Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Кулагиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8149/2011) Общества с ограниченной ответственностью "ВНИМИ-Сибирь" на решение Арбитражного суда Омской области от 26.08.2011 по делу N А46-3208/2010 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВНИМИ-Сибирь" к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу города Омска о признании недействительным решения от 28.12.2009 N 13-17/23454 в части наложения штрафа в сумме 155 705 руб., дополнительного начисления недоимки по земельному налогу за 2006-2008 годы в сумме 892 880 руб., пени за просрочку уплаты налога на землю в сумме 190 412 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "ВНИМИ-Сибирь" - Жихаренко Д.А. по доверенности б/н от 01.12.2011 сроком действия два года (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу города Омска - Котикова О.А. по доверенности N 03-15/020110 от 11.08.2011 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВНИМИ-Сибирь" (далее - ООО "ВНИМИ-Сибирь", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу города Омска (далее - ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска, налоговый орган, инспекция) признании недействительным решения от 28.12.2009 N 13-17/23454 в части наложения штрафа в сумме 155 705 руб., дополнительного начисления недоимки по земельному налогу за 2006-2008 годы в сумме 892 880 руб., пени за просрочку уплаты налога на землю в сумме 190 412 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.08.2011 по делу N А46-3208/2010 требования налогоплательщика удовлетворены частично, спорный ненормативный акт инспекции признан недействительным в части начисления земельного налога за 2006 год в сумме 123 873,87 руб., пени за просрочку его уплаты в сумме 26 417 руб., штрафа за его неполную уплату в сумме 24 775 руб., штрафа по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 100 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требовании отказано.
Общество с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований не согласилось и обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ИФНС России N 1 по Центральному административному округу была проведена выездная проверка ООО "ВНИМИ-Сибирь" на предмет правильности исчисления, своевременности уплаты налогов за период с 2006 года по 2008 год, в том числе земельного налога.
По результатам проверки вынесено решение N 13-17/23454 от 28.12.2009 в том числе о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога за 2006-2008 годы, по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговых расчетов по земельному налогу за 1 квартал, полугодие 2006 года в виде наложения штрафа в общей сумме 155 705 руб., дополнительном начислении недоимки по земельному налогу за 2006-2008 годы в сумме 892 880 руб., начислении Обществу пени за просрочку уплаты налога на землю в сумме 190 412 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы от 09.02.2010 N 16-17/01614 апелляционная жалоба ООО "ВНИМИ-Сибирь" оставлена без удовлетворения, решение налогового органа N 13-17/23454 от 28.12.2009 - без изменения.
Общество, полагая, что дополнительное начисление земельного налога, пени и штрафа по нему в спорных суммах является незаконным, обратилось в арбитражный суд с выше указанными требованиями.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела установил, что основанием дополнительного начисления земельного налога за 2006 год связано с тем, что за 2006 год обществом неправомерно не был уплачен земельный налог под принадлежащими заявителю объектами недвижимости в отсутствие зарегистрированного права на земельный участок.
В этой части суд первой инстанции с выводами налогового органа не согласился и указал, что обязанность по уплате земельного налога связана с моментом возникновения права собственности плательщика на земельный участок. Поскольку право собственности ООО "ВНИМИ-Сибирь" зарегистрировано 09.08.2006 суд признал неправомерным дополнительное начисление земельного налога за период с 01.01.2006 по 08.08.2006 в сумме 123 873 руб. 87 коп., а также соответствующие пени и штраф.
По этим же основаниям судом было признано неправомерным привлечение общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговых расчетов за 1 квартал 2006 года.
Кроме того, в этой части суд отклонил доводы общества о неверном отнесении принадлежащего ООО "ВНИМИ-Сибирь" земельного участка к оценочному кварталу 178 (общество полагает, что надлежащим будет являться квартал N 189), указав, что по данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области спорный земельный участок относится именно к 178 оценочному кварталу.
Также судом установлено, что основанием для дополнительного начисления налога за 2008 год послужил расчет общества своих налоговых обязательств исходя из кадастровой стоимости, установленной Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", в то время как в соответствии с решением налогового органа обществу надлежало применить данные о кадастровой стоимости земельного участка, внесенные в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Правительства Омской области N 174-П от 19.12.2007.
Суд первой инстанции с выводами проверяющих согласился и указал, что данные о кадастровой стоимости конкретного земельного участка подлежат установлению путем умножения площади на средний удельный показатель. Осуществив указанные действия применительно к земельному участку общества, суд установил, что сумма кадастровой стоимости, полученная посредством данной методики, больше той, из которой исходил налоговый орган в ходе камеральной налоговой проверки. Поскольку данное обстоятельство не нарушает прав налогоплательщика, суд не усмотрел оснований для удовлетворения его требований в данной части.
В апелляционной жалобе ООО "ВНИМИ-Сибирь" просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
Свои доводы податель жалобы обосновал неправомерностью сделанных судом первой инстанции выводов, в том числе выводов об отнесении земельного участка к оценочному кварталу 178 место подлежащего применению оценочного квартала 189. В этой части, по мнению общества, подлежит применению Указ Губернатора "Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", которым определены границы оценочных кварталов.
В части дополнительного начисления земельного налога за 2008 год налогоплательщик отметил неправомерность применения Постановления Правительства Омской области N 174-П от 19.12.2007 в течение 2008 года, так как данный акт вступил в силу для целей исчисления налоговых обязательств только с 01.01.2009.
ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала на отсутствие оснований для ее удовлетворения. Инспекция поддержала выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования ООО "ВНИМИ-Сибирь". Доводов о проверке решения суда первой инстанции в части удовлетворения требования общества налоговый орган не заявил.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей налогоплательщика и налогового органа, соответственно поддержавших доводы и возражения, изложенные в апелляционной жалобе отзыве на нее.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
С учетом положений указанной статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также, принимая во внимание, что общества обжалует решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований и налоговый орган не заявил возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность вынесенного судом первой инстанции акта только в обжалованной части.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что ООО "ВНИМИ-Сибирь" является плательщиком земельного налога.
За период 2006 года общество являлось плательщиком земельного налога, начиная с 09.08.2006, то есть с даты регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:070107:648, расположенный по адресу: город Омск, улица Красный путь, 163, за ООО "ВНИМИ-Сибирь" (свидетельство о регистрации права N 55-55-01/092/2006-589).
Данные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются и не опровергаются.
Общество полагает, что за налоговый период 2006 год исчисление земельного налога должно производиться с учетом оценочного квартала 189.
Суд апелляционной инстанции названный довод отклоняет и исходит из имеющихся в материалах дела документов и установленных судом первой инстанции на их основании обстоятельств.
А именно, судом первой инстанции верно отмечено, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:070107:648, расположенный по адресу: город Омск, улица Красный путь, 163, имеет оценочный квартал 178.
Данный факт подтверждается данными Государственного кадастра недвижимости (письмо Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 08.12.2009 N 07-06/7061 - л.д. 45), а также сведениями, полученными по запросу суда первой инстанции от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (ответ от 21.04.2010 N 07-06/2223 (л.д. 138).
Кроме того, налогоплательщик не представил доказательств, подтверждающих, что на дату принятия оспариваемого решения спорный земельный участок официально был отнесен к оценочному кварталу 189.
Таким образом, апелляционная жалоба и указанные в ней доводы относительно дополнительного начисления земельного налога за 2006 год подлежат отклонению.
В части дополнительного начисления земельного налога за 2008 год из обстоятельств дела следует, что общество самостоятельно исчислило земельный налог исходя из показателей кадастровой стоимости, установленных Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области" (табличная часть "город Омск" в приложении N 1).
Налоговый орган определил сумму земельного налога исходя из сведений государственного кадастра недвижимости, которые были внесены по результатам проведенной в 2007 году государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П.
Апелляционная коллегия находит правомерными выводы налогового органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 11 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 названного Кодекса.
Согласно пункту 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", приняло постановление N 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного использования в рублях за квадратный метр.
Таким образом, Постановлением N 174-П в редакции от 19.12.2007 была утверждена стоимость одного квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного использования.
При этом, в соответствии с правовой позицией, выраженной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлениях Президиума N 7309/10 от 21.09.2010 и N 15932/10 от 19.04.2011 определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно Постановлению N 174-п в первоначальной редакции должно осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
Также в соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ к правоотношениям по уплате земельного налога за 2008 год не подлежит применению Указ Губернатора Омской области 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", так как данный нормативный акт утратил силу в соответствии с пунктом 2 Указа Губернатора Омской области от 29.12.2007 N 148.
Таким образом, общество неверно определило свои налоговые обязательства, применив при расчете земельного налога за 2008 год показатели кадастровой стоимости, установленные в Указе Губернатора Омской области 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области".
В рассматриваемом случае для установления размера земельного налога ООО "ВНИМИ-Сибирь" за 2008 следовало определить кадастровую стоимость конкретного земельного участка согласно Постановлению N 174-п (в первоначальной редакции) путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
Осуществив данные действия, суд первой инстанции установил, что сумма кадастровой стоимости, полученная посредством данной методики, больше той, из которой исходил налоговый орган в ходе камеральной налоговой проверки.
Поскольку действительная кадастровая стоимость, с применением которой подлежит исчислению земельный налог с принадлежащего заявителю земельного участка за 2008 год больше той, из которой исходил налоговый орган, принимая оспариваемое решение N 13-17/23454, суд первой инстанции обоснованно указал, что указанные обстоятельства не являются основанием для признания решения налогового органа N 13-17/23454 в рассматриваемой части недействительным в связи с отсутствием при указанных обстоятельствах нарушения прав налогоплательщика.
В апелляционной жалобе ее податель указывает на то, что применение кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной на основании Постановления N 174-п, при определении налоговой базы по земельному налогу возможно лишь по истечении сроков вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не ранее чем 25.01.2008, следовательно, по состоянию на 01.01.2008 Постановление N 174-п не вступило в законную силу и не могло быть использовано для определения кадастровой стоимости земельного участка, которая послужила налоговой базой для определения земельного налога.
Однако налогоплательщиком не учтено следующее.
По общему правилу, установленному в пунктах 11, 12 и 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта, а в налоговые органы - ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Как уже было отмечено выше, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска Постановлением N 174-п утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования.
Данное постановление опубликовано в средствах массовой информации 25.12.2007.
Таким образом, экономические показатели, характеризующие кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008, необходимые для определения налоговой базы по земельному налогу, доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2008.
Положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствовали налогоплательщику определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2008 год самостоятельно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации на основе экономических показателей, содержащихся в Постановлении N 174-п.
Данный вывод суда согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.10.2010 N ВАС-10610/10.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 26.08.2011 по делу N А46-3208/2010 оставить без изменения. Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ВНИМИ-Сибирь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.12.2011 ПО ДЕЛУ N А46-3208/2010
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2011 г. по делу N А46-3208/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Кулагиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8149/2011) Общества с ограниченной ответственностью "ВНИМИ-Сибирь" на решение Арбитражного суда Омской области от 26.08.2011 по делу N А46-3208/2010 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВНИМИ-Сибирь" к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу города Омска о признании недействительным решения от 28.12.2009 N 13-17/23454 в части наложения штрафа в сумме 155 705 руб., дополнительного начисления недоимки по земельному налогу за 2006-2008 годы в сумме 892 880 руб., пени за просрочку уплаты налога на землю в сумме 190 412 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "ВНИМИ-Сибирь" - Жихаренко Д.А. по доверенности б/н от 01.12.2011 сроком действия два года (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу города Омска - Котикова О.А. по доверенности N 03-15/020110 от 11.08.2011 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВНИМИ-Сибирь" (далее - ООО "ВНИМИ-Сибирь", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу города Омска (далее - ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска, налоговый орган, инспекция) признании недействительным решения от 28.12.2009 N 13-17/23454 в части наложения штрафа в сумме 155 705 руб., дополнительного начисления недоимки по земельному налогу за 2006-2008 годы в сумме 892 880 руб., пени за просрочку уплаты налога на землю в сумме 190 412 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.08.2011 по делу N А46-3208/2010 требования налогоплательщика удовлетворены частично, спорный ненормативный акт инспекции признан недействительным в части начисления земельного налога за 2006 год в сумме 123 873,87 руб., пени за просрочку его уплаты в сумме 26 417 руб., штрафа за его неполную уплату в сумме 24 775 руб., штрафа по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 100 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требовании отказано.
Общество с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований не согласилось и обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ИФНС России N 1 по Центральному административному округу была проведена выездная проверка ООО "ВНИМИ-Сибирь" на предмет правильности исчисления, своевременности уплаты налогов за период с 2006 года по 2008 год, в том числе земельного налога.
По результатам проверки вынесено решение N 13-17/23454 от 28.12.2009 в том числе о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога за 2006-2008 годы, по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговых расчетов по земельному налогу за 1 квартал, полугодие 2006 года в виде наложения штрафа в общей сумме 155 705 руб., дополнительном начислении недоимки по земельному налогу за 2006-2008 годы в сумме 892 880 руб., начислении Обществу пени за просрочку уплаты налога на землю в сумме 190 412 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы от 09.02.2010 N 16-17/01614 апелляционная жалоба ООО "ВНИМИ-Сибирь" оставлена без удовлетворения, решение налогового органа N 13-17/23454 от 28.12.2009 - без изменения.
Общество, полагая, что дополнительное начисление земельного налога, пени и штрафа по нему в спорных суммах является незаконным, обратилось в арбитражный суд с выше указанными требованиями.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела установил, что основанием дополнительного начисления земельного налога за 2006 год связано с тем, что за 2006 год обществом неправомерно не был уплачен земельный налог под принадлежащими заявителю объектами недвижимости в отсутствие зарегистрированного права на земельный участок.
В этой части суд первой инстанции с выводами налогового органа не согласился и указал, что обязанность по уплате земельного налога связана с моментом возникновения права собственности плательщика на земельный участок. Поскольку право собственности ООО "ВНИМИ-Сибирь" зарегистрировано 09.08.2006 суд признал неправомерным дополнительное начисление земельного налога за период с 01.01.2006 по 08.08.2006 в сумме 123 873 руб. 87 коп., а также соответствующие пени и штраф.
По этим же основаниям судом было признано неправомерным привлечение общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговых расчетов за 1 квартал 2006 года.
Кроме того, в этой части суд отклонил доводы общества о неверном отнесении принадлежащего ООО "ВНИМИ-Сибирь" земельного участка к оценочному кварталу 178 (общество полагает, что надлежащим будет являться квартал N 189), указав, что по данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области спорный земельный участок относится именно к 178 оценочному кварталу.
Также судом установлено, что основанием для дополнительного начисления налога за 2008 год послужил расчет общества своих налоговых обязательств исходя из кадастровой стоимости, установленной Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", в то время как в соответствии с решением налогового органа обществу надлежало применить данные о кадастровой стоимости земельного участка, внесенные в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Правительства Омской области N 174-П от 19.12.2007.
Суд первой инстанции с выводами проверяющих согласился и указал, что данные о кадастровой стоимости конкретного земельного участка подлежат установлению путем умножения площади на средний удельный показатель. Осуществив указанные действия применительно к земельному участку общества, суд установил, что сумма кадастровой стоимости, полученная посредством данной методики, больше той, из которой исходил налоговый орган в ходе камеральной налоговой проверки. Поскольку данное обстоятельство не нарушает прав налогоплательщика, суд не усмотрел оснований для удовлетворения его требований в данной части.
В апелляционной жалобе ООО "ВНИМИ-Сибирь" просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
Свои доводы податель жалобы обосновал неправомерностью сделанных судом первой инстанции выводов, в том числе выводов об отнесении земельного участка к оценочному кварталу 178 место подлежащего применению оценочного квартала 189. В этой части, по мнению общества, подлежит применению Указ Губернатора "Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", которым определены границы оценочных кварталов.
В части дополнительного начисления земельного налога за 2008 год налогоплательщик отметил неправомерность применения Постановления Правительства Омской области N 174-П от 19.12.2007 в течение 2008 года, так как данный акт вступил в силу для целей исчисления налоговых обязательств только с 01.01.2009.
ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала на отсутствие оснований для ее удовлетворения. Инспекция поддержала выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования ООО "ВНИМИ-Сибирь". Доводов о проверке решения суда первой инстанции в части удовлетворения требования общества налоговый орган не заявил.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей налогоплательщика и налогового органа, соответственно поддержавших доводы и возражения, изложенные в апелляционной жалобе отзыве на нее.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
С учетом положений указанной статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также, принимая во внимание, что общества обжалует решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований и налоговый орган не заявил возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность вынесенного судом первой инстанции акта только в обжалованной части.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что ООО "ВНИМИ-Сибирь" является плательщиком земельного налога.
За период 2006 года общество являлось плательщиком земельного налога, начиная с 09.08.2006, то есть с даты регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:070107:648, расположенный по адресу: город Омск, улица Красный путь, 163, за ООО "ВНИМИ-Сибирь" (свидетельство о регистрации права N 55-55-01/092/2006-589).
Данные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются и не опровергаются.
Общество полагает, что за налоговый период 2006 год исчисление земельного налога должно производиться с учетом оценочного квартала 189.
Суд апелляционной инстанции названный довод отклоняет и исходит из имеющихся в материалах дела документов и установленных судом первой инстанции на их основании обстоятельств.
А именно, судом первой инстанции верно отмечено, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:070107:648, расположенный по адресу: город Омск, улица Красный путь, 163, имеет оценочный квартал 178.
Данный факт подтверждается данными Государственного кадастра недвижимости (письмо Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 08.12.2009 N 07-06/7061 - л.д. 45), а также сведениями, полученными по запросу суда первой инстанции от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (ответ от 21.04.2010 N 07-06/2223 (л.д. 138).
Кроме того, налогоплательщик не представил доказательств, подтверждающих, что на дату принятия оспариваемого решения спорный земельный участок официально был отнесен к оценочному кварталу 189.
Таким образом, апелляционная жалоба и указанные в ней доводы относительно дополнительного начисления земельного налога за 2006 год подлежат отклонению.
В части дополнительного начисления земельного налога за 2008 год из обстоятельств дела следует, что общество самостоятельно исчислило земельный налог исходя из показателей кадастровой стоимости, установленных Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области" (табличная часть "город Омск" в приложении N 1).
Налоговый орган определил сумму земельного налога исходя из сведений государственного кадастра недвижимости, которые были внесены по результатам проведенной в 2007 году государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П.
Апелляционная коллегия находит правомерными выводы налогового органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 11 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 названного Кодекса.
Согласно пункту 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", приняло постановление N 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного использования в рублях за квадратный метр.
Таким образом, Постановлением N 174-П в редакции от 19.12.2007 была утверждена стоимость одного квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного использования.
При этом, в соответствии с правовой позицией, выраженной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлениях Президиума N 7309/10 от 21.09.2010 и N 15932/10 от 19.04.2011 определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно Постановлению N 174-п в первоначальной редакции должно осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
Также в соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ к правоотношениям по уплате земельного налога за 2008 год не подлежит применению Указ Губернатора Омской области 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", так как данный нормативный акт утратил силу в соответствии с пунктом 2 Указа Губернатора Омской области от 29.12.2007 N 148.
Таким образом, общество неверно определило свои налоговые обязательства, применив при расчете земельного налога за 2008 год показатели кадастровой стоимости, установленные в Указе Губернатора Омской области 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области".
В рассматриваемом случае для установления размера земельного налога ООО "ВНИМИ-Сибирь" за 2008 следовало определить кадастровую стоимость конкретного земельного участка согласно Постановлению N 174-п (в первоначальной редакции) путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
Осуществив данные действия, суд первой инстанции установил, что сумма кадастровой стоимости, полученная посредством данной методики, больше той, из которой исходил налоговый орган в ходе камеральной налоговой проверки.
Поскольку действительная кадастровая стоимость, с применением которой подлежит исчислению земельный налог с принадлежащего заявителю земельного участка за 2008 год больше той, из которой исходил налоговый орган, принимая оспариваемое решение N 13-17/23454, суд первой инстанции обоснованно указал, что указанные обстоятельства не являются основанием для признания решения налогового органа N 13-17/23454 в рассматриваемой части недействительным в связи с отсутствием при указанных обстоятельствах нарушения прав налогоплательщика.
В апелляционной жалобе ее податель указывает на то, что применение кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной на основании Постановления N 174-п, при определении налоговой базы по земельному налогу возможно лишь по истечении сроков вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не ранее чем 25.01.2008, следовательно, по состоянию на 01.01.2008 Постановление N 174-п не вступило в законную силу и не могло быть использовано для определения кадастровой стоимости земельного участка, которая послужила налоговой базой для определения земельного налога.
Однако налогоплательщиком не учтено следующее.
По общему правилу, установленному в пунктах 11, 12 и 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта, а в налоговые органы - ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Как уже было отмечено выше, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска Постановлением N 174-п утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования.
Данное постановление опубликовано в средствах массовой информации 25.12.2007.
Таким образом, экономические показатели, характеризующие кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008, необходимые для определения налоговой базы по земельному налогу, доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2008.
Положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствовали налогоплательщику определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2008 год самостоятельно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации на основе экономических показателей, содержащихся в Постановлении N 174-п.
Данный вывод суда согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.10.2010 N ВАС-10610/10.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 26.08.2011 по делу N А46-3208/2010 оставить без изменения. Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ВНИМИ-Сибирь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)