Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 20 ноября 2003 года Дело N А66-5000-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кирейковой Г.Г., Троицкой Н.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "АНТЭК" юрисконсульта Каминского Д.Л. (доверенность от 19.11.2003), рассмотрев 20.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 01.09.2003 по делу N А66-5000-03 (судья Владимирова Г.А.),
Общество с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "АНТЭК" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - Инспекция) - отказе в регистрации книги учета доходов и расходов Общества, заявившего о переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения.
Решением суда от 01.09.2003 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом положений статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, Общество не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003, поскольку подало заявление об этом по истечении срока, указанного в пункте 1 статьи 346.13 НК РФ, которая не содержит исключений для вновь созданных юридических лиц.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, государственная регистрация Общества произведена 06.12.2002, на налоговый учет в Инспекции заявитель поставлен 09.12.2002.
11.12.2002 налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения. Письмом от 20.01.2003 N 22-18/450 Инспекция отказала Обществу в праве на применение упрощенной системы налогообложения на том основании, что заявление о переходе на названную систему налогообложения подано после 30 ноября 2002 года, то есть за пределами срока, установленного пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ. Инспекция письмом от 17.04.2003 N 22-18/3185 по тем же основаниям отказала Обществу и в регистрации его книги учета доходов и расходов.
Общество не согласилось с указанными действиями Инспекции и обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление Общества, суд исходил из того, что юридические лица, созданные в декабре текущего года и подавшие заявления о постановке на налоговый учет и о переходе на упрощенную систему налогообложения в этот же период, вправе применять указанный специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с начала января.
Кассационная инстанция считает, что вывод суда соответствует требованиям действующего законодательства.
Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах" дополнил Налоговый кодекс Российской Федерации главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения", которая введена в действие с 01 января 2003 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
В пункте 2 статьи 346.13 предусмотрено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из приведенных норм следует, что только с 01.01.2003 допускается применение налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации при условии подачи заявления о переходе на эту систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.
Следовательно, юридические лица, созданные в декабре 2002 года и ставшие в этом же периоде на налоговый учет, вправе подать в налоговый орган заявление о переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения и применять специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Кодекса, с начала текущего календарного года. Иное толкование закона, данное подателем жалобы, направлено на придание Федеральному закону от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах" обратной силы и распространение его действия на правоотношения, возникшие до 01.01.2003, что недопустимо.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что решение суда от 01.09.2003 является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Тверской области от 01.09.2003 по делу N А66-5000-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 20.11.2003 N А66-5000-03
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2003 года Дело N А66-5000-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кирейковой Г.Г., Троицкой Н.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "АНТЭК" юрисконсульта Каминского Д.Л. (доверенность от 19.11.2003), рассмотрев 20.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 01.09.2003 по делу N А66-5000-03 (судья Владимирова Г.А.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "АНТЭК" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - Инспекция) - отказе в регистрации книги учета доходов и расходов Общества, заявившего о переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения.
Решением суда от 01.09.2003 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом положений статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, Общество не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003, поскольку подало заявление об этом по истечении срока, указанного в пункте 1 статьи 346.13 НК РФ, которая не содержит исключений для вновь созданных юридических лиц.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, государственная регистрация Общества произведена 06.12.2002, на налоговый учет в Инспекции заявитель поставлен 09.12.2002.
11.12.2002 налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения. Письмом от 20.01.2003 N 22-18/450 Инспекция отказала Обществу в праве на применение упрощенной системы налогообложения на том основании, что заявление о переходе на названную систему налогообложения подано после 30 ноября 2002 года, то есть за пределами срока, установленного пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ. Инспекция письмом от 17.04.2003 N 22-18/3185 по тем же основаниям отказала Обществу и в регистрации его книги учета доходов и расходов.
Общество не согласилось с указанными действиями Инспекции и обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление Общества, суд исходил из того, что юридические лица, созданные в декабре текущего года и подавшие заявления о постановке на налоговый учет и о переходе на упрощенную систему налогообложения в этот же период, вправе применять указанный специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с начала января.
Кассационная инстанция считает, что вывод суда соответствует требованиям действующего законодательства.
Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах" дополнил Налоговый кодекс Российской Федерации главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения", которая введена в действие с 01 января 2003 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
В пункте 2 статьи 346.13 предусмотрено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из приведенных норм следует, что только с 01.01.2003 допускается применение налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации при условии подачи заявления о переходе на эту систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.
Следовательно, юридические лица, созданные в декабре 2002 года и ставшие в этом же периоде на налоговый учет, вправе подать в налоговый орган заявление о переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения и применять специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Кодекса, с начала текущего календарного года. Иное толкование закона, данное подателем жалобы, направлено на придание Федеральному закону от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах" обратной силы и распространение его действия на правоотношения, возникшие до 01.01.2003, что недопустимо.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что решение суда от 01.09.2003 является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 01.09.2003 по делу N А66-5000-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
КИРЕЙКОВА Г.Г.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
КИРЕЙКОВА Г.Г.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)