Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.10.2012 ПО ДЕЛУ N А03-8575/2012

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2012 г. по делу N А03-8575/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2012 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ждановой Л.И.
судей Бородулиной И.И., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Афанасьева О.В. по доверенности от 27.03.2012 г. (сроком до 27.03.2013 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 13 по Алтайскому краю, г. Горняк
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 31 июля 2012 года по делу N А03-8575/2012 (судья Пономаренко С.П.)
по заявлению Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Чайка", г. Горняк (ИНН 2256004985, КПП 225601001)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Алтайскому краю, г. Горняк
о признании незаконными действий налогового органа по выдаче справки о состоянии расчетов с бюджетом N 564 от 01.04.2012 г., без отражения информации о невозможности взыскания недоимки по налогам, сборам, пеням и штрафам на общую сумму 47654, 86 руб., о признании инспекции утратившей возможность взыскания недоимки по налогам, сборам, пеням и штрафам, указанной в справке N 564 от 01.04.2012 г. на общую сумму 47654, 86 руб.,

установил:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Чайка" (далее по тексту - заявитель, Учреждение МБДОУ "Детский сад "Чайка", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Алтайскому краю о признании незаконными действий налогового органа по выдаче справки о состоянии расчетов с бюджетом N 564 от 01.04.2012 г., без отражения информации о невозможности взыскания недоимки по налогам, сборам, пеням и штрафам на общую сумму 47654, 86 руб., о признании инспекции утратившей возможность взыскания недоимки по налогам, сборам, пеням и штрафам, указанной в справке N 564 от 01.04.2012 г. на общую сумму 47654, 86 руб.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 31 июля 2012 года признаны незаконными действия Межрайонной ИФНС России N 13 по Алтайскому краю по выдаче справки N 564 от 01.04.2012 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам" без отражения информации о невозможности взыскания недоимки, задолженности по налогам, взносам, пеням на общую сумму 47654,86 руб., в том числе 37703 руб. - недоимки по налогу на имущество организаций, 5606,41 руб. - пени по налогу на имущество организаций, 2971,16 руб. - пени по земельному налогу, 3,96 руб. - недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 1039,19 руб. - пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 288,14 руб. - пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, 43 руб. - пени по взносам в Пенсионный фонд РФ, как не соответствующие положениям ст. 32 НК РФ.
Межрайонная ИФНС России N 13 по Алтайскому краю признана утратившей возможность взыскания с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Чайка", задолженности по налогам, пеням указанной в справке N 564 от 01.04.2012, в общей сумме 46280,57 руб., в том числе 37703 руб. - недоимки по налогу на имущество организаций, 5606,41 руб. - пени по налогу на имущество организаций, 2971,16 руб. - пени по земельному налогу, в связи с истечением установленного срока на их взыскание. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом в части, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Алтайскому краю обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Алтайского края от 31 июля 2012 года по делу N А03-8575/2012, в которой просит отменить решение в части признаний незаконными действий Инспекции, выразившихся в отражении в справке N 564 от 01.04.2012 года о наличии задолженности: 9 230 руб. - недоимки по налогу на имущество организаций, 934,91 руб. - пени по налогу на имущество организаций, 1 310,40 руб. - пени по земельному налогу, а всего на сумму 11 474,40 руб. Так как арбитражный суд пришел к ошибочному выводу о том, что налоговым органом утрачена возможность взыскания данной суммы.
Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, уточнил просительную часть апелляционной жалобы в части размера оспариваемых сумм, а именно: 9 230 руб. - недоимки по налогу на имущество организаций, 241,21 руб. - пени по налогу на имущество организаций, 1 310,40 руб. - пени по земельному налогу.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Чайка" отзыв в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1 и 3 статьи 156 суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, МБДОУ "Детский сад "Чайка" заинтересованным лицом выдана справка N 564 от 01.04.2012 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам" с отражением информации недоимки, задолженности по налогам, взносам, пеням на общую сумму 47654,86 руб., в том числе 37703 руб. - недоимки по налогу на имущество организаций, 5606,41 руб. - пени по налогу на имущество организаций, 2971,16 руб. - пени поземельному налогу, 3,96 руб. - недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 1039,19 руб. - пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 288,14 руб. - пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, 43 руб. - пени по взносам в Пенсионный фонд РФ
Полагая действия Инспекции незаконными с указанием в справке неполной информации о задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивающей его право на достоверную информацию, необходимую для осуществления своих законных прав и интересов, в том числе, в сфере экономической деятельности с учетом включения Инспекцией в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам числящуюся за МБДОУ "Детский сад "Чайка" задолженность по пеням и налоговым санкциям, возможность взыскания которых утрачена в связи с истечением сроков на взыскание, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, исходил из того, что указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, и, учитывая отсутствие доказательств принятия налоговым органом мер к взысканию указанной задолженности в бесспорном или судебном порядке, пришел к выводу о пропуске налоговым органом сроков, установленных статьями 46, 47, 48, 104, 115 НК РФ для принудительного взыскания данной задолженности, в том числе, в судебном порядке, что является основание для признания данной задолженности безнадежной к взысканию в соответствии со статьей 59 НК РФ.
По смыслу статей 200, 201 АПК РФ для удовлетворения требования Общества о признании незаконным действия Инспекции необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие действия Инспекции нормам законодательства и нарушение таким действием прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Процедура учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, а также порядок их списания регламентированы приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной налоговой службы.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по заполнению справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (далее - Методические указания) утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.
Данный Приказ издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и Методических указаний по их заполнению".
Согласно пункту 4 Методических указаний при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 названных Методических указаний, при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций делается запись следующего содержания: "Имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".
Содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальному исполнению налогоплательщиком обязанностей по уплате обязательных платежей.
На основании данных, отраженных в карточках расчетов налогоплательщика по налогам (пеням, штрафам с бюджетом), налогоплательщику выдается справка о состоянии расчетов с бюджетом.
Сроки хранения документов, подтверждающих указанные в карточках сведения, поставлены в зависимость от предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации предельных сроков налоговой проверки, сроков принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам, сроков хранения налогоплательщиками документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты налогов.
Истечение установленных сроков хранения предусмотренных законодательством о налогах и сборах документов, на основании которых устанавливается обязанность налогоплательщика по уплате в бюджет обязательных платежей соответствующего вида, предполагает их отсутствие, как у налоговых органов, так и у налогоплательщика и, следовательно, невозможность проверить достоверность заявления о наличии или отсутствии спорной задолженности.
Поскольку с истечением продолжительного времени становится невозможным надлежащее установление факта неуплаты налога и обязательных платежей, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога осуществлялся налоговым органом; а также иных необходимых данных, связанных с исчислением и уплатой налогов, обязательных платежей в целях соблюдения конституционного запрета на произвольное необоснованное ограничение имущественных прав налогоплательщика в Налоговом кодексе Российской Федерации статьях 46, 47 и 48, установлены ограничения сроков принудительного взыскания задолженности по налогам (пеням, штрафам).
Пропуск налоговым органом этих сроков препятствует возможности взыскания с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам, пеням и штрафам, но это обстоятельство не дает ему права списать их на основании статьи 59 НК РФ.
В то же время суды при проверке обоснованности включения налоговыми органами в выдаваемых налогоплательщикам справках о состоянии расчетов по налогам и сборам должны исходить из того, что указанные в справке сведения должны быть достоверными, что предполагает их полноту и объективность, соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов на дату выдачи справки.
Поскольку сроки взыскания налогов, пеней и штрафов ограничены Налоговым кодексом Российской Федерации, пропуск налоговым органом этих сроков означает фактическую невозможность взыскания соответствующих сумм с налогоплательщиков.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Президиума от 01.09.2009 N 4381/09, налоговый орган, обеспечивая соблюдение баланса частных и публичных интересов, обязан отражать в справке объективную информацию, то есть указывать не только сведения о числящейся в лицевых счетах налогоплательщика задолженности, но и сообщение об утрате налоговым органом возможности взыскания ее в полном объеме или в части.
Неполная информация о задолженности налогоплательщика по налогам, сборам, пеням и штрафам затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, арбитражный суд установил возникновение задолженности по налогам, сборам до 01.01.2004 года, в связи с чем, отсутствие у Инспекции возможности принудительного взыскания недоимок, пеней и штрафа, а при ее утрате - неправомерность отражения налоговым органом в справке сведений о задолженности без информации о невозможности ее взыскания в принудительном порядке, в том числе, по налогу на имущество в сумме 37 703 руб., пени по указанному налогу в сумме 5 606,41 руб., пени по земельному налогу - 2 971,16 руб.
Однако данный вывод суда первой инстанции основан на неполно выясненных обстоятельствах дела, которые суд посчитал установленными.
Между тем, из дополнительных доказательств, представленных в апелляционный суд налоговым органом и принятых судом в порядке ст. 268 АПК РФ для установления всех фактических обстоятельств по делу с целью принятия законного и обоснованного судебного акта, судом апелляционной установлено следующее.
Так, согласно сведениям справки N 564 в задолженность на налогу на имущество организаций, которая составляет 37 708 руб., в которую включена, в том числе, недоимка по налогу на имущество за 2011 года, образовавшаяся после 30 марта 2012 года.
06.02.2012 года Учреждением в электронном виде в порядке п. 3 ст. 80 НК РФ представлена в Инспекцию налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2011 года с указанием налога, подлежащего уплате в бюджет, в сумме 9 230 руб.
Однако в установленный законом срок заявитель не исполнил обязанность по уплате налога на имущество организаций.
В соответствии со ст. 75 НК РФ на возникшую задолженность начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере 241,21 руб.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 23.08.2012 года, вступившим в законную силу, недоимка по налогу на имущество организаций в размере 9 230 руб., пени в сумме 399,33 руб. (в том числе, пени в размере 241,21 руб. - по пояснениям представителя Инспекции в апелляционном суде) взысканы с Учреждения в бюджеты соответствующих уровней.
Согласно выписке из лицевого счета налогоплательщика за 2012 год, 26.01.2012 года заявителем был представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год на сумму 89 412 руб. Со сроком уплаты 20.02.2012 года. С учетом переплаты по налогу в сумме 66 900 руб. за 2011 года, задолженность составила 22 512 руб., которая уплачена только 15.03.2012 года. Пени в сумме 1 310,40 руб., включенные в справке N 564 от 01.04.2012 года, начислены на задолженность 22 512 руб. Инспекцией выставлено требование N 67327 по состоянию на 12.03.2012 года с предложением в срок до 30.03.2012 года уплатить пени в сумме 1 244 руб. 36 коп.
Следовательно, на дату 01.04.2012 года Инспекцией не пропущен как срок выставления требования (ст. 70 НК РФ) на сумму 66,04 руб. (1 310,40 руб. - 1 244 руб. 36 коп.), так и срок на взыскание пени в размере 1 244 руб. 36 коп. в судебном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ).
При изложенных обстоятельствах, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела является основаниям в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ для отмены решения суда в обжалуемой части и принятия в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Чайка", г. Горняк в части признания незаконными действий Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 13 по Алтайскому краю, г. Горняк по выдаче справки N 564 от 01.04.2012 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам" без отражения информации о невозможности взыскания недоимки, задолженности по налогам, взносам, пеням на сумму 10 781,61 руб., в том числе, 9 230 руб. - недоимки по налогу на имущество организаций, 241,21 руб. - пени по налогу на имущество организаций, 1 310,40 руб. - пени по земельному налогу.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного Алтайского края от 31 июля 2012 года по делу N А03-8575/2012 в обжалуемой части отменить
Принять в указанной части новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении заявленных требований Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Чайка", г. Горняк в части признания незаконными действий Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 13 по Алтайскому краю, г. Горняк по выдаче справки N 564 от 01.04.2012 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам" без отражения информации о невозможности взыскания недоимки, задолженности по налогам, взносам, пеням на сумму 10 781,61 руб., в том числе, 9 230 руб. - недоимки по налогу на имущество организаций, 241,21 руб. - пени по налогу на имущество организаций, 1 310,40 руб. - пени по земельному налогу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Л.И.ЖДАНОВА

Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
О.А.СКАЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)