Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 13 апреля 1998 года Дело N Ф04/548-75/А75-98
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (в дальнейшем - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа с иском к Государственной налоговой инспекции по г. Сургуту Ханты - Мансийского автономного округа (в дальнейшем - госналогинспекция) с иском о признании недействительным ненормативного акта госналогинспекции - письма от 15.07.97 N 3223/09.
В обоснование заявленного требования ОАО "Сургутнефтегаз" сослалось на то, что этим письмом госналогинспекция обязала ОАО "Сургутнефтегаз" производить отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы - плату за добычу попутного газа при добыче нефти за 1996 - 1997 годы, что, по их мнению, противоречит Федеральному закону РФ "О недрах", Федеральному закону РФ "О ставках отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы" и другим нормативным актам.
Решением Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 22.01.98 иск удовлетворен в полном объеме. Ненормативный акт госналогинспекции - письмо от 15.07.97 N 3223/09 - признан недействительным.
Признавая ненормативный акт недействительным, арбитражный суд исходил из того, что в соответствии со статьей 41 Закона РФ "О недрах" размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются с учетом вида полезных ископаемых. Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии и определения ставок устанавливаются Правительством РФ. Окончательные размеры этих платежей устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.
Согласно Инструкции ГНС РФ N 17 от 30.01.93 о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право пользования недрами платежи производятся за все добытое минеральное сырье, учтенное Государственным балансом полезных ископаемых, а согласно справке Комитета природных ресурсов по Ханты - Мансийскому автономному округу от 09.12.97 N 274 в Государственном балансе полезных ископаемых по Ханты - Мансийскому автономному округу попутный газ как отдельное полезное ископаемое не значится и входит в состав сложного природного образования "нефть".
При добыче нефти газ отделяется уже на поверхности земли путем применения специальной технологии, то есть попутный газ является продуктом передела нефти.
Кроме того, в пункте 2 постановления Правительства РФ от 09.07.92 N 478 "О временных минимальных ставках платежей за право пользования недрами" прямо установлено, что платежи не взимаются с реализованных компонентов, попутно извлеченных при добыче нефти.
Госналогинспекция не привела в обоснование своих доводов ни одного закона РФ, предусматривающего платежи за попутный газ либо отменяющего постановление Правительства РФ от 09.07.92 N 478.
В соответствии с полномочиями на территории Ханты - Мансийского автономного округа, предоставленными статьей 40 Закона РФ "О недрах", 28.03.93 Совет народных депутатов округа утвердил Положение о порядке установления регулярных платежей за право добычи нефти, которым предусмотрено, что с целью стимулирования работ по утилизации извлекаемого с нефтью попутного нефтяного газа регулярные платежи за добычу этого углеводородного сырья не устанавливаются, поэтому при заключении лицензионных соглашений регулярные платежи за добычу попутного газа не установлены, что подтверждается справкой Комитета природных ресурсов Ханты - Мансийского автономного округа от 19.01.98 N 1007.
Размеры отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, порядок их взимания и распределения в соответствии со статьей 44 Закона РФ "О недрах" устанавливаются по представлению Правительства РФ высшими представительными органами Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения о государственном внебюджетном фонде восстановления материально - сырьевой базы РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 25.02.93 N 4546-1, предусмотрено, что отчисления на ВНСБ не взимаются с реализованных компонентов, попутно извлекаемых при добыче нефти, газа и т.д.
Федеральным законом РФ N 224-ФЗ от 30.12.95 "О ставках отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы" ставки разработаны только для первого товарного продукта. Ставки на попутно извлекаемые компоненты не установлены. Аналогичное положение содержится и в постановлении Комитета цен при Минэкономики РФ от 18.05.92 N 4 "Об утверждении ставок отчисления на ВНСБ".
Инструкция ГНС РФ от 31.12.96 N 44 о порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на ВНСБ в части обязывания производить отчисления и за попутные компоненты, как противоречащая Закону РФ от 30.12.95 N 224-ФЗ, применению в этой части не подлежит.
Поскольку письмо госналогинспекции от 15.07.97 N 3223/03 содержит обязательные для истца указания по уплате платежей и отчислений, суд расценил его как ненормативный акт, спор о недействительности которого в соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе госналогинспекция просит отменить решение арбитражного суда в связи с неправильным применением норм материального права и в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование своей жалобы госналогинспекция указывает на следующие доводы:
- - письмом N 3223/09 от 13.07.98 ГНИ по г. Сургуту довела до сведения разъяснение ГНС РФ от 11.06.97 N 04-1-09;
- - в соответствии с частью 7 статьи 41 Закона РФ "О недрах" окончательный размер платы за добычу полезных ископаемых устанавливается в лицензии на право пользования недрами, размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов;
- - согласно пункту 17 Инструкции ГНС РФ от 30.01.93 N 17 о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами определено, что недропользователи производят плату за право на добычу за все добытое ими минеральное сырье: как за основное, так и за попутные компоненты, учтенные Государственным балансом запасов полезных ископаемых и указанных в лицензии;
- - несостоятельна ссылка арбитражного суда на постановление Правительства РФ от 09.07.92 N 478 "О временных минимальных ставках платежей за право пользования недрами", постановление Комитета цен при Минэкономики РФ от 18.05.92 N 4, постановление Верховного Совета РФ от 25.03.93 N 4546-1 "Об утверждении Положения о Государственном внебюджетном фонде воспроизводства минерально - сырьевой базы РФ", которые не предусматривают платежей за добычу и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы с попутно добываемых полезных ископаемых, так как в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Конституции РФ установлено, что в случае противоречия между Федеральным законом и законом или иным актом субъекта РФ действует Федеральный закон;
- - а также другие доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" не соглашается с доводами госналогинспекции и считает, что решение арбитражного суда принято в соответствии с действующим законодательством, и просит оставить решение в силе.
Кассационная коллегия, в соответствии со статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы сторон, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее и в ходе судебного заседания, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, Госналогинспекция по Ханты - Мансийскому автономному округу 16.05.97 письмом за N 04/2320 обратилась в Госналогслужбу РФ, на которое письмом от 11.06.97 N 04-103 начальник Управления методологии ресурсных платежей сообщил, что расчеты платежей при пользовании недрами по попутному нефтяному газу производятся исходя из оптовых цен, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства".
Указанный выше ответ на письмо является документом внутриведомственной переписки и не несет никакой правовой нагрузки.
27.06.97 письмом N 04/3081 "О платежах при пользовании недрами" начальника ГНИ по Ханты - Мансийскому автономному округу было предложено довести до сведения плательщиков за пользование недрами о ставках платежей при добыче попутного газа.
Госналогинспекция по г. Сургуту 15.07.97 направила генеральному директору ОАО "Сургутнефтегаз" письмо N 3223/04 "О платежах при пользовании недрами", которым доводила до сведения, что в связи с поступлением разъяснений Госналогслужбы РФ N 04-1-09 от 11.06.97 расчет платежей за пользование недрами (отчисление на воспроизводство минерально - сырьевой базы, плата за добычу) при добыче попутного нефтяного газа производится в 1996 - 1997 годах исходя из оптовых цен, утвержденных министром экономики РФ по согласованию с министром финансов РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.95 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства".
Поскольку данное письмо несет правовую нагрузку - содержит обязательные для ОАО "Сургутнефтегаз" указания по платежам и отчислениям при пользовании недрами, арбитражный суд обоснованно расценил это письмо как ненормативный акт, спор о признании недействительности которого в соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подведомственен арбитражному суду.
Обжалуемым письмом (ненормативным актом) ОАО "Сургутнефтегаз" обязывается производить плату за добычу и делать отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы (в дальнейшем - ВНСБ) на попутный газ, растворенный в нефти, извлекаемый из недр вместе с нефтью.
Требование платы за пользование недрами установлено Законом РФ "О недрах" от 21.02.92 N 2385-1 (в редакции Федерального закона от 03.03.95 N 27-ФЗ), а порядок применения - рядом нормативных актов.
Арбитражный суд правильно пришел к выводу, что попутный газ не является самостоятельным видом полезного ископаемого, за добычу которого согласно статье 41 Закона РФ "О недрах" предусмотрены платежи.
Доводы госналогинспекции в этой части кассационная инстанция считает необоснованными.
Согласно пункту 17 Инструкции о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами, утвержденной Минфином РФ 04.02.93 N 8, Госналогслужбой РФ 30.01.93 N 17 и Федеральным горным и промышленным надзором России 04.02.93 N 01-17/41, зарегистрированной в Минюсте РФ 19.04.93 N 229, к минеральному сырью, по которому производятся платежи, относятся все виды полезных ископаемых из запасов месторождения в пределах горного отвода, указанных в лицензии.
Недропользователи производят плату за право на добычу полезного ископаемого за все добытое ими минеральное сырье, как за основное, так и за попутные компоненты, учтенные Государственным балансом полезных ископаемых и указанные в лицензии при наличии в стране промышленной технологии их извлечения при переработке.
Следовательно, плата за право на добычу является предварительной платой.
Уровни платежей установлены в процентах от стоимости добытого минерального сырья (приложение N 1 к Инструкции), а формы внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту лицензирования устанавливаются в лицензии (пункт 2 Инструкции).
Стоимость добытого минерального сырья (пункт 18 Инструкции) с учетом погашенных в недрах запасов исчисляется по ценам реализации товарной продукции (без учета НДС), действующим на момент определения суммы, а именно:
- - по нефти (включая газовый конденсат) - исходя из цены реализации предприятием без отчислений в фонд ценового регулирования и акциза;
- - по природному газу - исходя из регулируемых оптовых цен предприятия (до введения свободных цен), и т.д. Для попутного нефтяного газа порядок определения стоимости как добытого минерального сырья Инструкцией не устанавливался.
Пунктом 21 Инструкции установлен порядок распределения по бюджетам платежей за право на добычу углеводородного сырья (нефть, газовый конденсат и природный газ). Как видим, здесь попутный газ не упоминается.
Аналогично в приложении N 1 "Предельные уровни регулярных платежей за право на добычу полезных ископаемых" уровень платежей установлен для нефти, конденсата и природного газа. Попутный газ здесь также не упоминается.
Не может быть отнесен попутный газ к минеральному сырью - природному газу, так как согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (в редакции Изменений 10/97 СКП, утвержденных Госстандартом РФ 17.11.97) они отнесены к различным видам продукции:
- - код 027111 КЧ 7 - газ газовых и газоконденсатных месторождений - газ природный;
- - код 027112 КЧ 7 - газ нефтяных месторождений - газ попутный.
Таким образом, плата за право на добычу минерального сырья осуществляется за все добываемые полезные ископаемые, уровень платежей устанавливается в процентах от стоимости основной товарной продукции, окончательный размер платежей устанавливается при выдаче лицензии.
Дополнительная плата за право на добычу полезных ископаемых, попутно добываемых с основным минеральным сырьем, в том числе и попутного газа, законодательством не установлена.
Следовательно, требования Госналогинспекции по г. Сургуту, изложенные в письме от 15.07.97 N 3223/09, в части платы за добычу попутного нефтяного газа не основаны на законе.
В соответствии со статьей 44 Закона РФ "О недрах" от 21.02.92 N 2395-1 (в редакции Федерального закона РФ от 03.03.95 N 27-ФЗ) пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы.
Ставки этих отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально - сырьевой базы Российской Федерации, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья.
Размеры отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы определяются как установленная доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых.
Указанная доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых в соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 30.12.95 N 224-ФЗ определяется в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Закона РФ "О недрах", Федеральным законом РФ от 30.12.95 N 224-ФЗ установлены ставки отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, которыми определено, что отчисления производятся в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
В пункте 1 данного Закона, указаны виды и группы полезных ископаемых: нефть, газ и конденсат. По ранее действовавшему положению было: нефть, природный газ и конденсат.
До внесения изменений в статью 44 Закона РФ "О недрах" отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы регулировались Положением о Государственном внебюджетном фонде воспроизводства минерально - сырьевой базы РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 25.02.93 N 4546-1, которым было установлено, что отчисления не взимаются с реализованных компонентов, попутно извлеченных при добыче нефти, газа, конденсата, угля и т.д. Аналогичное положение содержалось и в постановлении N 4 от 15.05.92 (с изменениями от 23.09.92 N 18) Комитета цен при Минэкономики РФ.
Государственная налоговая служба РФ, Министерство финансов РФ письмами от 21.03.96 за номерами: N ПВ-6-04/200 и N 07-09-03 - во исполнение Федеральных законов РФ N 27-ФЗ от 03.03.95 и N 224-ФЗ от 30.12.95 установили, что до утверждения Правительством РФ Порядка использования отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы к первому товарному продукту рекомендуется относить:
- - собственно полезные ископаемые;
- - нефть, природный газ, конденсат, уголь и т.д.
Как видим, попутный нефтяной газ к первому товарному продукту не отнесен.
Постановлением Правительства РФ от 17.05.96 N 597 утвержден Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений. Пунктом 2 постановления Госналогслужбе РФ было поручено разработать совместно с Комитетом РФ по геологии и использованию недр, Минфином РФ, Минэкономики РФ и утвердить в установленном порядке инструкцию по вопросам, касающимся отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы.
Госналогслужбой РФ по согласованию с соответствующими ведомствами была принята 31.12.96 Инструкция N 44 о порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы. Инструкция была зарегистрирована в Минюсте РФ 23.05.97 N 1311 и опубликована 16.06.97.
Таким образом, до официальной публикации Инструкции по вопросам отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы действовали ранее принятые нормативные акты, которыми на попутно добытые компоненты при добыче нефти отчислений не предусматривалось, а попутный газ не относился к первому товарному продукту.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции Госналогинспекции от 31.12.96 N 44 налогооблагаемой базой по отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, к которым могут быть отнесены:
1. Собственно полезные ископаемые:
а) нефть, природный газ и газовый конденсат;
б) уголь и горючие сланцы и т.д.
Как и в письме ГНС РФ и Минфина РФ от 21.03.96 пункт 3 Инструкции ГНС от 31.12.96 N 44 относит к первому товарному продукту нефть, природный газ и газовый конденсат. Попутный газ в число первого товарного продукта не включен.
Следовательно, Госналогинспекция по г. Сургуту обязала ОАО "Сургутнефтегаз" делать отчисления на восстановление минерально - сырьевой базы с попутного газа, извлекаемого из добытой нефти, как с первого товарного продукта, не основанные на законе.
Кассационная коллегия согласилась с выводами арбитражного суда о том, что абзац 2 пункта 4 Инструкции ГНС от 31.12.96 N 44 противоречит статье 1 Закона РФ от 30.12.95 N 224-ФЗ, так как Законом не устанавливалось отчисление с попутно извлекаемых с основным минеральным сырьем полезных ископаемых.
Первый товарный продукт из смысла Закона и Инструкции - это продукт основного компонента добытого минерального сырья - это нефть, природный газ и т.д.
Попутный газ не может быть добыт самостоятельно, поэтому он не может быть отнесен при его отделении от нефти к категории первого товарного продукта лишь потому, что он реализуется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правильно пришел к выводу, что требования госналогинспекции не основаны на законе.
Ссылка арбитражного суда на законы и нормативные акты Ханты - Мансийского автономного округа лишь подтверждает правильность сделанного судом вывода.
Доводы налоговой инспекции кассационной инстанцией не принимаются, так как они основаны на абзаце 2 пункта 4 Инструкции, противоречащем Закону РФ от 31.12.95 N 224-ФЗ и пункту 1 статьи 1 этого же Закона, где вместо ранее действовавших нормативных актах "природный газ" записано "газ" ничем не обоснованы, поскольку ни в одном законе или нормативном акте, на которые ссылается госналогинспекция, отчисления на восстановление минерально - сырьевой базы отдельно с попутно добываемых полезных ископаемых не предусмотрено.
Такие отчисления установлены в процентном отношении за все добытые полезные ископаемые от стоимости первого товарного продукта.
Направляя письмо ОАО "Сургутнефтегаз", госналогинспекция по существу превысила свои полномочия, введя отчисления на воспроизводство МСБ с попутного газа, так как установление этих отчислений относится к прерогативе законодательных органов, а не налоговых.
Исходя из сказанного выше, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 22.01.98 по делу N 724-А/97 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 13.04.1998 N Ф04/548-75/А75-98
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 13 апреля 1998 года Дело N Ф04/548-75/А75-98
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (в дальнейшем - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа с иском к Государственной налоговой инспекции по г. Сургуту Ханты - Мансийского автономного округа (в дальнейшем - госналогинспекция) с иском о признании недействительным ненормативного акта госналогинспекции - письма от 15.07.97 N 3223/09.
В обоснование заявленного требования ОАО "Сургутнефтегаз" сослалось на то, что этим письмом госналогинспекция обязала ОАО "Сургутнефтегаз" производить отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы - плату за добычу попутного газа при добыче нефти за 1996 - 1997 годы, что, по их мнению, противоречит Федеральному закону РФ "О недрах", Федеральному закону РФ "О ставках отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы" и другим нормативным актам.
Решением Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 22.01.98 иск удовлетворен в полном объеме. Ненормативный акт госналогинспекции - письмо от 15.07.97 N 3223/09 - признан недействительным.
Признавая ненормативный акт недействительным, арбитражный суд исходил из того, что в соответствии со статьей 41 Закона РФ "О недрах" размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются с учетом вида полезных ископаемых. Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии и определения ставок устанавливаются Правительством РФ. Окончательные размеры этих платежей устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.
Согласно Инструкции ГНС РФ N 17 от 30.01.93 о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право пользования недрами платежи производятся за все добытое минеральное сырье, учтенное Государственным балансом полезных ископаемых, а согласно справке Комитета природных ресурсов по Ханты - Мансийскому автономному округу от 09.12.97 N 274 в Государственном балансе полезных ископаемых по Ханты - Мансийскому автономному округу попутный газ как отдельное полезное ископаемое не значится и входит в состав сложного природного образования "нефть".
При добыче нефти газ отделяется уже на поверхности земли путем применения специальной технологии, то есть попутный газ является продуктом передела нефти.
Кроме того, в пункте 2 постановления Правительства РФ от 09.07.92 N 478 "О временных минимальных ставках платежей за право пользования недрами" прямо установлено, что платежи не взимаются с реализованных компонентов, попутно извлеченных при добыче нефти.
Госналогинспекция не привела в обоснование своих доводов ни одного закона РФ, предусматривающего платежи за попутный газ либо отменяющего постановление Правительства РФ от 09.07.92 N 478.
В соответствии с полномочиями на территории Ханты - Мансийского автономного округа, предоставленными статьей 40 Закона РФ "О недрах", 28.03.93 Совет народных депутатов округа утвердил Положение о порядке установления регулярных платежей за право добычи нефти, которым предусмотрено, что с целью стимулирования работ по утилизации извлекаемого с нефтью попутного нефтяного газа регулярные платежи за добычу этого углеводородного сырья не устанавливаются, поэтому при заключении лицензионных соглашений регулярные платежи за добычу попутного газа не установлены, что подтверждается справкой Комитета природных ресурсов Ханты - Мансийского автономного округа от 19.01.98 N 1007.
Размеры отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, порядок их взимания и распределения в соответствии со статьей 44 Закона РФ "О недрах" устанавливаются по представлению Правительства РФ высшими представительными органами Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения о государственном внебюджетном фонде восстановления материально - сырьевой базы РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 25.02.93 N 4546-1, предусмотрено, что отчисления на ВНСБ не взимаются с реализованных компонентов, попутно извлекаемых при добыче нефти, газа и т.д.
Федеральным законом РФ N 224-ФЗ от 30.12.95 "О ставках отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы" ставки разработаны только для первого товарного продукта. Ставки на попутно извлекаемые компоненты не установлены. Аналогичное положение содержится и в постановлении Комитета цен при Минэкономики РФ от 18.05.92 N 4 "Об утверждении ставок отчисления на ВНСБ".
Инструкция ГНС РФ от 31.12.96 N 44 о порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на ВНСБ в части обязывания производить отчисления и за попутные компоненты, как противоречащая Закону РФ от 30.12.95 N 224-ФЗ, применению в этой части не подлежит.
Поскольку письмо госналогинспекции от 15.07.97 N 3223/03 содержит обязательные для истца указания по уплате платежей и отчислений, суд расценил его как ненормативный акт, спор о недействительности которого в соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе госналогинспекция просит отменить решение арбитражного суда в связи с неправильным применением норм материального права и в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование своей жалобы госналогинспекция указывает на следующие доводы:
- - письмом N 3223/09 от 13.07.98 ГНИ по г. Сургуту довела до сведения разъяснение ГНС РФ от 11.06.97 N 04-1-09;
- - в соответствии с частью 7 статьи 41 Закона РФ "О недрах" окончательный размер платы за добычу полезных ископаемых устанавливается в лицензии на право пользования недрами, размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов;
- - согласно пункту 17 Инструкции ГНС РФ от 30.01.93 N 17 о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами определено, что недропользователи производят плату за право на добычу за все добытое ими минеральное сырье: как за основное, так и за попутные компоненты, учтенные Государственным балансом запасов полезных ископаемых и указанных в лицензии;
- - несостоятельна ссылка арбитражного суда на постановление Правительства РФ от 09.07.92 N 478 "О временных минимальных ставках платежей за право пользования недрами", постановление Комитета цен при Минэкономики РФ от 18.05.92 N 4, постановление Верховного Совета РФ от 25.03.93 N 4546-1 "Об утверждении Положения о Государственном внебюджетном фонде воспроизводства минерально - сырьевой базы РФ", которые не предусматривают платежей за добычу и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы с попутно добываемых полезных ископаемых, так как в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Конституции РФ установлено, что в случае противоречия между Федеральным законом и законом или иным актом субъекта РФ действует Федеральный закон;
- - а также другие доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" не соглашается с доводами госналогинспекции и считает, что решение арбитражного суда принято в соответствии с действующим законодательством, и просит оставить решение в силе.
Кассационная коллегия, в соответствии со статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы сторон, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее и в ходе судебного заседания, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, Госналогинспекция по Ханты - Мансийскому автономному округу 16.05.97 письмом за N 04/2320 обратилась в Госналогслужбу РФ, на которое письмом от 11.06.97 N 04-103 начальник Управления методологии ресурсных платежей сообщил, что расчеты платежей при пользовании недрами по попутному нефтяному газу производятся исходя из оптовых цен, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства".
Указанный выше ответ на письмо является документом внутриведомственной переписки и не несет никакой правовой нагрузки.
27.06.97 письмом N 04/3081 "О платежах при пользовании недрами" начальника ГНИ по Ханты - Мансийскому автономному округу было предложено довести до сведения плательщиков за пользование недрами о ставках платежей при добыче попутного газа.
Госналогинспекция по г. Сургуту 15.07.97 направила генеральному директору ОАО "Сургутнефтегаз" письмо N 3223/04 "О платежах при пользовании недрами", которым доводила до сведения, что в связи с поступлением разъяснений Госналогслужбы РФ N 04-1-09 от 11.06.97 расчет платежей за пользование недрами (отчисление на воспроизводство минерально - сырьевой базы, плата за добычу) при добыче попутного нефтяного газа производится в 1996 - 1997 годах исходя из оптовых цен, утвержденных министром экономики РФ по согласованию с министром финансов РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.95 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства".
Поскольку данное письмо несет правовую нагрузку - содержит обязательные для ОАО "Сургутнефтегаз" указания по платежам и отчислениям при пользовании недрами, арбитражный суд обоснованно расценил это письмо как ненормативный акт, спор о признании недействительности которого в соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подведомственен арбитражному суду.
Обжалуемым письмом (ненормативным актом) ОАО "Сургутнефтегаз" обязывается производить плату за добычу и делать отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы (в дальнейшем - ВНСБ) на попутный газ, растворенный в нефти, извлекаемый из недр вместе с нефтью.
Требование платы за пользование недрами установлено Законом РФ "О недрах" от 21.02.92 N 2385-1 (в редакции Федерального закона от 03.03.95 N 27-ФЗ), а порядок применения - рядом нормативных актов.
Арбитражный суд правильно пришел к выводу, что попутный газ не является самостоятельным видом полезного ископаемого, за добычу которого согласно статье 41 Закона РФ "О недрах" предусмотрены платежи.
Доводы госналогинспекции в этой части кассационная инстанция считает необоснованными.
Согласно пункту 17 Инструкции о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами, утвержденной Минфином РФ 04.02.93 N 8, Госналогслужбой РФ 30.01.93 N 17 и Федеральным горным и промышленным надзором России 04.02.93 N 01-17/41, зарегистрированной в Минюсте РФ 19.04.93 N 229, к минеральному сырью, по которому производятся платежи, относятся все виды полезных ископаемых из запасов месторождения в пределах горного отвода, указанных в лицензии.
Недропользователи производят плату за право на добычу полезного ископаемого за все добытое ими минеральное сырье, как за основное, так и за попутные компоненты, учтенные Государственным балансом полезных ископаемых и указанные в лицензии при наличии в стране промышленной технологии их извлечения при переработке.
Следовательно, плата за право на добычу является предварительной платой.
Уровни платежей установлены в процентах от стоимости добытого минерального сырья (приложение N 1 к Инструкции), а формы внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту лицензирования устанавливаются в лицензии (пункт 2 Инструкции).
Стоимость добытого минерального сырья (пункт 18 Инструкции) с учетом погашенных в недрах запасов исчисляется по ценам реализации товарной продукции (без учета НДС), действующим на момент определения суммы, а именно:
- - по нефти (включая газовый конденсат) - исходя из цены реализации предприятием без отчислений в фонд ценового регулирования и акциза;
- - по природному газу - исходя из регулируемых оптовых цен предприятия (до введения свободных цен), и т.д. Для попутного нефтяного газа порядок определения стоимости как добытого минерального сырья Инструкцией не устанавливался.
Пунктом 21 Инструкции установлен порядок распределения по бюджетам платежей за право на добычу углеводородного сырья (нефть, газовый конденсат и природный газ). Как видим, здесь попутный газ не упоминается.
Аналогично в приложении N 1 "Предельные уровни регулярных платежей за право на добычу полезных ископаемых" уровень платежей установлен для нефти, конденсата и природного газа. Попутный газ здесь также не упоминается.
Не может быть отнесен попутный газ к минеральному сырью - природному газу, так как согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (в редакции Изменений 10/97 СКП, утвержденных Госстандартом РФ 17.11.97) они отнесены к различным видам продукции:
- - код 027111 КЧ 7 - газ газовых и газоконденсатных месторождений - газ природный;
- - код 027112 КЧ 7 - газ нефтяных месторождений - газ попутный.
Таким образом, плата за право на добычу минерального сырья осуществляется за все добываемые полезные ископаемые, уровень платежей устанавливается в процентах от стоимости основной товарной продукции, окончательный размер платежей устанавливается при выдаче лицензии.
Дополнительная плата за право на добычу полезных ископаемых, попутно добываемых с основным минеральным сырьем, в том числе и попутного газа, законодательством не установлена.
Следовательно, требования Госналогинспекции по г. Сургуту, изложенные в письме от 15.07.97 N 3223/09, в части платы за добычу попутного нефтяного газа не основаны на законе.
В соответствии со статьей 44 Закона РФ "О недрах" от 21.02.92 N 2395-1 (в редакции Федерального закона РФ от 03.03.95 N 27-ФЗ) пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы.
Ставки этих отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально - сырьевой базы Российской Федерации, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья.
Размеры отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы определяются как установленная доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых.
Указанная доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых в соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 30.12.95 N 224-ФЗ определяется в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Закона РФ "О недрах", Федеральным законом РФ от 30.12.95 N 224-ФЗ установлены ставки отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, которыми определено, что отчисления производятся в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
В пункте 1 данного Закона, указаны виды и группы полезных ископаемых: нефть, газ и конденсат. По ранее действовавшему положению было: нефть, природный газ и конденсат.
До внесения изменений в статью 44 Закона РФ "О недрах" отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы регулировались Положением о Государственном внебюджетном фонде воспроизводства минерально - сырьевой базы РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 25.02.93 N 4546-1, которым было установлено, что отчисления не взимаются с реализованных компонентов, попутно извлеченных при добыче нефти, газа, конденсата, угля и т.д. Аналогичное положение содержалось и в постановлении N 4 от 15.05.92 (с изменениями от 23.09.92 N 18) Комитета цен при Минэкономики РФ.
Государственная налоговая служба РФ, Министерство финансов РФ письмами от 21.03.96 за номерами: N ПВ-6-04/200 и N 07-09-03 - во исполнение Федеральных законов РФ N 27-ФЗ от 03.03.95 и N 224-ФЗ от 30.12.95 установили, что до утверждения Правительством РФ Порядка использования отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы к первому товарному продукту рекомендуется относить:
- - собственно полезные ископаемые;
- - нефть, природный газ, конденсат, уголь и т.д.
Как видим, попутный нефтяной газ к первому товарному продукту не отнесен.
Постановлением Правительства РФ от 17.05.96 N 597 утвержден Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений. Пунктом 2 постановления Госналогслужбе РФ было поручено разработать совместно с Комитетом РФ по геологии и использованию недр, Минфином РФ, Минэкономики РФ и утвердить в установленном порядке инструкцию по вопросам, касающимся отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы.
Госналогслужбой РФ по согласованию с соответствующими ведомствами была принята 31.12.96 Инструкция N 44 о порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы. Инструкция была зарегистрирована в Минюсте РФ 23.05.97 N 1311 и опубликована 16.06.97.
Таким образом, до официальной публикации Инструкции по вопросам отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы действовали ранее принятые нормативные акты, которыми на попутно добытые компоненты при добыче нефти отчислений не предусматривалось, а попутный газ не относился к первому товарному продукту.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции Госналогинспекции от 31.12.96 N 44 налогооблагаемой базой по отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, к которым могут быть отнесены:
1. Собственно полезные ископаемые:
а) нефть, природный газ и газовый конденсат;
б) уголь и горючие сланцы и т.д.
Как и в письме ГНС РФ и Минфина РФ от 21.03.96 пункт 3 Инструкции ГНС от 31.12.96 N 44 относит к первому товарному продукту нефть, природный газ и газовый конденсат. Попутный газ в число первого товарного продукта не включен.
Следовательно, Госналогинспекция по г. Сургуту обязала ОАО "Сургутнефтегаз" делать отчисления на восстановление минерально - сырьевой базы с попутного газа, извлекаемого из добытой нефти, как с первого товарного продукта, не основанные на законе.
Кассационная коллегия согласилась с выводами арбитражного суда о том, что абзац 2 пункта 4 Инструкции ГНС от 31.12.96 N 44 противоречит статье 1 Закона РФ от 30.12.95 N 224-ФЗ, так как Законом не устанавливалось отчисление с попутно извлекаемых с основным минеральным сырьем полезных ископаемых.
Первый товарный продукт из смысла Закона и Инструкции - это продукт основного компонента добытого минерального сырья - это нефть, природный газ и т.д.
Попутный газ не может быть добыт самостоятельно, поэтому он не может быть отнесен при его отделении от нефти к категории первого товарного продукта лишь потому, что он реализуется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правильно пришел к выводу, что требования госналогинспекции не основаны на законе.
Ссылка арбитражного суда на законы и нормативные акты Ханты - Мансийского автономного округа лишь подтверждает правильность сделанного судом вывода.
Доводы налоговой инспекции кассационной инстанцией не принимаются, так как они основаны на абзаце 2 пункта 4 Инструкции, противоречащем Закону РФ от 31.12.95 N 224-ФЗ и пункту 1 статьи 1 этого же Закона, где вместо ранее действовавших нормативных актах "природный газ" записано "газ" ничем не обоснованы, поскольку ни в одном законе или нормативном акте, на которые ссылается госналогинспекция, отчисления на восстановление минерально - сырьевой базы отдельно с попутно добываемых полезных ископаемых не предусмотрено.
Такие отчисления установлены в процентном отношении за все добытые полезные ископаемые от стоимости первого товарного продукта.
Направляя письмо ОАО "Сургутнефтегаз", госналогинспекция по существу превысила свои полномочия, введя отчисления на воспроизводство МСБ с попутного газа, так как установление этих отчислений относится к прерогативе законодательных органов, а не налоговых.
Исходя из сказанного выше, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 22.01.98 по делу N 724-А/97 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)