Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.06.2007 ПО ДЕЛУ N А21-953/2006

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


от 4 июня 2007 года Дело N А21-953/2006
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2007 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2007 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Третьяковой Н.О., судей Петренко Т.И., Протас Н.И., при ведении протокола судебного заседания Белячковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5777/2007) Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.03.2007 по делу N А21-953/2006 (судья Лузанова З.Б.) по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Калининградской области к ОАО "Мукомольный завод "Советский" о взыскании штрафа, при участии: от заявителя - не явился (извещен, уведомление N 41348); от ответчика - не явился (извещен, уведомление N 41349),
УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России N 4 по Калининградской области (далее - Инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Мукомольный завод "Советский" (далее - Общество, ответчик) штрафных санкций, начисленных на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ в размере 52437 руб. и на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в размере 10500 руб.
Решением суда от 19.03.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт в части отказа в удовлетворении требования о взыскании с Общества штрафных санкций в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 52437 руб.
Лица, участвующие в деле, на рассмотрение апелляционной жалобы не явились. Учитывая, что стороны надлежащим образом извещены о дате судебного заседания, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом декларации по земельному налогу за 2005 год.
В ходе налоговой проверки установлено, что Общество представило указанную декларацию с нарушением срока, предусмотренного в статье 16 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю". Декларация представлена 16.08.2005, в то время как срок ее представления - 01.07.2005. Также налоговым органом установлено, что Общество неправильно исчислило сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, что привело к занижению суммы налога в сумме 52502 руб.
По результатам проверки Инспекция приняла решение от 22.11.2005 N 11/1059, которым привлекла Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 52437 руб. и пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 10500 руб.
Требованием от 24.11.2006 N 790 налоговый орган предложил Обществу уплатить в добровольном порядке указанную в решении сумму штрафа в срок до 05.12.2005.
Поскольку Общество в добровольном порядке не исполнило обязанность по уплате штрафных санкций, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая Инспекции в удовлетворении требования о взыскании с Общества штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) юридические лица ежегодно не позднее 1 июля должны представлять в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Поскольку расчеты по земельному налогу по своему существу не являются налоговыми декларациями, то у налогового органа отсутствовали основания для привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, жалоба подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ указано, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Федеральным законом Российской Федерации от 29.11.04 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.11.04 N 141-ФЗ) с 01.01.2005 введена в действие глава 31 "Земельный налог".
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Следовательно, в 2005 году на территории тех муниципальных образований, где представительные органы муниципальных образований не приняли нормативные правовые акты о введении с 01.01.2005 земельного налога в соответствии с главой 31 "Земельный налог" НК РФ, применяется Закон от 11.10.91 N 1738-1 и принятые в соответствии с ним нормативно-правовые акты местного уровня (статья 3 Федерального закона от 29.11.04 N 141-ФЗ).
В силу статьи 16 Закона N 1738-1 земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Во втором абзаце этой статьи предусмотрена обязанность юридических лиц не позднее 1 июля представлять в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.
На территории муниципального образования "Советский городской округ", на которой находится общество, глава 31 "Земельный налог" Кодекса введена с 01.01.2006 решением окружного Совета депутатов Советского городского округа от 29.09.2005 N 131. Следовательно, и срок представления налоговой декларации по земельному налогу, установленный статьей 398 главы 31 НК РФ, на территории указанного муниципального образования применяется с 01.01.2006.
Таким образом, в 2005 году на территории указанного муниципального образования подлежал применению Закон N 1738-1, а следовательно, для плательщиков земельного налога, к которым относится и Общество, срок представления декларации по земельному налогу был установлен не позднее 01.07.2005.
В данном случае материалами дела подтверждается, что декларация по земельному налогу за 2005 год представлена обществом в Инспекцию 16.08.2005, то есть по истечении срока, установленного статьей 16 Закона N 1738-1.
Вывод суда о том, что представление расчета по земельному налогу, в соответствии со ст. 16 Закона N 1738-1, с нарушением установленного срока не влечет правовых последствий, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, является неправомерным.
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Форма расчета по земельному налогу (Приложение N 1 к Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - инструкция)) была разработана Госналогслужбой России на основании предоставленных ей полномочий.
Приказом МНС России от 20.08.99 N АП-3-04/273 "О внесении изменений и дополнений в инструкцию Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю", зарегистрированным Минюстом России 20.09.99, слово "расчет" изменено на словосочетание "налоговая декларация".
Ранее установленная форма расчета по налогу на землю по своему содержанию соответствовала определению, данному в статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации ("налоговая декларация"). Поэтому при издании инструкции от 21.02.2000 N 56 по применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - инструкция от 21.02.2000 N 56) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в пункте 24 инструкции также предусмотрело, что организации ежегодно не позднее первого июля представляют в налоговые органы по месту нахождения облагаемых объектов налоговые декларации причитающихся с них платежей налога в текущем году на бланке установленной формы.
Таким образом, в 2005 году Общество должно было представлять в налоговый орган декларацию по земельному налогу в соответствии с пунктом 24 инструкции от 21.02.2000 N 56, предусматривающим обязанность налогоплательщика представлять в установленный срок налоговую декларацию. Указанная декларация включает расчеты налоговой базы и суммы налога, соответствующие по содержанию статье 16 Закона о плате за землю. Соответствие пункта 24 инструкции от 21.02.2000 N 56 положениям Налогового кодекса Российской Федерации и Закона о плате за землю проверено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации при рассмотрении дела N 1426/03 (решение от 20.03.03). В данном случае Обществом представлена именно налоговая декларация по земельному налогу за 2005 год.
Поскольку налоговая декларация по земельному налогу за 2005 год представлена Обществом с нарушением установленного срока, то налоговый орган правомерно привлек Общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Согласно представленной декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика, составила 524369 руб. С указанной суммы налоговым органом произведен расчет штрафных санкций: 524369 х 5% х 2 месяца. Размер штрафа составил 52437 руб.
На основании изложенного решение суда первой инстанции в части отказа Межрайонной ИФНС России N 4 по Калининградской области в удовлетворении требования о взыскании с Общества штрафных санкций в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.03.2007 по делу N А21-953/2006 отменить в обжалуемой части.
Взыскать с ОАО "Мукомольный завод "Советский", ИНН 3911001452, расположенного по адресу: 238750, Калининградская область, г. Советск, ул. Набережная, 14, штрафные санкции в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 52437 руб.
Взыскать с ОАО "Мукомольный завод "Советский" в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций в размере 3073 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
ТРЕТЬЯКОВА Н.О.

Судьи
ПЕТРЕНКО Т.И.
ПРОТАС Н.И.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)