Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 14.12.2007 ПО ДЕЛУ N А56-11141/2007

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2007 г. по делу N А56-11141/2007


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Мясной терминал" Верховодова И.В. (доверенность от 29.01.07), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу Арнольд И.А. (доверенность от 01.02.07 N 17-01/02845), рассмотрев 13.12.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.07 (судья Соколова С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.07 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Горбачева О.В.) по делу N А56-11141/2007,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Мясной терминал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 02.03.07 N 1475.
Решением суда первой инстанции от 21.08.07, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.10.07, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 21.08.07 и постановление от 17.10.07 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества - доводы отзыва на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в ходе камеральной проверки представленной Обществом уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за I полугодие 2006 года Инспекция установила неправомерное применение Обществом при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, льготной ставки 13,5 процента, установленной пунктом 1 статьи 11-4 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 N 81-11 "О налоговых льготах", в редакции Закона Санкт-Петербурга от 16.12.04 N 620-88 (далее - Закон N 81-11).
По результатам проверки налоговый орган принял решение от 02.03.07 N 1475, которым доначислил Обществу 16942 руб. налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, и начислил 79 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога, а также предложил внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Заявитель обжаловал решение налогового органа в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, указав на то, что оно правомерно применило налоговую ставку 13,5 процента при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации.
Кассационная коллегия считает такой вывод судов не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства о налогах и сборах.
Как видно из материалов дела, в уточненной декларации по налогу на прибыль за I полугодие 2006 года Общество исчислило налог на прибыль, уплачиваемый в бюджет субъекта Российской Федерации, по пониженной налоговой ставке - 13,5 процента, установленной пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется сумма налога на прибыль, исчисленная по налоговой ставке 17,5 процента. Этой же статьей предусмотрена возможность понижения законами субъектов Российской Федерации налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом ставка не может быть ниже 13,5 процента.
Пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 установлены ставки налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, для юридических лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 2 этой статьи:
- в размере 15,5 процента, если они осуществили вложения на сумму от 150 млн руб. до 300 млн руб.;
- в размере 13,5 процента, если они осуществили вложения на сумму от 300 млн руб. (включительно) и более.
При этом для целей Закона N 81-11 под вложениями понимаются приобретение (за исключением приобретения основных средств по договору лизинга) не бывших ранее в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга основных средств, строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкция и модернизация основных средств.
Право на применение пониженной ставки налога на прибыль организаций согласно пункту 2 статьи 11-4 Закона N 81-11 предоставляется юридическим лицам, отвечающим одновременно следующим требованиям:
- являющимся плательщиками налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга;
- осуществившим на протяжении любого календарного года, начиная с 1 января 2005 года, рассчитанные в соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 Закона N 81-11 в пределах сумм, указанных в пункте 1 статьи 11-4 этого Закона, вложения для производственных целей (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли).
Пунктом 3 статьи 11-4 Закона N 81-11 установлен порядок расчета суммы вложений для производственных целей. Объекты основных средств, учитываемые на балансе налогоплательщика (за исключением объектов основных средств, полученных по договору лизинга) и введенные в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга, учитываются по первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета, а для модернизированных и (или) реконструированных объектов основных средств - в размере увеличения первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета. Сумма вложений, указанных в пункте 1 статьи 11-4 Закона N 81-11, уменьшается на остаточную стоимость объектов основных средств, находившихся на балансе налогоплательщика, эксплуатировавшихся на территории Санкт-Петербурга и отчужденных (выбывших) за вышеуказанный период. При этом объект основных средств может учитываться в расчете только один раз.
При проверке правомерности применения Обществом пониженной ставки налога на прибыль (13,5 процента) Инспекция сделала вывод о несоблюдении налогоплательщиком условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 11-4 Закона N 81-11.
Налоговый орган считает, что, поскольку Обществом осуществлены вложения в основные средства, предназначенные для последующей передачи в аренду третьим лицам, а не для использования их в производственных целях (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга), они не могут быть квалифицированы как вложения для производственных целей и налогоплательщик не вправе применять пониженную ставку налога.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили этот довод налогового органа, исходя из следующего.
В пункте 2 статьи 11-4 Закона N 81-11 указано, что пониженная ставка при исчислении налога на прибыль применяется в случае осуществления налогоплательщиком вложений в основные средства, предназначенные для использования в производственных целях, под которыми понимаются не только производство товаров, но и выполнение работ, оказание услуг.
С учетом правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.99 N ГКПИ 98-808, 809 и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.03 N 384-О, суды сделали правильный вывод о том, что сдача (предоставление) имущества в аренду может рассматриваться как оказание услуг. Этот вывод не противоречит и нормам главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (статья 247 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду включаются в состав внереализационных доходов организаций, если они не учитываются ими в составе доходов от реализации. В том случае, когда сдача имущества в аренду является для налогоплательщика основным видом деятельности, доходы в виде получаемой арендной платы следует относить к доходам от реализации.
Доходом от реализации в соответствии со статьей 249 НК РФ признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных.
Поскольку сдача имущества в аренду является фактически основной деятельностью Общества, то полученные доходы налогоплательщик обоснованно относил к доходам от реализации, что подтверждается декларацией Общества по налогу на прибыль за I полугодие 2006 года.
Несостоятельной является и ссылка налогового органа на разъяснение Комитета финансов Санкт-Петербурга (письмо от 21.09.05 N 01-02/16960-1), в соответствии с которым вложения, осуществленные налогоплательщиками в основные средства, предназначенные для сдачи в аренду, не могут быть квалифицированы как вложения для производственных целей.
Между тем позиция Комитета финансов Санкт-Петербурга не подтверждается буквальным толкованием норм законодательства о налоге на прибыль.
Под основными средствами для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (статья 257 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 11-4 Закона N 81-11 предусмотрено применение пониженной ставки налога на прибыль при осуществлении вложений в основные средства, предназначенные для использования в производственных целях. В пункте 3 статьи 11-4 Закона N 81-11 указано, что при расчете суммы вложений для определения первоначальной стоимости учитываемых на балансе налогоплательщика объектов основных средств используются данные бухгалтерского учета.
Изменения, касающиеся неприменения льготной ставки в отношении объектов основных средств, предназначенных для передачи в аренду, в статью 11-4 Закона N 81-11 не вносились.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает законным и обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии у налогоплательщика права на применение установленной статьей 11-4 Закона N 81-11 пониженной ставки налога на прибыль.
Инспекция также признала незаконным применение Обществом пониженной ставки налога на прибыль (13,5 процента), зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, поскольку осуществленные налогоплательщиком после 1 января 2005 года вложения в основные средства составили менее 300 млн руб.
Как видно из материалов дела, при исчислении налога на прибыль за I полугодие 2006 года Общество применило пониженную ставку налога на прибыль (13,5 процента), зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, в связи с осуществлением им 357833507 руб. вложений в основные средства.
В результате проверки налоговый орган сделал вывод о неправомерном включении Обществом в расчет суммы вложений, дающих право на применение пониженной налоговой ставки, следующих сумм:
- 2445230,5 руб. - стоимость приобретенных у ООО "Краун Инвесментс Петербург" объектов основных средств, которые ранее эксплуатировались на территории Санкт-Петербурга;
- 38224144,93 руб. - стоимость объектов основных средств, которые являются вкладом учредителя - ЗАО "Митлэнд Лоджистикс энд Дистрибьюшн" в уставный капитал Общества;
- 157791775,14 руб. - затраты, понесенные в 2003 - 2004 годах на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств, введенных в эксплуатацию в 2005 году.
Вывод налогового органа о неправомерном включении Обществом в расчет суммы вложений стоимости основных средств, переданных учредителем в уставный капитал, признан судами обоснованным.
По смыслу статьи 11-4 Закона N 81-11 право на применение пониженной ставки налога на прибыль имеют только организации, самостоятельно осуществившие вложения в основные средства, то есть понесшие затраты на их приобретение, строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкцию и модернизацию.
Следовательно, заявитель неправомерно включил в сумму вложений, учитываемых для целей применения пониженной налоговой ставки, 38224144,93 руб. (стоимость объектов основных средств, внесенных учредителем в уставный капитал Общества).
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций не согласились с выводом налогового органа о необоснованном отнесении Обществом к вложениям, дающим право на применение предусмотренной статьей 11-4 Закона N 81-11 пониженной ставки налога на прибыль (13,5 процента), понесенных им в 2003 - 2004 годах затрат на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств, введенных в эксплуатацию в 2005 году. На основании материалов дела суды установили, что в 2003 - 2005 годах объем вложений заявителя в основные средства составил 317164131,67 руб., что в соответствии с пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 дает ему право применить ставку 13,5 процента. При этом суды исходили из того, что для применения пониженной налоговой ставки период осуществления налогоплательщиком вложений в модернизацию и реконструкцию основных средств не имеет правового значения, поскольку в Законе N 81-11 термин "осуществление вложений" связан не с датой, когда фактически осуществлены затраты на приобретение (строительство, модернизацию, реконструкцию) основных средств, а с датой их ввода в эксплуатацию. В рассматриваемом случае основные средства (вложения в которые составили 317164131,67 руб.) согласно представленным Обществом инвентарным карточкам их учета (ОС-6) введены в эксплуатацию в 2005 году.
Кассационная коллегия считает такой вывод судов ошибочным и основанным на неправильном толковании норм законодательства о налогах и сборах.
В силу пункта 2 статьи 11-4 Закона N 81-11 право на применение пониженной ставки налога на прибыль организаций предоставляется юридическим лицам, осуществившим на протяжении любого календарного года, начиная с 1 января 2005 года, вложения, рассчитанные в соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 этого Закона. То есть для получения права на применение пониженной ставки налогоплательщику необходимо осуществить названные в пункте 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 вложения после 1 января 2005 года в течение любого календарного года.
Материалами дела подтверждается, что в 2003 - 2004 годах Общество осуществило вложения в объекты основных средств, введенные в эксплуатацию в 2005 году, в сумме 157791775,14 руб. Сумма вложений, затраченная налогоплательщиком на реконструкцию и модернизацию основных средств в 2005 году, составила 200041731,96 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, устанавливается в размере 13,5 процента только при осуществлении организацией вложений на сумму от 300 млн руб. и более. Поскольку размер вложений Общества в 2005 году менее 300 млн руб., при исчислении налога на прибыль оно неправомерно применило ставку 13,5 процента.
Следовательно, вывод судов о правомерном применении Обществом налоговой ставки 13,5 процента при исчислении налога на прибыль за I полугодие 2006 года, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, не соответствует нормам пунктов 1 и 2 статьи 11-4 Закона N 81-11.
Принятым Инспекцией по результатам проверки решением Обществу доначислен налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет Санкт-Петербурга, по ставке 17,5 процента.
Однако пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 установлены две ставки - 13,5 процента и 15,5 процента. Организации, которые осуществили вложения на сумму от 150 млн руб. до 300 млн руб., имеют право на исчисление налога на прибыль, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, по ставке 15,5 процента. В решении Инспекции от 02.03.07 N 1475 указано, что в 2005 году Общество осуществило вложения (затраты на реконструкцию и модернизацию основных средств) в сумме 200041731,96 руб. Следовательно, налогоплательщик имеет право на применение пониженной налоговой ставки - 15,5 процента.
Исходя из положений части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вопрос о сумме налога на прибыль, фактически подлежащей уплате Обществом за I полугодие 2006 года, подлежит исследованию судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует предложить налоговому органу и Обществу произвести расчет суммы налога на прибыль за I полугодие 2006 года, подлежащей уплате в бюджет Санкт-Петербурга, с учетом выводов суда кассационной инстанции и на основании исследования и оценки представленных сторонами доказательств принять законное решение по существу заявленного Обществом требования.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.07 по делу N А56-11141/2007 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий
Е.В.Боглачева

Судьи
С.А.Ломакин
Л.Л.Никитушкина















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)