Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2008 N 09АП-6984/2008-АК ПО ДЕЛУ N А40-3271/08-115-13

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2008 г. N 09АП-6984/2008-АК

Дело N А40-3271/08-115-13
Резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2008.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.06.2008.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи К.
судей К.С., П.
при ведении протокола судебного заседания судьей К.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по КН N 4
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2008
по делу N А40-3271/08-115-13, принятое судьей Ш.
по иску (заявлению) ОАО "Тюменьэнерго"
к МИФНС России по КН N 4
об обязании возвратить излишне уплаченные налоги
при участии в судебном заседании:
- от истца (заявителя): У. по дов. N 09/08-23 от 10.01.2008;
- от ответчика (заинтересованного лица): П.Е. по дов. N 05-12/02772 от 29.02.2008
установил:

ОАО "Тюменьэнерго" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об обязании МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 произвести возврат 156772133 руб., сумм излишне уплаченных в качестве налога на прибыль за 2002 год.
Решением суда от 24.04.2008 требование ОАО "Тюменьэнерго" удовлетворено. При этом суд исходил из того, что трехлетний срок на право обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченной суммы налога не пропущен налогоплательщиком. Факт уплаты указанных сумм не оспаривается налоговым органом и установлен вступившим в законную силу судебным актом по делу N А40-46409/06-99-205.
МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 не согласилась с решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду его незаконности и необоснованности, в удовлетворении требования ОАО "Тюменьэнерго" отказать.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция ссылается на следующие обстоятельства. Поскольку налогоплательщик должен знать о размере своих налоговых обязательств до подачи "первичных" налоговой деклараций, то заявителем пропущен установленный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности. ОАО "Тюменьэнерго" о нарушении своих прав в части излишней уплаты налога на прибыль в результате неполного принятия в составе расходов амортизационных отчислений должно было узнать в течение месяца со дня опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ, то есть 24.08.2002. У ОАО "Тюменьэнерго" имелись все законодательно установленные основания для включения спорных расходов в состав расходов соответствующих периодов еще по первоначальным декларациям - то есть срок на зачет (возврат) налога пропущен налогоплательщиком самостоятельно. Инспекция подтвердила правомерность расходов ОАО "Тюменьэнерго" в виде взносов в некоммерческое партнерство "Администратор системы ФОРЭМ" (НП "АТС") и, следовательно, в отношении требования о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль в размере 3600000 руб. пропущен установленный ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации срок на возврат.
ОАО "Тюменьэнерго" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит ее оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения, указывая на то, что доводы налогового органа не могут служить основанием для отмены решения суда.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что 14.10.2005 обществом получена аналитическая записка ООО "Консалтинговые услуги" от 11.10.2005 N 658/05, в которой сообщалось об ошибочном невключении в состав расходов по налогу на прибыль за 2002 г. затрат общества, в виде взносов в некоммерческое партнерство "Администратор системы ФОРЭМ" (НП "АТС" (т. 1 л.д. 13 - 14).
27.12.2005 заявитель представил в инспекцию уточненную налоговую декларацию N 2 по налогу на прибыль за 2002 г., согласно которой общая сумма налога к уменьшению, по сравнению с ранее поданной налоговой декларацией, составила 282995847 руб. (т. 1 л.д. 15 - 17). Также обществом подано заявление N 2566 от 27.12.2005 о зачете излишне исчисленного и уплаченного налога (т. 1 л.д. 43 - 52).
Налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации N 2 по налогу на прибыль за 2002 г. вынес решение N 151 от 27.03.2006 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", которым инспекцией приняты как обоснованные расходы в размере 15000000 руб. и указано на неправомерное увеличение расходов по уточненной декларации в сумме 1164149361 руб. (т. 1 л.д. 53 - 68). Таким образом, инспекцией принята заявленная к уменьшению сумма налога на прибыль за 2002 г. в размере 3600000 руб. и не принята в размере 279395847 рублей. Налоговый орган отказал обществу в зачете в счет предстоящих платежей в соответствующие бюджеты заявленных к уменьшению сумм налога на прибыль в размере 282995847 руб., в связи с пропуском заявителем трехлетнего срока, установленного пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как пояснил налогоплательщик, вопрос об излишней уплате ОАО "Тюменьэнерго" налога на прибыль возник не в связи с принятием Федерального Закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ, а в связи с его неправильным применением (толкованием). В результате неправильного применения указанного закона в 2002 году у ОАО "Тюменьэнерго" возникло излишнее исчисление и уплата налога на прибыль.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2006 по делу N А40-46409/06-99-205, решение инспекции N 151 от 27.03.2006 признано недействительным в части восстановления уменьшенного по уточненной налоговой декларации налога на прибыль за 2002 г. в размере 158790298 руб., обществу отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения в части отказа в зачете в счет предстоящих платежей в соответствующие бюджеты заявленной к уменьшению суммы налога на прибыль за 2002 год (т. 1 л.д. 69 - 82).
Таким образом, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2006 по делу N А40-46409/06-99-205 установлен факт излишней уплаты заявителем в бюджет 153172133 руб. налога на прибыль за 2002 год.
Довод инспекции о том, что в момент подачи декларации за 2002 г. заявитель должен был знать о своем праве включить в состав расходов расходы на содержание госэнергонадзора, на финансирование программы "Энергосбережение Тюменской области", в виде взносов в некоммерческое партнерство "Администратор системы ФОРЭМ" (НП "АТС") и амортизационные отчисления, которые были заявлены только в поданной 27.12.2005 уточненной декларации по налогу на прибыль за 2002 год, отклоняется апелляционным судом.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении от 21.06.2001 N 173-О Конституционного Суда Российской Федерации, норма, содержащаяся в пункте 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Президиума ВАС Российской Федерации от 08.11.2006 N 6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Таким образом, заявление об обязании МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 произвести возврат ОАО "Тюменьэнерго" из бюджета суммы излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 год подано в рамках установленных сроков (п. 2 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации), с учетом того, что решение налогового органа от 27.03.2006 N 151 оспаривалось в судебном порядке.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание довод Инспекции о том, что о нарушении своих прав ОАО "Тюменьэнерго" должно было узнать в течение месяца со дня опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции считает, что дату, с которой стало известно о нарушенном праве, нужно исчислять с момента вынесения налоговым органом решения от 27.03.2006 N 151 по результатам камеральной проверки уточненной декларации по налогу на прибыль за 2002 год.
Согласно статье 81 Налогового кодекса Российской Федерации подача налогоплательщиком уточненной налоговой декларации обосновывается необходимостью внесения изменений в ранее представленную налоговую декларацию в связи с обнаружением налогоплательщиком факта неотражения или неполноты отражения сведений (ошибок).
Пункт 11 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98, применительно к порядку возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога, предусмотренного статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, указывает на необходимость проверки инспекцией заявления налогоплательщика о наличии излишне уплаченной суммы налога.
В соответствии с пунктом 11 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98, срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налоговых органов осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О следует, что налогоплательщик вправе предполагать, что у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов только в том случае, если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги.
Следовательно, с учетом положений статей 31, 32, 78, 82 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в п. 11 Информационного письма ВАС РФ от 22.12.2005 N 98, возможность признания налога излишне уплаченным имеется только после окончания соответствующей камеральной проверки.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что трехлетний срок на право обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченной суммы налога на прибыль необходимо исчислять с даты вынесения инспекцией решения от 27.03.2006 N 151 - момента, когда ОАО "Тюменьэнерго" стало известно: о подтверждении наличия переплаты налога на прибыль за 2002 год в размере 3600000 руб. в отношении расходов в виде взносов в некоммерческое партнерство "Администратор системы ФОРЭМ" (НП "АТС") в размере 15000000 руб.; о неподтверждении переплаты по налогу на прибыль за 2002 год в размере 153172133 руб. в части расходов на содержание госэнергонадзора, на финансирование программы "Энергосбережение Тюменской области" и амортизационные отчисления; об отказе в зачете излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 год.
Требование заявителя о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль в размере 3600000 руб. приходящегося на учтенные в составе расходов по налогу на прибыль затрат общества в виде взносов в некоммерческое партнерство "Администратор системы ФОРЭМ" (НП "АТС"), подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 29.06.2004 N 2046/04 указано, что пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен срок для подачи заявления на возврат налога и началом течения этого срока определен день уплаты налога. Поскольку уплата налога на прибыль за 1999 г. осуществлялась обществом несколькими платежами и в различные сроки в период с апреля по июнь 2000 г., срок на подачу заявления исчисляется с даты каждого платежа.
Уплата налога на прибыль осуществлялась заявителем и после срока уплаты налога - 28.03.2003. Всего после 28.03.2003 уплачено налога на прибыль в размере 27187477 руб., из них в федеральный бюджет 8306312 руб., региональный бюджет 16588588 руб. и в местный бюджет 2292577 руб., что подтверждается платежными поручениями и выписками банка (т. 2 л.д. 7 - 150, т. 3 л.д. 1 - 150, т. 4 л.д. 1 - 32).
Налог к доплате за 2002 г. составил 26580198 руб., из них в федеральный бюджет 8306312 руб., региональный бюджет 16058869 руб. и в местный бюджет 2215017 руб., что подтверждается декларациями, поданными по налогу на прибыль за 2002 г. (основной от 20.03.2003 и уточненной от 17.06.2004).
Уплата указанных сумм налога не оспаривается налоговым органом.
Кроме того, при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции обществом представлены данные сверок расчетов по налогам с приложением актов сверок, которые свидетельствуют о наличии переплаты. В частности, согласно акту совместной сверки N 1723 у общества имеется переплата по налогу в сумме 36628184,67 рублей.
С учетом изложенного, Арбитражным судом города Москвы правомерно удовлетворено требование общества.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2008 по делу N А40-3271/08-115-13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)