Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.09.2007 ПО ДЕЛУ N А65-3636/2007-СА2-8

Разделы:
Транспортный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 20 сентября 2007 года Дело N А65-3636/2007-СА2-8


Общество с ограниченной ответственностью "АвиаЛига" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани (далее - Инспекция) об обязании возместить из федерального бюджета налог на добавленную стоимость (далее - НДС) за февраль 2005 г. в сумме 794390 руб., обязании уплатить проценты в размере 147435 руб. за просрочку возмещения НДС за счет средств федерального бюджета.
До рассмотрения дела по существу Общество уточнило заявленные требования, просило признать незаконным бездействие Инспекции, выраженное в отсутствии с 28.09.2006 (даты последнего возмещения) действий, направленных на возмещении суммы НДС в размере 362669 руб. 13 коп., обязать Инспекцию возместить путем возврата из федерального бюджета НДС за февраль 2005 г. в сумме 362669 руб. 13 коп., обязать уплатить за счет средств федерального бюджета проценты в размере 58042 руб. за просрочку возврата НДС в сумме 362669 руб. 13 коп., отнести на Инспекцию расходы Общества на оплату труда адвоката в размере 2000 руб.
В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение заявленных требований судом принято.
До рассмотрения дела по существу Общество заявило отказ от заявленных требований в части отнесения на Инспекцию расходов Общества на оплату труда адвоката в размере 2000 руб.
В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в указанной части судом принят.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.2007 заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие Инспекции, выраженное в отсутствии с 28.09.2006 (даты последнего возмещения) действий, направленных на возмещение суммы НДС в размере 362669 руб. 13 коп. Суд обязал Инспекцию возместить путем возврата из федерального бюджета НДС за февраль 2005 г. в сумме 362669 руб. 13 коп., уплатить Обществу за счет средств федерального бюджета проценты в размере 58042 руб. за просрочку возврата НДС в сумме 362669 руб. 13 коп. Производство по делу в части отнесения на Инспекцию расходов Общества на оплату труда адвоката в размере 2000 руб. прекращено.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт и в удовлетворении заявленных требований Обществу отказать. По мнению заявителя кассационной жалобы, возврат суммы налога будет произведен после проведения выездной налоговой проверки, вызванной необходимостью убедиться в реальности проведенных экспортных сделок и установить факт уплаты налога всеми поставщиками, вплоть до производителя.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества - возражения на них.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0% за февраль 2005 г. и пакета документов в порядке ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По результатам проверки Инспекцией принято решение от 17.06.2005 N 26 о возмещении заявителю суммы налоговых вычетов по экспортным отгрузкам за указанный период в размере 794390 руб.
Общество 25.07.2007 обратилось в Инспекцию с заявлением (входящая дата Инспекции - 27.07.2007) о возврате на его расчетный счет суммы, признанной к возмещению, согласно вышеуказанному решению.
Инспекция в ответ на заявление от 25.07.2007 письмом от 16.08.2005 N 09-01-29/27837 сообщила Обществу, что признанная к возмещению сумма НДС направлена на погашение недоимки по налогу на прибыль в бюджет Российской Федерации в размере 246198 руб. 41 коп., на погашение пеней по расчету по налогу на прибыль в бюджет Российской Федерации в размере 269 руб. 28 коп. Оставшуюся сумму НДС в размере 547922 руб. 31 коп. Инспекция предложила Обществу направить в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль в бюджет Российской Федерации.
Инспекция в дополнение к письму от 16.08.2005 N 09-01-29/27837 сообщила, что переплата по НДС, исчисленного по ставке 0%, зачтена в счет оплаты авансового платежа по налогу на прибыль в бюджет Российской Федерации по сроку уплаты - 29.08.2005 в размере 92516 руб.
Заявлением от 31.08.2005 Общество просило Инспекцию оставшуюся сумму переплаты по НДС за февраль 2005 г. в размере 455406 руб. 31 коп. направить в счет погашения пеней по расчету по налогу на прибыль в бюджет Российской Федерации в сумме 221 руб. 18 коп., в счет оплаты авансовых платежей по налогу на прибыль в бюджет Российской Федерации в размере 92516 руб. по сроку уплаты - 28.09.2005. Оставшуюся сумму НДС в размере 362669 руб. 13 коп. Общество просило вернуть на его расчетный счет.
Заявление Общества от 31.08.2005 Инспекцией исполнено частично. Сумму НДС, признанную к возмещению, Инспекция направила на погашение пеней по налогу на прибыль в размере 221 руб. 18 коп., в счет оплаты авансовых платежей по налогу на прибыль в размере 92516 руб. по сроку уплаты - 28.09.2005. Оставшуюся сумму НДС в размере 362669 руб. 13 коп. Инспекция Обществу не возвратила, а предложила ему направить в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль в бюджет Российской Федерации.
Общество не согласилось с бездействием налогового органа и обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно положениям п. 4 ст. 176 Кодекса (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) возмещение налога путем возврата производится не позднее трех месяцев, считая со дня подачи налогоплательщиком налоговой декларации и документов, предусмотренных соответственно в п. 6 ст. 164 и ст. 165 Кодекса, которые являются подтверждением как права налогоплательщика на применение налоговой ставки ноль процентов, так и права на возмещение, предоставляемого в двух формах - зачета или возврата.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае отсутствия у налогоплательщика недоимки и пеней по налогу, недоимки и пеней по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, налоговый орган при наличии заявления налогоплательщика не позднее последнего дня 3-месячного срока принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в порядке, установленном п. 4 ст. 176 Кодекса. Максимальный срок может быть равен трем месяцам со дня подачи необходимых документов плюс восемь дней, максимально предусмотренных для получения казначейством решения Инспекции о возврате НДС, плюс две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.
При нарушении сроков, предусмотренных названной нормой, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В данном случае, как следует из материалов дела, возврат подлежащих возмещению сумм НДС по экспортным поставкам в установленные п. 4 ст. 176 Кодекса сроки не произведен. Отсутствие задолженности у Общества перед федеральным бюджетом подтверждается представленным Инспекцией состоянием расчетов на 27.04.2007, Инспекция на наличие недоимки не ссылается. Следовательно, Обществом правомерно заявлены к взысканию проценты за несвоевременный возврат НДС. При этом Инспекцией правильность расчета процентов не оспаривается.
Судебная коллегия признает правомерным вывод суда о том, что неисполнение Инспекцией установленных п. 4 ст. 176 Кодекса обязанностей нарушает права и законные интересы Общества. Поэтому требование Общества о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непринятии решения о возврате 362669 руб. 13 коп. НДС за февраль 2005 г., и обязании Инспекции возвратить НДС в указанной сумме на его расчетный счет является обоснованным.
Довод Инспекции о том, что возврат или зачет денежных средств Общества будет произведен после завершения мероприятий налогового контроля в отношении всех поставщиков экспортированной продукции, судом обоснованно признан ошибочным, поскольку он противоречит положениям ст. 176 Кодекса и решению самой же Инспекции от 17.06.2005 N 26, которым право Общества на возмещение спорной суммы было признано обоснованным.
Учитывая изложенное, суд оснований для отмены судебного акта не имеет.
Руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.05.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-3636/2007-СА2-8 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)