Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 11.10.2007 N А58-926/07-Ф02-7539/07 ПО ДЕЛУ N А58-926/07

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 11 октября 2007 г. Дело N А58-926/07-Ф02-7539/07
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Брюхановой Т.А.,
судей: Борисова Г.Н., Белоножко Т.В.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нерюнгри на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2007 года по делу N А58-926/07 (суд первой инстанции: Григорьева В.Э.),
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Якутуглеразведка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нерюнгри (далее - налоговая инспекция), состоящего в уклонении от проведения зачета в счет погашения недоимки по налогам излишне взысканных пеней в сумме 132555 рублей 8 копеек с начислением процентов из расчета 12% годовых, начиная с 25.05.2006 по день фактического проведения зачета, и обязании налоговой инспекции произвести данный зачет.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество отказалось от требования взыскания процентов по сумме зачета.
Решением суда первой инстанции от 22 мая 2007 года отказ общества от части заявленных требований принят, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, первоначально предъявленные обществом требования о проведении зачета не соответствовали статьям 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), повторно предъявленные требования налоговой инспекцией удовлетворены, поэтому у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив обжалуемый судебный акт на соответствие имеющимся в материалах дела доказательствам, нормам материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 26.02.2006 налоговой инспекцией в отношении общества выставлено требование N 58155 об уплате доначисленного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1302174 рублей, пени за неуплату единого социального налога, налога на прибыль, транспортного налога, налога на имущество организаций в общей сумме 963664 рублей 34 копеек.
На основании данного требования 10.04.2006 налоговой инспекцией выставлены инкассовые поручения по расчетному счету общества за номерами 50300 - 50305, 50307 - 50309 по сумме пени в размере 963664 рубля 34 копейки, из которых инкассовые поручения под номерами 50300, 50301, 50305, 50307, 50308, выставленные по сумме 831109 рублей 26 копеек, возвращены письмом банка (НКБ "Нерюнгрибанк") от 22.12.2006 N 2-2-09/5062 без исполнения.
По остальным инкассовым поручениям произведено списание 132555 рублей 8 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 июля 2006 года по делу N А58-1988/06 указанное требование налогового органа в части уплаты пени в сумме 963664 рублей 34 копеек признано незаконным в связи с несоблюдением налоговой инспекцией порядка выставления требований об уплате задолженности по пеням.
29.01.2007 письмом за исходящим N 47 общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете списанных сумм пени в сумме 126615 рублей 63 копеек в счет погашения недоимки по налогам, подлежащим уплате по требованию N 75214 от 18.04.2006.
Письмом от 05.03.2007 за исходящим N 09/3598 налоговая инспекция отказала обществу в зачете излишне взысканных сумм пеней на том основании, что исковые заявления рассмотрены арбитражным судом в июле и октябре 2006 года, а заявления о зачете излишне взысканных пеней представлены в налоговый орган 29.01.2007, что является нарушением пункта 3 статьи 79 НК РФ.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что налоговой инспекцией нарушены требования статьи 78 НК РФ и право налогоплательщика на зачет излишне взысканных пеней в счет недоимки по налогам.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы суда основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частями 1 - 6 и 11 статьи 78 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
Правила настоящей статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Из материалов дела вытекает, что на письмо (заявление) общества от 29.01.2007 о зачете излишне взысканных пеней налоговая инспекция ответила отказом (письмо от 05.03.2007), сославшись на нарушение обществом части 3 статьи 79 НК РФ.
Вместе с тем статья 78 НК РФ не ограничивает право общества подавать заявления о зачете излишне взысканных пеней, а часть 3 статьи 79 НК РФ регулирует правоотношения возврата излишне взысканного налога, сбора, а также пени, о чем общество не заявляло.
Таким образом, налоговая инспекция неправомерно отказала в удовлетворении поданного обществом заявления.
Довод налоговой инспекции о том, что зачет пени в указанной сумме по заявлениям общества произведен в марте и мае 2007 года, материалами дела не подтверждается.
В этой связи основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2007 года по делу N А58-926/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.БРЮХАНОВА
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Т.В.БЕЛОНОЖКО
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)