Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
23 октября 2006 г. Дело N А40-58452/06-99-247
Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 30 октября 2006 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи К., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи П.Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Ар-Эл-Джи" к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве о признании незаконным решения от 28.07.2006 N 179 и обязании принять решение о возмещении НДС в размере 41077209 руб., из которых: 29136695 руб. - путем зачета и 11940514 руб. - путем возврата, при участии: от заявителя - П.Н.А., дов. от 03.07.2006, Ф., дов. от 17.01.2006 б/н, А.Р.А., дов. от 17.01.2006, от ответчика - А.О.Л., дов. от 07.03.2006 N 05-05/8594, С., дов. от 27.09.2006 N 05-05/24/21072,
с учетом частичного изменения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предмета заявленных требований Общество с ограниченной ответственностью "Ар-Эл-Джи" (далее - общество, заявитель) просит признать незаконным решение Инспекции ФНС РФ N 4 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 28.07.2006 N 179 в части отказа в принятии к вычету налога на добавленную стоимость в размере 48269989,44 руб.
Также общество просит обязать инспекцию возместить из федерального бюджета путем возврата 41077209 руб. налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2002 г.
В обоснование своих требований заявитель указал, что он правомерно, в соответствии с положениями статей 169, 171 - 172 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) применил налоговые вычеты по суммам налога, уплаченным при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также поставщикам товаров, работ услуг на территории РФ. Обществом представлены налоговому органу документы, необходимые в соответствии с Кодексом для подтверждения обоснованности применения налоговых вычетов, однако решением инспекции неправомерно отказано в возмещении.
Инспекция требования не признала по доводам, аналогичным изложенным в решении об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, указав, что представленные документы не полностью соответствуют установленным Кодексом требованиям. В представленных обществом отчете из ГТК РФ от 27.05.2004 и отчете из ФТС от 29.04.2005 отсутствуют сведения о ввозе товаров и уплате налога на добавленную стоимость в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение за 4 квартал 2002 года. Акт сверки таможенных платежей с Центральной акцизной таможней не представлен.
В платежных документах на оплату товаров (работ, услуг) поставщикам на территории РФ, перечисленных в таблице (т. 1, л.д. 50 - 53), отсутствует (не выделена) сумма налога на добавленную стоимость. В счетах-фактурах на товары (работы, услуги), выставленных поставщиками в адрес заявителя, стоимость по этим товарам указана с учетом НДС, счета-фактуры включены в книгу покупок за 4 квартал 2002 года. Данные счета-фактуры не являются основанием для принятия предъявленных покупателю общества сумм налога в размере 1940701,44 руб., к вычету.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Основным видом деятельности общества является розничная продажа ювелирных, кожаных и часовых изделий импортного производства через сеть собственных магазинов, а также оптовая продажа изделий другим организациям.
30.11.2005 общество подало в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2002 г. (т. 4, л.д. 20 - 23), в которой отражена общая сумма налоговых вычетов в размере 48601494,00 руб. (стр. 440), включающая в себя:
- 2272206,00 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного обществом при приобретении товаров (работ, услуг)- стр. 360; в том числе
- 1. 330337,00 руб. - по принятым на учет нематериальным активам и (или) основным средствам (стр. 361);
- 2. 1941869,00 руб. - по товарам, приобретаемым для перепродажи (стр. 368);
- - 46329288,00 руб. налога, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (стр. 370).
С учетом начисленного к уплате (стр. 010) налога в сумме 7524285 руб. сумма налога на добавленную стоимость, начисленная к возмещению (стр. 470) за данный налоговый период, составила 41077209 руб.
Как пояснили представители общества, необходимость внесения уточнений была связана с выявлением незначительных технический ошибок при исчислении НДС, обнаруженные при переходе на новую компьютерную программу (принятие к учету товара отражалось не на ту дату, на которую следовало).
Первоначальная декларация за данный налоговый период, представленная в инспекцию 20.01.2003, налоговым органом не проверялась, решение об отказе в применении налоговых вычетов (возмещении налога) не выносилось.
30.11.2005 обществом также подано заявление о возмещении налога путем возврата (т. 1 л.д. 42 - 44).
Инспекцией направлено обществу требование от 20.12.2005 N 06-12/40472 о представлении дополнительных документов, в том числе отчет таможенного органа о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей за IV квартал 2002 г., а также подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов за IV квартал 2002 г., в соответствии с распоряжением ГТК РФ от 27.11.2003 N 647-р.
Повторное требование инспекции от 13.01.2006 N 19-21/520 вручено представителю общества 20.01.2006.
24.01.2006 общество представило в инспекцию отчет из ГТК РФ от 27.05.2004 N 06-12/19262, а также отчет из Федеральной таможенной службы от 29.04.2005 N 05-12/13814, в которых отсутствуют сведения об уплате обществом налога на добавленную стоимость в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение за период 4 квартал 2002 года.
Инспекцией направлены запросы в Центральное таможенное управление 19.12.2005 N 06-18/40270 и в Центральную акцизную таможню от 20.12.2005 N 06-18/40521.
Письмом от 27.01.2006 N 16-14/761 Центральная акцизная таможня сообщила, что предоставить запрашиваемую в письме информацию в отношении организации ООО "АР-ЭЛ-ДЖИ" не представляется возможным, так как в соответствии с Приказом ГТК РФ N 602 от 24.06.2004 "О распределении листов ГТД и сроках хранения таможенных деклараций" хранение укомплектованных таможенных деклараций в архиве таможни осуществляется в течение трех календарных лет.
Решением инспекции от 28.07.2006 N 179, вынесенным по результатам камеральной проверки, обществу было отказано в применении налогового вычета по НДС в размере 48269989,44 уплаченного при ввозе товара и поставщикам товаров (работ, услуг), и подтверждена обоснованность налогового вычета по НДС в размере 331504,56 руб.
Судом проверены и признаны необоснованными мотивы отказа, изложенные в решении.
В обоснование заявленных вычетов письмами от 30.11.2005 N 69-Ф, от 10.01.2006 N 1-Ф, от 24.01.2006 N 9-Ф (т. 1, л.д. 42 - 44; т. 4, л.д. 27; т. 4, л.д. 24 - 26) обществом были представлены в инспекцию и в материалы дела документы, подтверждающие правомерность налоговых вычетов:
- - договоры N 44/040 от 01.11.2002 и Ю33/030 от 01.11.2002 (т. 1, л.д. 59 - 64; т. 1, л.д. 65 - 71), в соответствии с которыми общество в 4 квартале 2002 года приобретало товары у Richemont International Distribution (Швейцария) и ввозило их на таможенную территорию РФ под таможенным режимом выпуска для свободного обращения в целях последующей перепродажи;
- - грузовые таможенные декларации на ввозимые товары с отметками таможенного органа "Выпуск разрешен" (т. 2, л.д. 148 - 150, т. 3 л.д. 8 - 108);
- - платежные поручения (т. 3, л.д. 1 - 126) и выписки банка (т. 2, л.д. 60 - 147), подтверждающие факт уплаты НДС в бюджет при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также платежные поручения и выписки банка, подтверждающие перечисление денежных средств поставщикам;
- - счета-фактуры, составленные в соответствии со ст. 169 Кодекса (т. 1, л.д. 72 - 150);
- - книги покупок за 4 квартал 2002 года (т. 4, л.д. 1 - 7), содержащие сводные данные о принятых обществом на учет товарах (работах, услугах) и книги продаж (т. 4, л.д. 12 - 18).
Тем самым общество документально подтвердило правомерность заявленных к вычету в декларации за 4 квартал 2002 года сумм НДС.
Довод инспекции о том, что общество неправомерно предъявило к вычету НДС в сумме 48269989,44 руб. судом не принимается, поскольку представленные документы соответствуют требованиям ст. ст. 169, 171, 172 Кодекса и подтверждают факт уплаты НДС в бюджет при таможенном оформлении товара.
Письмами от 30.11.2005 N 69-Ф, от 10.01.2006 N 1-Ф и от 24.01.2006 N 9-Ф (т. 1, л.д. 42 - 44; т. 4, л.д. 27; т. 4, л.д. 24 - 26) представило в инспекцию для проверки платежные поручения на уплату НДС в бюджет при проведении таможенной очистки, на обороте которых имеются удостоверенные подписью и личной номерной печатью сотрудника таможни записи о том, какая сумма зачтена по конкретной ГТД.
Также представлены ГТД с отметками таможенного органа "Выпуск разрешен", оформленные в соответствии с положениями таможенного законодательства при ввозе товара на таможенную территорию РФ (т. 2, л.д. 148 - 150; т. 3, л.д. 1 - 126). При этом согласно сведениям, содержащимся в графе 47 ГТД в колонке "Сумма" указана исчисленная сумма НДС, подлежащая уплате по конкретной ГТД.
Все задекларированные товары были выпущены таможенными органами для свободного обращения на территории РФ, о чем имеются отметки "выпуск разрешен" на каждой из ГТД. Это свидетельствует об уплате таможенных платежей, в том числе НДС.
Кроме того, на каждой ГТД оформленной обществом в 2002 году, в графе 47 "Исчисление таможенных пошлин и сборов" указаны платежные поручения, которыми была произведена оплата таможенных пошлин.
Подробные данные о номерах ГТД, наименовании ввезенного товара, суммах таможенного платежа (включая НДС), дате выпуска в свободное обращение, дате и номере платежного поручения на перечисление таможенных платежей, с указанием томов и листов дела, где находятся указанные доказательства, сведены обществом в таблицу (т. 7 л.д. 45 - 47).
Инспекция указанные данные не оспорила.
Сумма таможенных платежей (в т.ч. НДС), уплаченная обществом платежными поручениями, на 11 млн. руб. превышает сумму таможенных платежей, исчисленную к уплате по ГТД в рассматриваемый период - перечислено в бюджет 105037739,24 руб., а исчислено по ГТД - 93780553,3 руб.
Это превышение в сумме 11257185,94 руб. представители общества объясняют возникновением из сумм таможенных платежей, перечисленных платежными поручениями N 80 от 29.12.2002 (т. 3, л.д. 126) и N 164 от 31.12.2002 (т. 3, л.д. 117), а также неполным списанием денежных средств, перечисленных платежным поручением N 153 от 30.12.2002 (т. 3, л.д. 116).
Ни в решении, ни в ходе рассмотрения дела в суде инспекция не оспаривает факта ввоза изделий (абз. 4 стр. 5 решения), факта уплаты таможенных платежей в т.ч. НДС в бюджет при таможенном оформлении (абз. 3 стр. 4 решения).
Отсутствие дополнительно истребованной инспекцией у таможенных органов информации вызвано истечением срока хранения документации на таможне, что подтверждается ответами таможни и не может быть вменено в вину налогоплательщику. В случае, если бы проверка первоначально представленной налоговой декларации была проведена налоговым органом своевременно, т.е. в 2003 году, возможность получить такую информацию не была бы утрачена.
Обжалуемым решением инспекция также отказала обществу в принятии налоговых вычетов по НДС в сумме 1940701,44 руб. в связи с отсутствием в платежных поручениях выделенной суммы НДС, что, по мнению инспекции, нарушает требования п. 2.10 Положения о безналичных расчетах в РФ (утв. Приказом ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П).
Суд считает, что данный отказ не основан на нормах действующего налогового законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
Статьями 171, 172 НК РФ предусмотрены следующие условия для принятия НДС к вычету:
1) товары (работы, услуги) приобретаются для перепродажи или осуществления операций, подлежащих обложению НДС;
2) вычет производится на основании надлежащим образом оформленных счетов-фактур, выставленных продавцами;
3) уплата НДС продавцу подтверждена документально;
4) приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету.
Представленными обществом документами подтверждено соблюдение всех вышеперечисленных условий, а именно:
- - товары (работы, услуги) были приобретены для осуществления операций (реализация товаров) подлежащих обложению НДС, что инспекцией не оспаривается;
- - обществом в ходе проверки и в материалы дела были представлены надлежащим образом оформленные счета-фактуры, подтверждающие обоснованность заявленных вычетов на сумму 1940701,44 руб. (т. 1, л.д. 72 - 150; т. 2, л.д. 1 - 59). При этом все счета-фактуры выставлены поставщиками с выделением сумм НДС, оформлены в соответствии со ст. 169 Кодекса. Это обстоятельство инспекцией не оспаривается ни в решении (абз. 2 стр. 9 решения), ни в судебном заседании. Кроме того, результатами встречных проверок инспекции подтверждается как исчисление, так и уплата НДС в бюджет поставщиками общества (абз. 8 стр. 9, абз. 2, 4, 8 стр. 10, абз. 1, 2, 3, 4 стр. 11 решения);
- - обществом представлены платежные поручения и выписки банка, подтверждающие оплату поставщикам товаров (работ, услуг) и в т.ч. НДС (т. 1, л.д. 72 - 150; т. 2, л.д. 1 - 59);
- - приобретенные товары (работы, услуги) отражены в книге покупок и приняты к учету (т. 4, л.д. 1 - 7).
Следовательно, обществом правомерно предъявлены к вычету суммы НДС по выставленным в 4 квартале 2002 года в адрес общества счетам-фактурам.
В соответствии с подпунктом (з) "назначение платежа" п. 2.10 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. Приказом ЦБ РФ от 12.04.2001 N 2-П) налог, подлежащей уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой.
Инспекция ссылается на то, что данные суммы нельзя принимать к вычету, т.к. в платежных документах, представленных в подтверждение оплаты приобретенных товаров в графе "назначение платежа" отсутствует (не выделена) сумма налога на добавленную стоимость.
Суд считает, что нарушение порядка оформления платежных поручений, установленного ЦБ РФ, не является основанием для отказа в применении вычетов, т.к. такое последствие не предусмотрено налоговым законодательством, как, например, предусмотрено п. 2 статьи 169 Кодекса в случае нарушения порядка оформления счетов-фактур.
Обществом соблюдено такое установленное Кодексом условие для применения вычетов, как оплата товаров (работ, услуг), включая НДС.
Оплата товаров (работ, услуг) соответствует суммам выставленных счетов-фактур, где выделен НДС по соответствующей налоговой ставке. Кроме того, в ряде платежных поручений есть ссылка на счета, в которых выделен НДС.
Подробные данные о поставщиках, датах и номерах счетов, счетов-фактур, платежных поручений, суммах НДС, с указанием томов и листов дела, где находятся соответствующие доказательства, сведены обществом в таблицу (т. 7 л.д. 48 - 53). Эти данные судом проверены и инспекцией не оспорены.
Представители инспекции пояснили, что в ходе проверки не были выявлены случаи, когда к вычету были бы заявлены суммы налога больше, чем оплачено платежными поручениями.
Наличие иных документов в обоснование применения налоговых вычетов инспекцией не оспаривается ни в решении, ни в судебном заседании.
Согласно п. п. 1 - 3 ст. 176 Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.
По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства.
Условия, предусмотренные Кодексом для применения налоговых вычетов и возмещения налога, обществом выполнены.
Недоимка по платежам в федеральный бюджет у общества отсутствует, имеется переплата. Это обстоятельство подтверждено карточкой лицевого счета и актами сверки.
Поэтому требования заявителя о признании недействительным решения об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость и об обязании возместить налог путем возврата подлежат удовлетворению.
Уплаченная заявителем при подаче заявления в арбитражный суд государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии с п. 5 ст. 333.40 Кодекса и ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 170, 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
признать незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Инспекции ФНС РФ N 4 по г. Москве от 28.07.2006 N 179 в части отказа в принятии к вычету налога на добавленную стоимость в сумме 48269989,44 руб.
Обязать Инспекцию ФНС РФ N 4 по г. Москве возместить ООО "Ар-Эл-Джи" из федерального бюджета путем возврата 41077209 руб. налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2002 г.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину 102000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 23.10.2006, 30.10.2006 ПО ДЕЛУ N А40-58452/06-99-247
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
23 октября 2006 г. Дело N А40-58452/06-99-247
Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 30 октября 2006 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи К., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи П.Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Ар-Эл-Джи" к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве о признании незаконным решения от 28.07.2006 N 179 и обязании принять решение о возмещении НДС в размере 41077209 руб., из которых: 29136695 руб. - путем зачета и 11940514 руб. - путем возврата, при участии: от заявителя - П.Н.А., дов. от 03.07.2006, Ф., дов. от 17.01.2006 б/н, А.Р.А., дов. от 17.01.2006, от ответчика - А.О.Л., дов. от 07.03.2006 N 05-05/8594, С., дов. от 27.09.2006 N 05-05/24/21072,
УСТАНОВИЛ:
с учетом частичного изменения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предмета заявленных требований Общество с ограниченной ответственностью "Ар-Эл-Джи" (далее - общество, заявитель) просит признать незаконным решение Инспекции ФНС РФ N 4 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 28.07.2006 N 179 в части отказа в принятии к вычету налога на добавленную стоимость в размере 48269989,44 руб.
Также общество просит обязать инспекцию возместить из федерального бюджета путем возврата 41077209 руб. налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2002 г.
В обоснование своих требований заявитель указал, что он правомерно, в соответствии с положениями статей 169, 171 - 172 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) применил налоговые вычеты по суммам налога, уплаченным при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также поставщикам товаров, работ услуг на территории РФ. Обществом представлены налоговому органу документы, необходимые в соответствии с Кодексом для подтверждения обоснованности применения налоговых вычетов, однако решением инспекции неправомерно отказано в возмещении.
Инспекция требования не признала по доводам, аналогичным изложенным в решении об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, указав, что представленные документы не полностью соответствуют установленным Кодексом требованиям. В представленных обществом отчете из ГТК РФ от 27.05.2004 и отчете из ФТС от 29.04.2005 отсутствуют сведения о ввозе товаров и уплате налога на добавленную стоимость в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение за 4 квартал 2002 года. Акт сверки таможенных платежей с Центральной акцизной таможней не представлен.
В платежных документах на оплату товаров (работ, услуг) поставщикам на территории РФ, перечисленных в таблице (т. 1, л.д. 50 - 53), отсутствует (не выделена) сумма налога на добавленную стоимость. В счетах-фактурах на товары (работы, услуги), выставленных поставщиками в адрес заявителя, стоимость по этим товарам указана с учетом НДС, счета-фактуры включены в книгу покупок за 4 квартал 2002 года. Данные счета-фактуры не являются основанием для принятия предъявленных покупателю общества сумм налога в размере 1940701,44 руб., к вычету.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Основным видом деятельности общества является розничная продажа ювелирных, кожаных и часовых изделий импортного производства через сеть собственных магазинов, а также оптовая продажа изделий другим организациям.
30.11.2005 общество подало в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2002 г. (т. 4, л.д. 20 - 23), в которой отражена общая сумма налоговых вычетов в размере 48601494,00 руб. (стр. 440), включающая в себя:
- 2272206,00 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного обществом при приобретении товаров (работ, услуг)- стр. 360; в том числе
- 1. 330337,00 руб. - по принятым на учет нематериальным активам и (или) основным средствам (стр. 361);
- 2. 1941869,00 руб. - по товарам, приобретаемым для перепродажи (стр. 368);
- - 46329288,00 руб. налога, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (стр. 370).
С учетом начисленного к уплате (стр. 010) налога в сумме 7524285 руб. сумма налога на добавленную стоимость, начисленная к возмещению (стр. 470) за данный налоговый период, составила 41077209 руб.
Как пояснили представители общества, необходимость внесения уточнений была связана с выявлением незначительных технический ошибок при исчислении НДС, обнаруженные при переходе на новую компьютерную программу (принятие к учету товара отражалось не на ту дату, на которую следовало).
Первоначальная декларация за данный налоговый период, представленная в инспекцию 20.01.2003, налоговым органом не проверялась, решение об отказе в применении налоговых вычетов (возмещении налога) не выносилось.
30.11.2005 обществом также подано заявление о возмещении налога путем возврата (т. 1 л.д. 42 - 44).
Инспекцией направлено обществу требование от 20.12.2005 N 06-12/40472 о представлении дополнительных документов, в том числе отчет таможенного органа о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей за IV квартал 2002 г., а также подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов за IV квартал 2002 г., в соответствии с распоряжением ГТК РФ от 27.11.2003 N 647-р.
Повторное требование инспекции от 13.01.2006 N 19-21/520 вручено представителю общества 20.01.2006.
24.01.2006 общество представило в инспекцию отчет из ГТК РФ от 27.05.2004 N 06-12/19262, а также отчет из Федеральной таможенной службы от 29.04.2005 N 05-12/13814, в которых отсутствуют сведения об уплате обществом налога на добавленную стоимость в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение за период 4 квартал 2002 года.
Инспекцией направлены запросы в Центральное таможенное управление 19.12.2005 N 06-18/40270 и в Центральную акцизную таможню от 20.12.2005 N 06-18/40521.
Письмом от 27.01.2006 N 16-14/761 Центральная акцизная таможня сообщила, что предоставить запрашиваемую в письме информацию в отношении организации ООО "АР-ЭЛ-ДЖИ" не представляется возможным, так как в соответствии с Приказом ГТК РФ N 602 от 24.06.2004 "О распределении листов ГТД и сроках хранения таможенных деклараций" хранение укомплектованных таможенных деклараций в архиве таможни осуществляется в течение трех календарных лет.
Решением инспекции от 28.07.2006 N 179, вынесенным по результатам камеральной проверки, обществу было отказано в применении налогового вычета по НДС в размере 48269989,44 уплаченного при ввозе товара и поставщикам товаров (работ, услуг), и подтверждена обоснованность налогового вычета по НДС в размере 331504,56 руб.
Судом проверены и признаны необоснованными мотивы отказа, изложенные в решении.
В обоснование заявленных вычетов письмами от 30.11.2005 N 69-Ф, от 10.01.2006 N 1-Ф, от 24.01.2006 N 9-Ф (т. 1, л.д. 42 - 44; т. 4, л.д. 27; т. 4, л.д. 24 - 26) обществом были представлены в инспекцию и в материалы дела документы, подтверждающие правомерность налоговых вычетов:
- - договоры N 44/040 от 01.11.2002 и Ю33/030 от 01.11.2002 (т. 1, л.д. 59 - 64; т. 1, л.д. 65 - 71), в соответствии с которыми общество в 4 квартале 2002 года приобретало товары у Richemont International Distribution (Швейцария) и ввозило их на таможенную территорию РФ под таможенным режимом выпуска для свободного обращения в целях последующей перепродажи;
- - грузовые таможенные декларации на ввозимые товары с отметками таможенного органа "Выпуск разрешен" (т. 2, л.д. 148 - 150, т. 3 л.д. 8 - 108);
- - платежные поручения (т. 3, л.д. 1 - 126) и выписки банка (т. 2, л.д. 60 - 147), подтверждающие факт уплаты НДС в бюджет при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также платежные поручения и выписки банка, подтверждающие перечисление денежных средств поставщикам;
- - счета-фактуры, составленные в соответствии со ст. 169 Кодекса (т. 1, л.д. 72 - 150);
- - книги покупок за 4 квартал 2002 года (т. 4, л.д. 1 - 7), содержащие сводные данные о принятых обществом на учет товарах (работах, услугах) и книги продаж (т. 4, л.д. 12 - 18).
Тем самым общество документально подтвердило правомерность заявленных к вычету в декларации за 4 квартал 2002 года сумм НДС.
Довод инспекции о том, что общество неправомерно предъявило к вычету НДС в сумме 48269989,44 руб. судом не принимается, поскольку представленные документы соответствуют требованиям ст. ст. 169, 171, 172 Кодекса и подтверждают факт уплаты НДС в бюджет при таможенном оформлении товара.
Письмами от 30.11.2005 N 69-Ф, от 10.01.2006 N 1-Ф и от 24.01.2006 N 9-Ф (т. 1, л.д. 42 - 44; т. 4, л.д. 27; т. 4, л.д. 24 - 26) представило в инспекцию для проверки платежные поручения на уплату НДС в бюджет при проведении таможенной очистки, на обороте которых имеются удостоверенные подписью и личной номерной печатью сотрудника таможни записи о том, какая сумма зачтена по конкретной ГТД.
Также представлены ГТД с отметками таможенного органа "Выпуск разрешен", оформленные в соответствии с положениями таможенного законодательства при ввозе товара на таможенную территорию РФ (т. 2, л.д. 148 - 150; т. 3, л.д. 1 - 126). При этом согласно сведениям, содержащимся в графе 47 ГТД в колонке "Сумма" указана исчисленная сумма НДС, подлежащая уплате по конкретной ГТД.
Все задекларированные товары были выпущены таможенными органами для свободного обращения на территории РФ, о чем имеются отметки "выпуск разрешен" на каждой из ГТД. Это свидетельствует об уплате таможенных платежей, в том числе НДС.
Кроме того, на каждой ГТД оформленной обществом в 2002 году, в графе 47 "Исчисление таможенных пошлин и сборов" указаны платежные поручения, которыми была произведена оплата таможенных пошлин.
Подробные данные о номерах ГТД, наименовании ввезенного товара, суммах таможенного платежа (включая НДС), дате выпуска в свободное обращение, дате и номере платежного поручения на перечисление таможенных платежей, с указанием томов и листов дела, где находятся указанные доказательства, сведены обществом в таблицу (т. 7 л.д. 45 - 47).
Инспекция указанные данные не оспорила.
Сумма таможенных платежей (в т.ч. НДС), уплаченная обществом платежными поручениями, на 11 млн. руб. превышает сумму таможенных платежей, исчисленную к уплате по ГТД в рассматриваемый период - перечислено в бюджет 105037739,24 руб., а исчислено по ГТД - 93780553,3 руб.
Это превышение в сумме 11257185,94 руб. представители общества объясняют возникновением из сумм таможенных платежей, перечисленных платежными поручениями N 80 от 29.12.2002 (т. 3, л.д. 126) и N 164 от 31.12.2002 (т. 3, л.д. 117), а также неполным списанием денежных средств, перечисленных платежным поручением N 153 от 30.12.2002 (т. 3, л.д. 116).
Ни в решении, ни в ходе рассмотрения дела в суде инспекция не оспаривает факта ввоза изделий (абз. 4 стр. 5 решения), факта уплаты таможенных платежей в т.ч. НДС в бюджет при таможенном оформлении (абз. 3 стр. 4 решения).
Отсутствие дополнительно истребованной инспекцией у таможенных органов информации вызвано истечением срока хранения документации на таможне, что подтверждается ответами таможни и не может быть вменено в вину налогоплательщику. В случае, если бы проверка первоначально представленной налоговой декларации была проведена налоговым органом своевременно, т.е. в 2003 году, возможность получить такую информацию не была бы утрачена.
Обжалуемым решением инспекция также отказала обществу в принятии налоговых вычетов по НДС в сумме 1940701,44 руб. в связи с отсутствием в платежных поручениях выделенной суммы НДС, что, по мнению инспекции, нарушает требования п. 2.10 Положения о безналичных расчетах в РФ (утв. Приказом ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П).
Суд считает, что данный отказ не основан на нормах действующего налогового законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
Статьями 171, 172 НК РФ предусмотрены следующие условия для принятия НДС к вычету:
1) товары (работы, услуги) приобретаются для перепродажи или осуществления операций, подлежащих обложению НДС;
2) вычет производится на основании надлежащим образом оформленных счетов-фактур, выставленных продавцами;
3) уплата НДС продавцу подтверждена документально;
4) приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету.
Представленными обществом документами подтверждено соблюдение всех вышеперечисленных условий, а именно:
- - товары (работы, услуги) были приобретены для осуществления операций (реализация товаров) подлежащих обложению НДС, что инспекцией не оспаривается;
- - обществом в ходе проверки и в материалы дела были представлены надлежащим образом оформленные счета-фактуры, подтверждающие обоснованность заявленных вычетов на сумму 1940701,44 руб. (т. 1, л.д. 72 - 150; т. 2, л.д. 1 - 59). При этом все счета-фактуры выставлены поставщиками с выделением сумм НДС, оформлены в соответствии со ст. 169 Кодекса. Это обстоятельство инспекцией не оспаривается ни в решении (абз. 2 стр. 9 решения), ни в судебном заседании. Кроме того, результатами встречных проверок инспекции подтверждается как исчисление, так и уплата НДС в бюджет поставщиками общества (абз. 8 стр. 9, абз. 2, 4, 8 стр. 10, абз. 1, 2, 3, 4 стр. 11 решения);
- - обществом представлены платежные поручения и выписки банка, подтверждающие оплату поставщикам товаров (работ, услуг) и в т.ч. НДС (т. 1, л.д. 72 - 150; т. 2, л.д. 1 - 59);
- - приобретенные товары (работы, услуги) отражены в книге покупок и приняты к учету (т. 4, л.д. 1 - 7).
Следовательно, обществом правомерно предъявлены к вычету суммы НДС по выставленным в 4 квартале 2002 года в адрес общества счетам-фактурам.
В соответствии с подпунктом (з) "назначение платежа" п. 2.10 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. Приказом ЦБ РФ от 12.04.2001 N 2-П) налог, подлежащей уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой.
Инспекция ссылается на то, что данные суммы нельзя принимать к вычету, т.к. в платежных документах, представленных в подтверждение оплаты приобретенных товаров в графе "назначение платежа" отсутствует (не выделена) сумма налога на добавленную стоимость.
Суд считает, что нарушение порядка оформления платежных поручений, установленного ЦБ РФ, не является основанием для отказа в применении вычетов, т.к. такое последствие не предусмотрено налоговым законодательством, как, например, предусмотрено п. 2 статьи 169 Кодекса в случае нарушения порядка оформления счетов-фактур.
Обществом соблюдено такое установленное Кодексом условие для применения вычетов, как оплата товаров (работ, услуг), включая НДС.
Оплата товаров (работ, услуг) соответствует суммам выставленных счетов-фактур, где выделен НДС по соответствующей налоговой ставке. Кроме того, в ряде платежных поручений есть ссылка на счета, в которых выделен НДС.
Подробные данные о поставщиках, датах и номерах счетов, счетов-фактур, платежных поручений, суммах НДС, с указанием томов и листов дела, где находятся соответствующие доказательства, сведены обществом в таблицу (т. 7 л.д. 48 - 53). Эти данные судом проверены и инспекцией не оспорены.
Представители инспекции пояснили, что в ходе проверки не были выявлены случаи, когда к вычету были бы заявлены суммы налога больше, чем оплачено платежными поручениями.
Наличие иных документов в обоснование применения налоговых вычетов инспекцией не оспаривается ни в решении, ни в судебном заседании.
Согласно п. п. 1 - 3 ст. 176 Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.
По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства.
Условия, предусмотренные Кодексом для применения налоговых вычетов и возмещения налога, обществом выполнены.
Недоимка по платежам в федеральный бюджет у общества отсутствует, имеется переплата. Это обстоятельство подтверждено карточкой лицевого счета и актами сверки.
Поэтому требования заявителя о признании недействительным решения об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость и об обязании возместить налог путем возврата подлежат удовлетворению.
Уплаченная заявителем при подаче заявления в арбитражный суд государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии с п. 5 ст. 333.40 Кодекса и ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 170, 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
признать незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Инспекции ФНС РФ N 4 по г. Москве от 28.07.2006 N 179 в части отказа в принятии к вычету налога на добавленную стоимость в сумме 48269989,44 руб.
Обязать Инспекцию ФНС РФ N 4 по г. Москве возместить ООО "Ар-Эл-Джи" из федерального бюджета путем возврата 41077209 руб. налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2002 г.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину 102000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)