Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Черных Л.А. и Яценко В.Н., в отсутствие в судебном заседании Инспекции Федеральной налоговой службы по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1510012911, ОГРН 1041500754580), муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Хурикау" (ИНН 1510012573, ОГРН 1031500671784), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.04.2011 (судья Родионова Г.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 (судьи Параскевова С.А., Винокурова Н.В., Жуков Е.В.) по делу N А61-2848/2010, установил следующее.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания (далее - инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Хурикау" (далее - школа) о взыскании 83 217 рублей земельного налога и 16 643 рублей штрафа.
Решением от 19.04.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.07.2011, в удовлетворении требований отказано на том основании, что инспекция при расчете налога необоснованно руководствовалась кадастровой стоимостью земельного участка, которая не утверждена в установленном порядке и не доведена до сведения школы.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и постановление, ссылаясь на то, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия-Алания утверждены постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.10.2008 N 244.
Отзыв на жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной школой налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, в которой налоговая база определена в нулевом размере. Инспекция составила акт от 07.05.2010 N 1335 и приняла решение от 11.06.2010 N 1954 о привлечении школы к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым начислила 83 217 рублей земельного налога и 16 643 рубля 40 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекция предъявила школе требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов N 978 по состоянию на 13.07.2010, согласно которому школа обязана в срок до 29.07.2010 уплатить 83 217 рублей земельного налога и 16 643 рублей 40 копеек штрафа.
Как видно из письма школы от 05.08.2010 N 7, основанием для представления в инспекцию декларации по налогу на землю с нулевым значением кадастровой стоимости послужила справка Управления Росреестра по Республике Северная Осетия - Алания от 22.06.2010 N 961, в которой управление указало, что по принадлежащему школе земельному участку не установлена кадастровая стоимость.
Школа не исполнила требование и инспекция, руководствуясь статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Как видно из материалов дела, школе на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 15:01:3601019:2, расположенный по адресу: Моздокский район, с. Хурикау, ул. Гагарина, 32.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что начисление земельного налога является неправомерным, поскольку кадастровая стоимость принадлежащего школе земельного участка не утверждена и не доведена до ее сведения в установленном порядке.
Школа в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога. В силу пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 указанной статьи). В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
При этом статья 390 Налогового кодекса, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Кодекса в редакции, действующей в спорный период, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи, - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Установленный Земельным кодексом Российской Федерации принцип платности землепользования не дает оснований для неуплаты земельного налога за исключением случаев, прямо предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 24.10.2008 N 244 (далее - постановление N 244) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия-Алания по состоянию на 01.01.2009. Как указали суды, постановление N 244 опубликовано в газете "Северная Осетия" от 06.11.2008 N 204 (25255). Постановление не отменено и не признано недействующим в установленном порядке.
Суды, сославшись на то, что данное постановление не содержит результатов кадастровой оценки спорного земельного участка, пришли к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для обращения с заявлением о взыскании земельного налога, поскольку на 01.01.2009 кадастровая стоимость не утверждена и не доведена до налогоплательщика в установленном порядке. В то же время суды не приняли во внимание следующие обстоятельства.
Постановлением N 244 утверждены средние взвешенные по площади значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов и муниципальных образований Республики Северная Осетия - Алания, в том числе и по Моздокскому муниципальному району, с указанием номеров кадастровых кварталов и в зависимости от видов разрешенного использования участков.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10, исполнительным органом субъекта Российской Федерации утверждается путем принятия нормативного правового акта средний уровень кадастровой стоимости. Определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка должно осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по утвержденным показателям в таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования. В таком случае отсутствие результатов кадастровой оценки непосредственно спорного участка не препятствует применению налогоплательщиком доведенного до общего сведения удельного показателя кадастровой стоимости кадастрового квартала при расчете подлежащего уплате налога, исчисляемого налогоплательщиком самостоятельно.
При таких обстоятельствах судебные акты надлежит отменить как принятые с неправильным применением норма материального права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит проверить правильность расчета земельного налога, исходя из кадастровой стоимости земельного участка применительно к ее оценке по состоянию на 1 января 2009 года, и принимая во внимание, что решением Собрания представителей администрации местного самоуправления Хурикауского сельского поселении от 27.04.2009 N 4 "О внесении изменений в решение Собрания представителей администрации местного самоуправления Хурикауского сельского поселения от 17.10.2005 N 5" для муниципальных бюджетных учреждений Моздокского района, расположенных на территории Хурикауского сельского поселения, снижена ставка земельного налога до 0,3% от кадастровой стоимости (согласно пункту 3 указанного решения оно распространяется на правоотношения с 01.01.2009).
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.04.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 по делу N А61-2848/2010 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 03.11.2011 ПО ДЕЛУ N А61-2848/2010
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2011 г. по делу N А61-2848/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Черных Л.А. и Яценко В.Н., в отсутствие в судебном заседании Инспекции Федеральной налоговой службы по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1510012911, ОГРН 1041500754580), муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Хурикау" (ИНН 1510012573, ОГРН 1031500671784), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.04.2011 (судья Родионова Г.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 (судьи Параскевова С.А., Винокурова Н.В., Жуков Е.В.) по делу N А61-2848/2010, установил следующее.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания (далее - инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Хурикау" (далее - школа) о взыскании 83 217 рублей земельного налога и 16 643 рублей штрафа.
Решением от 19.04.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.07.2011, в удовлетворении требований отказано на том основании, что инспекция при расчете налога необоснованно руководствовалась кадастровой стоимостью земельного участка, которая не утверждена в установленном порядке и не доведена до сведения школы.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и постановление, ссылаясь на то, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия-Алания утверждены постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.10.2008 N 244.
Отзыв на жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной школой налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, в которой налоговая база определена в нулевом размере. Инспекция составила акт от 07.05.2010 N 1335 и приняла решение от 11.06.2010 N 1954 о привлечении школы к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым начислила 83 217 рублей земельного налога и 16 643 рубля 40 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекция предъявила школе требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов N 978 по состоянию на 13.07.2010, согласно которому школа обязана в срок до 29.07.2010 уплатить 83 217 рублей земельного налога и 16 643 рублей 40 копеек штрафа.
Как видно из письма школы от 05.08.2010 N 7, основанием для представления в инспекцию декларации по налогу на землю с нулевым значением кадастровой стоимости послужила справка Управления Росреестра по Республике Северная Осетия - Алания от 22.06.2010 N 961, в которой управление указало, что по принадлежащему школе земельному участку не установлена кадастровая стоимость.
Школа не исполнила требование и инспекция, руководствуясь статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Как видно из материалов дела, школе на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 15:01:3601019:2, расположенный по адресу: Моздокский район, с. Хурикау, ул. Гагарина, 32.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что начисление земельного налога является неправомерным, поскольку кадастровая стоимость принадлежащего школе земельного участка не утверждена и не доведена до ее сведения в установленном порядке.
Школа в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога. В силу пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 указанной статьи). В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
При этом статья 390 Налогового кодекса, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Кодекса в редакции, действующей в спорный период, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи, - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Установленный Земельным кодексом Российской Федерации принцип платности землепользования не дает оснований для неуплаты земельного налога за исключением случаев, прямо предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 24.10.2008 N 244 (далее - постановление N 244) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия-Алания по состоянию на 01.01.2009. Как указали суды, постановление N 244 опубликовано в газете "Северная Осетия" от 06.11.2008 N 204 (25255). Постановление не отменено и не признано недействующим в установленном порядке.
Суды, сославшись на то, что данное постановление не содержит результатов кадастровой оценки спорного земельного участка, пришли к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для обращения с заявлением о взыскании земельного налога, поскольку на 01.01.2009 кадастровая стоимость не утверждена и не доведена до налогоплательщика в установленном порядке. В то же время суды не приняли во внимание следующие обстоятельства.
Постановлением N 244 утверждены средние взвешенные по площади значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов и муниципальных образований Республики Северная Осетия - Алания, в том числе и по Моздокскому муниципальному району, с указанием номеров кадастровых кварталов и в зависимости от видов разрешенного использования участков.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10, исполнительным органом субъекта Российской Федерации утверждается путем принятия нормативного правового акта средний уровень кадастровой стоимости. Определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка должно осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по утвержденным показателям в таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования. В таком случае отсутствие результатов кадастровой оценки непосредственно спорного участка не препятствует применению налогоплательщиком доведенного до общего сведения удельного показателя кадастровой стоимости кадастрового квартала при расчете подлежащего уплате налога, исчисляемого налогоплательщиком самостоятельно.
При таких обстоятельствах судебные акты надлежит отменить как принятые с неправильным применением норма материального права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит проверить правильность расчета земельного налога, исходя из кадастровой стоимости земельного участка применительно к ее оценке по состоянию на 1 января 2009 года, и принимая во внимание, что решением Собрания представителей администрации местного самоуправления Хурикауского сельского поселении от 27.04.2009 N 4 "О внесении изменений в решение Собрания представителей администрации местного самоуправления Хурикауского сельского поселения от 17.10.2005 N 5" для муниципальных бюджетных учреждений Моздокского района, расположенных на территории Хурикауского сельского поселения, снижена ставка земельного налога до 0,3% от кадастровой стоимости (согласно пункту 3 указанного решения оно распространяется на правоотношения с 01.01.2009).
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.04.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 по делу N А61-2848/2010 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Г.КАЛАШНИКОВА
М.Г.КАЛАШНИКОВА
Судьи
Л.А.ЧЕРНЫХ
В.Н.ЯЦЕНКО
Л.А.ЧЕРНЫХ
В.Н.ЯЦЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)