Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.03.2010 ПО ДЕЛУ N А60-7942/2010-С6

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2010 г. по делу N А60-7942/2010-С6


Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2010 года
Полный текст решения изготовлен 19 марта 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой, при ведении протокола судебного заседания судьей Л.В. Колосовой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны"
к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Екатеринбурга
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта налогового органа
при участии в заседании:
- от заявителя - Е.С. Ламбина, представитель, доверенность от 01.03.2010;
- от заинтересованного лица - М.Н. Колесникова, государственный налоговый инспектор, доверенность N 42 от 24.08.2009.
от третьего лица - Е.В. Виноградова, главный государственный налоговый инспектор, доверенность от 16.03.2010.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено. Ходатайство Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области о ведении аудиозаписи судом удовлетворено.
В предварительном судебном заседании 18.03.2010 суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству и с учетом мнения представителей участвующих в деле лиц в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству, о чем указано в протоколе судебного заседания.

Общество с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Екатеринбурга N 2992 от 20.11.2009.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на неправомерность оспариваемого решения, поскольку, являясь субъектом малого предпринимательства общество, в силу положений ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства", вправе применять налоговую ставку по налогу на добавленную стоимость, действующую на момент регистрации заявителя в качестве юридического лица вне зависимости от момента постановки игрового автомата на налоговый учет.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Екатеринбурга возражает по заявленным требованиям, представила отзыв.
В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на то, что гарантия, предусмотренная ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства", предоставляется в отношении конкретной осуществляемой деятельности (предпринимательского характера), что и определяет длящийся характер соответствующего налогового правоотношения; приобретение и использование заявителем объектов налогообложения после вступления в силу главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации порождают новые налоговые правоотношения, не связанные по объекту и содержанию с правоотношениями, установленными названной гарантией, в связи с чем, в рассматриваемом споре подлежит уплате налог по налоговой ставке действовавшей на момент регистрации игровых автоматов, а не на момент регистрации юридического лица.
Третье лицо поддерживает позицию Инспекции.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.02.2004.
В соответствии с налоговой декларацией за апрель 2007 года, общество исчислило налог на игорный бизнес по ставке 7500 рублей за 3 автомата на общую сумму 22500 рублей.
19.08.2009 заявитель представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за апрель 2007 года, в соответствии с которой ставка налога составила 3000 рублей за один игровой автомат (3 автомата x 3000 рублей = 9000 рублей).
Основанием для подачи уточненной декларации и применения другой налоговой ставки явилось то обстоятельство, что в апреле 2007 года общество с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" являлось субъектом малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в силу чего в течение первых четырех лет своей деятельности подлежало налогообложению в том же порядке, который действовал на момент его государственной регистрации.
По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за апрель 2007 года инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Екатеринбурга вынесла решение N 2992 от 20.11.2009, согласно которому в привлечении общества с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" к налоговой ответственности отказано (пункт 1 решения), обществу зачтена переплата по налогу в счет доначисленной суммы налога по акту проверки в сумме 13500 рублей (пункт 2 решения), инспекция обязала общество внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 3 решения).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 2386/09 от 18.01.2010 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Екатеринбурга является незаконным, общество с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.2004 введена в действие глава 29 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на игорный бизнес".
В силу ст. 364, 365, 366, 369 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектом налогообложения налогом на игорный бизнес признаются специальное оборудование для проведения азартных игр, в том числе игровой автомат. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом за один игровой автомат пп. 2 п. 1 ст. 369 Налогового кодекса Российской Федерации установлены пределы налоговой ставки: от 1500 до 7500 рублей.
Пунктом 1 ст. 370 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога на игорный бизнес исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
Установление налога субъектом Российской Федерации всегда носит производный характер и является выражением его права самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, а также конкретизировать общие правовые положения федеральных законов, в том числе детально определять субъекты и объекты налогообложения, ставки налога, способы исчисления конкретных ставок и т.д. (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 N 342-О).
В силу ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации (утратила силу с 01.01.2005).
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации (в определениях от 07.02.2002 N 37-О, от 09.07.2004 N 242-О, в Постановлении от 19.06.2003 N 11-П) ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования.
Таким образом, ст. 9 Закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" гарантировала субъектам малого предпринимательства стабильность режима налогообложения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации и сохранение в течение названного срока того порядка налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации (аналогичный вывод содержится в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 N 3597/07, от 15.04.2008 N 17177/07).
Как видно из материалов дела, налогоплательщик зарегистрирован в качестве юридического лица 27.02.2004.
Состав учредителей и численность работников в спорном периоде соответствует критериям отнесения общества к субъектам малого предпринимательства. Данный факт налоговым органом не оспаривается.
Таким образом, заявитель, являясь субъектом малого предпринимательства, имеет право пользоваться гарантиями, установленными ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в течение первых четырех лет своей деятельности, т.е. в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для него по сравнению с ранее действовавшими условиями, в течение первых четырех лет общество подлежит налогообложению в том же порядке, который действовал на момент его государственной регистрации.
Поскольку ставка налога является одним из обязательных элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности субъекта малого предпринимательства ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, поэтому заявитель вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением прежней ставки, действовавшей на дату его государственной регистрации.
На территории Свердловской области ставки налога на игорный бизнес были установлены Законом Свердловской области от 24.11.2000 N 32-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Свердловской области", согласно подпункту 2 статьи 2 которого (в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица) ставка налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат определена в размере - 15 минимальных размеров оплаты труда, что составляло 3000 рублей.
Следовательно, заявителем верно рассчитан налог на игорный бизнес за апрель 2007 года до истечения первых четырех лет деятельности, исходя из ставки 3000 рублей за один игровой автомат. Оснований для вывода о необходимости исчисления налога на игорный бизнес по ставке 7500 рублей у налогового органа не имелось; также не имелось и оснований обязывать общество вносить необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Екатеринбурга N 2992 от 20.11.2009 подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заинтересованного лица в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" удовлетворить.
Признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Екатеринбурга N 2992 от 20.11.2009 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Екатеринбурга (620107, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, д. 41) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (Две тысячи) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
КОЛОСОВА Л.В.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)