Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 09.02.2005, 27.01.2005 ПО ДЕЛУ N А40-48528/03-116-563

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


9 февраля 2005 г. Дело N А40-48528/03-116-563

Арбитражный суд г. Москвы при участии от истца/заявителя: К.С. - протокол собрания учредителей от 20.10.97 - директор; от ответчика: К.В. - дов. б/н от 11.01.05, рассмотрев иск/заявление ООО "Букмекерская фирма "Бегемот" к МРИ ФНС РФ N 42 по г. Москве о признании недействительным решения от 09.10.2003 N 67 в части доначисления налога на игорный бизнес, начисление пени и сумм штрафа,
УСТАНОВИЛ:

заявление предъявлено о признании недействительным решения от 09.10.2003 N 67 в части доначисления налога на игорный бизнес, начисление пени и сумм штрафа.
Заявление мотивировано тем, что букмекерская фирма имеет семь пунктов приема ставок и выплаты выигрышей, объединенных в единую сеть, что следует из представленных заявителем документов. Общая сумма сделанных ставок и сумма выигрышей, подлежащая выплате по заранее установленным коэффициентам, определяется в одном месте - по адресу: ул. Бутырская, д. 6. В ходе проверки налоговый орган ограничился осмотром одного помещения по Цветному бульвару, д. 13, другие помещения не осматривались. Фактический адрес заявителя указывался заявителем в расчетах по налогу на игорный бизнес. Поскольку деятельность заявителя организована через единую систему пунктов, каждый пункт, являясь его структурным подразделением, состоит на налоговом учете в налоговых органах. Факт отсутствия кассы заявителя по юридическому адресу не является свидетельством того, что у заявителя семь объектов налогообложения.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что объектом налогообложения согласно ст. 4 ФЗ РФ "О налоге на игорный бизнес" является касса букмекерской конторы. Заявитель исчислял и уплачивал налог на игорный бизнес с головной организации, имея в своем составе семь касс букмекерской конторы. Ответчиком заявлено устное ходатайство о замене ответчика в порядке процессуального правопреемства на МРИ ФНС РФ N 42 по г. Москве в связи с реорганизацией налоговой службы. Заявитель не возражает.
Судом произведена замена ответчика на МРИ ФНС РФ N 42 по г. Москве в связи с реорганизацией налоговой службы в форме преобразования в порядке ст. 48 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании акта выездной налоговой проверки N 67дсп от 11.09.03 вынесено решение N 67 от 09.10.2003, которым налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату в бюджет налога на игорный бизнес в результате занижения налоговой базы за период 01.10.00 - 31.05.03, по п. 1 ст. 122 НК РФ - за неуплату в бюджет сумм страховых взносов во внебюджетные фонды за 2000 г., сумм ЕСН за 2002 г., по ст. 123 НК РФ - за неуплату в бюджет суммы неперечисленного подоходного налога за 2000 г., налога на доходы физических лиц.
Заявитель оспаривает решение Инспекции в части выводов о занижении налога на игорный бизнес, доначислении налога, начислении по нему сумм пени и сумм штрафа.
Из материалов дела следует, что налогоплательщик состоял на налоговом учете в ИМНС РФ N 31 по ЗАО г. Москвы. С 26.12.00 состоит на налоговом учете в МРИ МНС РФ N 42 по г. Москве.
В соответствии с п. 8 устава основным видом осуществления деятельности налогоплательщика является букмекерская деятельность. Налогоплательщик имеет соответствующие лицензии на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений.
В соответствии с представленными уведомлениями о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщик имеет семь пунктов (зарегистрированных как обособленное подразделение в соответствующем налоговом органе) букмекерской конторы: 1) Москва, Цветной бульвар, д. 13 (холл "Московского Цирка Никулина на Цветном бульваре") - пункт букмекерской конторы; 2) Москва, ул. Каланчевская, д. 33 (холл кинотеатра "Перекоп") - пункт букмекерской конторы; 3) Москва, ул. Бутырская, д. 6 - пункт букмекерской конторы; 4) Москва, ул. Земляной Вал, д. 37, стр. 2 - пункт букмекерской конторы; 5) Москва, Комсомольский проспект, д. 28 (3 этаж в здании МДМ) - пункт букмекерской конторы; 6) Москва, Проспект Мира, д. 109 (холл кинотеатра "Космос") - пункт букмекерской конторы; 7) Москва, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1/3 - пункт букмекерской конторы. На соответствующие нежилые помещения заявитель имеет договоры аренды (л. д. 104 - 133 т. 1), что также отражено при проверке в акте проверки налогового органа.
В обоснование наличия сети единой кассы букмекерской конторы заявителем представлены: единая кассовая книга, расходно-приходные ордера, квитанции - ставки игроков с едиными коэффициентами выигрыша, установленными в головном подразделении букмекерской конторы, прайс-листы событий, на которые принимаются ставки (л. д. 93 - 180 т. 2, т. 3, т. 4, т. 5, т. 6, т. 7, т. 8, л. д. 31 - 32, 33 - 56, 65 - 92, 56 - 119 т. 9).
В единой кассовой книге отражены хозяйственные операции по всем пунктам приема ставок ежедневно. Указанная книга является бухгалтерским документом, подтверждающим учет общей суммы ставок и определение суммы выигрыша в централизованном порядке головной организацией. В отдельно взятом пункте такие книги не ведутся, что указывает на наличие единой сети пунктов приема ставок.
В квитанциях-ставках указаны вид ставки, номер события, дата, событие, на что сделана ставка, номер квитанции, сумма ставки, номер пункта, в котором сделана ставка, предполагаемый коэффициент выигрыша игрока.
Как следует из квитанций по разным пунктам с одними и теми же событиями, события имеют один и тот же порядковый номер в линии, дату события, а также предполагаемый коэффициент выигрыша, который заранее определен в головном подразделении букмекерской конторы (л. д. 33 - 56 т. 8). Прайс-листы содержат указание на номер события, дату, время, фору и тотал события, на которые принимаются ставки, предполагаемые коэффициенты выигрыша, установленные в головном подразделении. Все листы, представленные, суду одинаковые.
Из указанных документов видно, что на одно и то же событие предусмотрены одинаковые предполагаемые коэффициенты выигрыша, дата начала события и один и тот же порядковый номер события. Указанное свидетельствует, что данные документы формируются в головном подразделении букмекерской конторы. Сеть пунктов объединена в единую систему с целью формирования общей суммы ставок по всем пунктам и определения общей суммы выигрышей в головном подразделении.
Каждый пункт принимает ставки на исход какого-либо конкретного события и выплачивает соответствующие выигрыши. Общая сумма ставок и сумма выигрышей подлежит выплате по заранее установленным коэффициентам, которая определяется и учитывается в одном месте - в кассе букмекерской конторы - по фактическому адресу: ул. Бутырская, д. 6.
Данный адрес известен налоговому органу, поскольку сам налоговый орган в лицевых картах расчета пени и налога указывает данный адрес. Данный адрес указывается налогоплательщиком в представленных в Инспекцию расчетах по налогу на игорный бизнес. Из кассовых книг налогоплательщика усматривается, что денежные операции отражены ежедневно по каждому пункту букмекерской конторы с исчислением общей суммы доходов и расходов по организации.
Отдельный пункт букмекерской конторы имеет информацию только по ставкам, сделанным игроками в отдельно взятом пункте, что следует из прайс-листов фирмы, в которых коэффициент уже определен фирмой.
Коэффициент для расчета выигрыша устанавливается менеджером в кассе букмекерской конторы и может быть изменен в зависимости от общего количества ставок, сделанных игроками во всех пунктах. Выплата выигрыша игрокам производится как в пункте приема ставок, где эта ставка сделана, так и в любом другом пункте приема ставок букмекерской конторы.
Из договора N DP 2237/2002 от 18.04.02 с провайдером ЗАО "ОРЦ" следует, что заявитель имеет право доступа в Интернет для передачи информации между пунктами и кассой заявителя. Суммарная продолжительность соединений в минутах с января по ноябрь 2003 г. по головной организации значительно превышает соединений в пунктах букмекерской конторы (копии в деле), что также свидетельствует о наличии единой сети организации.
Довод налогового органа о том, что выигрыш, подлежащий выплате, определяется в момент осуществления ставки игроком, является несостоятельным.
Выигрыш или проигрыш по ставке игрока определяется только после наступления окончательного результата события, на которое сделана ставка, и только в головном подразделении на следующий день после сбора остальных ставок игроков, что следует из квитанций, прайс-листов, и после того, как в пункты через Интернет приходит список квитанций на оплату. До окончательного результата событий и перерасчета всех ставок в головном подразделении букмекерской конторы известен предполагаемый коэффициент выигрыша, а не сумма выигрыша по данной ставке и не общая сумма выигрыша, как указывает ответчик.
Ссылка ответчика на то, что коэффициенты выигрыша заранее определены общими правилами организации взаимных пари и утверждены директором, отклоняется судом, как голословная, не подкрепленная соответствующими доказательствами.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ РФ от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" налогом на игорный бизнес облагаются кассы букмекерских контор. Под кассой букмекерской конторы в соответствии со ст. 2 Закона понимается специально оборудованное место в игорном заведении (тотализаторе или букмекерской конторе), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате. Организация, осуществляющая деятельность в области игорного бизнеса, может создать сеть пунктов, объединенных в единую систему, которые принимают ставки на исход какого-либо конкретного события, а также выплачивают соответствующие выигрыши. При этом общая сумма сделанных ставок учитывается в головном подразделении организации, организующем букмекерскую контору.
Поскольку заявителем представлены доказательства в подтверждение того, что деятельность осуществлялась через сеть пунктов, объединенных в единую систему, общая сумма ставок и сумма выигрыша, подлежащая уплате по заранее установленным коэффициентам, определяется и учитывается в одном месте - в кассе букмекерской конторы по ул. Бутырская, д. 6, то объектом налогообложения будет являться головное подразделение организации, а не каждый пункт, как указывает налоговый орган. Позиция налогового органа также противоречит положениям ст. 11 НК РФ, дающей понятие обособленного подразделения.
В подтверждение своей позиции Инспекция ссылается только на протоколы осмотра помещений и объяснения директора К. и У., букмекера-операциониста. В частности, из осмотра помещений, арендуемых заявителем, налоговым органом установлено, что все помещения пунктов оборудованы одинаково: в них имеются зона для игроков, зона для персонала, компьютеры, Интернет, денежный ящик, денежный сейф для хранения страховой суммы. Из объяснений букмекера-операциониста У., по пункту по Цветному бульвару, д. 13, следует, что список квитанций ежедневно сдается в фирму, список выигрышных квитанций получает через Интернет.
Выигрыш выплачивается в пунктах приема ставок и выплат выигрыша. Однако данное объяснение не подтверждает позицию налогового органа, а опровергает ее, т.к. согласно вышеназванному Закону в пункте производится выплата выигрышей на основании данных, полученных из кассы, коэффициенты для расчета устанавливаются в головном подразделении, ставки и выплаты производятся в пунктах букмекерской конторы.
Довод Инспекции о том, что У. является кассиром пункта, опровергается представленным приказом N 01-12 от 01.12.02, в соответствии с которым У. назначена на должность букмекера-операциониста.
Те же объяснения дал и директор фирмы К. То обстоятельство, что все пункты оборудованы, также не свидетельствует о деятельности организации без объединения в единую сеть.
Кроме того, как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, при осмотре помещений не исследовались данные компьютеров.
В судебном заседании представитель истца представил суду на обозрение фотографии наличия компьютерной базы, в которой отражены данные по ставкам и выигрышам в каждом пункте, и эти данные объединены в единую информационную базу по организации.
Кроме того, при осмотре помещений налоговым органом не добыто ни одного доказательства, свидетельствующего об отсутствии деятельности организации через сеть: к протоколам осмотра, кроме перечисления в них предметов, которыми оборудованы пункты, не приложено таких доказательств.
Не взято ни одного объяснения от других сотрудников в других пунктах (кроме У.). Представитель заявителя пояснил, что при проверке налоговым органом фактически произведен осмотр помещения по Цветному бульвару, д. 13.
Другие пункты не осматривались. Протоколы составлены в Налоговой инспекции, которые им подписаны.
Довод Инспекции о том, что организация не находится по юридическому адресу, не свидетельствует об отсутствии головного подразделения и юридического лица в целом, т.к. деятельность осуществляется по фактическому адресу: ул. Бутырская, д. 6, который известен Инспекции как фактический адрес организации и указан им в налоговых декларациях, расчетах по налогам.
Таким образом, доводы налогового органа не основаны на доказательствах, а только на предположении, что налогоплательщик осуществлял деятельность в области игорного бизнеса через семь самостоятельных касс букмекерской конторы, которые являются объектами налогообложения на налогу на игорный бизнес.
Суд также учитывает, что при проведении выездной налоговой проверки ИМНС РФ N 31 ЗАО г. Москвы за первое полугодие 1999 г., что отражено в акте проверки от 10.02.2003 (л. д. 10), налоговым органом не выявлено правонарушения по порядку исчисления и уплаты налога на игорный бизнес. Налоговым органом установлено, что отдельные пункты букмекерской конторы объединены в единую систему и объектом налогообложения является головное подразделение организации, организующей букмекерскую контору. Актом выездной налоговой проверки от 10.04.2001 N 34дсп, проведенной МРИ МНС РФ N 42 (л. д. 29 т. 2) за период с 01.01.98 по 30.09.00, нарушений по данному вопросу в ходе проверки налоговым органом также не установлено.
Кроме того, в решении налоговый орган указывает на наличие семи пунктов приема ставок и выплаты выигрышей, однако в проверяемый период у заявителя имелось шесть пунктов, а не семь. Седьмой пункт начал свою работу только с января 2002 г. В решении налоговый орган произвел доначисления за 2003 г., однако кассовая книга за 2003 г., первичные документы за 2003 г. налоговым органом не истребовались.
В соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которое приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд не вправе подменять налоговый орган и устанавливать фактические обстоятельства, которые в силу законодательства о налогах и сборах должен выявлять налоговый орган в рамках тех форм налогового контроля, которые предусмотрены ст. 82 НК РФ. При рассмотрении споров о признании недействительными решений налоговых органов суд оценивает законность и обоснованность решения налогового органа на предмет соответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела и подтверждения их соответствующими доказательствами, а также правильности применения норм материального и процессуального законодательства на дату вынесения решения.
Поскольку налоговым органом не представлено доказательств в обоснование своей позиции, выводы налогового органа носят предположительный характер, которые суд не может, в отличие от налогового органа, положить в основу решения, суд считает, что вменяемое налогоплательщику правонарушение не доказано, что в соответствии с положениями ст. ст. 106, 108, 109 НК РФ исключает возможность привлечения к ответственности с доначислением налога, начисление пени и взыскания сумм штрафа.
С учетом изложенного суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Госпошлина в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежит возврату заявителю.
На основании ст. 13 ГК РФ, ст. ст. 137 - 138 НК РФ и руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 169, 176, 198 - 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:

признать недействительным решение МРИ ФНС РФ N 42 по г. Москве N 67 от 09.10.2003 в части доначисления налога на игорный бизнес, начисление пени и сумм штрафа. Возвратить ООО "Букмекерская фирма "Бегемот" госпошлину из бюджета РФ 1000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в 9-й Арбитражный апелляционный суд.







АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

9 февраля 2005 г. Дело N А40-48528/03-116-563

Арбитражный суд г. Москвы при участии от истца/заявителя: К.С. - протокол собрания учредителей от 20.10.97 - директор; от ответчика: К.В. - дов. б/н от 11.01.05, рассмотрев иск/заявление ООО "Букмекерская фирма "Бегемот" к МРИ ФНС РФ N 42 по г. Москве о признании недействительным решения от 09.10.2003 N 67 в части доначисления налога на игорный бизнес, начисление пени и сумм штрафа,
УСТАНОВИЛ:

заявление предъявлено о признании недействительным решения от 09.10.2003 N 67 в части доначисления налога на игорный бизнес, начисление пени и сумм штрафа.
Заявление мотивировано тем, что букмекерская фирма имеет семь пунктов приема ставок и выплаты выигрышей, объединенных в единую сеть, что следует из представленных заявителем документов. Общая сумма сделанных ставок и сумма выигрышей, подлежащая выплате по заранее установленным коэффициентам, определяется в одном месте - по адресу: ул. Бутырская, д. 6. В ходе проверки налоговый орган ограничился осмотром одного помещения по Цветному бульвару, д. 13, другие помещения не осматривались. Фактический адрес заявителя указывался заявителем в расчетах по налогу на игорный бизнес. Поскольку деятельность заявителя организована через единую систему пунктов, каждый пункт, являясь его структурным подразделением, состоит на налоговом учете в налоговых органах. Факт отсутствия кассы заявителя по юридическому адресу не является свидетельством того, что у заявителя семь объектов налогообложения.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что объектом налогообложения согласно ст. 4 ФЗ РФ "О налоге на игорный бизнес" является касса букмекерской конторы. Заявитель исчислял и уплачивал налог на игорный бизнес с головной организации, имея в своем составе семь касс букмекерской конторы. Ответчиком заявлено устное ходатайство о замене ответчика в порядке процессуального правопреемства на МРИ ФНС РФ N 42 по г. Москве в связи с реорганизацией налоговой службы. Заявитель не возражает.
Судом произведена замена ответчика на МРИ ФНС РФ N 42 по г. Москве в связи с реорганизацией налоговой службы в форме преобразования в порядке ст. 48 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании акта выездной налоговой проверки N 67дсп от 11.09.03 вынесено решение N 67 от 09.10.2003, которым налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату в бюджет налога на игорный бизнес в результате занижения налоговой базы за период 01.10.00 - 31.05.03, по п. 1 ст. 122 НК РФ - за неуплату в бюджет сумм страховых взносов во внебюджетные фонды за 2000 г., сумм ЕСН за 2002 г., по ст. 123 НК РФ - за неуплату в бюджет суммы неперечисленного подоходного налога за 2000 г., налога на доходы физических лиц.
Заявитель оспаривает решение Инспекции в части выводов о занижении налога на игорный бизнес, доначислении налога, начислении по нему сумм пени и сумм штрафа.
Из материалов дела следует, что налогоплательщик состоял на налоговом учете в ИМНС РФ N 31 по ЗАО г. Москвы. С 26.12.00 состоит на налоговом учете в МРИ МНС РФ N 42 по г. Москве.
В соответствии с п. 8 устава основным видом осуществления деятельности налогоплательщика является букмекерская деятельность. Налогоплательщик имеет соответствующие лицензии на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений.
В соответствии с представленными уведомлениями о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщик имеет семь пунктов (зарегистрированных как обособленное подразделение в соответствующем налоговом органе) букмекерской конторы: 1) Москва, Цветной бульвар, д. 13 (холл "Московского Цирка Никулина на Цветном бульваре") - пункт букмекерской конторы; 2) Москва, ул. Каланчевская, д. 33 (холл кинотеатра "Перекоп") - пункт букмекерской конторы; 3) Москва, ул. Бутырская, д. 6 - пункт букмекерской конторы; 4) Москва, ул. Земляной Вал, д. 37, стр. 2 - пункт букмекерской конторы; 5) Москва, Комсомольский проспект, д. 28 (3 этаж в здании МДМ) - пункт букмекерской конторы; 6) Москва, Проспект Мира, д. 109 (холл кинотеатра "Космос") - пункт букмекерской конторы; 7) Москва, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1/3 - пункт букмекерской конторы. На соответствующие нежилые помещения заявитель имеет договоры аренды (л. д. 104 - 133 т. 1), что также отражено при проверке в акте проверки налогового органа.
В обоснование наличия сети единой кассы букмекерской конторы заявителем представлены: единая кассовая книга, расходно-приходные ордера, квитанции - ставки игроков с едиными коэффициентами выигрыша, установленными в головном подразделении букмекерской конторы, прайс-листы событий, на которые принимаются ставки (л. д. 93 - 180 т. 2, т. 3, т. 4, т. 5, т. 6, т. 7, т. 8, л. д. 31 - 32, 33 - 56, 65 - 92, 56 - 119 т. 9).
В единой кассовой книге отражены хозяйственные операции по всем пунктам приема ставок ежедневно. Указанная книга является бухгалтерским документом, подтверждающим учет общей суммы ставок и определение суммы выигрыша в централизованном порядке головной организацией. В отдельно взятом пункте такие книги не ведутся, что указывает на наличие единой сети пунктов приема ставок.
В квитанциях-ставках указаны вид ставки, номер события, дата, событие, на что сделана ставка, номер квитанции, сумма ставки, номер пункта, в котором сделана ставка, предполагаемый коэффициент выигрыша игрока.
Как следует из квитанций по разным пунктам с одними и теми же событиями, события имеют один и тот же порядковый номер в линии, дату события, а также предполагаемый коэффициент выигрыша, который заранее определен в головном подразделении букмекерской конторы (л. д. 33 - 56 т. 8). Прайс-листы содержат указание на номер события, дату, время, фору и тотал события, на которые принимаются ставки, предполагаемые коэффициенты выигрыша, установленные в головном подразделении. Все листы, представленные, суду одинаковые.
Из указанных документов видно, что на одно и то же событие предусмотрены одинаковые предполагаемые коэффициенты выигрыша, дата начала события и один и тот же порядковый номер события. Указанное свидетельствует, что данные документы формируются в головном подразделении букмекерской конторы. Сеть пунктов объединена в единую систему с целью формирования общей суммы ставок по всем пунктам и определения общей суммы выигрышей в головном подразделении.
Каждый пункт принимает ставки на исход какого-либо конкретного события и выплачивает соответствующие выигрыши. Общая сумма ставок и сумма выигрышей подлежит выплате по заранее установленным коэффициентам, которая определяется и учитывается в одном месте - в кассе букмекерской конторы - по фактическому адресу: ул. Бутырская, д. 6.
Данный адрес известен налоговому органу, поскольку сам налоговый орган в лицевых картах расчета пени и налога указывает данный адрес. Данный адрес указывается налогоплательщиком в представленных в Инспекцию расчетах по налогу на игорный бизнес. Из кассовых книг налогоплательщика усматривается, что денежные операции отражены ежедневно по каждому пункту букмекерской конторы с исчислением общей суммы доходов и расходов по организации.
Отдельный пункт букмекерской конторы имеет информацию только по ставкам, сделанным игроками в отдельно взятом пункте, что следует из прайс-листов фирмы, в которых коэффициент уже определен фирмой.
Коэффициент для расчета выигрыша устанавливается менеджером в кассе букмекерской конторы и может быть изменен в зависимости от общего количества ставок, сделанных игроками во всех пунктах. Выплата выигрыша игрокам производится как в пункте приема ставок, где эта ставка сделана, так и в любом другом пункте приема ставок букмекерской конторы.
Из договора N DP 2237/2002 от 18.04.02 с провайдером ЗАО "ОРЦ" следует, что заявитель имеет право доступа в Интернет для передачи информации между пунктами и кассой заявителя. Суммарная продолжительность соединений в минутах с января по ноябрь 2003 г. по головной организации значительно превышает соединений в пунктах букмекерской конторы (копии в деле), что также свидетельствует о наличии единой сети организации.
Довод налогового органа о том, что выигрыш, подлежащий выплате, определяется в момент осуществления ставки игроком, является несостоятельным.
Выигрыш или проигрыш по ставке игрока определяется только после наступления окончательного результата события, на которое сделана ставка, и только в головном подразделении на следующий день после сбора остальных ставок игроков, что следует из квитанций, прайс-листов, и после того, как в пункты через Интернет приходит список квитанций на оплату. До окончательного результата событий и перерасчета всех ставок в головном подразделении букмекерской конторы известен предполагаемый коэффициент выигрыша, а не сумма выигрыша по данной ставке и не общая сумма выигрыша, как указывает ответчик.
Ссылка ответчика на то, что коэффициенты выигрыша заранее определены общими правилами организации взаимных пари и утверждены директором, отклоняется судом, как голословная, не подкрепленная соответствующими доказательствами.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ РФ от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" налогом на игорный бизнес облагаются кассы букмекерских контор. Под кассой букмекерской конторы в соответствии со ст. 2 Закона понимается специально оборудованное место в игорном заведении (тотализаторе или букмекерской конторе), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате. Организация, осуществляющая деятельность в области игорного бизнеса, может создать сеть пунктов, объединенных в единую систему, которые принимают ставки на исход какого-либо конкретного события, а также выплачивают соответствующие выигрыши. При этом общая сумма сделанных ставок учитывается в головном подразделении организации, организующем букмекерскую контору.
Поскольку заявителем представлены доказательства в подтверждение того, что деятельность осуществлялась через сеть пунктов, объединенных в единую систему, общая сумма ставок и сумма выигрыша, подлежащая уплате по заранее установленным коэффициентам, определяется и учитывается в одном месте - в кассе букмекерской конторы по ул. Бутырская, д. 6, то объектом налогообложения будет являться головное подразделение организации, а не каждый пункт, как указывает налоговый орган. Позиция налогового органа также противоречит положениям ст. 11 НК РФ, дающей понятие обособленного подразделения.
В подтверждение своей позиции Инспекция ссылается только на протоколы осмотра помещений и объяснения директора К. и У., букмекера-операциониста. В частности, из осмотра помещений, арендуемых заявителем, налоговым органом установлено, что все помещения пунктов оборудованы одинаково: в них имеются зона для игроков, зона для персонала, компьютеры, Интернет, денежный ящик, денежный сейф для хранения страховой суммы. Из объяснений букмекера-операциониста У., по пункту по Цветному бульвару, д. 13, следует, что список квитанций ежедневно сдается в фирму, список выигрышных квитанций получает через Интернет.
Выигрыш выплачивается в пунктах приема ставок и выплат выигрыша. Однако данное объяснение не подтверждает позицию налогового органа, а опровергает ее, т.к. согласно вышеназванному Закону в пункте производится выплата выигрышей на основании данных, полученных из кассы, коэффициенты для расчета устанавливаются в головном подразделении, ставки и выплаты производятся в пунктах букмекерской конторы.
Довод Инспекции о том, что У. является кассиром пункта, опровергается представленным приказом N 01-12 от 01.12.02, в соответствии с которым У. назначена на должность букмекера-операциониста.
Те же объяснения дал и директор фирмы К. То обстоятельство, что все пункты оборудованы, также не свидетельствует о деятельности организации без объединения в единую сеть.
Кроме того, как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, при осмотре помещений не исследовались данные компьютеров.
В судебном заседании представитель истца представил суду на обозрение фотографии наличия компьютерной базы, в которой отражены данные по ставкам и выигрышам в каждом пункте, и эти данные объединены в единую информационную базу по организации.
Кроме того, при осмотре помещений налоговым органом не добыто ни одного доказательства, свидетельствующего об отсутствии деятельности организации через сеть: к протоколам осмотра, кроме перечисления в них предметов, которыми оборудованы пункты, не приложено таких доказательств.
Не взято ни одного объяснения от других сотрудников в других пунктах (кроме У.). Представитель заявителя пояснил, что при проверке налоговым органом фактически произведен осмотр помещения по Цветному бульвару, д. 13.
Другие пункты не осматривались. Протоколы составлены в Налоговой инспекции, которые им подписаны.
Довод Инспекции о том, что организация не находится по юридическому адресу, не свидетельствует об отсутствии головного подразделения и юридического лица в целом, т.к. деятельность осуществляется по фактическому адресу: ул. Бутырская, д. 6, который известен Инспекции как фактический адрес организации и указан им в налоговых декларациях, расчетах по налогам.
Таким образом, доводы налогового органа не основаны на доказательствах, а только на предположении, что налогоплательщик осуществлял деятельность в области игорного бизнеса через семь самостоятельных касс букмекерской конторы, которые являются объектами налогообложения на налогу на игорный бизнес.
Суд также учитывает, что при проведении выездной налоговой проверки ИМНС РФ N 31 ЗАО г. Москвы за первое полугодие 1999 г., что отражено в акте проверки от 10.02.2003 (л. д. 10), налоговым органом не выявлено правонарушения по порядку исчисления и уплаты налога на игорный бизнес. Налоговым органом установлено, что отдельные пункты букмекерской конторы объединены в единую систему и объектом налогообложения является головное подразделение организации, организующей букмекерскую контору. Актом выездной налоговой проверки от 10.04.2001 N 34дсп, проведенной МРИ МНС РФ N 42 (л. д. 29 т. 2) за период с 01.01.98 по 30.09.00, нарушений по данному вопросу в ходе проверки налоговым органом также не установлено.
Кроме того, в решении налоговый орган указывает на наличие семи пунктов приема ставок и выплаты выигрышей, однако в проверяемый период у заявителя имелось шесть пунктов, а не семь. Седьмой пункт начал свою работу только с января 2002 г. В решении налоговый орган произвел доначисления за 2003 г., однако кассовая книга за 2003 г., первичные документы за 2003 г. налоговым органом не истребовались.
В соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которое приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд не вправе подменять налоговый орган и устанавливать фактические обстоятельства, которые в силу законодательства о налогах и сборах должен выявлять налоговый орган в рамках тех форм налогового контроля, которые предусмотрены ст. 82 НК РФ. При рассмотрении споров о признании недействительными решений налоговых органов суд оценивает законность и обоснованность решения налогового органа на предмет соответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела и подтверждения их соответствующими доказательствами, а также правильности применения норм материального и процессуального законодательства на дату вынесения решения.
Поскольку налоговым органом не представлено доказательств в обоснование своей позиции, выводы налогового органа носят предположительный характер, которые суд не может, в отличие от налогового органа, положить в основу решения, суд считает, что вменяемое налогоплательщику правонарушение не доказано, что в соответствии с положениями ст. ст. 106, 108, 109 НК РФ исключает возможность привлечения к ответственности с доначислением налога, начисление пени и взыскания сумм штрафа.
С учетом изложенного суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Госпошлина в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежит возврату заявителю.
На основании ст. 13 ГК РФ, ст. ст. 137 - 138 НК РФ и руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 169, 176, 198 - 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:

признать недействительным решение МРИ ФНС РФ N 42 по г. Москве N 67 от 09.10.2003 в части доначисления налога на игорный бизнес, начисление пени и сумм штрафа. Возвратить ООО "Букмекерская фирма "Бегемот" госпошлину из бюджета РФ 1000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в 9-й Арбитражный апелляционный суд.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)