Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 24.03.2011 ПО ДЕЛУ N А40-549/11-115-3

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2011 г. по делу N А40-549/11-115-3


Резолютивная часть решения объявлена 24.03.2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 24.03.2011 года
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи: Л.А. Шевелевой
При ведении протокола судебного заседания секретарем В.А. Седовым
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Газпром нефтехим Салават"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
об обязании возвратить 235 740 302,00 руб. излишне уплаченного налога на прибыль за 2007 год.
с участием представителей:
- от заявителя: Корнеев С.А. (дов. б/н от 21.02.2011 г.), Максимович Е.А. (дов. б/н от 21.02.2011 г.);
- от заинтересованного лица: Северина И.Ю. (дов. N 154 от 11.06.2010 г.).

установил:

Заявитель в порядке ст. 48 АПК РФ ходатайствовал о процессуальном правопреемстве ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" на ОАО "Газпром нефтехим Салават" в связи со сменой наименования, представив в обоснование этому соответствующие регистрационные документы.
Заинтересованное лицо по ходатайству не возразило.
Ходатайство удовлетворено судом как обоснованное.
Открытое акционерное общество "Газпром нефтехим Салават" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы и просит обязать Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возвратить ему 235 740 302,00 руб. излишне уплаченного налога на прибыль за 2007 год.
Заинтересованное лицо возразило против удовлетворения требований по мотивам отзыва N 52-06-10/01152 от 26.01.2011 г. (т. 1 л.д. 88 - 90).
Непосредственно исследовав все представленные по делу доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и находит их подлежащими удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, заявителем 27.10.2010 г. в соответствии со статьями 54, 80, 81 Налогового кодекса РФ представило в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2007 год (корректировка N 5). Одновременно с подачей налоговой декларации в налоговый орган Обществом были представлены письменные пояснения N 09-42085 в обоснование подачи уточненной декларации и заявление о возврате излишне уплаченного налога на прибыль N 09-42084 (т. 1 л.д. 55 - 76).
Согласно указанной уточненной декларации уменьшены налоговые обязательства по налогу на прибыль за 2007 год на 235 740 302,00 руб. в связи с включением в состав внереализационных расходов затрат по мобилизационной подготовке, произведенные за счет средств заявителя, в размере 982 251 257,00 руб.
Излишне уплаченной суммой налога с учетом Постановления Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 г. N 11074/05, может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
С учетом указанной правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ сумма налога на прибыль за 2007 г. в размере 235 740 302,00 руб., заявленная к возврату из бюджета по настоящему делу, признается излишне уплаченной в связи со следующим.
Исчисление и уплата налога на прибыль организаций в 2007 г. налогоплательщиком производилась в установленном ст. 286 Налогового кодекса РФ порядке - по итогам отчетных периодов исчислялась сумма авансовых платежей, рассчитанная нарастающим итогом, а в течение отчетного периода (квартала) не позднее 28 числа каждого месяца осуществлялась уплата ежемесячных авансовых платежей.
По данным первоначальной декларации по налогу на прибыль за 2007 г., поданной Обществом 28.03.2008 г. (т. 1 л.д. 23 - 37) сумма начисленного налога на прибыль составила 1 079 173 086 руб., из них в Федеральный бюджет - 292 276 044 руб., в бюджет субъекта РФ - 786 897 042 руб.; сумма начисленных авансовых платежей составила 957 881 729 руб., в том числе в Федеральный бюджет - 259 426 302 руб., в бюджет субъекта РФ - 698 455 427 руб. и сумма налога к доплате по итогам налогового периода по данным налогоплательщика составила 121 285 896 руб., в том числе в Федеральный бюджет - 32 849 742 руб., в бюджет субъекта РФ - 88 436 154 руб.
Вместе с тем. уплата налога на прибыль организаций за 2007 г. была произведена заявителем на основании платежных поручений в размере 1 131 692 075 руб.
После 28.03.2008 г., то есть после подачи первоначальной декларации по налогу на прибыль, налоговые обязательства Общества неоднократно корректировались путем подачи в установленном порядке уточненных деклараций.
Сумма переплаты налога на прибыль за 2007 г. в размере 235 740 302 руб., заявленная к возврату из бюджета по настоящему делу, образовалась в связи с включением в состав внереализационных расходов затрат по мобилизационной подготовке, понесенные Обществом за свой счет, в размере 982 251257 руб. (уточненная декларация по налогу на прибыль корректировка N 5).
Согласно пп. 17 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и (или) реализацией, включаются обоснованные затраты в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана.
Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Правомерность и обоснованность затрат включения сумм затрат по мобилизационной подготовки, понесенных Обществом за свой счет, в состав внереализационных расходов подтверждается Перечнем работ по мобилизационной подготовке, расходы на проведение которых не подлежат компенсации из бюджета, ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" на 2007 г. по форме N 3, подготовленный в соответствии с Рекомендациями по форме документов, подтверждающих право организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, на налоговые льготы, а также на включение в состав внереализационных расходов обоснованных затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, утвержденных Минэкономразвития России и Минфином России и доведены до заинтересованных организаций Письмом Минфина от 17.08.05 г. N 03-06-02-02/68.
Указанный Перечень работ по форме N 3 был утвержден (согласован) Министерством энергетики РФ 15.10.2010 г. на сумму в 982 251 257,00 руб. (т. 1 л.д. 78 - 86).
В Перечень работ по форме N 3 вошли работы, направленные на создание, сохранение объектов мобилизационного назначения. Факт проведения работ по мобилизационной подготовке подтверждается соответствующими первичными документами, представленными в материалы дела (т. 1 л.д. 107 - 151, т. 2 - 5, т. 6 л.д. 1 - 51). Указанные первичные документы поименованы в Перечне работ по форме N 3 и представлялись в Минэнерго России для обоснования соответствующих работ по мобилизационной подготовке.
С момента утверждения в установленном порядке Перечня работ по форме N 3, с учетом положений п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ и пп. 17 п. 1 ст. 265 ПК РФ у Общества появилось право включить сумму произведенных расходов по мобилизационной подготовке в состав внереализационных расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций, в связи с чем на основании ст. 54 НК РФ Общество скорректировало свои обязательства по налогу на прибыль за 2007 г. и в порядке ст. 81 НК РФ представило 27.10.2010 г. уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2007 г. (корректировка N 5) (т. 1 л.д. 55 - 70).
Согласно материалам дела, в соответствии с указанной уточненной декларацией во избежание двойного учета расходов по объектам основных средств, введенным в эксплуатацию в 2007 г.. в отношении которых производились работы по мобилизационной подготовке (согласованный Министерством энергетики Российской Федерации Перечень работ по форме N 3), из состава расходов, принятых для целей исчисления налога на прибыль, были исключены амортизационная премия (с учетом исключения расходов по внутризаводскому обороту) в размере 3 168 422 руб. (строка 040 Приложения 2 к листу 02 декларации) и сумма начисленной амортизации в размере 4 132 151 руб. (строка 010 Приложения 2 к листу 02 декларации). Данная корректировка расходов подтверждается регистрами корректировки начисленной амортизации и внереализационных расходов, а также регистром прямых расходов за 2007 г. и справкой-расчетом распределения прямых расходов (т. 1 л.д. 103 - 106).
Таким образом, поскольку налоговые обязательства заявителя по данным уточненной корректировке декларации по налогу на прибыль за 2007 г. уменьшены на 235 740 302,00 руб., в связи с чем у него на указанную сумму образовалась переплата по налогу на прибыль за 2007 г.
Так по данным уточненной корректировки N 4 декларации по налогу на прибыль за 2007 г. сумма исчисленного к уплате налога на прибыль по строке 180 декларации составила 802 956 298 руб., из них по строке 190 декларации в Федеральный бюджет - 217 467 331 руб., по строке 200 в бюджет субъекта РФ - 585 488 967 руб. (т. 1 л.д. 38 - 54)
По данным уточненной корректировке N 5 декларации по налогу на прибыль за 2007 г. сумма исчисленного налога на прибыль по строке 180 декларации составила 567 215 996 руб., из них в Федеральный бюджет (строка 190 декларации) - 153 620 999 руб., в бюджет субъекта РФ (строка 200 декларации) - 413 594 997 руб. (т. 1 л.д. 55 - 70).
Таким образом, поскольку разница между суммой исчисленного налога на прибыль за 2007 г. по данным уточненной корректировке N 4 и уточненной корректировке N 5 декларации составила 235 740 302 руб., а фактически налог на прибыль организаций за 2007 г. уплачен в размере 1 131 692 075 руб., согласно представленным в материалы дела платежным поручениям, сумма налога на прибыль, заявленная налогоплательщиком по настоящему делу к возврату из бюджета в размере 235 740 302 руб. с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, является излишне уплаченной.
Согласно подписанному налоговым органом и налогоплательщиком Акту сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом на момент рассмотрения настоящего спора в суде у ОАО "Газпром нефтехим Салават" имеется переплата по налогу на прибыль по данным налогового органа в размере 1 049 588 887,28 руб. (из них Федеральный бюджет - 284 277 384,28 руб., бюджет субъекта РФ - 765 311 503 руб.), в связи с чем имеющейся переплаты достаточно для возврата заявителю из бюджета заявленной в настоящем заявлении суммы излишне уплаченного налога на прибыль за 2007 г. в размере 235 740 302 руб. Недоимка по налогам и сборам по данным Акта сверки, представленного в материалы дела, у ОАО "Газпром нефтехим Салават"отсутствует.
Камеральная проверка уточненной корректировки N 5 декларации по налогу на прибыль к настоящему моменту завершена, претензий к декларации не имеется, нарушений действующего законодательства о налогах и сборах налоговым органом не выявлено.
В соответствии с письмом от 30.11.2010 г. N 52-12-11/29443 налоговый орган отказал по заявлению общества от 27.10.2010 г. N 09-42084 в возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций за 2007 г. в связи с пропуском трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ (т. 1 л.д. 76 - 77).
Суд отклоняет данный довод как не состоятельный, поскольку положения ст. 78 Налогового кодекса РФ не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога в порядке арбитражного судопроизводства, на что указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 21.06.2001 г. N 173-О. В этом случае вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в арбитражный суд такого заявления должен решаться с учетом общих правил исчисления срока исковой давности, а именно заявление может быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 г. N 6219/06 отмечено, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 2 ст. 79 НК РФ (п. 3 ст. 79 в действующей редакции НК РФ) с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
При таких обстоятельствах с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога на прибыль за 2007 г. в размере 235 740 302 руб. подано в арбитражный суд в пределах трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, в связи со следующим.
Согласно пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и (или) реализацией, включаются обоснованные затраты в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана.
При этом расходами для целей исчисления налога на прибыль согласно п. 1 ст. 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходы, не соответствующие требованиям ст. 252 НК РФ (не обоснованные и (или) документально не подтвержденные), не могут быть приняты к учету в целях исчисления налога на прибыль организаций.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами в соответствии со ст. 252 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль организаций понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерацией и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
Несение налогоплательщиком затрат по мобилизационной подготовке, связанных с созданием, развитием и сохранением мобилизационных мощностей и объектов, обусловлено обязанностью, возложенной на него в силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", в связи с чем данные затраты являются экономически оправданными.
Документальным подтверждением права на включение не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке в состав внереализационных расходов организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, в соответствии с Рекомендациями является согласованный с соответствующим федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке Перечень работ по мобилизационной подготовке, расходы, на проведение которых не подлежат компенсации из бюджета по форме N 3.
Общество считает, что с учетом положений действующего законодательства РФ о налогах и сборах о сумме переплаты по налогу на прибыль организации за 2007 г. Общество в любом случае не могло узнать ранее даты подачи первоначальной декларации.
Так согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных документально подтвержденных расходов.
Налоговым периодом по налогу на прибыль в силу п. 1 ст. 285 НК РФ признается календарный год.
Общая сумма налога на прибыль организаций по итогам налогового периода в соответствии с действующими положениями главы 25 ПК РФ определяется нарастающим итогом с учетом начисленных в установленном порядке авансовых платежей, уплата которых по итогам налогового периода засчитывается в счет уплаты налога на прибыль организаций (п. 2 ст. 286 НК РФ, п. 1 ст. 287 НК РФ).
Поскольку исчисление авансовых платежей, подлежащих уплате в течение текущего налогового периода, в силу абз. 2 - 4 п. 2 ст. 286 НК РФ осуществляется расчетным путем, сумма налога на прибыль за налоговый период как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы может быть определена только по итогам налогового периода, исходя из сумм фактически полученных доходов и фактически произведенных расходов.
Согласно п. 1 ст. 287 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период ст. 289 НК РФ.
Пункт 4 ст. 289 НК РФ устанавливает, что налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из анализа указанных норм следует, что обязанность по определению размера налога, подлежащего уплате по результатам года (налогового периода), возникает у налогоплательщика с момента окончания налогового периода и должна быть исполнена до момента истечения срока, предусмотренного для подачи налоговой декларации, а именно до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Именно в названный период налогоплательщик определяет конечную сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, и до момента составления налоговой декларации, являющейся в силу п. 1 ст. 80 НК РФ письменным заявлением налогоплательщика о полученных доходах и производственных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога, налогоплательщик не имеет возможности установить факт переплаты налога авансовыми платежами (если такая переплата имела место быть).
При этом объект налогообложения по налогу на прибыль как полученные налогоплательщиком доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям, а к совокупности соответствующих операций, совершенных (имевших место в течение налогового периода, в связи с чем объект налогообложения может быть сформирован к моменту окончания налогового периода.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями Минэнерго России N 10-01-ЗЗдсп от 09.03.2011 г. обоснованность затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке подтверждается организацией первичными документами, на основании которых осуществляется налоговый учет расходов на проведение указанных работ, которые прилагаются к Перечню работ по форме N 3 при направлении его на утверждение соответствующего федерального органа исполнительной власти. Указанные разъяснения Минэнерго России даны в ответ на запрос заявителя о порядке оформления и утверждения документов для подтверждения права на включение затрат по мобилизационной подготовке, не подлежащих компенсации из бюджета, в состав внереализационных расходов (Письмо N 09-2853 от 27.01.2011 г.). Запрос заявителя от N 09-2853 27.01.2011 г. и Письмо Минэнерго России от 09.03.2011 г. N 10-01-ЗЗдсп представлены в материалы дела.
При направлении Перечня работ по форме N 3 на утверждение в федеральный орган исполнительной власти, в данном случае в Минэнерго России, к Перечню прикладываются смета затрат по каждому виду работ, а также Акт приемки выполненных работ, подписанные главным бухгалтером, начальником мобилизационного отдела организации и утвержденные руководителем организации. Указанные документы представлены в материалы дела.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами, которые составляются в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Оформление документов, подтверждающих право организации на налоговые льготы, в соответствии с п. 6 Рекомендаций осуществляется отдельно на каждый год.
Одновременно учитывая разъяснения Минэнерго России, что правомерность и обоснованность включения отдельных затрат в состав работ по мобилизационной подготовке может быть проверена только по окончании отчетного периода, в котором эти работы проводились, поскольку полный пакет первичных документы, которые подтверждают расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке и которые необходимо приложить к Перечню работ по форме N 3, может быть собран только к моменту окончания соответствующего отчетного периода (года).
Подготовленные Перечни работ по форме N 3 рассматриваются и проверяются федеральным органом исполнительной власти на предмет необходимости данных работ для выполнения мобилизационного плана (задания) организации и обоснованности соответствующих затрат. После чего принимаются решения об утверждении данных Перечней либо о возвращении указанных Перечней организациям их представившим с замечаниями на доработку (Письмо Минэнерго от 09.03.2011 г. N 10-01-33 дсп).
Таким образом, пакет документов, необходимых для подтверждения права налогоплательщика на включение затрат по мобилизационной подготовке, не подлежащих компенсации из бюджета, в состав внереализационных расходов может быть сформирован не ранее момента окончания соответствующего отчетного периода, а сумма налога по итогам налогового периода в силу положений Налогового кодекса РФ может определена с момента окончания налогового периода и до момента подачи первоначальной декларации.
Поскольку первоначальная декларация по налогу на прибыль организаций за 2007 г. заявителем была подана в налоговый орган 27.03.2008 г. Таким образом об излишней уплате налога на прибыль организаций по итогам 2007 г. не могло узнать ранее 27.03.2008 г.
В связи с вышеизложенным трехлетний срок на подачу заявления в суд с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, не истек, поскольку заявление было подано 27.12.2010 г. ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" (в настоящее время ОАО "Газпром нефтехим Салават") в Арбитражный суд г. Москвы до 27.03.2011 г.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.27 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Однако названная статья, гл. 25.3 НК РФ и ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ" от 2.11.04 N 127-ФЗ, не содержат положений, предусматривающих освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде в качестве ответчиков.
На основании изложенных обстоятельств и в соответствии с п. 2, п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 117 от 13.03.2007 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ", расходы по госпошлине распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя в полном объеме.
При таких обстоятельствах, на основании ст. ст. 3, 21, 79, 137, 138 НК РФ, и руководствуясь ст. 110, 167 - 170 АПК РФ, суд

решил:

Обязать межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возвратить открытому акционерному обществу "Газпром нефтехим Салават" 235 740 302,00 руб. (двести тридцать пять миллионов семьсот сорок тысяч триста два рубля) излишне уплаченного налога на прибыль за 2007 год.
Взыскать с межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу открытого акционерного общества "Газпром нефтехим Салават" 200 000,00 руб. (двести тысяч рублей) расходов по государственной пошлине.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в суд апелляционной инстанции и в течение двух месяцев в суд кассационной инстанции.
Судья
Л.А.ШЕВЕЛЕВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)