Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 10.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009
по делу N А49-4266/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Совхоз "Победа" к Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области о признании частично недействительным решения от 25.05.2009 N 11-82/97, с участием третьего лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы,
установил:
открытое акционерное общество "Совхоз "Победа" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее - управление) от 25.05.2009 N 11-82/97 в части оставления решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы (далее - налоговый орган) от 31.03.2009 N 27 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения без изменения, а апелляционной жалобы общества без удовлетворения, а также утверждения решения от 31.03.2009 N 27 в части начисления земельного налога в сумме 4 900 572 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа за его неуплату.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 10.08.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области и Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы обратились с кассационными жалобами, в которых просят их отменить.
По мнению заявителей жалоб общество является правопреемником всех прав и обязательств федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз "Победа", в том числе, и прав на земельный участок площадью 628,69 га, находившегося у федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз "Победа", в бессрочном пользовании и правопреемство носит универсальный, а не частичный характер. Основанием для доначисления земельного налога за земельный участок площадью 17,1641 га явились сведения Территориального отдела по г. Пенза Управления Роснедвижимости по Пензенской области, в которых указана кадастровая стоимость земельного участка 58:29:01003002:0013 в размере 162 600 669 руб. и изменение кадастровой стоимости не производилось.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьями 274 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2006 по 31.12.2007.
По результатам проверки составлен акт от 05.03.2009 N 11 и принято решение от 31.03.2009 N 27, в которых отражено, что заявитель не уплатил в бюджет следующие налоги: налог на добавленную стоимость за 2007 год в сумме 23 576 руб., налог на прибыль за 2007 год в сумме 24 183 руб., земельный налог в общей сумме 4 900 572 руб., в связи с чем обществу начислены соответствующие пени и применены налоговые санкции за их неуплату.
Заявитель обжаловал в Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области указанное решение налогового органа в части начисления земельного налога за земельный участок площадью 628,69 га с кадастровым номером 58:29:00000000:175 в сумме 4 046 188 руб. (за 2006 год в сумме 2 023 094 руб., за 2007 год - 2 023 094 руб.), а также начисления земельного налога за земельный участок площадью 17,1641 га с кадастровым номером 58:29:01003002:0013 в сумме 854 384 руб. (за 2006 год - 430 888 руб., за 2007 год - 423 496 руб.).
Решением управления от 25.05.2009 N 11-82/97 указанное решение от 31.03.2009 N 27 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения, а также утверждено решение налогового органа от 31.03.2009 N 27.
Не согласившись частично с решением управления, общество обжаловало его в арбитражный суд в части оставления решения налогового органа от 31.03.2009 N 27 без изменения, а также утверждения указанного решения в части начисления земельного налога в сумме 4 900 572 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа за его неуплату.
Коллегия считает, что судебные инстанции полно, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали все обстоятельства по делу и обоснованно удовлетворили заявленные требования общества.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 НК РФ).
На территории города Пензы земельный налог введен с 01 января 2006 года Решением Пензенской городской Думы от 25.11.2005 N 238-16/4 "О введении земельного налога на территории города Пензы", пунктом 2 которого установлены налоговые ставки при исчислении земельного налога в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка, в том числе: 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства; 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков.
Судами установлено, что согласно свидетельству о праве бессрочного постоянного пользования от 25.01.1993 за подсобным хозяйством совхоза "Победа" Пензенского отделения железной дороги на праве постоянного бессрочного пользования закреплен земельный участок сельскохозяйственного использования площадью 1032 га.
Распоряжением Министерства путей сообщения Российской Федерации от 10.02.2003 N 147р на базе совхоза "Победа" было создано Федеральное государственное предприятие "Совхоз "Победа" Куйбышевской железной дороги (далее - ФГУП "Совхоз "Победа").
Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Пензенской области от 30.12.2004 N 385-р "Об условиях приватизации федерального государственного предприятия "Совхоз "Победа" ФГУП "Куйбышевская железная дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации" разрешено приватизировать ФГУП "Совхоз "Победа" путем преобразования его в ОАО "Совхоз "Победа" с уставным капиталом 17 383 000 руб., а также утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Совхоз "Победа" согласно приложению N 1, в который вошли следующие земельные участки: кадастровый номер 58:29:01 003 002:0012 площадью 0,0732 га; кадастровый номер 58:29:01 003 001:0011 площадью 0,1238 га; кадастровый номер 58:29:01 003 002:0013 площадью 17,1641 га; кадастровый номер 58:29:01 003 001:0215 площадью 5,3834 га.
Указанные земельные участки в составе комплекса имущества, указанного в приложении N 1, переданы актом передачи и приемки от ФГУП "Совхоз "Победа" открытому акционерному обществу "Совхоз "Победа" (т. 1 л. д. 102 - 125).
В соответствии с пунктом 5 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, передаточный акт не содержит сведений о земельном участке с кадастровым номером 58:29:00000000:175, который, как следует из приложения N 1, не вошел в перечень имущества, передаваемого ФГУП "Совхоз "Победа" образованному открытому акционерному обществу "Совхоз "Победа".
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что у заявителя не возникло на указанный земельный участок ни права собственности, ни права постоянного (бессрочного) пользования, обладание которыми относило бы его к категории плательщиков земельного налога.
Кроме того, в материалах дела имеется выписка из архива реестра федерального имущества от 30.05.2007, из которой также следует, что спорный земельный участок являлся объектом федерального имущества (т. 4 л. д. 1). Исключение его из реестра федерального имущества на основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Пензенской области от 27.03.2007 N 164-р не было произведено, так как данное распоряжение отменено распоряжением Территориального управления Росимущества по Пензенской области от 15.08.2007 N т 412-р в связи с представлением прокуратуры Пензенской области от 31.07.2007 N 7-5-128-07 (т. 2 л. д. 33).
Судами обоснованно отклонен довод налоговых органов о том, что общество является всех прав и обязательств ФГУП "Совхоз "Победа", в том числе, и прав на земельный участок площадью 628,69 га, находившегося у ФГУП "Совхоз "Победа" в бессрочном пользовании, со ссылками на заголовочную часть акта передачи и приемки имущества, так как общество является правопреемником всех прав и обязанностей ФГУП "Совхоз "Победа" в пределах обязательств, отраженных в передаточном акте, поскольку иное противоречит нормам гражданского законодательства Российской Федерации.
Также судами правомерно не принята ссылка налоговых органов на решение Арбитражного суда Пензенской области от 23.08.2007 по делу N А49-4537/2007-184а/16, поскольку в рамках указанного дела суд дал правовую оценку ненормативному правовому акту - постановлению главы администрации г. Пензы от 10.07.2007 N 796 "О прекращении права бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок в совхозе "Победа", но не устанавливал права и обязанности открытого акционерного общества "Совхоз "Победа" на спорный земельный участок.
Таким образом, коллегия считает, что судами сделан правильный вывод об отсутствии у заявителя в спорный период прав на указанный земельный участок и, соответственно, об отсутствии оснований для начисления и уплаты земельного налога.
Также судами сделан правомерный вывод об отсутствии оснований для доначисления обществу земельного налога за земельный участок площадью 17,1641 га с кадастровым номером 58:29:01003002:0013 в сумме 854 384 руб. (за 2006 год - 430 888 руб., за 2007 год - 423496 руб.).
Как следует из материалов дела, указанный земельный участок является частью земельного участка площадью 1032 га, предоставленного совхозу "Победа" на праве бессрочного (постоянного) пользования с 1993 года для сельскохозяйственного использования.
Пунктом 2 Решения Пензенской городской Думы от 25.11.2005 N 238-16/4 "О введении земельного налога на территории города Пензы" установлены налоговые ставки при исчислении земельного налога в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка, в том числе: 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства; 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков.
Из представленных заявителем деклараций по земельному налогу за 2006 - 2007 годы следует, что земельный налог за земельный участок с кадастровым номером 58:29:01 003 002:0013 начислялся исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 18 971 480 руб. и ставки налога 0,3 процента.
Кадастровая стоимость земельного участка определена заявителем 18 971 480 руб., исходя из стоимости 1 кв. м земли по виду использования - земли сельскохозяйственного использования - 109,90 руб.
Налоговыми органами сделан вывод о том, что обществом не верно определена налоговая база (кадастровая стоимость земельного участка), что повлекло занижение суммы земельного налога. Кадастровая стоимость указанного земельного участка по данным проверки в соответствии со сведениями Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Пензенской области составляла 162 600 339 руб. Расчет земельного налога произведен, исходя из стоимости 1 кв. м земли по виду использования - земли под промышленными объектами - 947,33 руб.
При расчете суммы земельного налога заявителем применялась ставка земельного налога в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости как за земли сельскохозяйственного назначения. При проверке налоговыми органами ставка земельного налога не изменялась.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорные периоды) в состав земель поселений могут входить земли сельскохозяйственного использования. При этом в соответствии с пунктом 11 названной статьи земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности заявителя является производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции.
Доказательств того, что у заявителя имеются какие-либо промышленные объекты, материалы приватизации ФГУП "Совхоз "Победа" и материалы данного дела не содержат.
Более того, как следует из переписки между заявителем, территориальным отделом по г. Пенза Управления Роснедвижимости по Пензенской области, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области и Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы, вид использования земельного участка, а именно - как земли сельскохозяйственного использования, с 1993 года не менялся.
В связи с неточным указанием в приложении N 1 к распоряжению Территориального управления Минимущества России по Пензенской области от 30.12.2004 N 385-р и акте приема-передачи вида использования спорного земельного участка - "для размещения производственных и вспомогательных зданий", указанные сведения были внесены в земельный кадастр.
Эти сведения были исправлены только после вынесения распоряжения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области от 02.07.2007 N 310-р, изданного в целях уточнения, а не изменения разрешенного использования земельного участка, то есть исправления ошибки, допущенной при оформлении документов по приватизации ФГУП "Совхоз "Победа".
Кроме того, правильность произведенного заявителем расчета земельного налога за земельный участок с кадастровым номером 58:29:01003002:0013 и определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости - 109,90 руб./кв. м подтверждается письмом Территориального отдела по г. Пенза Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области от 04.05.2008 N 08-03/532 (т. 1 л. д. 127).
Таким образом, суды при рассмотрении настоящего дела пришли к правильному выводу о несоответствии оспариваемого решения закону и нарушении прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, с учетом положений части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно признали решение управления от 25.05.2009 N 11-82/97 в оспариваемой части недействительным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы права и их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 10.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 по делу N А49-4266/2009 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 01.12.2009 ПО ДЕЛУ N А49-4266/2009
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2009 г. по делу N А49-4266/2009
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 10.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009
по делу N А49-4266/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Совхоз "Победа" к Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области о признании частично недействительным решения от 25.05.2009 N 11-82/97, с участием третьего лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы,
установил:
открытое акционерное общество "Совхоз "Победа" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее - управление) от 25.05.2009 N 11-82/97 в части оставления решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы (далее - налоговый орган) от 31.03.2009 N 27 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения без изменения, а апелляционной жалобы общества без удовлетворения, а также утверждения решения от 31.03.2009 N 27 в части начисления земельного налога в сумме 4 900 572 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа за его неуплату.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 10.08.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области и Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы обратились с кассационными жалобами, в которых просят их отменить.
По мнению заявителей жалоб общество является правопреемником всех прав и обязательств федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз "Победа", в том числе, и прав на земельный участок площадью 628,69 га, находившегося у федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз "Победа", в бессрочном пользовании и правопреемство носит универсальный, а не частичный характер. Основанием для доначисления земельного налога за земельный участок площадью 17,1641 га явились сведения Территориального отдела по г. Пенза Управления Роснедвижимости по Пензенской области, в которых указана кадастровая стоимость земельного участка 58:29:01003002:0013 в размере 162 600 669 руб. и изменение кадастровой стоимости не производилось.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьями 274 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2006 по 31.12.2007.
По результатам проверки составлен акт от 05.03.2009 N 11 и принято решение от 31.03.2009 N 27, в которых отражено, что заявитель не уплатил в бюджет следующие налоги: налог на добавленную стоимость за 2007 год в сумме 23 576 руб., налог на прибыль за 2007 год в сумме 24 183 руб., земельный налог в общей сумме 4 900 572 руб., в связи с чем обществу начислены соответствующие пени и применены налоговые санкции за их неуплату.
Заявитель обжаловал в Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области указанное решение налогового органа в части начисления земельного налога за земельный участок площадью 628,69 га с кадастровым номером 58:29:00000000:175 в сумме 4 046 188 руб. (за 2006 год в сумме 2 023 094 руб., за 2007 год - 2 023 094 руб.), а также начисления земельного налога за земельный участок площадью 17,1641 га с кадастровым номером 58:29:01003002:0013 в сумме 854 384 руб. (за 2006 год - 430 888 руб., за 2007 год - 423 496 руб.).
Решением управления от 25.05.2009 N 11-82/97 указанное решение от 31.03.2009 N 27 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения, а также утверждено решение налогового органа от 31.03.2009 N 27.
Не согласившись частично с решением управления, общество обжаловало его в арбитражный суд в части оставления решения налогового органа от 31.03.2009 N 27 без изменения, а также утверждения указанного решения в части начисления земельного налога в сумме 4 900 572 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа за его неуплату.
Коллегия считает, что судебные инстанции полно, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали все обстоятельства по делу и обоснованно удовлетворили заявленные требования общества.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 НК РФ).
На территории города Пензы земельный налог введен с 01 января 2006 года Решением Пензенской городской Думы от 25.11.2005 N 238-16/4 "О введении земельного налога на территории города Пензы", пунктом 2 которого установлены налоговые ставки при исчислении земельного налога в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка, в том числе: 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства; 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков.
Судами установлено, что согласно свидетельству о праве бессрочного постоянного пользования от 25.01.1993 за подсобным хозяйством совхоза "Победа" Пензенского отделения железной дороги на праве постоянного бессрочного пользования закреплен земельный участок сельскохозяйственного использования площадью 1032 га.
Распоряжением Министерства путей сообщения Российской Федерации от 10.02.2003 N 147р на базе совхоза "Победа" было создано Федеральное государственное предприятие "Совхоз "Победа" Куйбышевской железной дороги (далее - ФГУП "Совхоз "Победа").
Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Пензенской области от 30.12.2004 N 385-р "Об условиях приватизации федерального государственного предприятия "Совхоз "Победа" ФГУП "Куйбышевская железная дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации" разрешено приватизировать ФГУП "Совхоз "Победа" путем преобразования его в ОАО "Совхоз "Победа" с уставным капиталом 17 383 000 руб., а также утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Совхоз "Победа" согласно приложению N 1, в который вошли следующие земельные участки: кадастровый номер 58:29:01 003 002:0012 площадью 0,0732 га; кадастровый номер 58:29:01 003 001:0011 площадью 0,1238 га; кадастровый номер 58:29:01 003 002:0013 площадью 17,1641 га; кадастровый номер 58:29:01 003 001:0215 площадью 5,3834 га.
Указанные земельные участки в составе комплекса имущества, указанного в приложении N 1, переданы актом передачи и приемки от ФГУП "Совхоз "Победа" открытому акционерному обществу "Совхоз "Победа" (т. 1 л. д. 102 - 125).
В соответствии с пунктом 5 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, передаточный акт не содержит сведений о земельном участке с кадастровым номером 58:29:00000000:175, который, как следует из приложения N 1, не вошел в перечень имущества, передаваемого ФГУП "Совхоз "Победа" образованному открытому акционерному обществу "Совхоз "Победа".
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что у заявителя не возникло на указанный земельный участок ни права собственности, ни права постоянного (бессрочного) пользования, обладание которыми относило бы его к категории плательщиков земельного налога.
Кроме того, в материалах дела имеется выписка из архива реестра федерального имущества от 30.05.2007, из которой также следует, что спорный земельный участок являлся объектом федерального имущества (т. 4 л. д. 1). Исключение его из реестра федерального имущества на основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Пензенской области от 27.03.2007 N 164-р не было произведено, так как данное распоряжение отменено распоряжением Территориального управления Росимущества по Пензенской области от 15.08.2007 N т 412-р в связи с представлением прокуратуры Пензенской области от 31.07.2007 N 7-5-128-07 (т. 2 л. д. 33).
Судами обоснованно отклонен довод налоговых органов о том, что общество является всех прав и обязательств ФГУП "Совхоз "Победа", в том числе, и прав на земельный участок площадью 628,69 га, находившегося у ФГУП "Совхоз "Победа" в бессрочном пользовании, со ссылками на заголовочную часть акта передачи и приемки имущества, так как общество является правопреемником всех прав и обязанностей ФГУП "Совхоз "Победа" в пределах обязательств, отраженных в передаточном акте, поскольку иное противоречит нормам гражданского законодательства Российской Федерации.
Также судами правомерно не принята ссылка налоговых органов на решение Арбитражного суда Пензенской области от 23.08.2007 по делу N А49-4537/2007-184а/16, поскольку в рамках указанного дела суд дал правовую оценку ненормативному правовому акту - постановлению главы администрации г. Пензы от 10.07.2007 N 796 "О прекращении права бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок в совхозе "Победа", но не устанавливал права и обязанности открытого акционерного общества "Совхоз "Победа" на спорный земельный участок.
Таким образом, коллегия считает, что судами сделан правильный вывод об отсутствии у заявителя в спорный период прав на указанный земельный участок и, соответственно, об отсутствии оснований для начисления и уплаты земельного налога.
Также судами сделан правомерный вывод об отсутствии оснований для доначисления обществу земельного налога за земельный участок площадью 17,1641 га с кадастровым номером 58:29:01003002:0013 в сумме 854 384 руб. (за 2006 год - 430 888 руб., за 2007 год - 423496 руб.).
Как следует из материалов дела, указанный земельный участок является частью земельного участка площадью 1032 га, предоставленного совхозу "Победа" на праве бессрочного (постоянного) пользования с 1993 года для сельскохозяйственного использования.
Пунктом 2 Решения Пензенской городской Думы от 25.11.2005 N 238-16/4 "О введении земельного налога на территории города Пензы" установлены налоговые ставки при исчислении земельного налога в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка, в том числе: 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства; 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков.
Из представленных заявителем деклараций по земельному налогу за 2006 - 2007 годы следует, что земельный налог за земельный участок с кадастровым номером 58:29:01 003 002:0013 начислялся исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 18 971 480 руб. и ставки налога 0,3 процента.
Кадастровая стоимость земельного участка определена заявителем 18 971 480 руб., исходя из стоимости 1 кв. м земли по виду использования - земли сельскохозяйственного использования - 109,90 руб.
Налоговыми органами сделан вывод о том, что обществом не верно определена налоговая база (кадастровая стоимость земельного участка), что повлекло занижение суммы земельного налога. Кадастровая стоимость указанного земельного участка по данным проверки в соответствии со сведениями Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Пензенской области составляла 162 600 339 руб. Расчет земельного налога произведен, исходя из стоимости 1 кв. м земли по виду использования - земли под промышленными объектами - 947,33 руб.
При расчете суммы земельного налога заявителем применялась ставка земельного налога в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости как за земли сельскохозяйственного назначения. При проверке налоговыми органами ставка земельного налога не изменялась.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорные периоды) в состав земель поселений могут входить земли сельскохозяйственного использования. При этом в соответствии с пунктом 11 названной статьи земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности заявителя является производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции.
Доказательств того, что у заявителя имеются какие-либо промышленные объекты, материалы приватизации ФГУП "Совхоз "Победа" и материалы данного дела не содержат.
Более того, как следует из переписки между заявителем, территориальным отделом по г. Пенза Управления Роснедвижимости по Пензенской области, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области и Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы, вид использования земельного участка, а именно - как земли сельскохозяйственного использования, с 1993 года не менялся.
В связи с неточным указанием в приложении N 1 к распоряжению Территориального управления Минимущества России по Пензенской области от 30.12.2004 N 385-р и акте приема-передачи вида использования спорного земельного участка - "для размещения производственных и вспомогательных зданий", указанные сведения были внесены в земельный кадастр.
Эти сведения были исправлены только после вынесения распоряжения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области от 02.07.2007 N 310-р, изданного в целях уточнения, а не изменения разрешенного использования земельного участка, то есть исправления ошибки, допущенной при оформлении документов по приватизации ФГУП "Совхоз "Победа".
Кроме того, правильность произведенного заявителем расчета земельного налога за земельный участок с кадастровым номером 58:29:01003002:0013 и определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости - 109,90 руб./кв. м подтверждается письмом Территориального отдела по г. Пенза Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области от 04.05.2008 N 08-03/532 (т. 1 л. д. 127).
Таким образом, суды при рассмотрении настоящего дела пришли к правильному выводу о несоответствии оспариваемого решения закону и нарушении прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, с учетом положений части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно признали решение управления от 25.05.2009 N 11-82/97 в оспариваемой части недействительным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы права и их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 10.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 по делу N А49-4266/2009 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)