Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 24.05.2004 ПО ДЕЛУ N А56-47970/03

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 24 мая 2004 года Дело N А56-47970/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В. и Троицкой Н.В., при участии от Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области Демидовой Е.И. (доверенность от 08.09.03 N 14/03-08/10933), от открытого акционерного общества "Павловский завод" Бахира А.Г. (доверенность от 30.12.03 N 1152), рассмотрев 18.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.01.04 по делу N А56-47970/03 (судья Жбанов В.Б.),
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Павловский завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 28.10.03 N 11-20/12636.
Решением от 05.01.04 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 05.01.04, ссылаясь на нарушение судом норм материального права - статьи 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю"), пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах"). Податель жалобы считает, что суд неправильно определил средние ставки земельного налога с учетом поправочных коэффициентов, предусмотренных постановлениями Правительства Российской Федерации и федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год. По мнению налогового органа, такие коэффициенты следует рассматривать в качестве составляющей налоговой ставки как элемента налогообложения, которая ежегодно увеличивает ставку земельного налога, исчисленную с учетом ранее установленных коэффициентов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая доводы жалобы Инспекции несостоятельными, просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества - доводы отзыва.
Законность решения от 05.01.04 проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 09.10.03 представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2000 год, заявив к уплате 48885 руб. вместо 582280 руб. налога, уплаченного по первоначально поданной декларации.
В ходе проведения камеральной проверки налоговый орган сделал вывод о неправильном исчислении налогоплательщиком суммы земельного налога. По мнению Инспекции, ставки названного налога в 2000 году применяются с коэффициентами 2, 1,5, 2, 1, 2 и 1,2 к ставкам, утвержденным Законом Ленинградской области от 27.07.94 N 4-ОЗ "О плате за землю в Ленинградской области" (далее - Закон ЛО).
Решением налогового органа от 28.10.03 N 11-20/12636 Обществу доначислено 533395 руб. земельного налога.
Налогоплательщик не согласился с вынесенным Инспекцией решением и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что Общество, применив к утвержденным Законом ЛО в 1994 году ставкам земельного налога повышающий коэффициент 1,2, установленный Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (далее - Закон N 227-ФЗ), правильно исчислило названный налог в сумме 48885 руб. 05 коп. (48836 руб. 25 коп. за земли промышленности и 48 руб. 80 коп. за земли, занятые жилищным фондом).
Кассационная инстанция считает вывод суда ошибочным.
В соответствии со статьей 21 Закона "Об основах" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статье 8 Закона "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Ставки земельного налога установлены Законом ЛО.
Статьей 7 названного Закона предусмотрено, что налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты взимать со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но менее 10 руб. за квадратный метр.
В силу статьи 6 Закона ЛО ставка налога за земли в черте городов и рабочих поселков (кроме земель сельскохозяйственного использования, земель, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, садовыми и дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами) численностью населения до 20 тысяч человек составляет 45 руб. за один квадратный метр.
Согласно части третьей статьи 8 Закона ЛО к ставке налога за все земли независимо от их целевого назначения (кроме земель сельскохозяйственных предприятий и кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций), расположенные в административных районах с развитой инфраструктурой - Всеволожском, Выборгском, Гатчинском, Кировском, Ломоносовском, Приозерском и Тосненском - применяется повышающий коэффициент 2,5.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон N 22-ФЗ) Правительству Российской Федерации предоставлено право индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные названным Федеральным законом ставки земельного налога:
- на пашню - исходя из соотношения оптовых цен на сельскохозяйственную продукцию и цен (тарифов) на продукцию и услуги, потребляемые сельскохозяйственными товаропроизводителями;
- на земельные участки в городах и других населенных пунктах, а также на участки, используемые гражданами для жилищного, дачного и гаражного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, - исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
На основании приведенной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" предусмотрело применять в 1995 году установленные Законом N 22-ФЗ средние размеры земельного налога за пашню вне черты населенных пунктов - с коэффициентом 1,5, а ставки земельного налога за другие земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8, 9, 10, частью второй статьи 11 и частью третьей статьи 12 Закона "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями), - с коэффициентом 2.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" определено применять в 1996 году установленные в 1995 году ставки и средние размеры земельного налога с коэффициентом 1,5.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В 1998 году применялись установленные в 1997 году ставки земельного налога с учетом деноминации согласно Указу Президента Российской Федерации от 04.08.97 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен".
Статьей 15 Закона Российской Федерации от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Такая формулировка приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится начисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, увеличенную на поправочные коэффициенты налоговых периодов и коэффициенты, определенные постановлениями Правительства Российской Федерации и законами о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Следовательно, в 2000 году ставкой земельного налога являлась ставка, установленная Законом ЛО, последовательно умноженная на коэффициенты 2, 1,5, 2,2 и 1,2.
Изложенная позиция подтверждается постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03 и решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.04 N ГКПИ 03-1422.
В связи с этим вывод суда о том, что для исчисления земельного налога к ставке, установленной Законом ЛО, применяется только коэффициент, определенный для года, за который производится уплата этого налога, ошибочен, а решение Инспекции, применившей последовательно указанные коэффициенты, соответствует действующему законодательству.
Вместе с тем, доначисляя земельный налог за 2000 год, Инспекция не учла, что порядок исчисления названного налога с коэффициентом 1,2 подлежал применению с 01.03.2000, то есть с момента вступления в силу Закона Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", что следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.04 N 48-О. Суд не проверил правильность размера доначисленного налоговым органом земельного налога за 2000 год.
Таким образом, выводы, содержащиеся в решении суда, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует определить сумму земельного налога, излишне доначисленную налоговым органом за период с 01.01.2000 по 29.02.2000, дать оценку доводу налогоплательщика о фактической уплате налога на момент вынесения Инспекцией решения от 28.10.03 и принять решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.01.04 по делу N А56-47970/03 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
ТРОИЦКАЯ Н.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)