Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 августа 2004 года Дело N А05-11529/03-18
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А., при участии от открытого акционерного общества "Такси-Сервис" Склярова Э.Л. (доверенность от 08.12.03), рассмотрев 16.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Такси-Сервис" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 20.05.2004 по делу N А05-11529/03-18 (судьи Шашков А.Х., Скворцов В.В., Тряпицына К.В.),
Открытое акционерное общество "Такси-Сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) возвратить Обществу из бюджета 479949 руб. 58 коп. излишне уплаченного земельного налога за период с 2000 по 2003 год.
Решением суда от 25.02.2004 заявление Общества удовлетворено полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2004 решение суда изменено. Заявленное требование Общества удовлетворено в части обязания налогового органа возвратить налогоплательщику из бюджета 15270 руб. излишне уплаченного земельного налога за период с 2000 по 2002 год. В остальной части заявление Общества оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции, а решение суда первой инстанции от 25.02.2004 оставить без изменения. Податель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции не дал оценки доводам Общества.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Дополнительно пояснил, что считает ставку земельного налога, принятую решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98, превышающей ставку, установленную федеральным законодательством.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Общество исчислило размер земельного налога, подлежащего уплате за 2000 - 2003 годы на основании статьи 2.1 решения Архангельского городского совета депутатов от 27.04.99 N 50 (далее - Решение N 50) и Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю"), и выявило наличие переплаты по данному налогу в связи с тем, что уплачивало земельный налог в указанные периоды, руководствуясь решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Решение N 337).
Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате ему из бюджета, в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, 479949 руб. 56 коп. излишне уплаченного земельного налога. В обоснование решения заявитель указал, что Архангельский городской совет депутатов после принятия Решения N 337 других решений по коэффициентам и базовым ставкам земельного налога не принимал. Однако данное решение не содержит норм, которые бы регламентировали порядок применения коэффициентов дифференциации и базовых (дифференцированных) ставок земельного налога. Порядок и размеры земельного налога регламентированы Решением N 50, при этом никакой ссылки на Решение N 337 не делается. Таким образом, по мнению Общества, размер земельного налога в городе Архангельске определяется только величинами средней ставки и коэффициентов, предусмотренных таблицами 1 и 3 приложения N 2 Закона "О плате за землю" и коэффициентами изменения средних ставок, принимаемыми федеральными законами на каждый очередной год.
Общество с сопроводительным письмом от 15.09.2003 представило в Инспекцию уточненные налоговые декларации за 2000 - 2003 годы.
Инспекция в письме от 06.10.2003 N 01/1-24-19/7308 сообщила налогоплательщику о том, что, поскольку подпунктом 2.1 пункта 2 Решения N 50 предусмотрено, что размер земельного налога устанавливается на основании базовых ставок, которые утверждены Решением N 337, следовательно, исчисление земельного налога в соответствии с решениями N 337 и N 50 соответствует законодательству Российской Федерации. В связи с изложенным уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2000 - 2002 годы не подлежат проведению по лицевому счету Общества.
Инспекция также провела камеральную налоговую проверку представленной Обществом уточненной декларации по земельному налогу за 2003 год, в ходе которой установила, что налогоплательщиком неверно применена ставка налога на землю за 2003 год, поскольку на 2003 год статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства о налогах и сборах Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) установлен повышающий коэффициент 1,8 по отношению к ставкам, действовавшим в 2002 году. Следовательно, недоплата земельного налога составила 359182 руб.
Общество на указанный акт камеральной проверки принесло возражения, в которых сослалось на то, что Решение N 337 предусматривает коэффициенты дифференциации и базовые (дифференцированные) ставки земельного налога, вместе с тем не предусматривает случаи и порядок их применения, а Решение N 50 прямо отсылает в части порядка и уплаты земельного налога к Закону "О плате за землю".
Общество, считая установленным наличие у него переплаты по земельному налогу за 2000 - 2003 годы, обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании налогового органа возвратить заявителю 479949 руб. 58 коп. (с учетом уточненных требований) излишне уплаченного земельного налога.
В силу статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 06.10.93 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно статье 8 Закона "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
До 1999 года в городе Архангельске действовали ставки, установленные Положением о плате за землю в городе Архангельске, утвержденным Архангельским городским Советом депутатов от 27.05.97 N 56.
Ставки земельного налога установлены Решением N 337 и введены в действие с 01.01.99. Какие-либо изменения в 2000 - 2003 годах в Решение не вносились.
Согласно статье 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Статьей 7 Закона N 110-ФЗ установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится начисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата в бюджет. То есть коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете, перемножаются.
Такая позиция изложена и в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03, решении Верховного суда Российской Федерации от 20.01.2004 N ГКПИ 03-1422, а также в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О и от 06.02.2004 N 48-О.
Неправомерным является также довод Общества о том, что ставка земельного налога, принятая решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98, превышает ставку, установленную федеральным законодательством.
Общество считает необходимым исчислять ставки земельного налога исходя из средних ставок, установленных Федеральным Законом N 22-ФЗ от 09.08.94, последовательно перемножая их на коэффициенты, утверждаемые на 1994 - 1999 годы.
Как отмечалось ранее, земельный налог является местным налогом. Согласно статье 8 Закона "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок, которые дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Конкретные ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий утверждаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Конкретные ставки, определенные Законами субъектов с учетом административных районов и зон градостроительной ценности территорий, не должны совпадать со средними ставками, установленными федеральным законодательством.
Таким образом, налоговая инспекция обоснованно учитывала в качестве базовой ставки ставку, установленную на 1999 год решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что излишне уплаченными являются только 15270 руб. земельного налога за 2000 и 2002 годы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 20.05.2004 по делу N А05-11529/03-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Такси-Сервис" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.08.2004 N А05-11529/03-18
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2004 года Дело N А05-11529/03-18
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А., при участии от открытого акционерного общества "Такси-Сервис" Склярова Э.Л. (доверенность от 08.12.03), рассмотрев 16.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Такси-Сервис" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 20.05.2004 по делу N А05-11529/03-18 (судьи Шашков А.Х., Скворцов В.В., Тряпицына К.В.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Такси-Сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) возвратить Обществу из бюджета 479949 руб. 58 коп. излишне уплаченного земельного налога за период с 2000 по 2003 год.
Решением суда от 25.02.2004 заявление Общества удовлетворено полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2004 решение суда изменено. Заявленное требование Общества удовлетворено в части обязания налогового органа возвратить налогоплательщику из бюджета 15270 руб. излишне уплаченного земельного налога за период с 2000 по 2002 год. В остальной части заявление Общества оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции, а решение суда первой инстанции от 25.02.2004 оставить без изменения. Податель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции не дал оценки доводам Общества.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Дополнительно пояснил, что считает ставку земельного налога, принятую решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98, превышающей ставку, установленную федеральным законодательством.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Общество исчислило размер земельного налога, подлежащего уплате за 2000 - 2003 годы на основании статьи 2.1 решения Архангельского городского совета депутатов от 27.04.99 N 50 (далее - Решение N 50) и Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю"), и выявило наличие переплаты по данному налогу в связи с тем, что уплачивало земельный налог в указанные периоды, руководствуясь решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Решение N 337).
Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате ему из бюджета, в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, 479949 руб. 56 коп. излишне уплаченного земельного налога. В обоснование решения заявитель указал, что Архангельский городской совет депутатов после принятия Решения N 337 других решений по коэффициентам и базовым ставкам земельного налога не принимал. Однако данное решение не содержит норм, которые бы регламентировали порядок применения коэффициентов дифференциации и базовых (дифференцированных) ставок земельного налога. Порядок и размеры земельного налога регламентированы Решением N 50, при этом никакой ссылки на Решение N 337 не делается. Таким образом, по мнению Общества, размер земельного налога в городе Архангельске определяется только величинами средней ставки и коэффициентов, предусмотренных таблицами 1 и 3 приложения N 2 Закона "О плате за землю" и коэффициентами изменения средних ставок, принимаемыми федеральными законами на каждый очередной год.
Общество с сопроводительным письмом от 15.09.2003 представило в Инспекцию уточненные налоговые декларации за 2000 - 2003 годы.
Инспекция в письме от 06.10.2003 N 01/1-24-19/7308 сообщила налогоплательщику о том, что, поскольку подпунктом 2.1 пункта 2 Решения N 50 предусмотрено, что размер земельного налога устанавливается на основании базовых ставок, которые утверждены Решением N 337, следовательно, исчисление земельного налога в соответствии с решениями N 337 и N 50 соответствует законодательству Российской Федерации. В связи с изложенным уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2000 - 2002 годы не подлежат проведению по лицевому счету Общества.
Инспекция также провела камеральную налоговую проверку представленной Обществом уточненной декларации по земельному налогу за 2003 год, в ходе которой установила, что налогоплательщиком неверно применена ставка налога на землю за 2003 год, поскольку на 2003 год статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства о налогах и сборах Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) установлен повышающий коэффициент 1,8 по отношению к ставкам, действовавшим в 2002 году. Следовательно, недоплата земельного налога составила 359182 руб.
Общество на указанный акт камеральной проверки принесло возражения, в которых сослалось на то, что Решение N 337 предусматривает коэффициенты дифференциации и базовые (дифференцированные) ставки земельного налога, вместе с тем не предусматривает случаи и порядок их применения, а Решение N 50 прямо отсылает в части порядка и уплаты земельного налога к Закону "О плате за землю".
Общество, считая установленным наличие у него переплаты по земельному налогу за 2000 - 2003 годы, обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании налогового органа возвратить заявителю 479949 руб. 58 коп. (с учетом уточненных требований) излишне уплаченного земельного налога.
В силу статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 06.10.93 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно статье 8 Закона "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
До 1999 года в городе Архангельске действовали ставки, установленные Положением о плате за землю в городе Архангельске, утвержденным Архангельским городским Советом депутатов от 27.05.97 N 56.
Ставки земельного налога установлены Решением N 337 и введены в действие с 01.01.99. Какие-либо изменения в 2000 - 2003 годах в Решение не вносились.
Согласно статье 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Статьей 7 Закона N 110-ФЗ установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится начисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата в бюджет. То есть коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете, перемножаются.
Такая позиция изложена и в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03, решении Верховного суда Российской Федерации от 20.01.2004 N ГКПИ 03-1422, а также в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О и от 06.02.2004 N 48-О.
Неправомерным является также довод Общества о том, что ставка земельного налога, принятая решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98, превышает ставку, установленную федеральным законодательством.
Общество считает необходимым исчислять ставки земельного налога исходя из средних ставок, установленных Федеральным Законом N 22-ФЗ от 09.08.94, последовательно перемножая их на коэффициенты, утверждаемые на 1994 - 1999 годы.
Как отмечалось ранее, земельный налог является местным налогом. Согласно статье 8 Закона "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок, которые дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Конкретные ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий утверждаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Конкретные ставки, определенные Законами субъектов с учетом административных районов и зон градостроительной ценности территорий, не должны совпадать со средними ставками, установленными федеральным законодательством.
Таким образом, налоговая инспекция обоснованно учитывала в качестве базовой ставки ставку, установленную на 1999 год решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что излишне уплаченными являются только 15270 руб. земельного налога за 2000 и 2002 годы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 20.05.2004 по делу N А05-11529/03-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Такси-Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий
КЛИРИКОВА Т.В.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
ЛОМАКИН С.А.
КЛИРИКОВА Т.В.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
ЛОМАКИН С.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)