Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 15.02.2008 ПО ДЕЛУ N А40-62310/07-20-382

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 февраля 2008 г. по делу N А40-62310/07-20-382


Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 15 февраля 2008 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Судьи: Б.А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Б.А.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Института физиологически активных веществ РАН
к УФНС России по Московской области
о признании недействительным письма от 14.11.2007 N 21-25/04453, признании права на отсрочку по уплате налога на имущество организаций за 1 и 2 кварталы 2007 г. на срок до 30.03.2008 г.
при участии:
от заявителя Ш., дов. N 4 от 26.11.2007, Б.Е.В., дов. N 2 от 26.11.2007, Г., дов. N 3 от 26.11.2007
от ответчика У., дов. от 29.01.2008 N 09-13/005, удост. УР N 320027
установил:

заявитель обратился в арбитражный суд (с учетом уточнения) с заявлением к УФНС России по Московской области о признании недействительным письма от 14.11.2007 N 21-25/04453, признании права на отсрочку по уплате налога на имущество организаций за 1 и 2 кварталы 2007 г. на срок до 30.03.2008 г.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что письмо Управления не соответствует закону, нарушает законные права и интересы заявителя, отказ заявителю в признании права на отсрочку по уплате налога на имущество организации неправомерен.
Ответчик с требованиями заявителя не согласен по основаниям, указанным в письме (л.д. 64) и отзыве (л.д. 88 - 91).
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 17.09.2007 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении отсрочки, в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации на срок до 30 марта 2008 года по уплате налога на имущество организации за 1 и 2 кварталы 2007 года в сумме 1248622 руб. (л.д. 7).
Заявление направлялось в связи с задержкой бюджетного финансирования, необходимого для уплаты налога, что подтверждается письмом Российской Академии Наук N 10115-8117/1152 от 13.09.2007 г. (л.д. 62).




К данному заявлению, руководствуясь положениями Приказа N САЭ3319/798@ от 21 ноября 2006 г. "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов" и в соответствии с п. 1, п. 2.2 Приложения "Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов" к Приказу прилагались все необходимые документы.
На данное заявление ответчиком в адрес заявителя направлено письмо N 21-25/04453 от 14.11.2007 г. об отказе в предоставлении отсрочки по уплате налога на имущество. В своем письме ответчик ссылается на то, что организация обращается за предоставлением отсрочки не по основанию "задержка финансирования из федерального бюджета", а по основанию "отсутствия согласованного порядка и сроков финансирования бюджетополучателями зарезервированных для целей уплаты налогов средств".
Как указано ответчиком, заявителем в адрес Управления были представлены следующие документы: заявления о предоставлении отсрочки по налогу на имущество; обязательство о выполнении налогоплательщиком условий предоставления отсрочки (рассрочки); письма Российской Академии Наук N 10115-8117/1152 от 13.09.2007; ходатайство ИФАВ РАН от 12.09.2007 N 12321-8112/406; копия баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета по состоянию на 01 января 2007 года и по состоянию на 01 июля 2007; копия устава организации и дополнения к уставу; справка налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, определенных в пункте 1 статьи 62 Налогового кодекса Российской Федерации; справка N 13641 о состоянии расчетов по налогам и сборам, взносам по состоянию на 15.08.2007 года; справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения.
В соответствии с п. 1 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов, утвержденного Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798, налогоплательщик с целью получения отсрочки должен представить документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 статьи 64, в данном случае документы, подтверждающие задержку финансирования из бюджета.
В качестве подтверждения задержки финансирования из бюджета налогоплательщиком представлено следующее: письмо РАН N 10115-8117/1152 от 13.09.2007; баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета по состоянию на 01 января 2007 года и по состоянию на 01 июля 2007.
Как указывает ответчик, со ссылками на ст. ст. 237, 238 Бюджетного кодекса РФ, по представленным документам, проанализировать недофинансирование налогоплательщика на уплату налога на имущество, а также налога на землю не представляется возможным.
Ответчик также ссылается на рассмотрение заявления на предоставление отсрочки по региональным налогам Института проблем лазерных и информационных технологий РАН, тогда как заявитель именуется Институт физиологически активных веществ Российской Академии Наук.
При этом не учтено, что заявителем в соответствии с п. 2.2 Приложения представлял одновременно с заявлением необходимый пакет документов, подтверждающих наличие оснований, определенных в пп. 2 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации, о чем свидетельствует сопроводительное письмо N 12321-8112/405 от 12.09.2007, а именно: письмо Российской Академии Наук N 10115-8117/1152 от 13.09.2007 г. "О задержке бюджетного финансирования на уплату налога на имущество за 1 и 2 кварталы 2007 года".
Вместе с тем, Минфин РФ в письмах N 02-03-09/2026 от 26.07.2006 г.; N 0209/2027 от 26.07.2006 г., информации Минфина РФ от 01.08.2006 г. N 02-03-09/2075 рекомендует принимать во внимание гарантийные письма Главных распорядителей средств федерального бюджета, в качестве основания по пп. 2 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве УФНС России по г. Москве, обосновывая причины отказа заявителю в предоставлении отсрочки, указало на невозможность проанализировать недофинансирование налогоплательщика на уплату налога на имущество, а также налога на землю; отсутствие в представленном заявителем пакете документов уведомления о лимите бюджетных обязательств, доведенных до налогоплательщика (отсутствие документального подтверждения сведений, содержащихся в письме РАН), предоставление заинтересованным лицам отсрочек (рассрочек) в связи с отсутствием финансирования, Налоговым кодексом не предусмотрено.
Таким образом, по мнению налогового органа, заявитель обратился за предоставлением отсрочки не по основанию "задержка финансирования", а по основанию "отсутствие". Указанный вывод УФНС России по Московской области сделан на основании того факта, что в балансе исполнения бюджета главного распорядителя, получателя средств бюджета по состоянию на 01 января 2007 года и по состоянию на 01 июля 2007 года не предусмотрены расчеты по платежам в бюджет по налогу на имущество, а также по земельному налогу.

В соответствии с п. 19 указанного Постановления, в 2007 году в целях уплаты налога на имущество организаций и земельного налога федеральными органами государственной власти и учреждениями, находящимися в их ведении, а также организациями, участвующими в мобилизационной подготовке экономики, в связи с изменением с 1 января 2006 г. законодательства Российской Федерации о налогах и сборах главные распорядители составляют реестры подведомственных им бюджетных учреждений, а также организаций, участвующих в мобилизационной подготовке экономики (далее соответственно - реестры, учреждения, организации), по субъектам Российской Федерации в соответствии с ведомственной и функциональной классификациями расходов бюджетов Российской Федерации отдельно для расчета налога на имущество организаций и для расчета земельного налога в соответствии с формами, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.
Как указано заявителем, требования налогового законодательства об исчислении налогоплательщиком подлежащих уплате в бюджет налога на имущество организаций, а также по предоставлению в налоговый орган деклараций по указанному налогу заявитель исполнял надлежащим образом, что подтверждается представленными документами.
Письмом РАН, как Главного распорядителя бюджетных средств N ГО1155-8117/1152 от 13.09.2007 г., направленного в адрес заявителя, было гарантировано перечисление недостающих сумм компенсаций налога на имущество за 1 и 2 кварталы 2007 года "незамедлительно" в сроки, определяемые Министерством финансов РФ.
Кроме того, заявитель является бюджетополучателем, некоммерческой организацией - государственным учреждением РАН, не наделенным правом самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним на праве оперативного управления федеральным имуществом в силу ст. 298 ГК РФ, что закреплено в п. 1.6 Устава заявителя.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, установленный ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, исключает возможность перераспределения бюджетных средств, полученных заявителем, в пользу уплаты региональных и местных налогов, которым является налог на имущество организаций. В связи с изложенными обстоятельствами, и во избежание нарушений обязанностей налогоплательщика по уплате налогов, руководствуясь ст. 64 Налогового кодекса РФ, а также Приказом ФНС России от 21 ноября 2006 г. N САЭ-3-19/798@, регламентирующим применение статьи 64 НК РФ, заявитель в установленном порядке обратился в Управление ФНС России по Московской области с заявлением о предоставлении отсрочки уплаты налога на имущество.
Таким образом, заявитель не имеет возможности для уплаты налогов на имущество в размере 1248622 руб. за счет средств, получаемых от распоряжения этим имуществом. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, установленный ст. 38 Бюджетного кодекса РФ исключает возможность перераспределения бюджетных средств в пользу региональных и местных налогов, каковым является налог на имущество организаций.
Суд считает, что доводы УФНС России по Московской области о том, что по представленным заявителем в налоговый орган документам не представляется возможным проанализировать недофинансирование налогоплательщика по налогу на имущество, не могут быть приняты в качестве обоснованного аргумента, поскольку письмо Главного распорядителя бюджетных средств N ГО115-8117/1152 от 13.09.2007 г., свидетельствует о задержке финансирования, подтверждает размер недофинансирования заявителя по налогу на имущество и гарантирует перечисление недостающих сумм налога на имущество за 1 и 2 кварталы 2007 года.
Средства на уплату налога на имущество бюджетным учреждениям должны поступать от главных распорядителей бюджетных средств, что отражено в п. 1 ст. 78 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 г.", зарезервировать в составе расходов федерального бюджета по подразделу "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации средства в объеме 19,7 млрд. руб. на уплату налога на имущество организаций федеральными органами государственной власти и учреждениями, находящимися в их ведении, а также организациями, участвующими в мобилизационной подготовке экономики, в связи с изменением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с 1 января 2006 года.
Порядок распределения ассигнований на уплату налога на имущество организаций установлен Постановлением Правительства РФ от 22.02.2006 г. N 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 г.".
В соответствии с п. 18 указанного Постановления, в 2006 году в целях уплаты налога на имущество организаций федеральными органами государственной власти и учреждениями, находящимися в их ведении, в связи с изменением с 1 января 2006 г. законодательства Российской Федерации о налогах и сборах главные распорядители составляют реестры подведомственных им бюджетных учреждений по субъектам Российской Федерации в соответствии с ведомственной и функциональной классификациями расходов бюджетов Российской Федерации отдельно для расчета налога на имущество организаций в соответствии с формами, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.
На Российскую Академию Наук возложены функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении учреждений РАН, в том числе заявителя. Требования налогового законодательства об исчислении налогоплательщиком подлежащих уплате в бюджет налога на имущество организации, а также по предоставлению в налоговый орган деклараций по указанному налогам заявитель исполнял надлежащим образом.
Из материалов дела усматривается, что ИФНС России по г. Ногинску вынесено постановление от 29.10.2007 г. N 1031 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов в размере 1354845,3 руб., которое было направлено в службу судебных приставов. 15.11.2007 г. Управлением Федеральной службы судебных приставов по Московской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении заявителя (л.д. 40).
Кроме того, в соответствии с Письмом Министерства финансов РФ от 26.07.2006 года N 02-03-09/2006 в случаях обращения в налоговые органы бюджетных учреждений по вопросу предоставления отсрочки по уплате налога на имущество организаций и земельного налога, в связи с задержкой финансирования по основанию, предусмотренному пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, следует принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей федерального бюджета. Также, в дополнение к указанному Письму Письмом Министерства финансов РФ от 30.10.2007 года N 03-05-01/44 разъясняется, что поскольку подпунктом 2 пункта 2 ст. 64 НК РФ, а также Приказом ФНС России от 21.11.2006 года N САЭ-3-19/798 форма документа и состав сведений, необходимых для подтверждения наличия соответствующих оснований, не установлены, гарантийное письмо в адрес организации соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах и данному Приказу, так как содержит сведения, определяющие фактические суммы недофинансирования из бюджета.
Таким образом, суд считает требования заявителя обоснованными, поскольку согласно пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, отсрочка предоставляется заинтересованному лицу при подтверждении факта задержки финансирования из бюджета, указанные доказательства заявителем представлены. При этом, согласно справке от 06.08.2007 N 16-09/0313@ обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога, предусмотренные п. 1 ст. 62 НК РФ, у заявителя отсутствуют.
Учитывая, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщику может быть предоставлена отсрочка по уплате налога на срок до 1 года, в целях устранения допущенных УФНС России по Московской области нарушений прав заявителя, суд считает правомерным требование о признании за заявителем права на отсрочку по уплате налога на имущество за 1 и 2 кварталы 2007 года, на срок до 30 марта 2008 года.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, признает обоснованными требования, заявленные Институтом физиологически активных веществ Российской Академии Наук к УФНС России по Московской области.
Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина взыскивается с налогового органа в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ, подлежит уплате за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 65, 110, 167, 170, 171, 176, 201 АПК РФ, суд
решил:

признать незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу РФ, письмо УФНС России по Московской области от 14.11.2007 N 21-25/04453, вынесенное в отношении Института физиологически активных веществ Российской Академии Наук.
Признать за Институтом физиологически активных веществ Российской Академии Наук право на отсрочку по уплате налога на имущество организаций за 1 и 2 кварталы 2007 г. на срок до 30.03.2008.
Взыскать с УФНС России по Московской области в пользу Института физиологически активных веществ Российской Академии Наук госпошлину в размере 2.000 руб., уплаченную платежным поручением N 1329 от 27.11.2007, подлежащую уплате за счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения и в суд кассационной инстанции в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)