4 статьи 277 и подпункта 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель учреждения - возражения на них.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, учреждение 28.11.2002 обратилось в налоговый орган с заявлением о переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения.
Инспекция, рассмотрев заявление учреждения, направила ему уведомление от 26.12.2002 N 13-16/778 о том, что заявитель в силу подпункта 14 пункта 3 статьи 356.12 НК РФ не вправе применять названную систему налогообложения.
Учреждение не согласилось с данным уведомлением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы ИМНС и возражения на них, заслушав пояснения представителей сторон, считает, что суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные учреждением требования.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
В силу пункта 2 статьи 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 данного кодекса, не превысил 11 млн рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).
Подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ предусмотрено, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
Следовательно, в статье 346.12 НК РФ предусмотрено как условие, необходимое для перехода организации на упрощенную систему налогообложения, так и ограничения для применения этой системы налогообложения по субъектному признаку.
Как видно из материалов дела, учреждение не имело за девять месяцев 2002 года доходов от реализации, превышающих 11 млн руб. Это обстоятельство не оспаривается налоговым органом. Таким образом, учреждением соблюдено единственное условие для применения упрощенной системы налогообложения, установленное пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что до подачи учреждением в ИМНС заявления о применении указанной системы налогообложения его учредитель - ЗАО "Коломяги-спорт" согласно договору купли-продажи от 11.11.2002 продало имущество учреждения новым участникам - семи физическим лицам в общую долевую собственность. В соответствии с данным договором право собственности на имущество учреждения перешло к покупателям с момента подписания акта приема-передачи от 11.11.2002.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319, принятому во исполнение Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, возложены с 01.07.2002 на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 52 ГК РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
Инспекция 12.12.2002 произвела государственную регистрацию изменений в учредительные документы учреждения относительно субъектного состава его участников, в связи с чем налогоплательщик 19.12.2002, то есть в срок, установленный пунктом 3 статьи 84 НК РФ, направил в налоговый орган соответствующее уведомление.
Таким образом, ИМНС на момент рассмотрения заявления учреждения о применении упрощенной системы налогообложения и направления ему оспариваемого уведомления от 26.12.2002 N 13-16/778 обладала полной информацией об устранении налогоплательщиком тех ограничений к применению названной системы налогообложения, которые предусмотрены подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.
При таких обстоятельствах у налогового органа не было законных оснований для отказа учреждению в применении с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения.
Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2003 по делу N А56-13593/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
КОРАБУХИНА Л.И.
Судьи
ЛОМАКИН С.А.
ПАСТУХОВА М.В.
КОРАБУХИНА Л.И.
Судьи
ЛОМАКИН С.А.
ПАСТУХОВА М.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)