Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.06.2007, 08.06.2007 ПО ДЕЛУ N А60-6880/2007-С5

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


18 июня 2007 г. Дело N А60-6880/2007-С5

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Ф. Сабировой при ведении протокола судебного заседания судьей М.Ф. Сабировой рассмотрел 06.06.2007 - 08.06.2007 в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Джекпот" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о признании незаконным решения налогового органа,
при участии в заседании: от заявителя - Е.С. Ламбина, паспорт, доверенность от 17.05.2007; от заинтересованного лица - Е.М. Шкапорова, вр. удостоверение, доверенность N 2513 от 10.04.2007; Е.А. Чирик, удостоверение N 086171, доверенность N 812 от 07.02.2006.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено. В судебном заседании 06.06.2007 объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 08.06.2007. После перерыва судебное заседание продолжено. Заявитель уточнил заявленные требования. Уточнение судом принято. Других заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью "Джекпот" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением. С учетом принятого судом уточнения заявитель просит признать недействительным решение Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга N 03-05/69138 от 09.01.2007 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части непринятия ставки налога на игорный бизнес по уточненной налоговой декларации за май 2004 г. в размере 750 руб. и неправомерного доначисления налога по этой декларации в размере 55125 руб.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что оспариваемый акт принят незаконно и необоснованно, нарушает его права и законные интересы, поскольку в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" он был вправе уплачивать налог на игорный бизнес по ставке, действующей на момент государственной регистрации организации.
Заинтересованное лицо в своем отзыве N 09-07 от 28.05.2007 заявленные требования отклонило, ссылаясь на обоснованность и правомерность принятого им ненормативного акта в связи с отсутствием у предприятия права на применение ставки налога на игорный бизнес, установленной на момент начала деятельности предприятия.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Джекпот" зарегистрировано в качестве юридического лица 26.12.2001 и осуществляет свою деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии от 20 марта 2003 г. N 000879 сроком действия с 20.03.2003 до 20.03.2008.
14.09.2006 ООО "Джекпот" представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга уточненную налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за май 2004 года на 49 игровых автоматов, применив размер налоговой ставки по указанному налогу 750 руб. за каждый игровой автомат на основании ст. 5 Закона "О налоге на игорный бизнес" от 31.07.1998 N 142-ФЗ, на общую сумму 18375 руб.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга проведена камеральная проверка представленной декларации, в ходе которой определены неверное исчисление налоговой ставки за 31 один игровой автомат и нарушение гл. 29 Налогового кодекса РФ и Закона Свердловской области от 27.11.2003 N 36-ОЗ, в соответствии с которым за один игровой автомат в 2004 году налоговая ставка равна 3000 руб.
На основании материалов камеральной проверки налоговым органом вынесено решение N 03-05/69138 от 09.01.2007, которым, в том числе, доначислен обществу налог на игорный бизнес за май 2004 года в сумме 55125 руб., что повлекло применение ответственности на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату налога в размере 11025 руб. и начисление пени.
Не согласившись с указанным решением налогового органа в данной части, общество с ограниченной ответственностью "Джекпот" обратилось с настоящим заявлением в суд.
Оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, заявленные требования заявителя подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 364, 365, 366, 369 главы 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес относятся игровые автоматы - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей игорного заведения; объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта и считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения, выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Нормы статей 367, 368 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что по каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов; налоговым периодом признается календарный месяц.
При исчислении налога применяются налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом за один игровой автомат установлены пределы налоговой ставки от 1500 до 7500 руб.
До вступления в силу гл. 29 НК РФ, то есть до 01.01.2004, порядок, сроки и пределы устанавливались Законом "О налоге на игорный бизнес" N 142-ФЗ от 31.07.1998. Законодательные органы субъектов в то время определяли только конкретные окончательные размеры ставки налога. Так, в 2003 г. ставка налога на игорный бизнес в региональный бюджет за один игровой автомат составляла 750 руб.
Из указанных положений следует, что обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает у соответствующего лица с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес, именно с этого момента данное лицо становится налогоплательщиком и у него возникает обязанность исчисления и уплаты налога на игорный бизнес в порядке, установленном действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, игровые автоматы в количестве 5 штук были зарегистрированы заявителем 24.12.2003 согласно свидетельству о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес N 664402 от 29.12.2003.
Поскольку указанные объекты налогообложения поставлены на учет в налоговый орган в декабре 2003 года, правоотношение по поводу указанных объектов возникло с 24.12.2003, именно с этого момента у организации возникла обязанность по исчислению налога на игорный бизнес по указанным объектам. При расчете налога налогоплательщик, являясь субъектом малого предпринимательства в Российской Федерации, имел право на применение налоговой ставки, действовавшей до 01.01.2004, т.е. 750 руб. за каждый объект налогообложения. Доказательств снятия с учета указанных объектов игорного бизнеса до отчетного периода май 2004 года налоговым органом не представлено. Из анализа свидетельств о постановке на учет объектов игорного бизнеса за период с декабря 2003 года по май 2004 года следует, что 5 игровых автоматов, поставленных на учет 24.12.2003 до мая 2004 года, налогоплательщиком не снимались. Следовательно, исходя из того, что правоотношение по эксплуатации данных пяти игровых автоматов, установленных 24.12.2003, возникли до вступления в силу главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении данных объектов должна быть применена ставка налога, установленная Законом "О налоге на игорный бизнес" N 142-ФЗ от 31.07.1998. Законодательные органы субъектов в то время определяли только конкретные окончательные размеры ставки налога - в 2003 г. ставка налога на игорный бизнес в региональный бюджет за один игровой автомат составляла 750 руб.
Таким образом, суд считает, что решение налогового органа N 03-05/69138 от 09.01.2007 в части доначисления налога на игорный бизнес в сумме 11250 руб. ((3000 руб. - 750 руб.) x 5 авт.) следует признать недействительным.
Вместе с тем остальные 44 игровых автомата были зарегистрированы налогоплательщиком в качестве объектов налогообложения после 01.01.2004, что подтверждается свидетельствами о регистрации объектов налогообложения, имеющимися в материалах дела. Таким образом, суд считает, что в отношении указанных 44 игровых автоматов должна быть применена ставка 3000 руб. за один игровой автомат в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на игорный бизнес" N 36-ОЗ от 27.11.2003.
Довод заявителя о наличии у него права применять налоговую ставку на все игровые автоматы в размере 750 руб. за игровой автомат, действующую на момент его государственной регистрации, судом не принимается, исходя из следующего.
Статьей 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", утратившего законную силу с 01.01.2005, были установлены гарантии, в соответствии с которыми в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Учитывая социальную направленность данного Закона, государственной гарантией поддержки малого предпринимательства признавалось сохранение неизменного порядка налогообложения как специального налогового режима, включающего в себя не только элементы налогообложения, но и собственно регулируемый законом порядок определения налоговых обязательств. При этом ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства могло заключаться в возложении на них дополнительного налогового бремени, в необходимости исполнять иные ранее не предусмотренные законодательством обязанности, что может быть при введении новых налогов или установлении новых объектов налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12, подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на игорный бизнес является региональным налогом, который устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации путем определения основных элементов налогообложения, а вводится в действие законом соответствующего субъекта Российской Федерации путем регламентации неурегулированных элементов налогообложения, в том числе налоговой ставки, а также порядка и сроков уплаты налога.
Таким образом, изменение субъектом Российской Федерации неурегулированного элемента налогообложения не означает изменения порядка налогообложения, поскольку именно такой порядок налогообложения и установлен законодателем в отношении налога на игорный бизнес.
Противоположный подход к данной ситуации означал бы невозможность для налогоплательщиков применять пониженную ставку налога при ее уменьшении, а не увеличении субъектом Российской Федерации. Кроме того, это не соответствует таким основным принципам налогообложения, как невозможность различного применения налогов исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; запрет на установление дифференцированных ставок налога в зависимости от форм собственности, а также установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, положение ООО "Джекпот" в связи с изменением налоговой ставки не ухудшилось, так как установленный порядок налогообложения не изменился.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению. Следует признать недействительным решение налогового органа N 03-05/69138 от 09.01.2007 в части доначисления налога на игорный бизнес по уточненной налоговой декларации за май 2004 г. в размере 11250 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.
Заявителем при обращении в суд с настоящими требованиями было также заявлено ходатайство об обеспечении заявленных требований, одновременно было заявлено ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины. Указанное ходатайство было удовлетворено судом при принятии заявления о признании недействительным решения налогового органа.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ с заявителя подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 2592 руб., из которых за подачу заявления о признании недействительным ненормативного акта 1592 руб. пропорционально размеру удовлетворенных требований, 1000 рублей за подачу заявления об обеспечении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:

1. Удовлетворить заявленные требования частично.
Признать недействительными решение Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга N 03-05/69138 от 09.01.2007 о привлечении ООО "Джекпот" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на игорный бизнес по уточненной налоговой декларации за май 2004 г. в размере 11250 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Джекпот".
2. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Джекпот" (ОГРН 1026602334065, юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. Черкасская, 25, лит. М-М7, ком. 79) в доход федерального бюджета госпошлину в размере 2592 руб.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционное или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
4. Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ взысканная по делу госпошлина подлежит уплате ответчиком добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты госпошлины ответчик должен представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.
При непоступлении в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда доказательства добровольной уплаты госпошлины выдать исполнительный лист на ее взыскание в принудительном порядке.
Судья
САБИРОВА М.Ф.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)