Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.07.2012 N 17АП-6159/2012-АК ПО ДЕЛУ N А60-2073/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2012 г. N 17АП-6159/2012-АК

Дело N А60-2073/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Полевщиковой С.Н., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бакулиной Е.В.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Мелиоратор" (ОГРН 1026602234064, ИНН 6654000360): не явились,
от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области (ОГРН 1046602082812, ИНН 6633001154): Уфимцева М.В. по доверенности от 10.01.2012,
от третьего лица - Талицкого районного отдела судебных приставов УФССП по Свердловской области: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Мелиоратор",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 мая 2012 года
по делу N А60-2073/2012,
принятое судьей Присухиной Н.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мелиоратор"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области
третьи лица: Талицкий районный отдел судебных приставов УФССП по Свердловской области
о признании ненормативных правовых актов недействительными,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Мелиоратор" (далее - ООО "Мелиоратор", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области от 06.10.2011 N 8310 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 15.12.2011 N 14419 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика, от 15.12.2011 N 9775 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, от 21.07.2011 N 14184 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика, от 21.07.2011 N 9707 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области от 28.07.2011 N 416 о принудительном взыскании земельного налога и пеней.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Талицкий районный отдел судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области.
Определением суда от 20.03.2012 произведена замена заинтересованного лица по делу на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области.
В порядке ст. 49 АПК РФ ООО "Мелиоратор" заявило об отказе от заявленных требований в части признания недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области от 21.07.2011 N 14184 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика, от 21.07.2011 N 9707 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области от 28.07.2011 N 416 о принудительном взыскании земельного налога и пеней. Отказ от требований в указанной части принят судом на основании ст. 49 АПК РФ, производство по делу в данной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.05.2012, принятым судьей Присухиной Н.Н., заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области от 06.10.2011 N 8310 в части привлечения ООО "Мелиоратор" к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 4616 руб., решение от 15.12.2011 N 14419 в части взыскания штрафа в размере 4616 руб., решение от 15.12.2011 N 9775 в части приостановления операций по счетам налогоплательщика в отношении суммы штрафа в размере 4616 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением, ООО "Мелиоратор" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ООО "Мелиоратор" указывает на то, что право постоянного бессрочного пользования АПМК "Талицкая" (предшественник ООО "Мелиоратор") земельным участком с кадастровым номером 66:28:2101006:4 площадью 217 750 кв. м прекращено на основании распоряжения главы Талицкого городского округа от 24.07.2008 N 1238, ООО "Мелиоратор" является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 66:28:2101006:4 площадью 34 631 кв. м, что подтверждается, по мнению заявителя, данными кадастрового учета. Использование заявителем земельного участка площадью, превышающей 34 631 кв. м, не доказано, в материалах дела отсутствуют доказательства государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ООО "Мелиоратор" земельным участком с кадастровым номером 66:28:2101006:4 площадью 217 750 кв. м. В связи с чем начисление земельного налога за 2010 год исходя из площади земельного участка 217 750 кв. м и кадастровой стоимости 9 807 460 руб. считает необоснованным. Представитель ООО "Мелиоратор" в судебное заседание не явился.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области (далее - налоговый орган) по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает на то, что представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что заявитель является правообладателем земельного с кадастровым номером 66:28:2101006:4 площадью 217 750 кв. м, соответственно обязан исчислять и уплачивать земельный налог. Доказательств регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 66:28:2101006:4 площадью 34 631 кв. м не представлено. Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы отзыва.
Талицкий районный отдел судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание представителя не направил, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.01.2011 ООО "Мелиоратор" в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 8 228 руб. В связи с выявлением налоговым органом несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, в адрес налогоплательщика направлено сообщение с требованием представления пояснений или внесения соответствующих исправлений в налоговую декларацию.
05.05.2011 ООО "Мелиоратор" представлена первая уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 8228 руб.
16.05.2011 ООО "Мелиоратор" представлена вторая уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 23 826 руб.
Согласно данным уточненной налоговой декларации N 2 по земельному налогу за 2010 год земельный налог исчислен ООО "Мелиоратор" по земельному участку с кадастровым номером 66:28:2101066:13, расположенному по адресу: Свердловская область, Талицкий район, п. Троицкий, ул. Декабристов, 1, исходя из кадастровой стоимости 536 157 руб. в сумме 429 руб., по земельному участку с кадастровым номером 66:28:2101006:4, расположенному по адресу: Свердловская область, Талицкий район, п. Троицкий, ул. Декабристов, 1, исходя из кадастровой стоимости 1 559 780 руб. в сумме 23 397 руб.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации N 2 по земельному налогу за 2010 год налоговым органом по данным, представленным органом Роснедвижимости, установлено, что ООО "Мелиоратор" с 13.10.1992 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:28:2101006:4 общей площадью 217 750 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, п. Троицкий, ул. Декабристов, 1, кадастровая стоимость которого в 2010 году составляла 9 807 460 руб. Данное обстоятельство послужило основанием для доначисления земельного налога.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 29.08.2011 N 11012 и вынесено решение от 06.10.2011 N 8310 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Названным решением ООО "Мелиоратор" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 5128 руб., ему доначислен земельный налог за 2010 год в сумме 25 640 руб.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области от 06.10.2011 N 8310 обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 11.11.2011 N 1519/11 решение налогового органа от 06.10.2011 N 8310 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.
По состоянию на 18.11.2011 налоговым органом в адрес ООО "Мелиоратор" выставлено требование N 6847 о добровольной уплате недоимки по земельному налогу в сумме 25 640 руб., пени в сумме 1716 руб. 81 коп., штрафа в сумме 5128 руб.
В связи с неисполнением указанного требования в добровольном порядке налоговым органом 15.12.2011 приняты решение N 14419 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных на счетах налогоплательщика и решение N 9775 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Считая решения налогового органа от 06.10.2011 N 8310, от 15.12.2011 N 14419, от 15.12.2011 N 9775 незаконными, ООО "Мелиоратор" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО "Мелиоратор" являлось пользователем земельного участка с кадастровым номером 66:28:2101006:4 площадью 217 750 кв. м, кадастровая стоимость которого должна быть определена в сумме 9 807 392 руб., в связи с чем посчитал обоснованным доначисление земельного налога за 2010 год в сумме 25 640 руб. При этом судом первой инстанции посчитал возможным снизить размер штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ с учетом смягчающих обстоятельств.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 2 названной статьи).
В силу п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательствам существования зарегистрированного права.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
Как указано в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Из правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", следует, что согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании п. 3 данной статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АПМК "Талицкая" (правопредшественник налогоплательщика) на основании постановления главы администрации Талицкого района от 12.10.1992 N 522 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок общей площадью 21 775 га, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 13.10.1992 N 195 (т. 1 л.д. 137).
Распоряжением главы Талицкого городского округа от 27.07.2008 N 1238 право постоянного (бессрочного) пользования АПМК "Талицкая" на земельный участок площадью 217 750 кв. м с кадастровым номером 66:28:21 01 006:0004 (равнозначен номеру 66:28:2101006:4) прекращено, ООО "Мелиоратор" с учетом изменений, внесенных распоряжением главы Талицкого городского округа от 28.11.2008 N 2097, предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 34 631 кв. м с местоположением: Свердловская область, Талицкий район, п. Троицкий, ул. Декабристов, 1 (категория земель - земли промышленности) с разрешенным использованием под объект промышленности (производственная база).
Согласно сведениям, представленным Талицким отделом управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав ООО "Мелиоратор" на объекты недвижимости, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 66:28:2101006:4 отсутствуют (т. 2 л.д. 8, 9).
При указанных обстоятельствах за ООО "Мелиоратор" сохранилось ранее возникшее право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, которое признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с чем ООО "Мелиоратор" являлось в проверяемый период плательщиком земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:28:2101006:4 общей площадью 217 750 кв. м
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что при прекращении права постоянного (бессрочного) пользования АПМК "Талицкая" земельным участком с кадастровым номером 66:28:21 01 006:0004 площадью 217 750 кв. м и предоставлении в собственность ООО "Мелиоратор" земельного участка с кадастровым номером 66:28:21 01 006:0004 площадью 34 631 кв. м на основании распоряжения главы Талицкого городского округа от 27.07.2008 N 1238 землеустройство, межевание, формирование земельного участка, подлежащего предоставлению в собственность, произведено лишь в 2010 году, заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, соответствующее распоряжение главы Талицкого городского округа, межевой план представлены в Талицкий отдел ФГУ "Земельная кадастровая палата" 28.10.2010. Решение о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости принято 20.01.2011, на основании данного решения в государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения в части площади и кадастровой стоимости земельного участка (т. 2 л.д. 11). Кадастровый паспорт земельного участка с уточнением площади и кадастровой стоимости земельного участка выдан 26.01.2011 (т. 1 л.д. 79).
Таким образом, в проверяемый период ООО "Мелиоратор" обладало на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 66:28:21 01 006:0004 площадью 217 750 кв. м и обязано было уплачивать земельный налог.
Иного ООО "Мелиоратор" в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано.
Доводы налогоплательщика об утрате им права пользования частью спорного земельного участка ввиду изъятия в муниципальную собственность объектов социально-бытового назначения вместе с земельными участками подлежат отклонению.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих возникновение права на спорный земельный участок у иных лиц, в материалы дела не представлено.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, которым признается календарный год (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Расчет земельного налога за 2010 год произведен налоговым органом исходя из сведений о кадастровой стоимости земельного участка, представленных Талицким отделом ФГУ "Земельная кадастровая палата" в соответствии со ст. 396 НК РФ, в соответствии с которыми по состоянию на 01.01.2010 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:28:2101006:4 площадью 217 750 кв. м составила 9 807 392 руб. Оснований для признания недостоверным размера кадастровой стоимости земельного участка, использованной налоговым органом при доначислении земельного налога, не имеется
Ставка земельного налога применена налоговым органом в соответствии с решением Думы Талицкого городского округа от 01.10.2009 N 52 "О внесении изменений в решение Талицкой районной Думы от 10.11.2005 N 451 "Об установлении земельного налога на территории Талицкого городского округа" в размере 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, доначисление земельного налога за 2010 год в сумме 25 640 руб. произведено налоговым органом правомерно.
Из материалов дела следует, что на момент принятия налоговым органом решения о взыскании N 14419 у ООО "Мелиоратор" имелась не исполненная обязанность по уплате земельного налога в сумме 25 640 руб.
Недоимка по состоянию на дату выставления требования N 6847 (18.11.2011) возникла в связи с доначислением по оспариваемому решению налогового органа от 06.10.2011 N 8310 земельного налога за 2010 год в сумме 25 640., признанному соответствующим нормам НК РФ.
В связи с тем, что требование N 6847 об уплате налога в срок заявителем не было исполнено в установленный срок, налоговым органом принято решение N 14419 о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика.
В целях обеспечения решения N 14419 расходные операции по счету налогоплательщика в банке были приостановлены до момента погашения недоимки на основании решения от 15.12.2012 N 9775.
Принятие налоговым органом мер, направленных на принудительное взыскание с ООО "Мелиоратор" сумм налогов (сборов), пеней и штрафов, соответствующих действительной налоговой обязанности заявителя, не нарушает права и законные интересы названного общества.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя. Поскольку ООО "Мелиоратор" при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, последняя подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 мая 2012 года по делу N А60-2073/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мелиоратор" (ОГРН 1026602234064, ИНН 6654000360) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА

Судьи
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА
С.Н.САФОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)