Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 29.03.2006 N Ф04-1009/2006(20522-А46-33) ПО ДЕЛУ N 11-1212/05

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 29 марта 2006 года Дело N Ф04-1009/2006(20522-А46-33)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, г. Омск, на решение Арбитражного суда Омской области от 01.12.2005 по делу N 11-1212/05 по заявлению открытого акционерного общества "Сибнефть-Омскнефтепродукт", г. Омск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Сибнефть-Омскнефтепродукт" (далее - ОАО "Сибнефть-Омскнефтепродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее - налоговая инспекция) от 19.07.2005 N 06-12/4357 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислена сумма земельного налога за 2003 год в размере 3702412,98 руб.
В обоснование заявленного требования ОАО "Сибнефть-Омскнефтепродукт" указало, что земельный налог за 2003 год предприятием ошибочно исчислялся исходя из ставок, утвержденных решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298, с применением повышающих коэффициентов, установленных Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", в то время как расчет налога должен был производиться исходя из ставок, установленных решением Омского городского совета от 06.02.2002 N 452.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.12.2005 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность вынесенного по делу судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на необоснованность состоявшегося по делу решения, просит отменить его и принять новое решение об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. Считает, что арбитражный суд необоснованно применил к спорным правоотношениям решение Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452. Полагает, что налоговым органом правомерно произведен расчет ставки земельного налога для заявителя за период 2003 года.
Считает, что обществу на законных основаниях доначислены суммы земельного налога за 2003 год исходя из ставки, установленной решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298, с применением повышающих коэффициентов 2 и 1,8, предусмотренных соответственно Федеральными законами от 14.12.2001 N 163-ФЗ и от 24.07.2002 N 110-ФЗ. Просит принятое по делу решение отменить полностью.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании, ОАО "Сибнефть-Омскнефтепродукт" считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения представленной ОАО "Сибнефть-Омскнефтепродукт" уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2003 год налоговой инспекцией вынесено решение от 19.07.2005 N 06-12/4357 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислено 3702412,98 руб. данного налога.
Основанием для доначисления указанной суммы налога явился вывод налоговой инспекции о необходимости исчисления размера земельного налога в 2003 году на основании решения Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 с учетом Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" и Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок налога на землю".
Считая вынесенное решение незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, исходит из установленных материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.
Согласно нормам статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю") размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные Законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета.




Соответственно, индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона "О плате за землю" уполномоченными органами на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Статьей 8 Закона "О плате за землю" предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В соответствии с положениями Закона "О плате за землю" Омским городским Советом принято решение от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", утвердившее оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы.
Решением от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298" были установлены новые ставки земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налоговые законы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
Решение Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 относится к актам законодательства о налогах и сборах, так как регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку налоговым периодом по налогу на землю является год (статья 17 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1), то названное решение не могло вступить в действие ранее 01.01.2003, соответственно ставки налога, установленные им, не могли применяться в 2001, 2002 годах. Данное решение является действующим, в установленном законом порядке не отменено и не признано недействительным, а потому оно подлежит обязательному применению в г. Омске при регулировании отношений, на которые оно распространяется.
Таким образом, при определении размера земельного налога за 2003 год в отношении ОАО "Стбнефть-Омскнефтепродукт" подлежит применению ставка земельного налога, установленная решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 в редакции решения Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452, в размере 7,00 руб. за квадратный метр в год.
При этом коэффициенты 2 и 1,8, установленные соответственно Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", не могут быть применены к ставке земельного налога, установленной Решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452, поскольку данные повышающие коэффициенты, как прямо указано в перечисленных федеральных законах, применяются к ставкам земельного налога, действовавшим соответственно в 2001 и 2002 годах.
Следовательно, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о правомерности исчисления обществом налога на землю за 2003 год исходя из ставок земельного налога, установленных решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452.
Основываясь на данных выводах, Арбитражный суд Омской области правомерно удовлетворил заявленные обществом требования и признал решение налоговой инспекции от 19.07.2005 N 06-12/4357 недействительным.
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд первой инстанции принял по существу правильное решение: всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в оспариваемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
В удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Омской области от 01.12.2005 по делу N 11-1212/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)