Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 5 ноября 1998 года Дело N Ф08-1667/98-406А
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гаджиева З.А., в отсутствие представителя Госналогинспекции по Хасавюртовскому району Республики Дагестан, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства Гаджиева З.А. на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.08.98 по делу N А15-438/98-1, установил следующее.
Госналогинспекция по Хасавюртовскому району Республики Дагестан, г. Хасавюрт, обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Гаджиеву З.А. о взыскании 1314 руб. 62 коп., в том числе недоимки по налогу на землю за период с 1995 по 1997 годы, пени и штрафа 10 процентов.
Решением от 18.06.98 в иске отказано. Со счета Госналогинспекции по Хасавюртовскому району в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана госпошлина в сумме 83 руб. 49 коп.
Решение мотивировано тем, что крестьянское (фермерское) хозяйство Гаджиева З.А. создано в соответствии с постановлением администрации Хасавюртовского района от 27.02.95 N 92, выдано свидетельство на право владения землей N 1978 от 27.02.95 и свидетельство о госрегистрации N 924. Согласно пункту 3 статьи 12 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.90 граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты налога в течение 5 лет с момента предоставления им земельных участков. Суд указал, что Закон Республики Дагестан "О земельном налоге" от 30.07.92 и Закон ДССР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 16.05.91 при рассмотрении данного спора не подлежат применению, поскольку противоречат федеральному закону - Закону РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.90.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.08.98 (с учетом определения об исправлении опечатки от 21.08.98) решение от 18.06.98 изменено. В части отказа в иске в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гаджиева З.А. отменено. С главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гаджиева З.А. в доход местного бюджета взыскано 269 руб. 19 коп., в том числе недоимка по земельному налогу, штраф, пени, госпошлина - 8 руб. 29 коп. В доход федерального бюджета с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гаджиева З.А. взыскана госпошлина в сумме 16 руб. 57 коп. В остальной части в удовлетворении апелляционной жалобы отказано. Госналогинспекции возвращена излишне уплаченная госпошлина по апелляционной жалобе 58 руб. 71 коп.
Постановление апелляционной инстанции мотивировано тем, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О земле" к компетенции администрации района относится взыскание земельного налога, арендной платы. Законом Республики Дагестан "О земельном налоге" установлено взимание с крестьянских (фермерских) хозяйств земельного налога, при этом предусмотрено, что от его уплаты освобождаются граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства на бросовых землях, неудобьях, их ассоциации освобождаются от уплаты налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков, тогда как согласно справке Хасавюртовского райкомзема Гаджиеву З.А. выделена пахотная и поливная земля. Удовлетворяя исковые требования в части взыскания земельного налога с участка площадью 1,5 га, суд указал, что Гаджиеву З.А. для организации крестьянского (фермерского) хозяйства выделен земельный участок площадью 1,5 га.
Крестьянское (фермерское) хозяйство Гаджиева З.А. подало кассационную жалобу на постановление апелляционной инстанции, которое просит отменить, полагая, что оно принято с неправильным применением норм материального права, оставить в силе решение от 18.06.98.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен. В судебном заседании глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гаджиев З.А. поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение от 18.06.98.
Изучив материалы дела, выслушав главу крестьянского (фермерского) хозяйства, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.90 N 348-1 крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии с постановлением администрации Хасавюртовского района Республики Дагестан N 92 от 27.02.95 (л.д. 31) Гаджиеву З.А. выделена доля земельного пая в размере 1,5 га для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, выдано свидетельство N 1978 на право владения землей (л.д. 33) и свидетельство о государственной регистрации за N 924 (л.д. 70). В соответствии со статьей 9 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" после регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. Порядок исчисления и уплаты земельного налога регулируется Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 12 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.90 N 348-1 и статьей 12 Закона РСФСР "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 установлено, что граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. Статьей 12 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что цена земли, ставки земельного налога, порядок налогообложения, льготы по взиманию платы за землю, арендной платы устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами краев и областей в соответствии с их компетенцией. Право субъектов Федерации, краев и областей на изменение или отмену предоставленной федеральным законом льготы по освобождению крестьянских (фермерских) хозяйств от уплаты земельного налога в течение первых 5 лет деятельности не предусмотрено. Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пунктом 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Апелляционной инстанцией неправильно применены нормы материального права, в результате чего принято незаконное постановление, которое подлежит отмене.
Судом первой инстанции исследованы имеющиеся доказательства по делу и дана им соответствующая правовая оценка. Вместе с тем суд первой инстанции при распределении судебных расходов не принял во внимание то обстоятельство, что согласно пункту 5 части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" налоговые органы, выступающие в качестве истцов и ответчиков по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, освобождены от уплаты государственной пошлины. Решение в части взыскания с Госналогинспекции госпошлины по иску подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 2), 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.08.98 и определение от 02.09.98 по делу N А15-438/98-1 отменить. Решение того же суда от 18.06.98 по делу N А15-438/98-1 отменить в части взыскания госпошлины с Госналогинспекции по Хасавюртовскому району. В остальной части решение оставить без изменения. Взыскание по отмененному постановлению апелляционной инстанции и отмененной части решения прекратить.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 05.11.1998 N Ф08-1667/98-406А
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 5 ноября 1998 года Дело N Ф08-1667/98-406А
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гаджиева З.А., в отсутствие представителя Госналогинспекции по Хасавюртовскому району Республики Дагестан, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства Гаджиева З.А. на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.08.98 по делу N А15-438/98-1, установил следующее.
Госналогинспекция по Хасавюртовскому району Республики Дагестан, г. Хасавюрт, обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Гаджиеву З.А. о взыскании 1314 руб. 62 коп., в том числе недоимки по налогу на землю за период с 1995 по 1997 годы, пени и штрафа 10 процентов.
Решением от 18.06.98 в иске отказано. Со счета Госналогинспекции по Хасавюртовскому району в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана госпошлина в сумме 83 руб. 49 коп.
Решение мотивировано тем, что крестьянское (фермерское) хозяйство Гаджиева З.А. создано в соответствии с постановлением администрации Хасавюртовского района от 27.02.95 N 92, выдано свидетельство на право владения землей N 1978 от 27.02.95 и свидетельство о госрегистрации N 924. Согласно пункту 3 статьи 12 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.90 граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты налога в течение 5 лет с момента предоставления им земельных участков. Суд указал, что Закон Республики Дагестан "О земельном налоге" от 30.07.92 и Закон ДССР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 16.05.91 при рассмотрении данного спора не подлежат применению, поскольку противоречат федеральному закону - Закону РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.90.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.08.98 (с учетом определения об исправлении опечатки от 21.08.98) решение от 18.06.98 изменено. В части отказа в иске в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гаджиева З.А. отменено. С главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гаджиева З.А. в доход местного бюджета взыскано 269 руб. 19 коп., в том числе недоимка по земельному налогу, штраф, пени, госпошлина - 8 руб. 29 коп. В доход федерального бюджета с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гаджиева З.А. взыскана госпошлина в сумме 16 руб. 57 коп. В остальной части в удовлетворении апелляционной жалобы отказано. Госналогинспекции возвращена излишне уплаченная госпошлина по апелляционной жалобе 58 руб. 71 коп.
Постановление апелляционной инстанции мотивировано тем, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О земле" к компетенции администрации района относится взыскание земельного налога, арендной платы. Законом Республики Дагестан "О земельном налоге" установлено взимание с крестьянских (фермерских) хозяйств земельного налога, при этом предусмотрено, что от его уплаты освобождаются граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства на бросовых землях, неудобьях, их ассоциации освобождаются от уплаты налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков, тогда как согласно справке Хасавюртовского райкомзема Гаджиеву З.А. выделена пахотная и поливная земля. Удовлетворяя исковые требования в части взыскания земельного налога с участка площадью 1,5 га, суд указал, что Гаджиеву З.А. для организации крестьянского (фермерского) хозяйства выделен земельный участок площадью 1,5 га.
Крестьянское (фермерское) хозяйство Гаджиева З.А. подало кассационную жалобу на постановление апелляционной инстанции, которое просит отменить, полагая, что оно принято с неправильным применением норм материального права, оставить в силе решение от 18.06.98.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен. В судебном заседании глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гаджиев З.А. поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение от 18.06.98.
Изучив материалы дела, выслушав главу крестьянского (фермерского) хозяйства, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.90 N 348-1 крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии с постановлением администрации Хасавюртовского района Республики Дагестан N 92 от 27.02.95 (л.д. 31) Гаджиеву З.А. выделена доля земельного пая в размере 1,5 га для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, выдано свидетельство N 1978 на право владения землей (л.д. 33) и свидетельство о государственной регистрации за N 924 (л.д. 70). В соответствии со статьей 9 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" после регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. Порядок исчисления и уплаты земельного налога регулируется Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 12 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.90 N 348-1 и статьей 12 Закона РСФСР "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 установлено, что граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. Статьей 12 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что цена земли, ставки земельного налога, порядок налогообложения, льготы по взиманию платы за землю, арендной платы устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами краев и областей в соответствии с их компетенцией. Право субъектов Федерации, краев и областей на изменение или отмену предоставленной федеральным законом льготы по освобождению крестьянских (фермерских) хозяйств от уплаты земельного налога в течение первых 5 лет деятельности не предусмотрено. Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пунктом 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Апелляционной инстанцией неправильно применены нормы материального права, в результате чего принято незаконное постановление, которое подлежит отмене.
Судом первой инстанции исследованы имеющиеся доказательства по делу и дана им соответствующая правовая оценка. Вместе с тем суд первой инстанции при распределении судебных расходов не принял во внимание то обстоятельство, что согласно пункту 5 части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" налоговые органы, выступающие в качестве истцов и ответчиков по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, освобождены от уплаты государственной пошлины. Решение в части взыскания с Госналогинспекции госпошлины по иску подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 2), 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.08.98 и определение от 02.09.98 по делу N А15-438/98-1 отменить. Решение того же суда от 18.06.98 по делу N А15-438/98-1 отменить в части взыскания госпошлины с Госналогинспекции по Хасавюртовскому району. В остальной части решение оставить без изменения. Взыскание по отмененному постановлению апелляционной инстанции и отмененной части решения прекратить.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)