Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 26 ноября 2003 г. Дело N А64-1837/03-16
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.07.2003 по делу N А64-1837/03-16,
Инспекция МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании с Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 (далее по тексту - Тамбовское педагогическое училище N 2) штрафных санкций в сумме 4378 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.07.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционную инстанцию решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и вынести новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова проведена выездная налоговая проверка Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, земельного налога за период с 01.01.2000 по 31.12.2002, о чем составлен акт от 17.03.2003 N 23. По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято Решение от 03.04.2003 N 26, в соответствии с которым Тамбовское педагогическое училище N 2 привлечено к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 114 руб., земельного налога - 373 руб., по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу в размере 3891 руб.
Поскольку в добровольном порядке штрафные санкции Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 не были уплачены, налоговый орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Как следует из материалов дела, основанием для применения к Тамбовскому педагогическому училищу N 2 штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 114 руб. послужило то, что Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2, освобожденное в порядке ст. 145 НК РФ от уплаты налога на добавленную стоимость, выписывало счета-фактуры, содержащие выделенной строкой НДС.
Отказывая в удовлетворении требований инспекции о взыскании с Тамбовского педагогического училища N 2 штрафных санкций по НДС в сумме 114 руб., суд правильно исходил из следующего.
В соответствии с положениями ст. 23 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов возлагается только на налогоплательщиков. Следовательно, субъектом налогового правонарушения, выразившегося в неуплате или неполной уплате налога, ответственность за совершение которого предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ, может быть только налогоплательщик.
Как следует из материалов дела, Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 в спорный период в порядке ст. 145 НК РФ не являлось плательщиком НДС.
При таких обстоятельствах привлечение Тамбовского педагогического училища N 2 к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 114 руб. является неправомерным.
Из акта налоговой проверки от 17.03.2003 N 23 усматривается, что основанием для применения к Государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в сумме 373 руб. и по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по указанному налогу в размере 3891 руб. послужило то, что Тамбовское педагогическое училище N 2, пользуясь льготой как образовательное учреждение, в 2000, 2001, 2002 гг. сдавало в аренду площади земельных участков на основании заключенных договоров с ООО "Незабудка" и предпринимателем Филитовым, однако земельный налог с указанных площадей не исчисляло и не уплачивало.
Вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании с Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 штрафных санкций за неуплату земельного налога в сумме 373 руб. и за непредставление налоговой декларации по указанному налогу в размере 3891 руб. кассационная инстанция считает правильным.
Как установлено судом, инспекцией не представлены вышеупомянутые договоры аренды земельных участков, тогда как в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, возложена на орган, его принявший. Расчет земельного налога произведен с площади, сданной в аренду под частью здания, занятой столовой, обеспечивающей питанием учащихся училища.
Согласно п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.
Материалами дела подтверждается, что Государственное образовательное учреждение - Тамбовское педагогическое училище N 2 является учреждением среднего профессионального образования.
В соответствии с положениями ст. 47 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом, в том числе сдачу в аренду основных фондов и имущества. При этом деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Указанный Закон не содержит каких-либо специальных ограничений права на освобождение от всех видов налогов образовательных учреждений в части сроков реинвестирования полученных средств в образовательный процесс.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, арендная плата за столовую перечислена на бюджетный счет в органах федерального казначейства. Лицевой счет Тамбовскому педагогическому училищу N 2 не открывался. Иное налоговым органом не доказано.
Учитывая изложенное, деятельность в части предоставления платных услуг нельзя признать предпринимательской, а поэтому Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 освобождается от уплаты всех налогов, в т.ч. от земельного налога, поскольку в п. 3 ст. 40 Закона РФ "Об образовании" прямо указано, что в части непредпринимательской деятельности образовательное учреждение освобождается от уплаты всех видов налогов.
Поскольку Тамбовское педагогическое училище N 2 не является плательщиком земельного налога, следовательно, у него отсутствуют обязанности по его исчислению и уплате, в связи с чем оснований для привлечения его к ответственности за неуплату земельного налога в сумме 373 руб. и непредставление налоговой декларации по данному налогу в размере 3891 руб. у Инспекции МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова не имелось.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.07.2003 по делу N А64-1837/03-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
от 26 ноября 2003 г. Дело N А64-1837/03-16
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.07.2003 по делу N А64-1837/03-16,
Инспекция МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании с Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 (далее по тексту - Тамбовское педагогическое училище N 2) штрафных санкций в сумме 4378 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.07.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционную инстанцию решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и вынести новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова проведена выездная налоговая проверка Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, земельного налога за период с 01.01.2000 по 31.12.2002, о чем составлен акт от 17.03.2003 N 23. По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято Решение от 03.04.2003 N 26, в соответствии с которым Тамбовское педагогическое училище N 2 привлечено к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 114 руб., земельного налога - 373 руб., по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу в размере 3891 руб.
Поскольку в добровольном порядке штрафные санкции Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 не были уплачены, налоговый орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Как следует из материалов дела, основанием для применения к Тамбовскому педагогическому училищу N 2 штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 114 руб. послужило то, что Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2, освобожденное в порядке ст. 145 НК РФ от уплаты налога на добавленную стоимость, выписывало счета-фактуры, содержащие выделенной строкой НДС.
Отказывая в удовлетворении требований инспекции о взыскании с Тамбовского педагогического училища N 2 штрафных санкций по НДС в сумме 114 руб., суд правильно исходил из следующего.
В соответствии с положениями ст. 23 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов возлагается только на налогоплательщиков. Следовательно, субъектом налогового правонарушения, выразившегося в неуплате или неполной уплате налога, ответственность за совершение которого предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ, может быть только налогоплательщик.
Как следует из материалов дела, Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 в спорный период в порядке ст. 145 НК РФ не являлось плательщиком НДС.
При таких обстоятельствах привлечение Тамбовского педагогического училища N 2 к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 114 руб. является неправомерным.
Из акта налоговой проверки от 17.03.2003 N 23 усматривается, что основанием для применения к Государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в сумме 373 руб. и по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по указанному налогу в размере 3891 руб. послужило то, что Тамбовское педагогическое училище N 2, пользуясь льготой как образовательное учреждение, в 2000, 2001, 2002 гг. сдавало в аренду площади земельных участков на основании заключенных договоров с ООО "Незабудка" и предпринимателем Филитовым, однако земельный налог с указанных площадей не исчисляло и не уплачивало.
Вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании с Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 штрафных санкций за неуплату земельного налога в сумме 373 руб. и за непредставление налоговой декларации по указанному налогу в размере 3891 руб. кассационная инстанция считает правильным.
Как установлено судом, инспекцией не представлены вышеупомянутые договоры аренды земельных участков, тогда как в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, возложена на орган, его принявший. Расчет земельного налога произведен с площади, сданной в аренду под частью здания, занятой столовой, обеспечивающей питанием учащихся училища.
Согласно п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.
Материалами дела подтверждается, что Государственное образовательное учреждение - Тамбовское педагогическое училище N 2 является учреждением среднего профессионального образования.
В соответствии с положениями ст. 47 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом, в том числе сдачу в аренду основных фондов и имущества. При этом деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Указанный Закон не содержит каких-либо специальных ограничений права на освобождение от всех видов налогов образовательных учреждений в части сроков реинвестирования полученных средств в образовательный процесс.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, арендная плата за столовую перечислена на бюджетный счет в органах федерального казначейства. Лицевой счет Тамбовскому педагогическому училищу N 2 не открывался. Иное налоговым органом не доказано.
Учитывая изложенное, деятельность в части предоставления платных услуг нельзя признать предпринимательской, а поэтому Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 освобождается от уплаты всех налогов, в т.ч. от земельного налога, поскольку в п. 3 ст. 40 Закона РФ "Об образовании" прямо указано, что в части непредпринимательской деятельности образовательное учреждение освобождается от уплаты всех видов налогов.
Поскольку Тамбовское педагогическое училище N 2 не является плательщиком земельного налога, следовательно, у него отсутствуют обязанности по его исчислению и уплате, в связи с чем оснований для привлечения его к ответственности за неуплату земельного налога в сумме 373 руб. и непредставление налоговой декларации по данному налогу в размере 3891 руб. у Инспекции МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова не имелось.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.07.2003 по делу N А64-1837/03-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 26.11.2003 N А64-1837/03-16
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 26 ноября 2003 г. Дело N А64-1837/03-16
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.07.2003 по делу N А64-1837/03-16,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании с Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 (далее по тексту - Тамбовское педагогическое училище N 2) штрафных санкций в сумме 4378 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.07.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционную инстанцию решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и вынести новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова проведена выездная налоговая проверка Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, земельного налога за период с 01.01.2000 по 31.12.2002, о чем составлен акт от 17.03.2003 N 23. По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято Решение от 03.04.2003 N 26, в соответствии с которым Тамбовское педагогическое училище N 2 привлечено к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 114 руб., земельного налога - 373 руб., по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу в размере 3891 руб.
Поскольку в добровольном порядке штрафные санкции Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 не были уплачены, налоговый орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Как следует из материалов дела, основанием для применения к Тамбовскому педагогическому училищу N 2 штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 114 руб. послужило то, что Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2, освобожденное в порядке ст. 145 НК РФ от уплаты налога на добавленную стоимость, выписывало счета-фактуры, содержащие выделенной строкой НДС.
Отказывая в удовлетворении требований инспекции о взыскании с Тамбовского педагогического училища N 2 штрафных санкций по НДС в сумме 114 руб., суд правильно исходил из следующего.
В соответствии с положениями ст. 23 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов возлагается только на налогоплательщиков. Следовательно, субъектом налогового правонарушения, выразившегося в неуплате или неполной уплате налога, ответственность за совершение которого предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ, может быть только налогоплательщик.
Как следует из материалов дела, Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 в спорный период в порядке ст. 145 НК РФ не являлось плательщиком НДС.
При таких обстоятельствах привлечение Тамбовского педагогического училища N 2 к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 114 руб. является неправомерным.
Из акта налоговой проверки от 17.03.2003 N 23 усматривается, что основанием для применения к Государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в сумме 373 руб. и по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по указанному налогу в размере 3891 руб. послужило то, что Тамбовское педагогическое училище N 2, пользуясь льготой как образовательное учреждение, в 2000, 2001, 2002 гг. сдавало в аренду площади земельных участков на основании заключенных договоров с ООО "Незабудка" и предпринимателем Филитовым, однако земельный налог с указанных площадей не исчисляло и не уплачивало.
Вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании с Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 штрафных санкций за неуплату земельного налога в сумме 373 руб. и за непредставление налоговой декларации по указанному налогу в размере 3891 руб. кассационная инстанция считает правильным.
Как установлено судом, инспекцией не представлены вышеупомянутые договоры аренды земельных участков, тогда как в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, возложена на орган, его принявший. Расчет земельного налога произведен с площади, сданной в аренду под частью здания, занятой столовой, обеспечивающей питанием учащихся училища.
Согласно п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.
Материалами дела подтверждается, что Государственное образовательное учреждение - Тамбовское педагогическое училище N 2 является учреждением среднего профессионального образования.
В соответствии с положениями ст. 47 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом, в том числе сдачу в аренду основных фондов и имущества. При этом деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Указанный Закон не содержит каких-либо специальных ограничений права на освобождение от всех видов налогов образовательных учреждений в части сроков реинвестирования полученных средств в образовательный процесс.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, арендная плата за столовую перечислена на бюджетный счет в органах федерального казначейства. Лицевой счет Тамбовскому педагогическому училищу N 2 не открывался. Иное налоговым органом не доказано.
Учитывая изложенное, деятельность в части предоставления платных услуг нельзя признать предпринимательской, а поэтому Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 освобождается от уплаты всех налогов, в т.ч. от земельного налога, поскольку в п. 3 ст. 40 Закона РФ "Об образовании" прямо указано, что в части непредпринимательской деятельности образовательное учреждение освобождается от уплаты всех видов налогов.
Поскольку Тамбовское педагогическое училище N 2 не является плательщиком земельного налога, следовательно, у него отсутствуют обязанности по его исчислению и уплате, в связи с чем оснований для привлечения его к ответственности за неуплату земельного налога в сумме 373 руб. и непредставление налоговой декларации по данному налогу в размере 3891 руб. у Инспекции МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова не имелось.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.07.2003 по делу N А64-1837/03-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 26 ноября 2003 г. Дело N А64-1837/03-16
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.07.2003 по делу N А64-1837/03-16,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании с Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 (далее по тексту - Тамбовское педагогическое училище N 2) штрафных санкций в сумме 4378 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.07.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционную инстанцию решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и вынести новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова проведена выездная налоговая проверка Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, земельного налога за период с 01.01.2000 по 31.12.2002, о чем составлен акт от 17.03.2003 N 23. По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято Решение от 03.04.2003 N 26, в соответствии с которым Тамбовское педагогическое училище N 2 привлечено к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 114 руб., земельного налога - 373 руб., по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу в размере 3891 руб.
Поскольку в добровольном порядке штрафные санкции Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 не были уплачены, налоговый орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Как следует из материалов дела, основанием для применения к Тамбовскому педагогическому училищу N 2 штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 114 руб. послужило то, что Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2, освобожденное в порядке ст. 145 НК РФ от уплаты налога на добавленную стоимость, выписывало счета-фактуры, содержащие выделенной строкой НДС.
Отказывая в удовлетворении требований инспекции о взыскании с Тамбовского педагогического училища N 2 штрафных санкций по НДС в сумме 114 руб., суд правильно исходил из следующего.
В соответствии с положениями ст. 23 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов возлагается только на налогоплательщиков. Следовательно, субъектом налогового правонарушения, выразившегося в неуплате или неполной уплате налога, ответственность за совершение которого предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ, может быть только налогоплательщик.
Как следует из материалов дела, Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 в спорный период в порядке ст. 145 НК РФ не являлось плательщиком НДС.
При таких обстоятельствах привлечение Тамбовского педагогического училища N 2 к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 114 руб. является неправомерным.
Из акта налоговой проверки от 17.03.2003 N 23 усматривается, что основанием для применения к Государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в сумме 373 руб. и по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по указанному налогу в размере 3891 руб. послужило то, что Тамбовское педагогическое училище N 2, пользуясь льготой как образовательное учреждение, в 2000, 2001, 2002 гг. сдавало в аренду площади земельных участков на основании заключенных договоров с ООО "Незабудка" и предпринимателем Филитовым, однако земельный налог с указанных площадей не исчисляло и не уплачивало.
Вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании с Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 штрафных санкций за неуплату земельного налога в сумме 373 руб. и за непредставление налоговой декларации по указанному налогу в размере 3891 руб. кассационная инстанция считает правильным.
Как установлено судом, инспекцией не представлены вышеупомянутые договоры аренды земельных участков, тогда как в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, возложена на орган, его принявший. Расчет земельного налога произведен с площади, сданной в аренду под частью здания, занятой столовой, обеспечивающей питанием учащихся училища.
Согласно п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.
Материалами дела подтверждается, что Государственное образовательное учреждение - Тамбовское педагогическое училище N 2 является учреждением среднего профессионального образования.
В соответствии с положениями ст. 47 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом, в том числе сдачу в аренду основных фондов и имущества. При этом деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Указанный Закон не содержит каких-либо специальных ограничений права на освобождение от всех видов налогов образовательных учреждений в части сроков реинвестирования полученных средств в образовательный процесс.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, арендная плата за столовую перечислена на бюджетный счет в органах федерального казначейства. Лицевой счет Тамбовскому педагогическому училищу N 2 не открывался. Иное налоговым органом не доказано.
Учитывая изложенное, деятельность в части предоставления платных услуг нельзя признать предпринимательской, а поэтому Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования - Тамбовское педагогическое училище N 2 освобождается от уплаты всех налогов, в т.ч. от земельного налога, поскольку в п. 3 ст. 40 Закона РФ "Об образовании" прямо указано, что в части непредпринимательской деятельности образовательное учреждение освобождается от уплаты всех видов налогов.
Поскольку Тамбовское педагогическое училище N 2 не является плательщиком земельного налога, следовательно, у него отсутствуют обязанности по его исчислению и уплате, в связи с чем оснований для привлечения его к ответственности за неуплату земельного налога в сумме 373 руб. и непредставление налоговой декларации по данному налогу в размере 3891 руб. у Инспекции МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова не имелось.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.07.2003 по делу N А64-1837/03-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России по Октябрьскому району г. Тамбова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)