Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.04.2010 N 18АП-11895/2009 ПО ДЕЛУ N А76-19603/2009

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2010 г. N 18АП-11895/2009

Дело N А76-19603/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 апреля 2010 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Кузнецова Ю.А., Толкунова В.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Багдасарян Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А76-19603/2009 Арбитражного суда Челябинской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 10700 рублей, при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" - Людиновских Н.В. (доверенность от 01.05.2009), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска - Одинцова А.А. (доверенность от 26.06.2008 N 04-25/41710),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" (далее - заявитель, налогоплательщик, ООО "Бизнес Геймс") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция ФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска), с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с июля по декабрь 2006 года в размере 32100 руб. и обязании Инспекции ФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес с июля по декабрь 2006 года (с учетом уточнения заявленных требований, т. 1, л.д. 48).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2009 по настоящему делу требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс", удовлетворены частично. Арбитражный суд первой инстанции признал незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска, выразившиеся в отказе возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес. Требования ООО "Бизнес Геймс" об обязании Инспекции ФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска произвести возврат излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес в сумме 32100 руб. (с июля по декабрь 2008 г.) оставлены без рассмотрения.
Не согласившись с данным судебным актом, в части оставления заявленных требований без рассмотрения, общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" обжаловало решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2009 по делу N А76-19603/2009 в апелляционном порядке, в соответствующей части.
Инспекция ФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска представила отзыв на апелляционную жалобу, которым налоговый орган просил оставить обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции в части оставления без рассмотрения заявленных ООО "Бизнес Геймс", требований, без изменения, одновременно, заявив о проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда первой инстанции, в полном объеме, исходя из условий ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и, отмене решение арбитражного суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс", требований.
Как следует из имеющихся в деле документов, общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска с заявлением от 12.05.2009 N 2008.034 (входящий в налоговом органе 14.05.2009) о возврате переплаты по налогу на игорный бизнес за июль - декабрь 2006 года, в общей сумме 32.100 руб. 00 коп. (т. 1, л.д. 9).
Налоговым органом 24.05.2009 вынесено решение N 423 об отказе в осуществлении зачета (возврата), которым налогоплательщику сообщено, что обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" отказано в проведении возврата (зачета) по заявлению, "...в связи с тем, что в КЛС отсутствует переплата, так как за указанные периоды уточненные налоговые декларации не представлены" (т. 1, л.д. 57).
Полагая, что отказ Инспекции ФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска, в возврате уплаченных сумм налога на игорный бизнес, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс", а также, полагая, что у налогоплательщика имеется право на возврат переплаты по налогу на игорный бизнес, ООО "Бизнес Геймс" обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Челябинской области.
Удовлетворяя требования ООО "Бизнес Геймс" в части признания незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес, арбитражный суд первой инстанции указал следующее: "Суд считает, что при вынесении решения N 423 налоговым органом не были приняты во внимание положения п. 3 ст. 78 НК РФ: заявление налогоплательщика следовало оценить как факт, свидетельствующий о возможной излишней уплате налога, и предложить налогоплательщику провести сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. В связи с этим обстоятельством требования заявителя в части признания незаконными действий ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска, выразившиеся в отказе возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес подлежат удовлетворению".
Оставляя требования ООО "Бизнес Геймс", о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес, без рассмотрения, арбитражный суд первой инстанции указал следующее: "В части обязания Инспекции ФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска произвести возврат излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес в сумме 32100 рублей 00 коп. (с июля по декабрь 2008 г.) требования подлежат оставлению без рассмотрения в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 148 АПК РФ, поскольку истцом не соблюден иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, предусмотренный федеральным законом, а именно ст. 78 НК РФ: возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Заявителем не представлено доказательств отсутствия недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам".
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, между тем, под соблюдением досудебного порядка, предполагает, не представление налогоплательщиком доказательств отсутствия у него недоимки по налогам, и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, но представление в налоговый орган заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога (пп. 7, 8 ст. 78 Кодекса).
Данное условие, между тем, было исполнено обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс", соответственно, утверждение арбитражного суда первой инстанции о том, что налогоплательщиком не соблюден в данном случае, досудебный порядок, противоречит имеющимся в деле доказательствам.
Кроме того, арбитражный суд первой инстанции, фактически не рассмотрел в данной части, требования ООО "Бизнес Геймс", также, потому, что налогоплательщик не заявлял требований о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за июль - декабрь 2008 года, но заявлял требования о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период июль - декабрь 2006 года.
Согласно п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36), если судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы в порядке апелляционного производства будет установлено, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции лицо заявляло ходатайство в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об изменении предмета или основания иска, увеличении или уменьшении исковых требований и суд неправомерно отказал в удовлетворении такого ходатайства или рассмотрел заявление без учета заявленных изменений либо по какому-то другому требованию лица, участвующего в деле, не принял решения и утрачена возможность принятия дополнительного решения, то суд апелляционной инстанции, исходя из положений части 1 статьи 268 АПК РФ о повторном рассмотрении дела, в силу части 5 статьи 270 АПК РФ переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в рамках которого рассматривает не рассмотренные ранее требования, принимает измененные предмет или основание иска, увеличенные (уменьшенные) требования.
В соответствии с п. 28 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36, если при рассмотрении апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции, в котором содержатся выводы в отношении части требований, рассмотренных по существу, а другие требования оставлены без рассмотрения или по ним прекращено производство, суд апелляционной инстанции установит, что имеются основания для отмены судебного акта в части оставления заявления без рассмотрения (прекращения производства), то он переходит к рассмотрению дела в этой части по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в соответствии с частью 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемой ситуации, имеют место быть, как обстоятельства, предусмотренные п. 27 постановление Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 (арбитражный суд первой инстанции фактически не рассмотрел требования ООО "Бизнес Геймс" о возврате сумм излишне уплаченного налога на игорный бизнес за июль - декабрь 2006 года), так и п. 28 указанного постановления (оставленные без рассмотрения, фактически не заявлявшиеся обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс", требования о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за июль - декабрь 2006 года), определением от 19.01.2010 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А76-19603/2009 Арбитражного суда Челябинской области по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, назначив дело к рассмотрению в предварительном судебном заседании 10 марта 2010 года. Указанным определением суд апелляционной инстанции также назначил лицам, участвующим в деле, проведение сверки расчетов.
Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2010 было исполнено налогоплательщиком и налоговым органом.
В предварительном судебном заседании 10.03.2010 представитель налогоплательщика пояснил, что, требования, заявляемые обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс", подлежат корректировке, так как, по результатам проведенной на основании определения Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, сверки расчетов (т. 1, л.д. 143 - 147), установлено, что в части (21400 руб.), возврат переплаты по налогу на игорный бизнес, все же, произведен налогоплательщику, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска, и, остаток переплаты по налогу составляет 10700 руб. (июль и август 2006 года).
Представителем Инспекции ФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска по данному поводу даны пояснения (аналогичные содержащимся в п. 2 отзыва на апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс"), - на предмет того, что возврат переплаты в сумме 21400 руб. был обусловлен результатами проведенных камеральных налоговых проверок, представленных заявителем, уточненных налоговых деклараций по налогу на игорный бизнес. В то же время, возврат налога на игорный бизнес, уплаченного за налоговые периоды июль, август 2006 года, не может быть произведен при любых условиях, так как у заинтересованного лица отсутствует возможность проведения камеральных налоговых проверок в отношении уточненных налоговых деклараций, представленных по истечении трех лет со дня уплаты налога.
Определением от 10.03.2010 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд назначил дело к рассмотрению в судебном заседании.
От ООО "Бизнес Геймс" поступило ходатайство об уточнении заявленных требований (т. 2, л.д. 27), в соответствии с которым, налогоплательщик просил признать незаконным решение от 24.05.2009 N 423 об отказе в осуществлении зачета (возврата) переплаты, вынесенное Инспекцией ФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска, и просил обязать налоговый орган произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 10700 рублей.
В судебном заседании 30.03.2010 представитель общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс", в пределах предоставленных данному представителю полномочий (доверенность от 21.05.2009, т. 1, л.д. 142), вновь уточнил заявленные требования, просил обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска, произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
Уточнение заявленных налогоплательщиком, требований, принято судом апелляционной инстанции.
Представитель налогового органа, возражая против удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" (с учетом их уточнения), в судебном заседании 30.03.2010 вновь указал на то, что обществом что обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" пропущен трехлетний срок для обращения с заявлением о возврате переплаты по налогу, поскольку соответствующий срок следует исчислять с момента подачи заявителем уточненных налоговых деклараций по налогу на игорный бизнес за июль и август 2006 года.
Исследовав материалы дела и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс".
Факт наличия у общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" переплаты по налогу на игорный бизнес в сумме 10700 рублей не отрицается со стороны Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска, и, указанная переплата возникла в связи с уплатой заявителем налога на игорный бизнес по налоговой ставке 7500 рублей за один объект налогообложения (игровой автомат), тогда как, ООО "Бизнес Геймс" должно было уплачивать налог на игорный бизнес по налоговой ставке 2150 рублей за один игровой автомат, исходя из условий ст. 2 Закона Челябинской области от 27.11.2003 N 187-ЗО "О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области", ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
В соответствии с пп. 7, 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования") заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено данным Кодексом.
В рассматриваемой ситуации ООО "Бизнес Геймс" обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска с заявлением о возврате переплаты по налогу на игорный бизнес, 14.05.2009 (входящий штамп налогового органа, т. 1, л.д. 9, оборотная сторона), то есть, в пределах установленного трехгодичного срока. При этом заявление налогоплательщика являлось мотивированным, и содержало необходимые данные, позволяющие установить причину возникновения переплаты по налогу на игорный бизнес.
Платежные поручения, подтверждающие уплату налога на игорный бизнес, обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс", в завышенном размере за спорные периоды, в материалах дела имеются (т. 1, л.д. 12, 16).
Тот факт, что Инспекцией ФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска, решением от 24.05.2009 N 423 (т. 1, л.д. 57) обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" отказано в возврате переплаты по налогу на игорный бизнес, по причине непредставления налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций за соответствующие налоговые периоды (при том, что в последующем уточненные декларации по налогу на игорный бизнес за июль и август 2006 года ООО "Бизнес Геймс" представило в Инспекцию ФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска 06.10.2009, и, наличие ранее вынесенного решения, не явилось для заинтересованного лица препятствием для возврата переплаты по налогу за иные налоговые периоды), - не имеет значения, учитывая, что соответствующее право возникло у налогоплательщика в момент подачи заявления 14.05.2009, в пределах, как отмечено выше, трехлетнего срока.
Поскольку иного способа защиты нарушенного права и законных интересов, как обязание налогового органа возвратить излишне уплаченный налог на игорный бизнес, у налогоплательщика в данном случае не имеется, заявление общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 6 ноября 2010 года по делу N А76-19603/2009 отменить.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс", удовлетворить.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Тракторозводскому району г. Челябинска произвести возврат обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" излишне уплаченный налог на игорный бизнес в сумме 10700 (десять тысяч семьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи:
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
В.М.ТОЛКУНОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)