Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 ноября 2004 г. Дело N 09АП-4304/04-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.04.
Полный текст постановления изготовлен 19.11.04.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Г., судей - П.В.В., П.П.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем С.П.В., при участии: от истца - К.В.В. - протокол N 8 от 01.07.98, К.С.П. по дов. б/н от 21.05.04, И. по дов. б/н от 21.05.04, от ответчика - Ш. по дов. N 01-03с/176 от 08.06.04, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы на решение от 20.08.2004 по делу N А40-26146/04-114-180 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей С.Е.В., по заявлению ЗАО "Финансово-промышленное объединение "Юнион" к ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы о признании незаконным решения N 05-15с/414-22-62-75 от 06.05.04 в части,
ЗАО "Финансово-промышленное объединение "Юнион" обратилось в суд с заявлением к Инспекции МНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы о признании незаконным решения N 05-15с/414-22-62-75 от 06.05.04 в части доначисления налога на прибыль в размере 1000000 руб., пени в размере 58352 руб. и штрафа в размере 200000 руб. (п. п. 1, 2 и 3). Решением суда заявленные требования удовлетворены, поскольку заявитель обоснованно воспользовался льготой по налогу на прибыль в соответствии с пп. "в" п. 2 ст. 3 Закона г. Москвы от 29.11.2000, п. 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль", перечислив Ассоциации благотворительных организаций в 2001 г. 1200000 руб.
Решение налогового органа в оспариваемой части противоречит ст. ст. 35, 55, 57 Конституции РФ, ст. ст. 21, 56, 101 НК РФ и Закону г. Москвы N 35 от 29.11.2000.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене принятого по делу решения, мотивируя свое обращение с апелляционной жалобой тем, что судом при принятии решения допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив все доводы апелляционной жалобы, доводы отзыва на нее, оснований к отмене решения не усматривает и не может принять.
доводы апелляционной жалобы налогового органа о том, что, поскольку основание предоставления льготы по налогу на прибыль установлено Законом г. Москвы от 29.11.2000 N 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль", в соответствии с которым сумма налога на прибыль уменьшается на сумму средств, направленных на реализацию городских программ, утвержденных городским Благотворительным советом, имеющих статус московской городской благотворительной программы, налогоплательщиком не может быть применена льгота, так как программа, на реализацию которой он перечислял денежные средства, с 01.08.2001 не обладала статусом, необходимым в силу закона.
Решение Совета от 27.06.2001 (протокол N 7-96-006/1) не противоречит действовавшему в тот период законодательству г. Москвы и законодательству Российской Федерации. Следовательно, программа "Организация материальной социально-реабилитационной помощи незащищенным группам граждан", принятая городским Благотворительным советом 26.10.2000 (протокол N 7-96-011/0), утратила статус "московской городской благотворительной программы" с 01.08.2001.
Налоговый орган считает, что выводы суда первой инстанции о правомерном использовании ЗАО ФПО "Юнион" льготы по налогу на прибыль в соответствии с пп. "в" п. 2 ст. 3 Закона г. Москвы "О ставках и льготах по налогу на прибыль" не основаны на нормах права.
Суд апелляционной инстанции не согласен с доводами, изложенными в апелляционной жалобе Инспекции МНС РФ N 3, и считает принятое по делу решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2004 законным и обоснованным, исходя из следующего.
В проверяемом периоде ЗАО ФПО "Юнион" воспользовалось льготой по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 статьи 3 Закона г. Москвы от 29.11.2000 N 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль", перечислив Ассоциации благотворительных организаций в 2001 г. 1200000 рублей по договору N 10 от 24.07.2001.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 статьи 3 Закона г. Москвы "О ставках и льготах по налогу на прибыль" сумма налога на прибыль уменьшается на сумму средств, направленных на реализацию городских программ, утвержденных городским Благотворительным советом, имеющих статус московской городской благотворительной программы.
Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что на момент заключения ЗАО ФПО "Юнион" договора о финансировании Ассоциация благотворительных организаций являлась исполнителем программы "Организация материальной и социально-реабилитационной помощи незащищенным группам граждан", которая обладала статусом московской городской благотворительной программы, предоставляющим право на уменьшение суммы налога на прибыль на величину затраченных на нее средств (л. д. 32).
Таким образом, отказ от применения льготы налоговым органом обоснован только одним - последующим переводом московской городской благотворительной программы в статус городской целевой благотворительной программы. Других оснований отказа в применении льготы оспариваемое решение не содержит.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Налогового кодекса РФ настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налогоплательщиков.
Статьей 5 Налогового кодекса РФ устанавливается действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. Так, согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и(или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса РФ при установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно пункту 1 статьи 4 Налогового кодекса РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Статьей 3 Закона г. Москвы от 29.11.2000 N 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" были предусмотрены льготы для налогоплательщиков, а также условия для их применения налогоплательщиками. В рассматриваемом случае законодатель определил одно условие применения налогоплательщиком льготы по налогу на прибыль: денежные средства должны направляться на реализацию городских программ, утвержденных городским Благотворительным советом и имеющих статус московской городской благотворительной программы. Иных условий применения льготы не установлено.
Кроме того, правовое регулирование благотворительной деятельности в г. Москве установлено Законом г. Москвы N 11-46 от 05.07.1995 "О благотворительной деятельности". Согласно статье 14 указанного Закона благотворители имеют право на льготы при пожертвованиях, направленных в имеющую паспорт благотворительную организацию или на финансирование московских благотворительных программ. Право на льготы благотворительной организации, созданных ею учреждений, ее благотворителей прекращается с момента прекращения действия паспорта.
Согласно статье 12 Закона г. Москвы от 05.07.1995 N И-46 "О благотворительной деятельности" порядок формирования и деятельности городского Благотворительного совета, его структура и полномочия определяются Положением о городском Благотворительном совете, которое утверждается постановлением Московской городской Думы.
Указанное Положение было утверждено постановлением Московской городской Думы от 05.07.1995 N 46. Пункт 3.1 постановления делегирует городскому Благотворительному совету ряд определенных прав, среди которых право на выдачу, продление, аннулирование паспорта благотворительной организации и приостановление его деятельности в порядке и случаях, предусмотренных Законом города Москвы "О благотворительной деятельности". Кроме того, Законом г. Москвы "О благотворительной деятельности" определено, что одной из задач городского Благотворительного совета является экспертиза и утверждение московских городских благотворительных программ. Право на перевод московских городских благотворительных программ из этого статуса в другой городскому Благотворительному совету вышеназванными актами не предоставлено.
Довод налогового органа о том, что решение Совета от 27.06.2001 было принято на основании п. 3.3 Положения о городском Благотворительном совете, не является актом законодательства г. Москвы о налогах и сборах и не вносит изменения в законодательные акты о налогах и сборах субъекта РФ, нельзя признать основательным, т.к. решение об изменении статуса программы фактически отменяет предусмотренное законодательством право благотворителя на льготу.
Законом г. Москвы "О ставках и льготах по налогу на прибыль" не предусмотрен перевод программы городским Благотворительным советом из одного статуса в другой как условие лишения налогоплательщика права на применение льготы по налогу на прибыль.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции, оценив все доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены решения не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2004 по делу А40-26146/04-114-180 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.11.2004 ПО ДЕЛУ N 09АП-4304/04-АК
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
от 19 ноября 2004 г. Дело N 09АП-4304/04-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.04.
Полный текст постановления изготовлен 19.11.04.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Г., судей - П.В.В., П.П.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем С.П.В., при участии: от истца - К.В.В. - протокол N 8 от 01.07.98, К.С.П. по дов. б/н от 21.05.04, И. по дов. б/н от 21.05.04, от ответчика - Ш. по дов. N 01-03с/176 от 08.06.04, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы на решение от 20.08.2004 по делу N А40-26146/04-114-180 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей С.Е.В., по заявлению ЗАО "Финансово-промышленное объединение "Юнион" к ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы о признании незаконным решения N 05-15с/414-22-62-75 от 06.05.04 в части,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Финансово-промышленное объединение "Юнион" обратилось в суд с заявлением к Инспекции МНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы о признании незаконным решения N 05-15с/414-22-62-75 от 06.05.04 в части доначисления налога на прибыль в размере 1000000 руб., пени в размере 58352 руб. и штрафа в размере 200000 руб. (п. п. 1, 2 и 3). Решением суда заявленные требования удовлетворены, поскольку заявитель обоснованно воспользовался льготой по налогу на прибыль в соответствии с пп. "в" п. 2 ст. 3 Закона г. Москвы от 29.11.2000, п. 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль", перечислив Ассоциации благотворительных организаций в 2001 г. 1200000 руб.
Решение налогового органа в оспариваемой части противоречит ст. ст. 35, 55, 57 Конституции РФ, ст. ст. 21, 56, 101 НК РФ и Закону г. Москвы N 35 от 29.11.2000.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене принятого по делу решения, мотивируя свое обращение с апелляционной жалобой тем, что судом при принятии решения допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив все доводы апелляционной жалобы, доводы отзыва на нее, оснований к отмене решения не усматривает и не может принять.
доводы апелляционной жалобы налогового органа о том, что, поскольку основание предоставления льготы по налогу на прибыль установлено Законом г. Москвы от 29.11.2000 N 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль", в соответствии с которым сумма налога на прибыль уменьшается на сумму средств, направленных на реализацию городских программ, утвержденных городским Благотворительным советом, имеющих статус московской городской благотворительной программы, налогоплательщиком не может быть применена льгота, так как программа, на реализацию которой он перечислял денежные средства, с 01.08.2001 не обладала статусом, необходимым в силу закона.
Решение Совета от 27.06.2001 (протокол N 7-96-006/1) не противоречит действовавшему в тот период законодательству г. Москвы и законодательству Российской Федерации. Следовательно, программа "Организация материальной социально-реабилитационной помощи незащищенным группам граждан", принятая городским Благотворительным советом 26.10.2000 (протокол N 7-96-011/0), утратила статус "московской городской благотворительной программы" с 01.08.2001.
Налоговый орган считает, что выводы суда первой инстанции о правомерном использовании ЗАО ФПО "Юнион" льготы по налогу на прибыль в соответствии с пп. "в" п. 2 ст. 3 Закона г. Москвы "О ставках и льготах по налогу на прибыль" не основаны на нормах права.
Суд апелляционной инстанции не согласен с доводами, изложенными в апелляционной жалобе Инспекции МНС РФ N 3, и считает принятое по делу решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2004 законным и обоснованным, исходя из следующего.
В проверяемом периоде ЗАО ФПО "Юнион" воспользовалось льготой по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 статьи 3 Закона г. Москвы от 29.11.2000 N 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль", перечислив Ассоциации благотворительных организаций в 2001 г. 1200000 рублей по договору N 10 от 24.07.2001.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 статьи 3 Закона г. Москвы "О ставках и льготах по налогу на прибыль" сумма налога на прибыль уменьшается на сумму средств, направленных на реализацию городских программ, утвержденных городским Благотворительным советом, имеющих статус московской городской благотворительной программы.
Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что на момент заключения ЗАО ФПО "Юнион" договора о финансировании Ассоциация благотворительных организаций являлась исполнителем программы "Организация материальной и социально-реабилитационной помощи незащищенным группам граждан", которая обладала статусом московской городской благотворительной программы, предоставляющим право на уменьшение суммы налога на прибыль на величину затраченных на нее средств (л. д. 32).
Таким образом, отказ от применения льготы налоговым органом обоснован только одним - последующим переводом московской городской благотворительной программы в статус городской целевой благотворительной программы. Других оснований отказа в применении льготы оспариваемое решение не содержит.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Налогового кодекса РФ настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налогоплательщиков.
Статьей 5 Налогового кодекса РФ устанавливается действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. Так, согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и(или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса РФ при установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно пункту 1 статьи 4 Налогового кодекса РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Статьей 3 Закона г. Москвы от 29.11.2000 N 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" были предусмотрены льготы для налогоплательщиков, а также условия для их применения налогоплательщиками. В рассматриваемом случае законодатель определил одно условие применения налогоплательщиком льготы по налогу на прибыль: денежные средства должны направляться на реализацию городских программ, утвержденных городским Благотворительным советом и имеющих статус московской городской благотворительной программы. Иных условий применения льготы не установлено.
Кроме того, правовое регулирование благотворительной деятельности в г. Москве установлено Законом г. Москвы N 11-46 от 05.07.1995 "О благотворительной деятельности". Согласно статье 14 указанного Закона благотворители имеют право на льготы при пожертвованиях, направленных в имеющую паспорт благотворительную организацию или на финансирование московских благотворительных программ. Право на льготы благотворительной организации, созданных ею учреждений, ее благотворителей прекращается с момента прекращения действия паспорта.
Согласно статье 12 Закона г. Москвы от 05.07.1995 N И-46 "О благотворительной деятельности" порядок формирования и деятельности городского Благотворительного совета, его структура и полномочия определяются Положением о городском Благотворительном совете, которое утверждается постановлением Московской городской Думы.
Указанное Положение было утверждено постановлением Московской городской Думы от 05.07.1995 N 46. Пункт 3.1 постановления делегирует городскому Благотворительному совету ряд определенных прав, среди которых право на выдачу, продление, аннулирование паспорта благотворительной организации и приостановление его деятельности в порядке и случаях, предусмотренных Законом города Москвы "О благотворительной деятельности". Кроме того, Законом г. Москвы "О благотворительной деятельности" определено, что одной из задач городского Благотворительного совета является экспертиза и утверждение московских городских благотворительных программ. Право на перевод московских городских благотворительных программ из этого статуса в другой городскому Благотворительному совету вышеназванными актами не предоставлено.
Довод налогового органа о том, что решение Совета от 27.06.2001 было принято на основании п. 3.3 Положения о городском Благотворительном совете, не является актом законодательства г. Москвы о налогах и сборах и не вносит изменения в законодательные акты о налогах и сборах субъекта РФ, нельзя признать основательным, т.к. решение об изменении статуса программы фактически отменяет предусмотренное законодательством право благотворителя на льготу.
Законом г. Москвы "О ставках и льготах по налогу на прибыль" не предусмотрен перевод программы городским Благотворительным советом из одного статуса в другой как условие лишения налогоплательщика права на применение льготы по налогу на прибыль.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции, оценив все доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены решения не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2004 по делу А40-26146/04-114-180 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)