Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 23.10.2006, 30.10.2006 ПО ДЕЛУ N А40-58452/06-99-247

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


23 октября 2006 г. Дело N А40-58452/06-99-247

Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 30 октября 2006 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи К., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи П.Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Ар-Эл-Джи" к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве о признании незаконным решения от 28.07.2006 N 179 и обязании принять решение о возмещении НДС в размере 41077209 руб., из которых: 29136695 руб. - путем зачета и 11940514 руб. - путем возврата, при участии: от заявителя - П.Н.А., дов. от 03.07.2006, Ф., дов. от 17.01.2006 б/н, А.Р.А., дов. от 17.01.2006, от ответчика - А.О.Л., дов. от 07.03.2006 N 05-05/8594, С., дов. от 27.09.2006 N 05-05/24/21072,
УСТАНОВИЛ:

с учетом частичного изменения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предмета заявленных требований Общество с ограниченной ответственностью "Ар-Эл-Джи" (далее - общество, заявитель) просит признать незаконным решение Инспекции ФНС РФ N 4 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 28.07.2006 N 179 в части отказа в принятии к вычету налога на добавленную стоимость в размере 48269989,44 руб.
Также общество просит обязать инспекцию возместить из федерального бюджета путем возврата 41077209 руб. налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2002 г.
В обоснование своих требований заявитель указал, что он правомерно, в соответствии с положениями статей 169, 171 - 172 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) применил налоговые вычеты по суммам налога, уплаченным при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также поставщикам товаров, работ услуг на территории РФ. Обществом представлены налоговому органу документы, необходимые в соответствии с Кодексом для подтверждения обоснованности применения налоговых вычетов, однако решением инспекции неправомерно отказано в возмещении.
Инспекция требования не признала по доводам, аналогичным изложенным в решении об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, указав, что представленные документы не полностью соответствуют установленным Кодексом требованиям. В представленных обществом отчете из ГТК РФ от 27.05.2004 и отчете из ФТС от 29.04.2005 отсутствуют сведения о ввозе товаров и уплате налога на добавленную стоимость в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение за 4 квартал 2002 года. Акт сверки таможенных платежей с Центральной акцизной таможней не представлен.
В платежных документах на оплату товаров (работ, услуг) поставщикам на территории РФ, перечисленных в таблице (т. 1, л.д. 50 - 53), отсутствует (не выделена) сумма налога на добавленную стоимость. В счетах-фактурах на товары (работы, услуги), выставленных поставщиками в адрес заявителя, стоимость по этим товарам указана с учетом НДС, счета-фактуры включены в книгу покупок за 4 квартал 2002 года. Данные счета-фактуры не являются основанием для принятия предъявленных покупателю общества сумм налога в размере 1940701,44 руб., к вычету.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Основным видом деятельности общества является розничная продажа ювелирных, кожаных и часовых изделий импортного производства через сеть собственных магазинов, а также оптовая продажа изделий другим организациям.
30.11.2005 общество подало в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2002 г. (т. 4, л.д. 20 - 23), в которой отражена общая сумма налоговых вычетов в размере 48601494,00 руб. (стр. 440), включающая в себя:
- 2272206,00 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного обществом при приобретении товаров (работ, услуг)- стр. 360; в том числе
- 1. 330337,00 руб. - по принятым на учет нематериальным активам и (или) основным средствам (стр. 361);
- 2. 1941869,00 руб. - по товарам, приобретаемым для перепродажи (стр. 368);
- - 46329288,00 руб. налога, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (стр. 370).
С учетом начисленного к уплате (стр. 010) налога в сумме 7524285 руб. сумма налога на добавленную стоимость, начисленная к возмещению (стр. 470) за данный налоговый период, составила 41077209 руб.
Как пояснили представители общества, необходимость внесения уточнений была связана с выявлением незначительных технический ошибок при исчислении НДС, обнаруженные при переходе на новую компьютерную программу (принятие к учету товара отражалось не на ту дату, на которую следовало).
Первоначальная декларация за данный налоговый период, представленная в инспекцию 20.01.2003, налоговым органом не проверялась, решение об отказе в применении налоговых вычетов (возмещении налога) не выносилось.
30.11.2005 обществом также подано заявление о возмещении налога путем возврата (т. 1 л.д. 42 - 44).
Инспекцией направлено обществу требование от 20.12.2005 N 06-12/40472 о представлении дополнительных документов, в том числе отчет таможенного органа о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей за IV квартал 2002 г., а также подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов за IV квартал 2002 г., в соответствии с распоряжением ГТК РФ от 27.11.2003 N 647-р.
Повторное требование инспекции от 13.01.2006 N 19-21/520 вручено представителю общества 20.01.2006.
24.01.2006 общество представило в инспекцию отчет из ГТК РФ от 27.05.2004 N 06-12/19262, а также отчет из Федеральной таможенной службы от 29.04.2005 N 05-12/13814, в которых отсутствуют сведения об уплате обществом налога на добавленную стоимость в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение за период 4 квартал 2002 года.
Инспекцией направлены запросы в Центральное таможенное управление 19.12.2005 N 06-18/40270 и в Центральную акцизную таможню от 20.12.2005 N 06-18/40521.




Письмом от 27.01.2006 N 16-14/761 Центральная акцизная таможня сообщила, что предоставить запрашиваемую в письме информацию в отношении организации ООО "АР-ЭЛ-ДЖИ" не представляется возможным, так как в соответствии с Приказом ГТК РФ N 602 от 24.06.2004 "О распределении листов ГТД и сроках хранения таможенных деклараций" хранение укомплектованных таможенных деклараций в архиве таможни осуществляется в течение трех календарных лет.
Решением инспекции от 28.07.2006 N 179, вынесенным по результатам камеральной проверки, обществу было отказано в применении налогового вычета по НДС в размере 48269989,44 уплаченного при ввозе товара и поставщикам товаров (работ, услуг), и подтверждена обоснованность налогового вычета по НДС в размере 331504,56 руб.
Судом проверены и признаны необоснованными мотивы отказа, изложенные в решении.
В обоснование заявленных вычетов письмами от 30.11.2005 N 69-Ф, от 10.01.2006 N 1-Ф, от 24.01.2006 N 9-Ф (т. 1, л.д. 42 - 44; т. 4, л.д. 27; т. 4, л.д. 24 - 26) обществом были представлены в инспекцию и в материалы дела документы, подтверждающие правомерность налоговых вычетов:
- - договоры N 44/040 от 01.11.2002 и Ю33/030 от 01.11.2002 (т. 1, л.д. 59 - 64; т. 1, л.д. 65 - 71), в соответствии с которыми общество в 4 квартале 2002 года приобретало товары у Richemont International Distribution (Швейцария) и ввозило их на таможенную территорию РФ под таможенным режимом выпуска для свободного обращения в целях последующей перепродажи;
- - грузовые таможенные декларации на ввозимые товары с отметками таможенного органа "Выпуск разрешен" (т. 2, л.д. 148 - 150, т. 3 л.д. 8 - 108);
- - платежные поручения (т. 3, л.д. 1 - 126) и выписки банка (т. 2, л.д. 60 - 147), подтверждающие факт уплаты НДС в бюджет при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также платежные поручения и выписки банка, подтверждающие перечисление денежных средств поставщикам;
- - счета-фактуры, составленные в соответствии со ст. 169 Кодекса (т. 1, л.д. 72 - 150);
- - книги покупок за 4 квартал 2002 года (т. 4, л.д. 1 - 7), содержащие сводные данные о принятых обществом на учет товарах (работах, услугах) и книги продаж (т. 4, л.д. 12 - 18).
Тем самым общество документально подтвердило правомерность заявленных к вычету в декларации за 4 квартал 2002 года сумм НДС.
Довод инспекции о том, что общество неправомерно предъявило к вычету НДС в сумме 48269989,44 руб. судом не принимается, поскольку представленные документы соответствуют требованиям ст. ст. 169, 171, 172 Кодекса и подтверждают факт уплаты НДС в бюджет при таможенном оформлении товара.
Письмами от 30.11.2005 N 69-Ф, от 10.01.2006 N 1-Ф и от 24.01.2006 N 9-Ф (т. 1, л.д. 42 - 44; т. 4, л.д. 27; т. 4, л.д. 24 - 26) представило в инспекцию для проверки платежные поручения на уплату НДС в бюджет при проведении таможенной очистки, на обороте которых имеются удостоверенные подписью и личной номерной печатью сотрудника таможни записи о том, какая сумма зачтена по конкретной ГТД.
Также представлены ГТД с отметками таможенного органа "Выпуск разрешен", оформленные в соответствии с положениями таможенного законодательства при ввозе товара на таможенную территорию РФ (т. 2, л.д. 148 - 150; т. 3, л.д. 1 - 126). При этом согласно сведениям, содержащимся в графе 47 ГТД в колонке "Сумма" указана исчисленная сумма НДС, подлежащая уплате по конкретной ГТД.
Все задекларированные товары были выпущены таможенными органами для свободного обращения на территории РФ, о чем имеются отметки "выпуск разрешен" на каждой из ГТД. Это свидетельствует об уплате таможенных платежей, в том числе НДС.
Кроме того, на каждой ГТД оформленной обществом в 2002 году, в графе 47 "Исчисление таможенных пошлин и сборов" указаны платежные поручения, которыми была произведена оплата таможенных пошлин.
Подробные данные о номерах ГТД, наименовании ввезенного товара, суммах таможенного платежа (включая НДС), дате выпуска в свободное обращение, дате и номере платежного поручения на перечисление таможенных платежей, с указанием томов и листов дела, где находятся указанные доказательства, сведены обществом в таблицу (т. 7 л.д. 45 - 47).
Инспекция указанные данные не оспорила.
Сумма таможенных платежей (в т.ч. НДС), уплаченная обществом платежными поручениями, на 11 млн. руб. превышает сумму таможенных платежей, исчисленную к уплате по ГТД в рассматриваемый период - перечислено в бюджет 105037739,24 руб., а исчислено по ГТД - 93780553,3 руб.
Это превышение в сумме 11257185,94 руб. представители общества объясняют возникновением из сумм таможенных платежей, перечисленных платежными поручениями N 80 от 29.12.2002 (т. 3, л.д. 126) и N 164 от 31.12.2002 (т. 3, л.д. 117), а также неполным списанием денежных средств, перечисленных платежным поручением N 153 от 30.12.2002 (т. 3, л.д. 116).
Ни в решении, ни в ходе рассмотрения дела в суде инспекция не оспаривает факта ввоза изделий (абз. 4 стр. 5 решения), факта уплаты таможенных платежей в т.ч. НДС в бюджет при таможенном оформлении (абз. 3 стр. 4 решения).
Отсутствие дополнительно истребованной инспекцией у таможенных органов информации вызвано истечением срока хранения документации на таможне, что подтверждается ответами таможни и не может быть вменено в вину налогоплательщику. В случае, если бы проверка первоначально представленной налоговой декларации была проведена налоговым органом своевременно, т.е. в 2003 году, возможность получить такую информацию не была бы утрачена.
Обжалуемым решением инспекция также отказала обществу в принятии налоговых вычетов по НДС в сумме 1940701,44 руб. в связи с отсутствием в платежных поручениях выделенной суммы НДС, что, по мнению инспекции, нарушает требования п. 2.10 Положения о безналичных расчетах в РФ (утв. Приказом ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П).
Суд считает, что данный отказ не основан на нормах действующего налогового законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
Статьями 171, 172 НК РФ предусмотрены следующие условия для принятия НДС к вычету:
1) товары (работы, услуги) приобретаются для перепродажи или осуществления операций, подлежащих обложению НДС;
2) вычет производится на основании надлежащим образом оформленных счетов-фактур, выставленных продавцами;
3) уплата НДС продавцу подтверждена документально;
4) приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету.
Представленными обществом документами подтверждено соблюдение всех вышеперечисленных условий, а именно:
- - товары (работы, услуги) были приобретены для осуществления операций (реализация товаров) подлежащих обложению НДС, что инспекцией не оспаривается;
- - обществом в ходе проверки и в материалы дела были представлены надлежащим образом оформленные счета-фактуры, подтверждающие обоснованность заявленных вычетов на сумму 1940701,44 руб. (т. 1, л.д. 72 - 150; т. 2, л.д. 1 - 59). При этом все счета-фактуры выставлены поставщиками с выделением сумм НДС, оформлены в соответствии со ст. 169 Кодекса. Это обстоятельство инспекцией не оспаривается ни в решении (абз. 2 стр. 9 решения), ни в судебном заседании. Кроме того, результатами встречных проверок инспекции подтверждается как исчисление, так и уплата НДС в бюджет поставщиками общества (абз. 8 стр. 9, абз. 2, 4, 8 стр. 10, абз. 1, 2, 3, 4 стр. 11 решения);
- - обществом представлены платежные поручения и выписки банка, подтверждающие оплату поставщикам товаров (работ, услуг) и в т.ч. НДС (т. 1, л.д. 72 - 150; т. 2, л.д. 1 - 59);
- - приобретенные товары (работы, услуги) отражены в книге покупок и приняты к учету (т. 4, л.д. 1 - 7).
Следовательно, обществом правомерно предъявлены к вычету суммы НДС по выставленным в 4 квартале 2002 года в адрес общества счетам-фактурам.
В соответствии с подпунктом (з) "назначение платежа" п. 2.10 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. Приказом ЦБ РФ от 12.04.2001 N 2-П) налог, подлежащей уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой.
Инспекция ссылается на то, что данные суммы нельзя принимать к вычету, т.к. в платежных документах, представленных в подтверждение оплаты приобретенных товаров в графе "назначение платежа" отсутствует (не выделена) сумма налога на добавленную стоимость.
Суд считает, что нарушение порядка оформления платежных поручений, установленного ЦБ РФ, не является основанием для отказа в применении вычетов, т.к. такое последствие не предусмотрено налоговым законодательством, как, например, предусмотрено п. 2 статьи 169 Кодекса в случае нарушения порядка оформления счетов-фактур.
Обществом соблюдено такое установленное Кодексом условие для применения вычетов, как оплата товаров (работ, услуг), включая НДС.
Оплата товаров (работ, услуг) соответствует суммам выставленных счетов-фактур, где выделен НДС по соответствующей налоговой ставке. Кроме того, в ряде платежных поручений есть ссылка на счета, в которых выделен НДС.
Подробные данные о поставщиках, датах и номерах счетов, счетов-фактур, платежных поручений, суммах НДС, с указанием томов и листов дела, где находятся соответствующие доказательства, сведены обществом в таблицу (т. 7 л.д. 48 - 53). Эти данные судом проверены и инспекцией не оспорены.
Представители инспекции пояснили, что в ходе проверки не были выявлены случаи, когда к вычету были бы заявлены суммы налога больше, чем оплачено платежными поручениями.
Наличие иных документов в обоснование применения налоговых вычетов инспекцией не оспаривается ни в решении, ни в судебном заседании.
Согласно п. п. 1 - 3 ст. 176 Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.
По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства.
Условия, предусмотренные Кодексом для применения налоговых вычетов и возмещения налога, обществом выполнены.
Недоимка по платежам в федеральный бюджет у общества отсутствует, имеется переплата. Это обстоятельство подтверждено карточкой лицевого счета и актами сверки.
Поэтому требования заявителя о признании недействительным решения об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость и об обязании возместить налог путем возврата подлежат удовлетворению.
Уплаченная заявителем при подаче заявления в арбитражный суд государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии с п. 5 ст. 333.40 Кодекса и ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 170, 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:

признать незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Инспекции ФНС РФ N 4 по г. Москве от 28.07.2006 N 179 в части отказа в принятии к вычету налога на добавленную стоимость в сумме 48269989,44 руб.
Обязать Инспекцию ФНС РФ N 4 по г. Москве возместить ООО "Ар-Эл-Джи" из федерального бюджета путем возврата 41077209 руб. налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2002 г.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину 102000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)