Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 11.05.2004 N Ф08-1898/2004-735А ПО ДЕЛУ N А32-1135/2004-54/47

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 11 мая 2004 года Дело N Ф08-1898/2004-735А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа без участия заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СтройСила" и заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Армавиру, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Армавиру на решение от 09.02.2004 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-1135/2004-54/47, установил следующее.
ООО "СтройСила" обратилось с заявлением о признании незаконным отказа ИМНС России по г. Армавиру (далее - налоговая инспекция) в применении упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003 и ходатайством о восстановлении пропущенного срока обжалования оспариваемого акта с учетом уточнения заявленных требований.
Решением от 09.02.2004 суд удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд, признал незаконным отказ налоговой инспекции в применении в отношении ООО "СтройСила" в 2003 году упрощенной системы налогообложения.
Судебный акт мотивирован тем, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения является уведомительным, заявитель не подпадает под ограничения, установленные частью 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой на данный судебный акт, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Налоговый орган полагает, что переход вновь созданных в течение декабря 2002 года юридических лиц на упрощенную систему налогообложения возможен только с 01.01.2004.
ООО "СтройСила" отклонило доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, и, считая решение законным и обоснованным, просило оставить его без изменения.
Изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и проверив законность и обоснованность обжалованного судебного акта, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда от 09.02.2004 не подлежит отмене по следующим основаниям.
ООО "СтройСила" зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц 24.12.2002, одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет в налоговом органе представило в налоговую инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Налоговая инспекция оформила уведомление от 31.01.2003 N 300 о возможности перехода на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003. Однако 22.04.2003 ею направлено налогоплательщику уведомление N 320 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Принимая решение об удовлетворении требований заявителя, суд правомерно руководствовался статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" в связи с введением в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения".
Суд обоснованно указал, что в соответствии со статьей 8 данного Закона специальные налоговые режимы вводятся в действие с 01.01.2003. С указанной даты переход на упрощенную систему налогообложения регулируется нормами главы 26.2 Кодекса.
Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, желающие перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, желающие перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, содержащая вышеперечисленные нормы, введена в действие Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.2003.
На момент подачи обществом заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения действовал Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ). В соответствии с пунктом 3 статьи 2 указанного Закона вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.
Названным Законом не ограничивалась подача организацией заявления на право применения упрощенной системы налогообложения днем подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе - заявление могло быть подано организацией и в другой день при соблюдении иных условий, установленных Законом N 222-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона N 222-ФЗ решение о переходе организации на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ выносится налоговым органом в пятнадцатидневный срок со дня подачи заявления организацией.
ООО "СтройСила" подало заявление в налоговую инспекцию 24.12.2002 при постановке его на налоговый учет. Уведомление о невозможности применения предпринимателем упрощенной системы налогообложения составлено налоговым органом 22.05.2003, то есть с нарушением предусмотренного пятнадцатидневного срока.
Кроме того, в названном уведомлении в качестве основания, не позволяющего заявителю применять упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003, указано нарушение срока представления заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, установленного пунктом 2 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2003, то есть не действовавшей на момент подачи заявления, и в период, в который в соответствии с Законом N 222-ФЗ налоговый орган должен был принять решение по данному заявлению.
Поскольку оспариваемый ненормативный акт налогового органа не соответствует Закону N 222-ФЗ, действовавшему в спорный период до 01.01.2003, а также пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей с 01.01.2003, решение суда о признании его недействительным является правильным и соответствующим нормам материального права.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение решения по основаниям статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно требованиям статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" судебные расходы в связи с подачей кассационной жалобы относятся на налоговую инспекцию, освобожденную от судебных расходов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.02.2004 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-1135/2004-54/47 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)