Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 13 июня 2006 года Дело N А21-3638/2005-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Кочеровой Л.И., Малышевой Н.Н., при участии от Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области Беглецовой С.В. (доверенность от 10.01.2006 N 04-12), рассмотрев 07.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.01.2006 по делу N А21-3638/2005 (судья Гелеверя Т.А.),
Государственное учреждение "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области" (далее - отделение ПФР) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Калининградской области (далее - инспекция), выразившегося в невозврате 89496 руб. излишне уплаченного налога на имущество за I - II кварталы 2004 года, и об обязании налогового органа возвратить из бюджета спорную сумму налога с выплатой процентов.
Решением суда первой инстанции от 12.01.2006 заявленные отделением ПФР требования удовлетворены в полном объеме. Суд обязал инспекцию принять решение о возврате отделению ПФР 89496 руб. излишне уплаченного налога на имущество с начислением процентов в размере 10516 руб. 58 коп. с направлением этого решения в органы Федерального казначейства в течение 10 дней.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 12.01.2006 и отказать отделению ПФР в удовлетворении заявленных требований.
Жалоба рассмотрена без участия представителей инспекции, надлежаще извещенной о времени и месте слушания дела.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, платежными поручениями от 29.04.2004 N 392 и от 28.07.2004 N 703 отделение ПФР перечислило в бюджет налог на имущество за I и II кварталы 2004 года в суммах 67122 руб. и 22374 руб. соответственно.
Отделение ПФР 28.10.2004 и 21.12.2004 направило в адрес инспекции заявления (N 3166-05 и N 3493-12) о возврате сумм излишне уплаченного налога, ссылаясь на то, что имущество заявителя не должно облагаться данным налогом.
В связи с невозвратом инспекцией излишне уплаченных сумм налога отделение ПФР обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, и такое решение кассационная инстанция считает обоснованным.
Согласно пункту 7 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
В развитие данных положений Калининградской областной Думой приняты Законы Калининградской области "О налоге на имущество организаций" от 27.11.2003 N 336 и от 06.10.2004 N 417 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О налоге на имущество организаций", согласно которым освобождены от налогообложения отдельные организации, в том числе отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области и подведомственные ему органы Пенсионного фонда Российской федерации в городах, районах и округах Калининградской области - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.
Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) на органы Пенсионного фонда Российской Федерации возложена функция по обеспечению обязательного пенсионного страхования, в рамках которой они осуществляют деятельность, направленную на реализацию гарантированных статьей 39 Конституции Российской Федерации прав граждан на социальное обеспечение.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в силу Закона N 167-ФЗ составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В соответствии с Положением о государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2001 N 36, отделение ПФР наделено полномочиями по назначению и выплате государственных пенсий и является правопреемником соответствующего Управления труда и социального развития администрации Калининградской области в части назначения (перерасчета) государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Таким образом, поскольку пенсионное обеспечение является частью социального обеспечения, а Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы непосредственно осуществляют пенсионное обеспечение, их имущество, используемое при осуществлении основной деятельности, согласно пункту 7 статьи 381 НК РФ не должно облагаться налогом на имущество организаций.
Ссылка инспекции на неправомерность требования заявителя относительно выплаты процентов, в связи с тем что несвоевременный возврат налога не нарушает финансовые интересы отделения ПФР, несостоятельна.
В силу подпункта 5 пункта 1 статей 21 и 32 НК РФ отделение ПФР имеет право на своевременный возврат сумм излишне уплаченного налога, а налоговые органы обязаны осуществить возврат излишне уплаченных сумм налога в порядке, предусмотренном главой 12 НК РФ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Кодексом.
В случае нарушения срока возврата налога на сумму излишне уплаченного налога начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
При этом данная норма не содержит каких-либо исключений для начисления процентов на сумму несвоевременно возвращенного налога для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения жалобы инспекции у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.01.2006 по делу N А21-3638/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Калининградской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 13.06.2006 ПО ДЕЛУ N А21-3638/2005-С1
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2006 года Дело N А21-3638/2005-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Кочеровой Л.И., Малышевой Н.Н., при участии от Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области Беглецовой С.В. (доверенность от 10.01.2006 N 04-12), рассмотрев 07.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.01.2006 по делу N А21-3638/2005 (судья Гелеверя Т.А.),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области" (далее - отделение ПФР) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Калининградской области (далее - инспекция), выразившегося в невозврате 89496 руб. излишне уплаченного налога на имущество за I - II кварталы 2004 года, и об обязании налогового органа возвратить из бюджета спорную сумму налога с выплатой процентов.
Решением суда первой инстанции от 12.01.2006 заявленные отделением ПФР требования удовлетворены в полном объеме. Суд обязал инспекцию принять решение о возврате отделению ПФР 89496 руб. излишне уплаченного налога на имущество с начислением процентов в размере 10516 руб. 58 коп. с направлением этого решения в органы Федерального казначейства в течение 10 дней.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 12.01.2006 и отказать отделению ПФР в удовлетворении заявленных требований.
Жалоба рассмотрена без участия представителей инспекции, надлежаще извещенной о времени и месте слушания дела.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, платежными поручениями от 29.04.2004 N 392 и от 28.07.2004 N 703 отделение ПФР перечислило в бюджет налог на имущество за I и II кварталы 2004 года в суммах 67122 руб. и 22374 руб. соответственно.
Отделение ПФР 28.10.2004 и 21.12.2004 направило в адрес инспекции заявления (N 3166-05 и N 3493-12) о возврате сумм излишне уплаченного налога, ссылаясь на то, что имущество заявителя не должно облагаться данным налогом.
В связи с невозвратом инспекцией излишне уплаченных сумм налога отделение ПФР обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, и такое решение кассационная инстанция считает обоснованным.
Согласно пункту 7 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
В развитие данных положений Калининградской областной Думой приняты Законы Калининградской области "О налоге на имущество организаций" от 27.11.2003 N 336 и от 06.10.2004 N 417 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О налоге на имущество организаций", согласно которым освобождены от налогообложения отдельные организации, в том числе отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области и подведомственные ему органы Пенсионного фонда Российской федерации в городах, районах и округах Калининградской области - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.
Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) на органы Пенсионного фонда Российской Федерации возложена функция по обеспечению обязательного пенсионного страхования, в рамках которой они осуществляют деятельность, направленную на реализацию гарантированных статьей 39 Конституции Российской Федерации прав граждан на социальное обеспечение.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в силу Закона N 167-ФЗ составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В соответствии с Положением о государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2001 N 36, отделение ПФР наделено полномочиями по назначению и выплате государственных пенсий и является правопреемником соответствующего Управления труда и социального развития администрации Калининградской области в части назначения (перерасчета) государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Таким образом, поскольку пенсионное обеспечение является частью социального обеспечения, а Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы непосредственно осуществляют пенсионное обеспечение, их имущество, используемое при осуществлении основной деятельности, согласно пункту 7 статьи 381 НК РФ не должно облагаться налогом на имущество организаций.
Ссылка инспекции на неправомерность требования заявителя относительно выплаты процентов, в связи с тем что несвоевременный возврат налога не нарушает финансовые интересы отделения ПФР, несостоятельна.
В силу подпункта 5 пункта 1 статей 21 и 32 НК РФ отделение ПФР имеет право на своевременный возврат сумм излишне уплаченного налога, а налоговые органы обязаны осуществить возврат излишне уплаченных сумм налога в порядке, предусмотренном главой 12 НК РФ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Кодексом.
В случае нарушения срока возврата налога на сумму излишне уплаченного налога начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
При этом данная норма не содержит каких-либо исключений для начисления процентов на сумму несвоевременно возвращенного налога для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения жалобы инспекции у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.01.2006 по делу N А21-3638/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ЗУБАРЕВА Н.А.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
МАЛЫШЕВА Н.Н.
ЗУБАРЕВА Н.А.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
МАЛЫШЕВА Н.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)