Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2008 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Р.,
судей М., Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2008
по делу N А40-7896/08-108-34, принятое судьей Г.Ю.
по заявлению Открытого акционерного общества "Фонд долгосрочных сбережений"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве
о признании частично недействительным решения от 21.01.2008 N 14-17/1/Р, об обязании возвратить излишне уплаченный налог на прибыль в федеральный бюджет в размере 2553231,72 руб. и в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 10308320,60 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя К. на основании протокола годового ОСА N 1 от 08.06.2007, Д. по дов. б/н от 19.05.2008, К.Ю. по дов. N 5 от 07.02.2008;
- от заинтересованного лица Л. по дов. N 05-01/016 от 17.03.2008, К.А. по дов. N 05-01.001 от 09.01.2008,
открытое акционерное общество "Фонд долгосрочных сбережений" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве от 21.01.2008 N 14-17/1/Р "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления 13198000 руб. налога на прибыль, об обязании инспекции возвратить излишне уплаченный налог на прибыль в федеральный бюджет в размере 2553231,72 руб. и 10308320,60 руб. налога на прибыль, уплаченного в бюджет субъекта Российской Федерации (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2008 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении заявленных ОАО "Фонд долгосрочных сбережений" требований, указывая на то, что при вынесении решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Заявитель представил отзыв и дополнение к отзыву на апелляционную жалобу, в которых, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств дела установлено, ОАО "Фонд долгосрочных сбережений" было зарегистрировано в Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан с 26.07.2002 по свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 02 N 002764042.
В связи со сменой юридического адреса заявитель переведен и поставлен на налоговый учет в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве согласно свидетельству серии 77 N 001004591 от 14.11.2006.
На общем годовом собрании акционеров ОАО "Фонд долгосрочных сбережений" (п. 5 протокола собрания N 1) 08.06.2007 принято решение приступить к процедуре добровольной ликвидации общества.
Заявитель 19.07.2007 обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве с заявлением о возврате на расчетный счет заявителя излишне уплаченного в бюджет Республики Башкортостан налога на прибыль в сумме 10372971,60 руб.
27 августа 2007 года ОАО "Фонд долгосрочных сбережений" обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве с заявлением (т. 1 л.д. 41) о возврате на расчетный счет заявителя излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на прибыль в сумме 2577244,72 руб.
Наличие переплаты (излишней уплаты) по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации (Республика Башкортостан) подтверждено актами сверки расчетов налогоплательщика от 10.11.2006 N 13805, от 10.07.2007 N 1, от 26.03.2008 N 2.
В связи с ликвидацией заявителя Инспекцией Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве принято решение от 28.08.2007 N 14-17/106 о проведении выездной налоговой проверки ОАО "Фонд долгосрочных вложений".
На основании акта проверки от 19.12.2007 N 14-17/41 Инспекцией Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве принято решение от 21.01.2008 N 14-17/1/Р "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1 л.д. 19 - 28), в соответствии с которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 132186 руб.; начислены пени по состоянию на 19.01.2008 по налогу на прибыль организаций в сумме 45604 руб. и по ЕСН в сумме 17366 руб.; заявителю предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет в сумме 3597013 руб. и в городской бюджет в сумме 9689651 руб., уплатить штрафы, пени, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета; уменьшены на исчисленные в завышенных размерах суммы ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, в связи с уплатой страховых взносов по ОПС (восстановление вычета) по датам уплаты страховых взносов на ОПС в размере 315389,26 руб.; уменьшены убытки, исчисленные налогоплательщиком по данным налогового учета при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в сумме 316297238 руб., в том числе за 2005 год в сумме 314802202 руб., за 1-е полугодие 2007 года в сумме 1495036 руб.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва и дополнений к отзыву на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции принял судебный акт на основании всесторонне исследованных обстоятельств, которые с достаточной полнотой изложены в решении и им дана надлежащая оценка.
При рассмотрении дела Арбитражным судом г. Москвы не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося решения в связи со следующим.
Согласно ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации прибылью для российских организаций признается полученный доход, уменьшенный на сумму произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Налоговый орган приводит довод о том, что в 2007 году между заявителем (покупатель) и ООО "Итон" (продавец) заключен договор от 07.06.2007 N 108 купли-продажи простого векселя на сумму 55000000 руб. Факт приема-передачи ценных бумаг подтвержден актом от 08.06.2007. Указанные расходы отражены по строке 030 "Расходы, связанные с приобретением и реализацией (выбытием, в т.ч. погашением)" листа 05 налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 1-е полугодие 2007 года. В ходе встречной проверки ООО "Итон" выявлено, что данная организация имеет 4 признака фирмы-однодневки. Руководитель и главный бухгалтер ООО "Итон" А. в ходе опроса сообщил, что ему весной 2007 года за вознаграждение неизвестным ему лицом было предложено зарегистрировать на его паспортные данные ООО "Итон". А. подписывал только документы, необходимые для регистрации организации. Документов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности ООО "Итон", он не подписывал. Таким образом, заявитель представил в качестве подтверждающих расходы на сумму 55000000 руб. документы (договор на приобретение ценных бумаг, акты приемки-передачи) не оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и не соответствующие требованиям ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма неуплаченного налога на прибыль организации за 1-е полугодие 2007 года составила 13200000 рубля.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в налоговой декларации по налогу на прибыль за 1-е полугодие 2007 года (т. 1 л.д. 29 - 39) по строке 030 листа 05 налогоплательщиком указана сумма 120065600 руб. (т. 1 л.д. 39).
Согласно регистрам бухгалтерского учета по дебету счета 90 "Продажи" за 1-е полугодие 2007 года сформировались расходы, связанные с приобретением ценных бумаг и долей в уставных капиталах организаций.
В соответствии с регистром учета по дебету счета 90.1.1 в течение указанного отчетного периода учтены расходы (т. 1 л.д. 48) по приобретению ценных бумаг через ЗАО "Атон Брокер" на общую сумму 120065600 руб.
Данные расходы подтверждаются документами на покупку ценных бумаг ОАО "Уралтурбо", ОАО "Миасский тальковый завод", ОАО "Астраханский завод холодильного оборудования", ОАО "Уралмедстрой", ОАО "Челябинский агрегатный завод", ОАО "Аресбанк", ОАО "Овчинно-меховая фабрика" за 1-е полугодие 2007 года, в том числе отчетами ЗАО "Атон Брокер".
Таким образом, перечисление денежных средств в сумме 55000000 руб. ООО "Итон" за выкуп простого векселя в качестве затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, в 2007 году заявителем не рассматривалось и по строке 030 листа 05 налоговой декларации за полугодие 2007 года не заявлялось.
Следовательно, выводы налогового органа, касающиеся уменьшения налоговой базы на 55000000 руб. и недоплаты налога на прибыль в сумме 13200000 руб., не соответствуют действительности.
Судом первой инстанции исследовались причины образования переплат по налогу на прибыль в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации.
Так судом установлено, согласно налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года заявитель получил прибыль для налогообложения в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 158303455 руб. (строка 190), что соответствует налогу в бюджет субъекта Российской Федерации по ставке 16 процентов в размере 25328553 руб. (стр. 270). Начислен авансовый платеж за отчетный период 8571984 руб. (стр. 310). Соответственно к доплате 16756569 руб. (стр. 390), что подтверждается платежным поручением от 28.10.2003 N 5640.
В 4-м квартале 2003 года имеет место уплата авансового платежа по налогу на прибыль в сумме 17639229 руб. (сумма стр. 490, 500, 510), что подтверждается платежными поручениями от 26.11.2003 N 5750, от 29.12.2003 N 5879, от 29.12.2003 N 5881, от 19.01.2004 N 5944, и перенос налога на прибыль с налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 644537,15 руб.
Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 год предприятие получает прибыль для налогообложения 95601583 руб. (стр. 190), что соответствует убытку по 4 кварталу, и приводит к уменьшению налога на прибыль в сумме 27671529 руб. (стр. 430), но организация сумму налога к возмещению из бюджета не отразила, а учла как авансовые платежи следующих налоговых периодов.
Из расчета к декларации по налогу на прибыль за 1-й квартал 2004 года следует, что обществом получена прибыль с уплатой налога в сумме 4503958 руб. (стр. 270). Согласно перечисленным авансовым платежам за 1-й квартал 2004 года, которые берутся из расчета налога на прибыль за 3-й квартал 2003 года в сумме 17639229 руб., оплаченными платежными поручениями от 20.02.2004 N 6079, от 27.02.2004 N 6094, от 29.03.2004 N 6199, сумма налога к уменьшению составила 13135271 руб. (стр. 090).
26 апреля 2004 года из суммы налога на прибыль была зачтена сумма в размере 300000 руб. в счет уплаты налога на имущество предприятия.
В расчете по декларации налога на прибыль за 2-й квартал 2004 года указаны авансовые платежи из налога на прибыль за 1-й квартал 2004 года в сумме 4503958 руб. (сумма стр. 220, 230, 240), сумма к уменьшению за 2-й квартал 2004 года в размере 697400 руб. (стр. 090).
В расчете по декларации налога на прибыль за 3-й квартал 2004 года указаны авансовые платежи по налогу на прибыль за 2-й квартал 2004 года в сумме 3806558 руб. (сумма стр. 220, 230, 240), сумма к уменьшению в размере 1983835 руб. (стр. 090).
В расчете по декларации налога на прибыль за 4-й квартал 2004 года указаны авансовые платежи по налогу на прибыль за 2-й квартал 2004 года в сумме 1822722 руб. (сумма стр. 220, 230, 240), сумма к доплате в размере 6489678 руб. (стр. 080).
За 1-й и 2-й кварталы 2005 года начислен налог на прибыль с учетом авансовых платежей в сумме 10050785 руб. Налоговая инспекция в уплату налога принимает переплату налога, которая образовалась на момент начисления налога. В декларации по налогу на прибыль за 1-е полугодие 2005 года предприятие получило убыток, что привело к возврату налога в сумме 10050785 руб.
По требованию заявителя налоговый орган возвратил налог в суммах 2618901,88 руб. (15.07.2005) и 12711098,12 руб. (18.07.2005). Возврат налога произведен из сумм авансовых платежей по налогу на прибыль, уплаченных в 2003 - 2004 годах.
За отчетный период 2006 года начислен налог на прибыль с учетом авансовых платежей в сумме 2476756 руб. Налоговая инспекция в уплату налога принимает переплату налога, которая образовалась на момент начисления налога. В декларации по налогу на прибыль за год 2006 год организация получила убыток, что вновь привело к возврату налога в сумме 2476756 руб.
Движение денежных средств по начислению и уплате налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации (Республика Башкирия) заявителем сведено в таблицу N 1 (т. 1 л.д. 142 - 143).
Актами сверки расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам с бюджетом от 10.11.2006 N 13805 с Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы (т. 1 л.д. 42 - 44) и от 10.07.2007 N 1 и от 26.03.2008 N 2 с Инспекцией Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве (т. 1 л.д. 45 - 46) подтверждена переплата налога на прибыль в региональный бюджет в сумме 10372971,60 руб.
В расчете к декларации по налогу на прибыль за 1-й квартал 2005 года отражены авансовые платежи налога на прибыль в федеральный бюджет за 3-й квартал 2004 года в сумме 536096 руб. (сумма стр. 120, 130, 140; стр. 300), сумма налога к доплате за 1-й квартал 2005 года в размере 13300480 руб. (стр. 040).
Налог перечислен платежными поручениями от 28.04.2005 N 7248 за 1-й квартал 2005 года и N 7249 за 2-й квартал 2005 года.
В расчете по декларации налога на прибыль за 2-й квартал 2005 года отражены авансовые платежи по налогу на прибыль за 1-й квартал 2004 года в сумме 1866574 руб. (сумма стр. 120, 130, 140), сумма налога к уменьшению в размере 3733149 руб. (стр. 050).
Оплачен налог платежным поручением от 28.06.2005 N 7375 за 2-й квартал 2005 года.
За 3-й и 4-й кварталы 2005 года предприятие получило убыток.
В расчете по декларации налога на прибыль за 1-й квартал 2006 года сумма налога к доплате за 1-й квартал 2006 года составила 177275 руб. (стр. 040).
В расчете по декларации налога на прибыль за 2-й квартал 2006 года отражены авансовые платежи по налогу на прибыль за 1-й квартал 2006 года в сумме 177275 руб. (сумма стр. 120, 130, 140), сумма к доплате в размере 563760 руб. (стр. 040).
В расчете по декларации налога на прибыль за 3-й квартал 2006 года отражены авансовые платежи по налогу на прибыль за 2-й квартал 2006 года в размере 659217 руб. (сумма стр. 120, 130, 140), сумма налога к уменьшению в размере 919938 руб. (стр. 050).
За 4-й квартал 2006 года организация получила убыток.
В расчете по декларации налога на прибыль за 1-й квартал 2007 года указаны авансовые платежи по налогу на прибыль за 3-й квартал 2006 года в размере 77772 руб. (сумма стр. 120, 130, 140), сумма налога к доплате за 1-й квартал 2007 года в размере 101646 руб. (стр. 040).
В расчете по декларации налога на прибыль за 2-й квартал 2007 года указаны авансовые платежи по налогу на прибыль за 1-й квартал 2007 года в сумме 179418 руб. (сумма стр. 120, 130, 140), сумма налога к уменьшению в размере 358837 руб. (стр. 050).
За 2007 год предприятие получило убыток, налог на прибыль не начислялся.
Движение денежных средств по начислению и уплате налога на прибыль в федеральный бюджет сведено в таблицу N 2 (т. 2 л.д. 1).
У заявителя отсутствует недоимка и пени по налогам и сборам, а также задолженность по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, что подтверждается актами сверки расчетов по налогам и сборам от 10.11.2006 N 13805, от 10.07.2007 N 1, от 26.03.2008 N 2 (т. 1 л.д. 42 - 46) и не оспаривается налоговым органом (пункт 2.1 оспариваемого решения).
Заявления о возврате на расчетный счет излишне уплаченного налога на прибыль в федеральный бюджет в размере 2553231,72 руб. и бюджет субъекта Российской Федерации в размере 10308320,60 руб. в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве представлены 27.08.2007 и 19.07.2007 соответственно, в связи с чем данные суммы налога на прибыль подлежат возврату налогоплательщику в порядке ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит, поскольку судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования налогоплательщика.
Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий (подаче апелляционной жалобы) по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве заинтересованного лица (ответчика).
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2008 по делу N А40-7896/08-108-34 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве государственную пошлину в доход федерального бюджета 1000 рублей по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2008 N 09АП-5593/2008-АК ПО ДЕЛУ N А40-7896/08-108-34
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2008 г. N 09АП-5593/2008-АК
Дело N А40-7896/08-108-34
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2008 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Р.,
судей М., Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2008
по делу N А40-7896/08-108-34, принятое судьей Г.Ю.
по заявлению Открытого акционерного общества "Фонд долгосрочных сбережений"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве
о признании частично недействительным решения от 21.01.2008 N 14-17/1/Р, об обязании возвратить излишне уплаченный налог на прибыль в федеральный бюджет в размере 2553231,72 руб. и в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 10308320,60 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя К. на основании протокола годового ОСА N 1 от 08.06.2007, Д. по дов. б/н от 19.05.2008, К.Ю. по дов. N 5 от 07.02.2008;
- от заинтересованного лица Л. по дов. N 05-01/016 от 17.03.2008, К.А. по дов. N 05-01.001 от 09.01.2008,
установил:
открытое акционерное общество "Фонд долгосрочных сбережений" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве от 21.01.2008 N 14-17/1/Р "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления 13198000 руб. налога на прибыль, об обязании инспекции возвратить излишне уплаченный налог на прибыль в федеральный бюджет в размере 2553231,72 руб. и 10308320,60 руб. налога на прибыль, уплаченного в бюджет субъекта Российской Федерации (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2008 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении заявленных ОАО "Фонд долгосрочных сбережений" требований, указывая на то, что при вынесении решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Заявитель представил отзыв и дополнение к отзыву на апелляционную жалобу, в которых, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств дела установлено, ОАО "Фонд долгосрочных сбережений" было зарегистрировано в Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан с 26.07.2002 по свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 02 N 002764042.
В связи со сменой юридического адреса заявитель переведен и поставлен на налоговый учет в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве согласно свидетельству серии 77 N 001004591 от 14.11.2006.
На общем годовом собрании акционеров ОАО "Фонд долгосрочных сбережений" (п. 5 протокола собрания N 1) 08.06.2007 принято решение приступить к процедуре добровольной ликвидации общества.
Заявитель 19.07.2007 обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве с заявлением о возврате на расчетный счет заявителя излишне уплаченного в бюджет Республики Башкортостан налога на прибыль в сумме 10372971,60 руб.
27 августа 2007 года ОАО "Фонд долгосрочных сбережений" обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве с заявлением (т. 1 л.д. 41) о возврате на расчетный счет заявителя излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на прибыль в сумме 2577244,72 руб.
Наличие переплаты (излишней уплаты) по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации (Республика Башкортостан) подтверждено актами сверки расчетов налогоплательщика от 10.11.2006 N 13805, от 10.07.2007 N 1, от 26.03.2008 N 2.
В связи с ликвидацией заявителя Инспекцией Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве принято решение от 28.08.2007 N 14-17/106 о проведении выездной налоговой проверки ОАО "Фонд долгосрочных вложений".
На основании акта проверки от 19.12.2007 N 14-17/41 Инспекцией Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве принято решение от 21.01.2008 N 14-17/1/Р "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1 л.д. 19 - 28), в соответствии с которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 132186 руб.; начислены пени по состоянию на 19.01.2008 по налогу на прибыль организаций в сумме 45604 руб. и по ЕСН в сумме 17366 руб.; заявителю предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет в сумме 3597013 руб. и в городской бюджет в сумме 9689651 руб., уплатить штрафы, пени, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета; уменьшены на исчисленные в завышенных размерах суммы ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, в связи с уплатой страховых взносов по ОПС (восстановление вычета) по датам уплаты страховых взносов на ОПС в размере 315389,26 руб.; уменьшены убытки, исчисленные налогоплательщиком по данным налогового учета при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в сумме 316297238 руб., в том числе за 2005 год в сумме 314802202 руб., за 1-е полугодие 2007 года в сумме 1495036 руб.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва и дополнений к отзыву на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции принял судебный акт на основании всесторонне исследованных обстоятельств, которые с достаточной полнотой изложены в решении и им дана надлежащая оценка.
При рассмотрении дела Арбитражным судом г. Москвы не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося решения в связи со следующим.
Согласно ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации прибылью для российских организаций признается полученный доход, уменьшенный на сумму произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Налоговый орган приводит довод о том, что в 2007 году между заявителем (покупатель) и ООО "Итон" (продавец) заключен договор от 07.06.2007 N 108 купли-продажи простого векселя на сумму 55000000 руб. Факт приема-передачи ценных бумаг подтвержден актом от 08.06.2007. Указанные расходы отражены по строке 030 "Расходы, связанные с приобретением и реализацией (выбытием, в т.ч. погашением)" листа 05 налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 1-е полугодие 2007 года. В ходе встречной проверки ООО "Итон" выявлено, что данная организация имеет 4 признака фирмы-однодневки. Руководитель и главный бухгалтер ООО "Итон" А. в ходе опроса сообщил, что ему весной 2007 года за вознаграждение неизвестным ему лицом было предложено зарегистрировать на его паспортные данные ООО "Итон". А. подписывал только документы, необходимые для регистрации организации. Документов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности ООО "Итон", он не подписывал. Таким образом, заявитель представил в качестве подтверждающих расходы на сумму 55000000 руб. документы (договор на приобретение ценных бумаг, акты приемки-передачи) не оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и не соответствующие требованиям ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма неуплаченного налога на прибыль организации за 1-е полугодие 2007 года составила 13200000 рубля.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в налоговой декларации по налогу на прибыль за 1-е полугодие 2007 года (т. 1 л.д. 29 - 39) по строке 030 листа 05 налогоплательщиком указана сумма 120065600 руб. (т. 1 л.д. 39).
Согласно регистрам бухгалтерского учета по дебету счета 90 "Продажи" за 1-е полугодие 2007 года сформировались расходы, связанные с приобретением ценных бумаг и долей в уставных капиталах организаций.
В соответствии с регистром учета по дебету счета 90.1.1 в течение указанного отчетного периода учтены расходы (т. 1 л.д. 48) по приобретению ценных бумаг через ЗАО "Атон Брокер" на общую сумму 120065600 руб.
Данные расходы подтверждаются документами на покупку ценных бумаг ОАО "Уралтурбо", ОАО "Миасский тальковый завод", ОАО "Астраханский завод холодильного оборудования", ОАО "Уралмедстрой", ОАО "Челябинский агрегатный завод", ОАО "Аресбанк", ОАО "Овчинно-меховая фабрика" за 1-е полугодие 2007 года, в том числе отчетами ЗАО "Атон Брокер".
Таким образом, перечисление денежных средств в сумме 55000000 руб. ООО "Итон" за выкуп простого векселя в качестве затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, в 2007 году заявителем не рассматривалось и по строке 030 листа 05 налоговой декларации за полугодие 2007 года не заявлялось.
Следовательно, выводы налогового органа, касающиеся уменьшения налоговой базы на 55000000 руб. и недоплаты налога на прибыль в сумме 13200000 руб., не соответствуют действительности.
Судом первой инстанции исследовались причины образования переплат по налогу на прибыль в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации.
Так судом установлено, согласно налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года заявитель получил прибыль для налогообложения в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 158303455 руб. (строка 190), что соответствует налогу в бюджет субъекта Российской Федерации по ставке 16 процентов в размере 25328553 руб. (стр. 270). Начислен авансовый платеж за отчетный период 8571984 руб. (стр. 310). Соответственно к доплате 16756569 руб. (стр. 390), что подтверждается платежным поручением от 28.10.2003 N 5640.
В 4-м квартале 2003 года имеет место уплата авансового платежа по налогу на прибыль в сумме 17639229 руб. (сумма стр. 490, 500, 510), что подтверждается платежными поручениями от 26.11.2003 N 5750, от 29.12.2003 N 5879, от 29.12.2003 N 5881, от 19.01.2004 N 5944, и перенос налога на прибыль с налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 644537,15 руб.
Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 год предприятие получает прибыль для налогообложения 95601583 руб. (стр. 190), что соответствует убытку по 4 кварталу, и приводит к уменьшению налога на прибыль в сумме 27671529 руб. (стр. 430), но организация сумму налога к возмещению из бюджета не отразила, а учла как авансовые платежи следующих налоговых периодов.
Из расчета к декларации по налогу на прибыль за 1-й квартал 2004 года следует, что обществом получена прибыль с уплатой налога в сумме 4503958 руб. (стр. 270). Согласно перечисленным авансовым платежам за 1-й квартал 2004 года, которые берутся из расчета налога на прибыль за 3-й квартал 2003 года в сумме 17639229 руб., оплаченными платежными поручениями от 20.02.2004 N 6079, от 27.02.2004 N 6094, от 29.03.2004 N 6199, сумма налога к уменьшению составила 13135271 руб. (стр. 090).
26 апреля 2004 года из суммы налога на прибыль была зачтена сумма в размере 300000 руб. в счет уплаты налога на имущество предприятия.
В расчете по декларации налога на прибыль за 2-й квартал 2004 года указаны авансовые платежи из налога на прибыль за 1-й квартал 2004 года в сумме 4503958 руб. (сумма стр. 220, 230, 240), сумма к уменьшению за 2-й квартал 2004 года в размере 697400 руб. (стр. 090).
В расчете по декларации налога на прибыль за 3-й квартал 2004 года указаны авансовые платежи по налогу на прибыль за 2-й квартал 2004 года в сумме 3806558 руб. (сумма стр. 220, 230, 240), сумма к уменьшению в размере 1983835 руб. (стр. 090).
В расчете по декларации налога на прибыль за 4-й квартал 2004 года указаны авансовые платежи по налогу на прибыль за 2-й квартал 2004 года в сумме 1822722 руб. (сумма стр. 220, 230, 240), сумма к доплате в размере 6489678 руб. (стр. 080).
За 1-й и 2-й кварталы 2005 года начислен налог на прибыль с учетом авансовых платежей в сумме 10050785 руб. Налоговая инспекция в уплату налога принимает переплату налога, которая образовалась на момент начисления налога. В декларации по налогу на прибыль за 1-е полугодие 2005 года предприятие получило убыток, что привело к возврату налога в сумме 10050785 руб.
По требованию заявителя налоговый орган возвратил налог в суммах 2618901,88 руб. (15.07.2005) и 12711098,12 руб. (18.07.2005). Возврат налога произведен из сумм авансовых платежей по налогу на прибыль, уплаченных в 2003 - 2004 годах.
За отчетный период 2006 года начислен налог на прибыль с учетом авансовых платежей в сумме 2476756 руб. Налоговая инспекция в уплату налога принимает переплату налога, которая образовалась на момент начисления налога. В декларации по налогу на прибыль за год 2006 год организация получила убыток, что вновь привело к возврату налога в сумме 2476756 руб.
Движение денежных средств по начислению и уплате налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации (Республика Башкирия) заявителем сведено в таблицу N 1 (т. 1 л.д. 142 - 143).
Актами сверки расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам с бюджетом от 10.11.2006 N 13805 с Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы (т. 1 л.д. 42 - 44) и от 10.07.2007 N 1 и от 26.03.2008 N 2 с Инспекцией Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве (т. 1 л.д. 45 - 46) подтверждена переплата налога на прибыль в региональный бюджет в сумме 10372971,60 руб.
В расчете к декларации по налогу на прибыль за 1-й квартал 2005 года отражены авансовые платежи налога на прибыль в федеральный бюджет за 3-й квартал 2004 года в сумме 536096 руб. (сумма стр. 120, 130, 140; стр. 300), сумма налога к доплате за 1-й квартал 2005 года в размере 13300480 руб. (стр. 040).
Налог перечислен платежными поручениями от 28.04.2005 N 7248 за 1-й квартал 2005 года и N 7249 за 2-й квартал 2005 года.
В расчете по декларации налога на прибыль за 2-й квартал 2005 года отражены авансовые платежи по налогу на прибыль за 1-й квартал 2004 года в сумме 1866574 руб. (сумма стр. 120, 130, 140), сумма налога к уменьшению в размере 3733149 руб. (стр. 050).
Оплачен налог платежным поручением от 28.06.2005 N 7375 за 2-й квартал 2005 года.
За 3-й и 4-й кварталы 2005 года предприятие получило убыток.
В расчете по декларации налога на прибыль за 1-й квартал 2006 года сумма налога к доплате за 1-й квартал 2006 года составила 177275 руб. (стр. 040).
В расчете по декларации налога на прибыль за 2-й квартал 2006 года отражены авансовые платежи по налогу на прибыль за 1-й квартал 2006 года в сумме 177275 руб. (сумма стр. 120, 130, 140), сумма к доплате в размере 563760 руб. (стр. 040).
В расчете по декларации налога на прибыль за 3-й квартал 2006 года отражены авансовые платежи по налогу на прибыль за 2-й квартал 2006 года в размере 659217 руб. (сумма стр. 120, 130, 140), сумма налога к уменьшению в размере 919938 руб. (стр. 050).
За 4-й квартал 2006 года организация получила убыток.
В расчете по декларации налога на прибыль за 1-й квартал 2007 года указаны авансовые платежи по налогу на прибыль за 3-й квартал 2006 года в размере 77772 руб. (сумма стр. 120, 130, 140), сумма налога к доплате за 1-й квартал 2007 года в размере 101646 руб. (стр. 040).
В расчете по декларации налога на прибыль за 2-й квартал 2007 года указаны авансовые платежи по налогу на прибыль за 1-й квартал 2007 года в сумме 179418 руб. (сумма стр. 120, 130, 140), сумма налога к уменьшению в размере 358837 руб. (стр. 050).
За 2007 год предприятие получило убыток, налог на прибыль не начислялся.
Движение денежных средств по начислению и уплате налога на прибыль в федеральный бюджет сведено в таблицу N 2 (т. 2 л.д. 1).
У заявителя отсутствует недоимка и пени по налогам и сборам, а также задолженность по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, что подтверждается актами сверки расчетов по налогам и сборам от 10.11.2006 N 13805, от 10.07.2007 N 1, от 26.03.2008 N 2 (т. 1 л.д. 42 - 46) и не оспаривается налоговым органом (пункт 2.1 оспариваемого решения).
Заявления о возврате на расчетный счет излишне уплаченного налога на прибыль в федеральный бюджет в размере 2553231,72 руб. и бюджет субъекта Российской Федерации в размере 10308320,60 руб. в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве представлены 27.08.2007 и 19.07.2007 соответственно, в связи с чем данные суммы налога на прибыль подлежат возврату налогоплательщику в порядке ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит, поскольку судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования налогоплательщика.
Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий (подаче апелляционной жалобы) по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве заинтересованного лица (ответчика).
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2008 по делу N А40-7896/08-108-34 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве государственную пошлину в доход федерального бюджета 1000 рублей по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)