Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 11.12.2007 ПО ДЕЛУ N А56-46519/2006

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2007 г. по делу N А56-46519/2006


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Морозовой Н.А., при участии от открытого акционерного общества "Машиностроение Северной верфи" Крыловой О.Г. (доверенность от 24.10.2006 N 5С) и Ефремовой Л.К. (доверенность от 22.12.2006 N Д-03), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу Власовой К.А. (доверенность от 07.03.2007 N 19-10/04592), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2007 по делу N А56-46519/2006 (судьи Гафиатуллина Т.С., Борисова Г.В., Шестакова М.А.),
установил:

открытое акционерное общество "Машиностроение Северной верфи" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 19.10.2006 N 6-04-1283 в части доначисления 774691 руб. земельного налога за 2003 год, начисления 330262 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога, а также в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату (неполную уплату) земельного налога в виде взыскания 154938 руб. штрафа и по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок декларации по земельному налогу в виде взыскания 626516 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (судья Захаров В.В.) от 07.06.2007 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2007 решение суда от 07.06.2007 отменено в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 19.10.2006 N 6-04-1283 о привлечении Общества к ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок декларации по земельному налогу за 2004 год в виде взыскания 626516 руб. штрафа. В этой части налогоплательщику отказано в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, суд апелляционной инстанции изменил решение суда в части распределения судебных расходов. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление суда и отказать Обществу в удовлетворении заявления о признании недействительным решения инспекции в части доначисления 774619 руб. земельного налога за 2003 год, начисления 330262 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога, а также привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) земельного налога в виде взыскания 154938 руб. штрафа.
Податель жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Налоговый орган утверждает о неправомерном использовании налогоплательщиком льготы по земельному налогу в 2003 году в отношении земельного участка общей площадью 20355 кв.м. На дату составления акта выездной проверки у Общества отсутствует согласованный федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Перечень земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения для выполнения мобилизационного задания ОАО Судостроительный завод "Северная верфь" на 2003 год, в том числе ОАО "Машиностроение Северной верфи" (форма N 3).
Проверив законность обжалуемого постановления суда, суд кассационной инстанции установил следующее.
Налоговая инспекция в августе - сентябре 2006 года провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты Обществом в бюджет земельного налога за период с 01.01.2003 по 31.12.2005. В ходе проверки выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте от 27.09.2006 N 6-04-1283.
В частности, налоговым органом установлено, что Общество в проверяемый период являлось фактическим землепользователем земельного участка общей площадью 29930 кв.м, расположенного по адресу: 198096, Санкт-Петербург, улица Корабельная, дом 6. На этом участке расположено 14 объектов недвижимости, являющихся собственностью Общества.
В представленной 25.02.2005 в налоговую инспекцию декларации по земельному налогу за 2003 год налогоплательщик указал облагаемую налогом площадь земельного участка в размере 7360 кв.м и заявил (строка 100 декларации) налоговую льготу с указанием площади земельного участка, не подлежащей налогообложению, равной 22570 кв.м, без указания кода льготы.
В период проведения выездной проверки Общество представило (29.08.2006) в налоговую инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2003 год. В этой декларации в строке 050 отражена площадь земельного участка, облагаемая земельным налогом, в размере 27697 кв.м, а по строкам декларации 090 (льготы) и 110 (площадь земельного участка, не подлежащая налогообложению) Общество заявило льготу в отношении земельного участка площадью 20355 кв.м. В подтверждение права на льготу налогоплательщик также представил письмо от 21.08.2006 N 09/230 и следующие документы: Перечень земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения для выполнения мобилизационного задания ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" на 2002 год, в том числе АООТ "Машиностроение Северной верфи" площадью 22571 кв.м, согласованный заместителем генерального директора Российского агентства по судостроению (форма N 3); Перечень земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения на 2002 год АООТ "Машиностроение Северной верфи" площадью 22570,5 кв.м; письма ФГУП "ЦНИИ "ЦЕНТР" от 04.12.2002 N 06сп и от 06.08.2003 N 16/42-03, направленных ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь".
По мнению проверяющих, Общество документально не подтвердило право на льготу в 2003 году в отношении земельного участка площадью 20355 кв.м. Налогоплательщик нарушил требования пунктов 3.2 и 3.8 раздела 3 Положения "О порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики", утвержденного Минэкономики, Минфином и МНС РФ 02.12.2002. Инспекция полагает, что ФГУП "ЦНИИ "ЦЕНТР", направившее ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" письмо от 06.08.2003 N 16/42-03 о продлении на 2003 год действия Перечней имущества мобилизационного назначения на 2002 год, утвержденных Российским агентством по судостроению, не относится к федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, в ходе проверки установлено изменение в 2003 году общей площади земельного участка, на котором размещены объекты мобилизационного назначения, по сравнению с 2002 годом. С учетом изложенного налоговый орган считает неправомерным распространение на 2003 год утвержденных руководством Российского агентства по судостроению Перечней имущества мобилизационного назначения на 2002 год.
Решением налоговой инспекции от 19.10.2006 N 6-04-1283, принятым на основании акта проверки и с учетом представленных налогоплательщиком возражений, Обществу доначислено и предложено уплатить в срок, указанный в требовании, 774705 руб. земельного налога, в том числе 774691 руб. земельного налога за 2003 год, и 330262 руб. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты налога. Кроме того, налогоплательщик привлечен к ответственности за допущенные нарушения, в том числе по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) земельного налога за 2003 и 2005 годы в виде взыскания 154939 руб. штрафа и по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок декларации по земельному налогу за 2004 год в виде взыскания 626516 руб. штрафа.
Общество, считая решение налогового органа незаконным в оспариваемой части, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал оспариваемое решение налоговой инспекции недействительным в части доначисления 774691 руб. земельного налога за 2003 год, начисления 330262 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога, а также в части привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) земельного налога в виде взыскания 154938 руб. штрафа.
Суд апелляционной инстанции подтвердил законность решения суда в этой части.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Согласно статье 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В пункте 13 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога полностью предприятий, научных организаций и научно-исследовательских учреждений за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.
С 1 января по 31 декабря 2003 года приостановлено (на основании подпункта 2 пункта 1 приложения 20 к Федеральному закону от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год") действие статей 7 - 11 Закона Российской Федерации "О плате за землю" в части взимания платы за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов).
Таким образом, в 2003 году налогоплательщики имели право не уплачивать земельный налог за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов).
Налоговая инспекция признала неправомерным применение Обществом в 2003 году льготы по земельному налогу ввиду отсутствия у него согласованного (утвержденного) федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Перечня земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения для выполнения мобилизационного задания на 2003 год (форма N 3).
Суды первой и апелляционной инстанции признали этот довод налогового органа не соответствующим представленным в дело доказательствам.
Кассационная инстанция не находит оснований для переоценки этого вывода судов.
Из норм, содержащихся в Федеральном законе от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 860-44 "О мобилизационном плане экономики Российской Федерации", следует, что к имуществу мобилизационного назначения относятся объекты мобилизационного назначения и все виды мобилизационных запасов (резервов), необходимые для выполнения мобилизационных заданий, доводимых в установленном порядке до организаций на основании мобилизационного плана экономики Российской Федерации.
Согласно статьям 6 - 8 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ организация разработки мобилизационных планов экономики Российской Федерации отнесена к полномочиям Правительства Российской Федерации, организация же и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации, а также разработка мобилизационных планов в субъектах Российской Федерации и на местах возложена на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий.
Формирование мобилизационного плана экономики Российской Федерации, осуществление методического руководства и контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мобилизационной подготовки Правительство Российской Федерации возложило на Минэкономики России (в настоящее время - Минэкономразвития России).
Министерство экономики Российской Федерации утвердило 14.07.1997 Временный порядок оформления документов для экономического стимулирования мобилизационной подготовки предприятий. Этот документ определял до 2002 года порядок оформления предприятиями перечня имущества мобилизационного назначения для выполнения мобилизационного задания и перечня земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, а также предусматривал обязанность предприятий направлять эти перечни на согласование в Минэкономики России. При этом порядок такого согласования определен не был. В связи с чем Минэкономразвития России в письмах от 26.12.2002 и от 30.06.2003 сообщило, что перечни предприятий и организаций утверждаются федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установившими этим организациям мобилизационные задания.
Судами первой и апелляционной инстанций выяснено, что мобилизационное задание установлено Обществу федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в сфере судостроительной промышленности. Этим органом в 2002 - 2003 годах - согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.1999 N 1418 - являлось Российское агентство по судостроению. В соответствии с подпунктом 16 пункта 3 Положения о Российском агентстве по судостроению, утвержденного названным постановлением Правительства Российской Федерации, одной из задач Российского агентства по судостроению является организация разработки и выполнения на предприятиях и в организациях судостроительной промышленности независимо от формы собственности мероприятий по мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В декабре 2002 года (03.12.2002) Российское агентство по судостроению утвердило Перечень имущества мобилизационного назначения для выполнения мобилизационного задания ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" на 2002 год. В указанный Перечень включена площадь зданий и сооружений Общества в размере 22570,5 кв.м. В тот же день Российским агентством по судостроению утвержден Перечень земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения для выполнения мобилизационного задания ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" на 2002 год. Согласно этому Перечню площадь земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения Общества, составляет 22571 кв.м.
Названные перечни имущества мобилизационного назначения и земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения для выполнения мобилизационного задания, согласованы и подтверждены головным исполнителем по мероприятиям мобилизационной подготовки судостроительной промышленности (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1063-41) - ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт судостроительной промышленности "Центр" Российского агентства по судостроению". На эту организацию Министерством экономики Российской Федерации возложена работа по проведению экспертизы перечней имущества мобилизационного назначения на предприятиях судостроительной промышленности.
Поскольку доведение мобилизационного задания до предприятий судостроительной промышленности, согласование (перед утверждением) мобилизационного плана, заключение договоров на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки, представление отчетных и других документов осуществляется предприятиями через головного исполнителя по мероприятиям мобилизационной подготовке судостроительной промышленности - ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт судостроительной промышленности "Центр" Российского агентства по судостроению", подотчетного по вопросам мобилизационной подготовки федеральному органу исполнительной власти (Министерству экономики Российской Федерации), - названная организация в ответ на обращение ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" в письме от 06.08.2003 N 16/42-03 подтвердила продление на 2003 год действия Перечней имущества мобилизационного назначения и земельных участков (формы N 1 и N 3) на 2002 год, согласованных с Российским агентством по судостроению.
Суды установили, и это не оспаривается налоговым органом, что ФГУП "ЦНИИ "Центр" не вносило изменений и уточнений в мобилизационное задание. Подтверждение распространения на 2003 год действия ранее утвержденных (согласованных с Российским агентством по судостроению) на 2002 год Перечней, изложенное в письме от 06.08.2003, осуществлено ФГУП "ЦНИИ "Центр" в пределах полномочий, предоставленных ему Правительством Российской Федерации в постановлении от 06.09.1998 N 1063-41. Поэтому следует признать обоснованным отклонение судами довода инспекции о нарушении Обществом пунктов 3.2 и 3.8 раздела 3 Положения о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденного Министерством экономики и развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам от 02.12.02 N ГГ-181, N 13-6-5/9564, N БГ-18-01/3. Согласно пункту 3.2 названного Положения для документального подтверждения права на льготу по земельному налогу организации подготавливают перечень земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов) (форма N 3). Из содержания пункта 3.5 Положения следует, что форма N 3 утверждается тем федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который установил для организации соответствующий мобилизационный план. В рассматриваемом случае форма N 3 утверждена (согласована) Российским агентством по судостроению (федеральным органом исполнительной власти). Действие этого перечня на 2003 год подтверждено головным исполнителем по мероприятиям мобилизационной подготовки судостроительной промышленности - ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт судостроительной промышленности "Центр" Российского агентства по судостроению" в рамках компетенции, определенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1063-41.
При таких обстоятельствах является законным и обоснованным вывод судов о правомерном использовании Обществом в 2003 году льготы по земельному налогу и отсутствии у налоговой инспекции правовых оснований для доначисления 774691 руб. земельного налога за 2003 год, начисления 330262 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога, а также в части привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) земельного налога.
Кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа и отмены принятого по данному делу постановления суда не имеется.
Налоговой инспекции при подаче кассационной жалобы предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, поэтому с нее в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2007 по делу N А56-46519/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий
Н.Г.Кузнецова

Судьи
Л.И.Кочерова
Н.А.Морозова















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)