Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
17 марта 2005 г. Дело N А60-38421/2004-С5
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего В.В. Окуловой, судей А.Д. Тимофеевой, Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.И. Колтуновой, при участии: от заявителя - Михайловой Т.Ю., вед. юрисконсульта, дов. от 24.12.2004 N 56-10/40; от заинтересованного лица - Мишеневой Л.Б., гл. спец. юр. отдела, дов. от 17.01.2005 N 11/02, удостов. N 131394, выдано 25.01.2002,
рассмотрел 15.03.2005 в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС Российской Федерации N 10 по Свердловской области на решение от 28.01.2005 (судья Хачев И.В.) по делу N А60-38421/2004-С5 по заявлению ОАО "Свердловэнерго" к Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 10 по Свердловской области о признании незаконными действий должностных лиц.
Открытое акционерное общество "Свердловэнерго" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 10 по Свердловской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция ФНС Российской Федерации N 10 по Свердловской области) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе зачесть излишне уплаченный налог на имущество в общей сумме 14741994 руб. 23 коп. с кода 1400600 на код 1040210, а также в неправомерном начислении пеней за период с 06.05.2004 по 19.08.2004 в размере 88375 руб. 44 коп. за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на имущество организаций за 1, 2 кварталы 2004 г.
Решением от 28.01.2005 заявленные требования удовлетворены полностью.
Действия Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 10 по Свердловской области, выразившиеся в отказе зачесть излишне уплаченный налог на имущество в общей сумме 14741994 руб. 23 коп. с кода 1400600 на код 1040210, а также в неправомерном начислении пеней за период с 06.05.2004 по 19.08.2004 в размере 88375 руб. 44 коп. за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на имущество организаций за 1, 2 кварталы 2004 г., признаны незаконными.
Межрайонную инспекцию МНС Российской Федерации N 10 по Свердловской области обязали устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Свердловэнерго".
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС Российской Федерации N 10 по Свердловской области, которая с решением не согласна, просит его изменить, исключив из резолютивной части решения указание на признание незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе зачесть излишне уплаченный налог на имущество в общей сумме 14741994 руб. 23 коп. с кода 1400600 на код 1040210 и на обязанность инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Оспаривая решение, налоговый орган ссылается на устранение нарушений прав и законных интересов заявителя на момент его обращения с заявлением в арбитражный суд, в связи с чем, по его мнению, не было оснований для признания действий инспекции незаконными и указания на обязанность устранить допущенные нарушения.
ОАО "Свердловэнерго" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая выводы заявителя апелляционной жалобы не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и не основанными на нормах материального права.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил:
открытое акционерное общество "Свердловэнерго" обратилось в Межрайонную ИМНС России N 10 по Свердловской области с заявлением N 523/03 от 05.05.2004 о зачете переплаты по налогу на имущество предприятий по филиалу Первоуральская ТЭЦ с кода 1400600 на код 1040210 в части областного и местного бюджетов.
Письмом от 28.05.2004 N 5495 Межрайонной инспекцией МНС России N 10 по Свердловской области отказано в проведении зачета со ссылкой на отсутствие в заявлении ОАО "Свердловэнерго" конкретной суммы переплаты по налогу, на которую необходимо произвести зачет, а также на наличие неурегулированных разногласий по суммам переплаты по налогу, отраженных в актах сверки расчетов. Кроме того, в связи с отказом налогового органа от проведения зачета переплаты по налогу ОАО "Свердловэнерго" начислены пени за период с 06.05.2004 по 19.08.2004 в размере 88375 руб. 44 коп. за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на имущество организаций за 1 и 2 кварталы 2004 г.
Полагая, что действия налогового органа, выразившиеся в отказе зачесть излишне уплаченный налог на имущество в общей сумме 14741994 руб. 23 коп. с кода 1400600 на код 1040210, а также действия по начислению пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на имущество организаций за 1,2 кварталы 2004 г. являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, ОАО "Свердловэнерго" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется в силу пункта 4 данной статьи на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Поскольку на момент обращения в налоговый орган с заявлением о проведении зачета в счет предстоящих платежей по одному налогу и в один бюджет (с кода 1400600 на код 1040210) у ОАО "Свердловэнерго" имелась переплата по налогу, оснований для отказа в проведении зачета у налогового органа не имелось.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимыми условиями признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов незаконными является несоответствие их закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что действия, выразившиеся в отказе письмом от 28.05.2004 N 5495 зачесть излишне уплаченный налог на имущество в общей сумме 14741994 руб. 23 коп. с кода 1400600 на код 1040210, произведены Межрайонной инспекцией МНС России N 10 по Свердловской области в нарушение требований статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и с нарушением прав заявителя на своевременное проведение зачета, признание их незаконными является правомерным.
Ссылка заинтересованного лица на отсутствие оснований для обращения с заявлением в арбитражный суд в связи с проведением зачисления в августе 2004 г. суммы переплаты по налогу на имущество в счет будущих платежей во внимание не принимается. При этом суд исходит из того, что проверка соответствия требованиям закона действий (бездействия) государственных органов производится на момент их совершения. Поскольку в установленный срок зачет налоговым органом произведен не был, вывод о несоответствии действий налогового органа требованиям Налогового кодекса Российской Федерации является правильным. Кроме того, доказательств проведения зачета на всю сумму переплаты налоговым органом не представлено. Как следует из материалов дела, зачет произведен на сумму 14063761,53 руб. при наличии переплаты в размере 14741994,23 руб.
Указание в резолютивной части решения суда на обязанность налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Свердловэнерго" соответствует требованиям части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В остальной части решение суда первой инстанции лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение от 28.01.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.03.2005, 15.03.2005 ПО ДЕЛУ N А60-38421/2004-С5
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
17 марта 2005 г. Дело N А60-38421/2004-С5
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего В.В. Окуловой, судей А.Д. Тимофеевой, Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.И. Колтуновой, при участии: от заявителя - Михайловой Т.Ю., вед. юрисконсульта, дов. от 24.12.2004 N 56-10/40; от заинтересованного лица - Мишеневой Л.Б., гл. спец. юр. отдела, дов. от 17.01.2005 N 11/02, удостов. N 131394, выдано 25.01.2002,
рассмотрел 15.03.2005 в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС Российской Федерации N 10 по Свердловской области на решение от 28.01.2005 (судья Хачев И.В.) по делу N А60-38421/2004-С5 по заявлению ОАО "Свердловэнерго" к Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 10 по Свердловской области о признании незаконными действий должностных лиц.
Открытое акционерное общество "Свердловэнерго" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 10 по Свердловской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция ФНС Российской Федерации N 10 по Свердловской области) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе зачесть излишне уплаченный налог на имущество в общей сумме 14741994 руб. 23 коп. с кода 1400600 на код 1040210, а также в неправомерном начислении пеней за период с 06.05.2004 по 19.08.2004 в размере 88375 руб. 44 коп. за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на имущество организаций за 1, 2 кварталы 2004 г.
Решением от 28.01.2005 заявленные требования удовлетворены полностью.
Действия Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 10 по Свердловской области, выразившиеся в отказе зачесть излишне уплаченный налог на имущество в общей сумме 14741994 руб. 23 коп. с кода 1400600 на код 1040210, а также в неправомерном начислении пеней за период с 06.05.2004 по 19.08.2004 в размере 88375 руб. 44 коп. за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на имущество организаций за 1, 2 кварталы 2004 г., признаны незаконными.
Межрайонную инспекцию МНС Российской Федерации N 10 по Свердловской области обязали устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Свердловэнерго".
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС Российской Федерации N 10 по Свердловской области, которая с решением не согласна, просит его изменить, исключив из резолютивной части решения указание на признание незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе зачесть излишне уплаченный налог на имущество в общей сумме 14741994 руб. 23 коп. с кода 1400600 на код 1040210 и на обязанность инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Оспаривая решение, налоговый орган ссылается на устранение нарушений прав и законных интересов заявителя на момент его обращения с заявлением в арбитражный суд, в связи с чем, по его мнению, не было оснований для признания действий инспекции незаконными и указания на обязанность устранить допущенные нарушения.
ОАО "Свердловэнерго" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая выводы заявителя апелляционной жалобы не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и не основанными на нормах материального права.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил:
открытое акционерное общество "Свердловэнерго" обратилось в Межрайонную ИМНС России N 10 по Свердловской области с заявлением N 523/03 от 05.05.2004 о зачете переплаты по налогу на имущество предприятий по филиалу Первоуральская ТЭЦ с кода 1400600 на код 1040210 в части областного и местного бюджетов.
Письмом от 28.05.2004 N 5495 Межрайонной инспекцией МНС России N 10 по Свердловской области отказано в проведении зачета со ссылкой на отсутствие в заявлении ОАО "Свердловэнерго" конкретной суммы переплаты по налогу, на которую необходимо произвести зачет, а также на наличие неурегулированных разногласий по суммам переплаты по налогу, отраженных в актах сверки расчетов. Кроме того, в связи с отказом налогового органа от проведения зачета переплаты по налогу ОАО "Свердловэнерго" начислены пени за период с 06.05.2004 по 19.08.2004 в размере 88375 руб. 44 коп. за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на имущество организаций за 1 и 2 кварталы 2004 г.
Полагая, что действия налогового органа, выразившиеся в отказе зачесть излишне уплаченный налог на имущество в общей сумме 14741994 руб. 23 коп. с кода 1400600 на код 1040210, а также действия по начислению пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на имущество организаций за 1,2 кварталы 2004 г. являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, ОАО "Свердловэнерго" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется в силу пункта 4 данной статьи на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Поскольку на момент обращения в налоговый орган с заявлением о проведении зачета в счет предстоящих платежей по одному налогу и в один бюджет (с кода 1400600 на код 1040210) у ОАО "Свердловэнерго" имелась переплата по налогу, оснований для отказа в проведении зачета у налогового органа не имелось.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимыми условиями признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов незаконными является несоответствие их закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что действия, выразившиеся в отказе письмом от 28.05.2004 N 5495 зачесть излишне уплаченный налог на имущество в общей сумме 14741994 руб. 23 коп. с кода 1400600 на код 1040210, произведены Межрайонной инспекцией МНС России N 10 по Свердловской области в нарушение требований статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и с нарушением прав заявителя на своевременное проведение зачета, признание их незаконными является правомерным.
Ссылка заинтересованного лица на отсутствие оснований для обращения с заявлением в арбитражный суд в связи с проведением зачисления в августе 2004 г. суммы переплаты по налогу на имущество в счет будущих платежей во внимание не принимается. При этом суд исходит из того, что проверка соответствия требованиям закона действий (бездействия) государственных органов производится на момент их совершения. Поскольку в установленный срок зачет налоговым органом произведен не был, вывод о несоответствии действий налогового органа требованиям Налогового кодекса Российской Федерации является правильным. Кроме того, доказательств проведения зачета на всю сумму переплаты налоговым органом не представлено. Как следует из материалов дела, зачет произведен на сумму 14063761,53 руб. при наличии переплаты в размере 14741994,23 руб.
Указание в резолютивной части решения суда на обязанность налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Свердловэнерго" соответствует требованиям части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В остальной части решение суда первой инстанции лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.01.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
ОКУЛОВА В.В.
Судьи
ТИМОФЕЕВА А.Д.
ГНЕЗДИЛОВА Н.В.
ОКУЛОВА В.В.
Судьи
ТИМОФЕЕВА А.Д.
ГНЕЗДИЛОВА Н.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)