Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Митичева О.П., судей Тремасовой-Зиновой М.В., Костина В.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30 августа 2007 г. по делу N А07-7608/2007 (судья Вафина Е.Т.), при участии: от индивидуального предпринимателя Бусыгина П.В. Зубакова С.Г. (доверенность от 15.03.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Башкортостан Гумерова К.Р. (доверенность N 02-01/486 от 02.02.2007),
индивидуальный предприниматель Бусыгин П.В. (далее - ИП Бусыгин П.В., заявитель, предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Башкортостан (далее - МРИФНС России N 17 по РБ, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решение N 136 от 20.02.2007.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель уточнил требования и просит признать недействительным решение налогового органа в части доначисления единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) в сумме 125 334 руб., и соответствующих сумм пени в размере 37 600 руб. и штрафных санкций в сумме 25 066 руб., от остальных требований налогоплательщик отказался, просит производство по делу в оставшейся части прекратить.
Решением арбитражного суда первой инстанции требования заявителя были удовлетворены, частично и решение инспекции признано недействительным в части доначисления ЕНВД для отдельных видов деятельности в сумме 125 334 руб., соответствующих сумм пени в размере 37 600 руб. и штрафных санкций в сумме 25 066 руб. В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.
Налоговый орган не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы инспекция указывает на свое несогласие с выводом суда о том, что фактически арендуемая торговая площадь составляет 2,4 кв. м, а оставшаяся часть площади торгового зала использовалась в качестве приема, хранения, подготовки товара к продаже. Налоговой проверкой было установлено, что согласно договора аренды N 940 от 27.06.2000 между Комитетом по управлению собственностью г. Кумертау и предпринимателем торговая деятельность осуществлялась с использованием площади торговых залов по данным технического паспорта, выданного предпринимателю. Согласно ответу Комитета по управлению собственностью г. Кумертау на запрос налогового органа торговая площадь торгового зала равна 25, 7 кв. м. По мнению инспекции, вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что предпринимателем фактически деятельность осуществляется на площади 25.7 кв. м, следовательно, при определении величины физического показателя базовой доходности данным налогоплательщиком должны была учитываться вся площадь торгового зала.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам своевременности и правильности уплаты ЕНВД за период с 2003 года по 2006 год по 31.12.2006, по результатам которой составлен акт N 1277 от 27.12.2006, вынесено решение N 136 от 20.02.2007, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату сумм ЕНВД в виде штрафа в размере 25 066 руб. и предложено уплатить сумму неуплаченного ЕНВД в размере 125 334 руб. и пени в размере 37 600 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные предпринимателем требования арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что предприниматель в проверяемом период использовал площадь торговых залов в размере 2,4 кв. м. Налоговый орган не представил достаточных доказательств, подтверждающих фактическое использование торговой площади в размере 25,7 кв. м. В связи с чем, отсутствуют правовые основания для доначисления налогоплательщику ЕНВД, начисления пени и привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о занижении предпринимателем налоговой базы в связи с занижением площади торгового зала с 25,7 кв. м до 2,4 кв. м.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предпринимателем заключен договор N 940 от 27.06.2000 с Комитетом по управлению собственностью г. Кумертау о передаче объектов муниципального нежилого фонда в аренду без права выкупа и дополнительных соглашений от 22.10.2002, 12.02.2004, 15.03.2005, техническому паспорту, составленному по состоянию на 24.09.2002 на арендуемое помещение, расположенного по адресу: г. Кумертау, ул. Гафури, 3, а также экспликации к плану помещения площадь торгового зала составляет 23,7 кв. м (по техническому паспорту - 25.7 кв. м).
Как установлено судом, по указанному выше адресу предприниматель торговую деятельность в проверяемый период не осуществлял, торговую площадь не занимал, поскольку согласно соглашения от 01.09.2006 договор аренды N 940 от 27.06.2000 расторгнут и передан согласно акту приема-передачи объекта нежилого фонда арендодателю. Кроме того, часть площади в размере 21,3 кв. м использовалась предпринимателем как склад, для приема, хранения, подготовки товара к продаже, где была проведена вода и установлена раковина, а часть в размере 2,4 кв. м под торговую площадь.
В силу п. 1 ст. 346.28 НК РФ плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъектов Российской Федерации, в которых введена система налогообложения единым налогом на вмененный доход, предпринимательскую деятельность, облагаемую данным налогом.
Согласно ст. 346.27 НК РФ для целей главы 26.3 НК РФ под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целях настоящей главы к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
Условия аналогичного характера содержались в п. 4 ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 25.11.2002 N 363-з "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
В соответствии с п. 2 ст. 346.29 НК РФ налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
В силу п. 3 ст. 346.29 НК РФ для исчисления суммы ЕНВД в виде розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, физическим показателем является площадь торгового зала (в квадратных метрах).
Физический показатель, являющийся в силу ст. 346.29 НК РФ величиной, используемой для исчисления налоговой базы по ЕНВД, должен характеризовать соответствующий вид деятельности.
Основные понятия, используемые в главе 26.3 НК РФ, приведены в статье 346.27 настоящего Кодекса, а именно:
- - стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ); торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ);
- - стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях, сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ);
- - площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей): площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ); площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, за исключением подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей (в редакции Федерального от 29.12.2004 N 208-ФЗ): площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовке их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ);
- Таким образом, законодатель предусмотрел индивидуализацию и необходимость экономической обоснованности в целях налогообложения фактически используемого при исчислении ЕНВД размера физического показателя для осуществления каждого конкретного вида деятельности, что соответствует также смыслу определения торгового зала (зала обслуживания посетителей).
В силу п. 4 Письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 19.01.2001 N ВБ-6-26/48@ не включаются в торговую площадь магазина площадь складских помещений или часть площади торгового зала, если указанные площади не используются для осуществления торговли.
Таким образом, обязательным условием отнесения площади к торговой и учета ее при исчислении единого налога на вмененный доход является фактическое использование площади при осуществлении торговли.
Предпринимателем в налоговый орган представлялись налоговые декларации по ЕНВД за 2003, 2004, 2005, 2006 годы с указанием торговой площади - 2,4 кв. м.
Однако, проверка налоговым органом проводилась на основании документов, представленным Комитетом по управлению собственностью г. Кумертау, согласно которым торговая площадь составляет 23,7 кв. м. При этом, инспекцией не представлено доказательств использования предпринимателем всей площади для осуществления торговли, на место проведения проверки сотрудники налогового органа не выезжали.
Арбитражный суд первой инстанции на основании всестороннего и полного исследования представленных сторонами доказательств установил размер фактически используемой предпринимателем в проверяемый период торговой площади.
Кроме того, арбитражным судом было установлено и подтверждается материалами, что при проведении выездной налоговой проверки на место сотрудники инспекции не выезжал и проверка проводилась в налоговом органе.
Также, инспекция не смогла опровергнуть факт использования части торгового зала как склада для товаров, в том числе бытовой химии, и для приема, хранения, подготовки товара к продаже.
В материалах дела имеется постановление Кумертауского городского суда от 26.06.2007, которым установлено, что во вменяемом заявителю составе преступления по. ч. 1 ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации, отсутствуют как повод так и основания указывающих на признаки преступления.
Налоговому органу при вынесении оспариваемого решения следовало исходить из положений, закрепленных в п. 3 ст. 101, п. 6 ст. 108, ст. 110 НК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В силу п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными.
Налоговым органом в судебное заседание не были представлены доказательства правомерности вынесения оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии оснований для доначисления налоговым органом налогоплательщику ЕНВД, начисления пени и привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, является правомерным.
Доводам налогового органа арбитражным судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются верными и обоснованными.
С учетом изложенного оснований к отмене решения суда не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления), а также при удовлетворении судом апелляционной, кассационной или надзорной инстанции жалобы (заявления) об отмене судебных актов, принятых в пользу названных органов, возврат истцу (подателю жалобы) уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, с инспекции в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.08.2007 по делу N А07-7608/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2007 N 18АП-7310/2007 ПО ДЕЛУ N А07-7608/2007
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2007 г. N 18АП-7310/2007
Дело N А07-7608/2007
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Митичева О.П., судей Тремасовой-Зиновой М.В., Костина В.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30 августа 2007 г. по делу N А07-7608/2007 (судья Вафина Е.Т.), при участии: от индивидуального предпринимателя Бусыгина П.В. Зубакова С.Г. (доверенность от 15.03.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Башкортостан Гумерова К.Р. (доверенность N 02-01/486 от 02.02.2007),
установил:
индивидуальный предприниматель Бусыгин П.В. (далее - ИП Бусыгин П.В., заявитель, предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Башкортостан (далее - МРИФНС России N 17 по РБ, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решение N 136 от 20.02.2007.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель уточнил требования и просит признать недействительным решение налогового органа в части доначисления единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) в сумме 125 334 руб., и соответствующих сумм пени в размере 37 600 руб. и штрафных санкций в сумме 25 066 руб., от остальных требований налогоплательщик отказался, просит производство по делу в оставшейся части прекратить.
Решением арбитражного суда первой инстанции требования заявителя были удовлетворены, частично и решение инспекции признано недействительным в части доначисления ЕНВД для отдельных видов деятельности в сумме 125 334 руб., соответствующих сумм пени в размере 37 600 руб. и штрафных санкций в сумме 25 066 руб. В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.
Налоговый орган не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы инспекция указывает на свое несогласие с выводом суда о том, что фактически арендуемая торговая площадь составляет 2,4 кв. м, а оставшаяся часть площади торгового зала использовалась в качестве приема, хранения, подготовки товара к продаже. Налоговой проверкой было установлено, что согласно договора аренды N 940 от 27.06.2000 между Комитетом по управлению собственностью г. Кумертау и предпринимателем торговая деятельность осуществлялась с использованием площади торговых залов по данным технического паспорта, выданного предпринимателю. Согласно ответу Комитета по управлению собственностью г. Кумертау на запрос налогового органа торговая площадь торгового зала равна 25, 7 кв. м. По мнению инспекции, вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что предпринимателем фактически деятельность осуществляется на площади 25.7 кв. м, следовательно, при определении величины физического показателя базовой доходности данным налогоплательщиком должны была учитываться вся площадь торгового зала.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам своевременности и правильности уплаты ЕНВД за период с 2003 года по 2006 год по 31.12.2006, по результатам которой составлен акт N 1277 от 27.12.2006, вынесено решение N 136 от 20.02.2007, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату сумм ЕНВД в виде штрафа в размере 25 066 руб. и предложено уплатить сумму неуплаченного ЕНВД в размере 125 334 руб. и пени в размере 37 600 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные предпринимателем требования арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что предприниматель в проверяемом период использовал площадь торговых залов в размере 2,4 кв. м. Налоговый орган не представил достаточных доказательств, подтверждающих фактическое использование торговой площади в размере 25,7 кв. м. В связи с чем, отсутствуют правовые основания для доначисления налогоплательщику ЕНВД, начисления пени и привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о занижении предпринимателем налоговой базы в связи с занижением площади торгового зала с 25,7 кв. м до 2,4 кв. м.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предпринимателем заключен договор N 940 от 27.06.2000 с Комитетом по управлению собственностью г. Кумертау о передаче объектов муниципального нежилого фонда в аренду без права выкупа и дополнительных соглашений от 22.10.2002, 12.02.2004, 15.03.2005, техническому паспорту, составленному по состоянию на 24.09.2002 на арендуемое помещение, расположенного по адресу: г. Кумертау, ул. Гафури, 3, а также экспликации к плану помещения площадь торгового зала составляет 23,7 кв. м (по техническому паспорту - 25.7 кв. м).
Как установлено судом, по указанному выше адресу предприниматель торговую деятельность в проверяемый период не осуществлял, торговую площадь не занимал, поскольку согласно соглашения от 01.09.2006 договор аренды N 940 от 27.06.2000 расторгнут и передан согласно акту приема-передачи объекта нежилого фонда арендодателю. Кроме того, часть площади в размере 21,3 кв. м использовалась предпринимателем как склад, для приема, хранения, подготовки товара к продаже, где была проведена вода и установлена раковина, а часть в размере 2,4 кв. м под торговую площадь.
В силу п. 1 ст. 346.28 НК РФ плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъектов Российской Федерации, в которых введена система налогообложения единым налогом на вмененный доход, предпринимательскую деятельность, облагаемую данным налогом.
Согласно ст. 346.27 НК РФ для целей главы 26.3 НК РФ под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целях настоящей главы к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
Условия аналогичного характера содержались в п. 4 ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 25.11.2002 N 363-з "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
В соответствии с п. 2 ст. 346.29 НК РФ налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
В силу п. 3 ст. 346.29 НК РФ для исчисления суммы ЕНВД в виде розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, физическим показателем является площадь торгового зала (в квадратных метрах).
Физический показатель, являющийся в силу ст. 346.29 НК РФ величиной, используемой для исчисления налоговой базы по ЕНВД, должен характеризовать соответствующий вид деятельности.
Основные понятия, используемые в главе 26.3 НК РФ, приведены в статье 346.27 настоящего Кодекса, а именно:
- - стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ); торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ);
- - стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях, сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ);
- - площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей): площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ); площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, за исключением подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей (в редакции Федерального от 29.12.2004 N 208-ФЗ): площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовке их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ);
- Таким образом, законодатель предусмотрел индивидуализацию и необходимость экономической обоснованности в целях налогообложения фактически используемого при исчислении ЕНВД размера физического показателя для осуществления каждого конкретного вида деятельности, что соответствует также смыслу определения торгового зала (зала обслуживания посетителей).
В силу п. 4 Письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 19.01.2001 N ВБ-6-26/48@ не включаются в торговую площадь магазина площадь складских помещений или часть площади торгового зала, если указанные площади не используются для осуществления торговли.
Таким образом, обязательным условием отнесения площади к торговой и учета ее при исчислении единого налога на вмененный доход является фактическое использование площади при осуществлении торговли.
Предпринимателем в налоговый орган представлялись налоговые декларации по ЕНВД за 2003, 2004, 2005, 2006 годы с указанием торговой площади - 2,4 кв. м.
Однако, проверка налоговым органом проводилась на основании документов, представленным Комитетом по управлению собственностью г. Кумертау, согласно которым торговая площадь составляет 23,7 кв. м. При этом, инспекцией не представлено доказательств использования предпринимателем всей площади для осуществления торговли, на место проведения проверки сотрудники налогового органа не выезжали.
Арбитражный суд первой инстанции на основании всестороннего и полного исследования представленных сторонами доказательств установил размер фактически используемой предпринимателем в проверяемый период торговой площади.
Кроме того, арбитражным судом было установлено и подтверждается материалами, что при проведении выездной налоговой проверки на место сотрудники инспекции не выезжал и проверка проводилась в налоговом органе.
Также, инспекция не смогла опровергнуть факт использования части торгового зала как склада для товаров, в том числе бытовой химии, и для приема, хранения, подготовки товара к продаже.
В материалах дела имеется постановление Кумертауского городского суда от 26.06.2007, которым установлено, что во вменяемом заявителю составе преступления по. ч. 1 ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации, отсутствуют как повод так и основания указывающих на признаки преступления.
Налоговому органу при вынесении оспариваемого решения следовало исходить из положений, закрепленных в п. 3 ст. 101, п. 6 ст. 108, ст. 110 НК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В силу п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными.
Налоговым органом в судебное заседание не были представлены доказательства правомерности вынесения оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии оснований для доначисления налоговым органом налогоплательщику ЕНВД, начисления пени и привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, является правомерным.
Доводам налогового органа арбитражным судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются верными и обоснованными.
С учетом изложенного оснований к отмене решения суда не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления), а также при удовлетворении судом апелляционной, кассационной или надзорной инстанции жалобы (заявления) об отмене судебных актов, принятых в пользу названных органов, возврат истцу (подателю жалобы) уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, с инспекции в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.08.2007 по делу N А07-7608/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
О.П.МИТИЧЕВ
О.П.МИТИЧЕВ
Судьи
М.В.ТРЕМАСОВА-ЗИНОВА
В.Ю.КОСТИН
М.В.ТРЕМАСОВА-ЗИНОВА
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)