Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Ивановой Н.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2012 по делу N А07-20095/2011 (судья Ахметова Г.Ф.).
В заседании приняли участие представители:
- закрытого акционерного общества "Строительные материалы"- Джальчинов Д.Л. (доверенность от 10.06.2011 N 0117-79/д);
- Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамак Республики Башкортостан - Салимова В.М. (доверенность от 10.01.2012 N 03-07/00006).
Закрытое акционерное общество "Строительные материалы" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество, ЗАО "Строительные материалы") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 29.07.20111 N 26925 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2012 заявленные требования удовлетворены, решение инспекции от 29.07.20111 N 26925 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Обосновывая неправомерность использования обществом налоговой льготы по налогу на имущество, налоговый орган указывает, что судом не применен п. 3 ст. 6 Закона Республики Башкортостан от 20.06.1991 N ВС-6/35 "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан", которым установлены дополнительные условия предоставления льготы, не соблюденные обществом.
Так, указанной нормой предусмотрено, что срок предоставления налоговых льгот не может превышать срока окупаемости инвестиционного проекта, однако налогоплательщик не представил в ходе проверки инвестиционный проект и заключение Минэкономразвития Республики Башкортостан об утвержденном сроке окупаемости.
Кроме того, указанным законом предусмотрено, что льгота предоставляется коммерческим организациям, изначально созданным, в том числе, за счет иностранных инвестиций, в течение трех лет с момента их регистрации, в то время как единственным учредителем общества при создании являлось открытое акционерное общество "Сода" (далее - ОАО "Сода"), иностранные инвестиции на дату создания заявителя отсутствовали.
По мнению инспекции, Закон Республики Башкортостан" от 20.06.1991 N ВС-6/35 "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку согласно п. 3 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) льготы по региональным налогам устанавливаются также законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, налоговый орган ссылается на то, что статус организации с иностранными инвестициями приобретается лицом лишь с момента государственной регистрации изменений в учредительные документы, касающихся вхождения иностранного инвестора в состав акционеров российской компании. Решение о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице по заявлению налогоплательщика от 17.01.2011 принято налоговым органом 24.01.2011, то есть после окончания налогового периода (2010 год), в котором заявлена льгота.
Заявителем представлен отзыв, которым отклонены доводы апелляционной жалобы налогового органа.
Общество ссылается на то, что приобрело статус организации с иностранными инвестициями 10.03.2009, когда в состав его участников вошла иностранная компания "УралЦемент Холдинг Б.В." (Нидерланды).
Также в отзыве общество указало на то, что в силу ч. 2 п. 2 ст. 372 НК РФ льготы по налогу на имущество и основания их использования могут предусматриваться при установлении налога законами субъектов Российской Федерации.
Соответственно, поскольку Закон Республики Башкортостан" от 20.06.1991 N ВС-6/35 "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" не относится к законам о налогах, то не подлежит применению к спорным правоотношениям.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.03.2011 заявителем в инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по налогу на имущество за 2010 год, в которой заявлена льготы по налогу на имущество, предусмотренная п. 11 ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2003 N 43-з "О налоге на имущество организаций", в связи с приобретением обществом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, по результатам которой составлен акт проверки от 01.07.2011 N 2890 и вынесено решение от 29.07.20111 N 26925 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен налог на имущество организаций за 2010 год в сумме 23 925 028 рублей.
Основанием для доначисления налога явился вывод инспекции о том, что заявитель не вправе применять льготу, предусмотренную п. 11 ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2003 N 43-з "О налоге на имущество организаций", в связи с тем, что:
- - налогоплательщиком не представлены инвестиционный проект и заключение Минэкономразвития Республики Башкортостан об утвержденном сроке окупаемости, в то время как предусмотрено Законом Республики Башкортостан N ВС-6/35 от 20.06.1991 "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан", льгота предоставляется на срок окупаемости инвестиционных проектов. Дополнительно Министерство экономического развития Республики Башкортостан письмом от 03.03.2011 N 22-766 сообщило, что информацией по инвестиционному проекту ЗАО "Строительные материалы" не располагает, поскольку предприятие не обращалось в министерство для проведения инвестиционной экспертизы;
- - льгота, предусмотренная п. 11 ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2003 N 43-з "О налоге на имущество организаций", не распространяется на налогоплательщиков, получивших статус организации с иностранными инвестициями в результате приобретения иностранным инвестором доли в уставном капитале, а применяется в отношении вновь создаваемых коммерческих организаций с иностранными инвестициями,при создании же общества его единственным учредителем являлось ОАО "Сода", то есть иностранные инвестиции отсутствовали.
- в 2010 г. общество не обладало статусом организации с иностранными инвестициями, поскольку соответствующие изменения в Устав общества были внесены и зарегистрированы в установленном порядке в 2011 г.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 16.09.2011 N 537/16, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции утверждено.
Не согласившись с решением инспекции, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у общества права в 2010 году на льготу по налогу на имущество организаций, в связи с приобретением им статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Указанные выводы суда являются верными и сделаны с учетом всех доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи.
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (п. 1, 2 ст. 372 НК РФ).
Законом от 28.11.2003 N 43-з с 01.01.2004 "О налоге на имущество организаций" на территории Республики Башкортостан введен установленный НК РФ налог на имущество организаций.
Абзацем 1 п. 11 ст. 3 Закона от 28.11.2003 N 43-з "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 29.01.2009 N 88-з) установлена налоговая льгота, в соответствии с которой освобождаются от налогообложения коммерческие организации с иностранными инвестициями, в которых оплаченная доля иностранных инвестиций в уставном капитале составляет не менее 25 процентов, а доходы от осуществления собственной производственной деятельности превышают 70 процентов общей суммы доходов от реализованной ими продукции (работ, услуг), в течение трех лет с момента их государственной регистрации в части суммы налога, подлежащей зачислению в бюджет Республики Башкортостан.
Как следует из материалов дела, общество создано 01.07.2008, единственным учредителем выступило ОАО "Сода".
Между ОАО "Сода" и компанией "УралЦемент Холдинг Б.В.", зарегистрированной в соответствии с законодательством Нидерландов, 17.12.2008 заключен договор купли-продажи 277 369 акций общества (50%), 17.02.2009 произведена их оплата, о чем 10.03.2009 произведена запись в реестре именных ценных бумаг.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что доля оплаченных иностранных инвестиций компании "УралЦемент Холдинг Б.В." (Нидерланды) в уставном капитале общества с 10.03.2009 составляет более 25%, доходы общества от осуществления собственной производственной деятельности превышают 70 процентов общей суммы доходов от реализованной обществом продукции.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы инспекции об отсутствии права на льготу в 2010 году, в связи с регистрацией изменений в учредительные документы, связанных с приобретением иностранным инвестором долей в праве общества, лишь в 2011 году, а также отсутствием иностранных инвестиций на момент учреждения общества по следующим основаниям.
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора.
Соответственно статус коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть получен российской организацией не только с момента ее учреждения иностранным инвестором, но и с момента вхождения в состав ее участников иностранного инвестора и его получение не связано с регистрацией в уполномоченных органах изменений в учредительные документы.
Кроме того, возможность пользования льготой, установленной абз. 1 п. 11 ст. 3 Закона от 28.11.2003 N 43-з "О налоге на имущество организаций", не ставится в зависимость от способа получения налогоплательщиком статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у общества права в 2010 году на использование льготы, в связи с соблюдением условий, установленных абз. 1 п. 11 ст. 3 Закона от 28.11.2003 N 43-з "О налоге на имущество организаций" для ее получения.
Доводы инспекции о необходимости применения к спорным правоотношениям норм Закона Республики Башкортостан N ВС-6/35 от 20.06.1991 "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Так, согласно подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу ст. 14 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
В соответствии с п. 3 ст. 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Как видно из указанных выше норм налоговым законодательством предусмотрена возможность установления льгот по региональным налогам лишь законами субъектов Российской Федерации о налогах.
На территории Республики Башкортостан налог на имущество организаций, установленный НК РФ, введен Законом от 28.11.2003 N 43-з "О налоге на имущество организаций" с 01.01.2004, который и предусматривает спорную льготу, основания и порядок ее предоставления.
В то время как Закон Республики Башкортостан N ВС-6/35 от 20.06.1991 "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан", которым также установлены основания предоставления льготы по налогу на имущество организаций не является налоговым, поскольку действие данного Закона направлено на привлечение в экономику Республики Башкортостан иностранных инвестиций, установление гарантий и льгот иностранным инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность в Республике Башкортостан.
Соответственно, после введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации и, в частности, главы 30 НК РФ "Налог на имущество организаций", Закон Республики Башкортостан N ВС-6/35 от 20.06.1991 "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" не может применяться для регулирования правоотношений, связанных с установлением и применением налоговых льгот.
Таким образом, поскольку абз. 1 п. 11 ст. 3 Закона от 28.11.2003 N 43-з "О налоге на имущество организаций" не содержит требований, связанных с регистрацией инвестиционного проекта и не ограничивает свое действие лишь вновь создаваемыми коммерческими организациями с иностранными инвестициями, общество правомерно использовало в 2010 году, установленную данным законом льготу по налогу на имущество организаций.
В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы инспекции противоречат обстоятельствам, установленным по делу, основаны на неверном толковании норм права и подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2012 по делу N А07-20095/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.БОЯРШИНОВА
Судьи
Н.А.ИВАНОВА
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.04.2012 N 18АП-2917/2012 ПО ДЕЛУ N А07-20095/2011
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2012 г. N 18АП-2917/2012
Дело N А07-20095/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Ивановой Н.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2012 по делу N А07-20095/2011 (судья Ахметова Г.Ф.).
В заседании приняли участие представители:
- закрытого акционерного общества "Строительные материалы"- Джальчинов Д.Л. (доверенность от 10.06.2011 N 0117-79/д);
- Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамак Республики Башкортостан - Салимова В.М. (доверенность от 10.01.2012 N 03-07/00006).
Закрытое акционерное общество "Строительные материалы" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество, ЗАО "Строительные материалы") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 29.07.20111 N 26925 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2012 заявленные требования удовлетворены, решение инспекции от 29.07.20111 N 26925 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Обосновывая неправомерность использования обществом налоговой льготы по налогу на имущество, налоговый орган указывает, что судом не применен п. 3 ст. 6 Закона Республики Башкортостан от 20.06.1991 N ВС-6/35 "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан", которым установлены дополнительные условия предоставления льготы, не соблюденные обществом.
Так, указанной нормой предусмотрено, что срок предоставления налоговых льгот не может превышать срока окупаемости инвестиционного проекта, однако налогоплательщик не представил в ходе проверки инвестиционный проект и заключение Минэкономразвития Республики Башкортостан об утвержденном сроке окупаемости.
Кроме того, указанным законом предусмотрено, что льгота предоставляется коммерческим организациям, изначально созданным, в том числе, за счет иностранных инвестиций, в течение трех лет с момента их регистрации, в то время как единственным учредителем общества при создании являлось открытое акционерное общество "Сода" (далее - ОАО "Сода"), иностранные инвестиции на дату создания заявителя отсутствовали.
По мнению инспекции, Закон Республики Башкортостан" от 20.06.1991 N ВС-6/35 "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку согласно п. 3 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) льготы по региональным налогам устанавливаются также законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, налоговый орган ссылается на то, что статус организации с иностранными инвестициями приобретается лицом лишь с момента государственной регистрации изменений в учредительные документы, касающихся вхождения иностранного инвестора в состав акционеров российской компании. Решение о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице по заявлению налогоплательщика от 17.01.2011 принято налоговым органом 24.01.2011, то есть после окончания налогового периода (2010 год), в котором заявлена льгота.
Заявителем представлен отзыв, которым отклонены доводы апелляционной жалобы налогового органа.
Общество ссылается на то, что приобрело статус организации с иностранными инвестициями 10.03.2009, когда в состав его участников вошла иностранная компания "УралЦемент Холдинг Б.В." (Нидерланды).
Также в отзыве общество указало на то, что в силу ч. 2 п. 2 ст. 372 НК РФ льготы по налогу на имущество и основания их использования могут предусматриваться при установлении налога законами субъектов Российской Федерации.
Соответственно, поскольку Закон Республики Башкортостан" от 20.06.1991 N ВС-6/35 "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" не относится к законам о налогах, то не подлежит применению к спорным правоотношениям.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.03.2011 заявителем в инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по налогу на имущество за 2010 год, в которой заявлена льготы по налогу на имущество, предусмотренная п. 11 ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2003 N 43-з "О налоге на имущество организаций", в связи с приобретением обществом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, по результатам которой составлен акт проверки от 01.07.2011 N 2890 и вынесено решение от 29.07.20111 N 26925 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен налог на имущество организаций за 2010 год в сумме 23 925 028 рублей.
Основанием для доначисления налога явился вывод инспекции о том, что заявитель не вправе применять льготу, предусмотренную п. 11 ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2003 N 43-з "О налоге на имущество организаций", в связи с тем, что:
- - налогоплательщиком не представлены инвестиционный проект и заключение Минэкономразвития Республики Башкортостан об утвержденном сроке окупаемости, в то время как предусмотрено Законом Республики Башкортостан N ВС-6/35 от 20.06.1991 "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан", льгота предоставляется на срок окупаемости инвестиционных проектов. Дополнительно Министерство экономического развития Республики Башкортостан письмом от 03.03.2011 N 22-766 сообщило, что информацией по инвестиционному проекту ЗАО "Строительные материалы" не располагает, поскольку предприятие не обращалось в министерство для проведения инвестиционной экспертизы;
- - льгота, предусмотренная п. 11 ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2003 N 43-з "О налоге на имущество организаций", не распространяется на налогоплательщиков, получивших статус организации с иностранными инвестициями в результате приобретения иностранным инвестором доли в уставном капитале, а применяется в отношении вновь создаваемых коммерческих организаций с иностранными инвестициями,при создании же общества его единственным учредителем являлось ОАО "Сода", то есть иностранные инвестиции отсутствовали.
- в 2010 г. общество не обладало статусом организации с иностранными инвестициями, поскольку соответствующие изменения в Устав общества были внесены и зарегистрированы в установленном порядке в 2011 г.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 16.09.2011 N 537/16, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции утверждено.
Не согласившись с решением инспекции, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у общества права в 2010 году на льготу по налогу на имущество организаций, в связи с приобретением им статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Указанные выводы суда являются верными и сделаны с учетом всех доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи.
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (п. 1, 2 ст. 372 НК РФ).
Законом от 28.11.2003 N 43-з с 01.01.2004 "О налоге на имущество организаций" на территории Республики Башкортостан введен установленный НК РФ налог на имущество организаций.
Абзацем 1 п. 11 ст. 3 Закона от 28.11.2003 N 43-з "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 29.01.2009 N 88-з) установлена налоговая льгота, в соответствии с которой освобождаются от налогообложения коммерческие организации с иностранными инвестициями, в которых оплаченная доля иностранных инвестиций в уставном капитале составляет не менее 25 процентов, а доходы от осуществления собственной производственной деятельности превышают 70 процентов общей суммы доходов от реализованной ими продукции (работ, услуг), в течение трех лет с момента их государственной регистрации в части суммы налога, подлежащей зачислению в бюджет Республики Башкортостан.
Как следует из материалов дела, общество создано 01.07.2008, единственным учредителем выступило ОАО "Сода".
Между ОАО "Сода" и компанией "УралЦемент Холдинг Б.В.", зарегистрированной в соответствии с законодательством Нидерландов, 17.12.2008 заключен договор купли-продажи 277 369 акций общества (50%), 17.02.2009 произведена их оплата, о чем 10.03.2009 произведена запись в реестре именных ценных бумаг.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что доля оплаченных иностранных инвестиций компании "УралЦемент Холдинг Б.В." (Нидерланды) в уставном капитале общества с 10.03.2009 составляет более 25%, доходы общества от осуществления собственной производственной деятельности превышают 70 процентов общей суммы доходов от реализованной обществом продукции.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы инспекции об отсутствии права на льготу в 2010 году, в связи с регистрацией изменений в учредительные документы, связанных с приобретением иностранным инвестором долей в праве общества, лишь в 2011 году, а также отсутствием иностранных инвестиций на момент учреждения общества по следующим основаниям.
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора.
Соответственно статус коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть получен российской организацией не только с момента ее учреждения иностранным инвестором, но и с момента вхождения в состав ее участников иностранного инвестора и его получение не связано с регистрацией в уполномоченных органах изменений в учредительные документы.
Кроме того, возможность пользования льготой, установленной абз. 1 п. 11 ст. 3 Закона от 28.11.2003 N 43-з "О налоге на имущество организаций", не ставится в зависимость от способа получения налогоплательщиком статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у общества права в 2010 году на использование льготы, в связи с соблюдением условий, установленных абз. 1 п. 11 ст. 3 Закона от 28.11.2003 N 43-з "О налоге на имущество организаций" для ее получения.
Доводы инспекции о необходимости применения к спорным правоотношениям норм Закона Республики Башкортостан N ВС-6/35 от 20.06.1991 "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Так, согласно подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу ст. 14 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
В соответствии с п. 3 ст. 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Как видно из указанных выше норм налоговым законодательством предусмотрена возможность установления льгот по региональным налогам лишь законами субъектов Российской Федерации о налогах.
На территории Республики Башкортостан налог на имущество организаций, установленный НК РФ, введен Законом от 28.11.2003 N 43-з "О налоге на имущество организаций" с 01.01.2004, который и предусматривает спорную льготу, основания и порядок ее предоставления.
В то время как Закон Республики Башкортостан N ВС-6/35 от 20.06.1991 "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан", которым также установлены основания предоставления льготы по налогу на имущество организаций не является налоговым, поскольку действие данного Закона направлено на привлечение в экономику Республики Башкортостан иностранных инвестиций, установление гарантий и льгот иностранным инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность в Республике Башкортостан.
Соответственно, после введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации и, в частности, главы 30 НК РФ "Налог на имущество организаций", Закон Республики Башкортостан N ВС-6/35 от 20.06.1991 "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" не может применяться для регулирования правоотношений, связанных с установлением и применением налоговых льгот.
Таким образом, поскольку абз. 1 п. 11 ст. 3 Закона от 28.11.2003 N 43-з "О налоге на имущество организаций" не содержит требований, связанных с регистрацией инвестиционного проекта и не ограничивает свое действие лишь вновь создаваемыми коммерческими организациями с иностранными инвестициями, общество правомерно использовало в 2010 году, установленную данным законом льготу по налогу на имущество организаций.
В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы инспекции противоречат обстоятельствам, установленным по делу, основаны на неверном толковании норм права и подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2012 по делу N А07-20095/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.БОЯРШИНОВА
Судьи
Н.А.ИВАНОВА
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)