Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
21 октября 2005 г. - изготовлено Дело N А40-32612/05-114-246
Арбитражный суд в составе: судьи С., при ведении протокола судебного заседания судьей, с участием представителей от заявителя: П. - дов. от 03.06.05, Л. - дов. от 08.09.05; от налогового органа: Г. - дов. N 03-17/5116 от 06.05.05, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области о признании незаконным решения N 08-31/12 от 26.05.05, бездействия и обязании возвратить сумму излишне уплаченного земельного налога в размере 14610490 руб.,
Закрытое акционерное общество работников "Народное предприятие "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" (краткое наименование - ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ") обратилось в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области с заявлением о признании незаконным решения N 08-31/12 от 26.05.2005 в части указаний на неполную уплату заявителем земельного налога за 2002, 2003 и 2004 годы в результате неправильного использования заниженной ставки и на грубое нарушение правил бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности; предписаний о доначислении земельного налога за 2002, 2003 и 2004 годы и внесения исправлений в бухгалтерский учет.
Также заявитель просит признать незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии решения по заявлению ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" N А-9-16 от 13.05.05 о возврате из бюджета излишне уплаченного земельного налога в сумме 14610490 руб. за 2002, 2003 и 2004 годы, а также обязать налоговый орган возвратить заявителю сумму излишне уплаченного земельного налога за 2002, 2003 и 2004 годы в размере 14610490 руб.
Заявителем было подано письменное дополнение заявленных требований, в соответствии с которыми он также просит признать незаконным требование МИФНС России по КН Московской области от 15.06.2005 N 1041 об уплате налога.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" не меняет предмет или основание иска, не увеличивает размер исковых требований, а заявляет новое требование, которое ранее им заявлено не было, что нормами ст. 49 АПК РФ не предусмотрено.
Не применимы в данном случае и правила ст. 130 АПК РФ, так как истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой, но данная норма действует при первоначальной подаче искового заявления в суд.
Таким образом, ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" вправе подать в суд заявление о признании недействительным требования налогового органа по общим правилам искового производства.
Руководствуясь ст. ст. 49, 130 АПК РФ, суд определил: отказать ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" в принятии дополнений заявленных требований.
Заявленные требования основаны на следующем. 26.04.05 заявитель представил в Налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2002, 2003 и 2004 гг. с заявлением N А-2-43 о зачете излишне уплаченного земельного налога в счет будущих платежей.
13 мая 2005 г. ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" письмом N А-9-16 уточнило свое заявление, просив налоговый орган возвратить на счет заявителя сумму излишне уплаченного земельного налога за 2002 - 2004 гг. в размере 14610490 руб.
26 мая 2005 г. МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области вынесла решение N 08-31/12, в котором указала на неполную уплату земельного налога за 2002 - 2004 гг. в результате неправильного использования заниженной ставки и на грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Этим же решением налоговый орган доначислил земельный налога за 2002 - 2004 гг. и предложил внести исправления в бухгалтерский учет.
Заявитель не согласен с решением налогового органа. ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" ежегодно исполняло обязанность по уплате земельного налога в период 2002 - 2004 гг. по земельным участкам общим размером 314069 кв. м, предоставленным в бессрочное (постоянное) пользование.
За 2002 - 2004 гг. заявитель излишне уплатил земельный налог в размере 14610490 руб.
Излишняя уплата земельного налога объясняется тем, что при расчете и уплате земельного налога для своих земельных участков за 2002, 2003 и 2004 гг. ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" ошибочно применяло для себя установленный ст. 2 Закона Московской области от 16.06.96 N 18/96-ОЗ "О плате за землю в Московской области" коэффициент 2,5.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также расположенных вне населенного пункта земель промышленности) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", для земель городов - с коэффициентом 2,5.
Как следует из наименования таблицы 2 Приложения 2 Закона РФ "О плате за землю" в таблице 2 коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога определены в курортных зонах.
При этом нормы Закона РФ "О плате за землю" и нормы Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" должны применяться в совокупности.
Поскольку в Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение терминов "курортный район" и "зона отдыха", то в силу п. 1 ст. 11 НК РФ эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 96 Земельного кодекса РФ от 25.10.01 N 136-ФЗ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.
Земли, предоставленные в пользование ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ", не относятся к особо охраняемым природным территориям, а также не предназначены для лечения и отдыха граждан, предоставленные заявителю земли определены как земли для промышленных целей и под дошкольные учреждения.
Таким образом, в силу п. 1 ст. 7 Земельного кодекса земли промышленности и земли поселений являются самостоятельной категорией земель и не могут являться землями особо охраняемых территорий (курортов).
Налоговый орган заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве и оспариваемом решении, а именно.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 16.06.95 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" средние ставки земельного налога за земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств) на территории Московской области применяются с повышающим коэффициентом за земли городов - 2,5.
В соответствии с п. 1 решения Подольского городского Совета депутатов N 7/2 от 7.02.2002 установлена средняя ставка земельного налога в г. Подольске и составляет 16,22 руб. за 1 кв. м.
В нарушение вышеуказанного заявитель применял заниженную ставку земельного налога за земли городов и поселков в размере 6,49 за кв. м.
Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.02 установлено, что ставки земельного налога или арендной платы, действовавшие в 2002 г., применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8.
В соответствии с п. 1 решения Подольского городского Совета депутатов N 14/3 от 24.12.2002 установлена средняя ставка земельного налога в г. Подольске и составляет 29,20 руб. за 1 кв. м (16,22 х 1,8).
ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" применило заниженную ставку земельного налога - 11,68 руб. за кв. м.
В соответствии с п. 1 решения Подольского городского Совета депутатов N 22/2 от 26.12.2003 установлена средняя ставка земельного налога в г. Подольске и составляет 32,12 руб. за 1 кв. м, заявитель же применил заниженную ставку налога в размере 12,85.
Законодатель в Законе РФ "О плате за землю" установил, что вся Московская область является зоной отдыха г. Москвы (таблица N 2), при этом размер взимаемого земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей.
В силу ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", ст. 15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам.
При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
При вынесении решения N 08-31/12 от 26.05.05 налоговый орган руководствовался вышеуказанными решениями Подольского городского Совета депутатов.
Таблица 2 к Закону РФ "О плате за землю" устанавливает, что вся Московская область, без каких-либо изъятий, отнесена к зоне отдыха г. Москвы.
До настоящего времени пригородная зона г. Москвы и, соответственно, зона отдыха населения в ней федеральным законом не определена.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив представленные доказательства, дав им оценку в совокупности с доводами, суд пришел к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" представило в Налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2002 г., 2003 г. и 2004 г., согласно которым за 2002 г. заявитель излишне уплатил земельный налог в размере 3055891 руб., за 2003 г. в размере 5502489 руб., за 2004 г. в размере 6052109 руб. Итого: общая сумма излишне уплаченного земельного налога за 2002, 2003 и 2004 гг. составила 14610490 руб.
При этом сумма уплаченного земельного налога по первоначальным налоговым декларациям по земельному налогу за 2002 - 2004 гг. составила 24352910 руб., что подтверждается представленными платежными поручениями N 3167 от 17.09.02 на сумму 247100 руб., 3166 от 17.09.02 на сумму 2300000 руб., 3917 от 13.11.02 на сумму 2547099 руб., 3344 от 15.09.03 на сумму 2100000 руб., 3364 от 16.09.03 на сумму 1050000 руб., 3378 от 17.09.03 на сумму 1435407 руб., 4129 от 19.11.03 на сумму 1395408 руб., 4130 от 19.11.03 на сумму 3190000 руб., 3138 от 14.09.04 на сумму 5043948 руб., 3953 от 12.11.04 на сумму 4700000 руб., 3977 от 15.11.04 на сумму 343948 руб., всего 24352910 руб.
Факт уплаты земельного налога за 2002 - 2004 гг. в размере 24352910 руб. налоговым органом не оспаривается.
27 апреля 2005 г. ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" обратилось с заявлением в Налоговую инспекцию о принятии решения о зачете сумм излишне уплаченного земельного налога в размере 14610489 руб. за 2002, 2003 и 2004 гг. в счет будущих платежей в соответствии со ст. 78 НК РФ.
Так как налоговый орган в сроки, предусмотренные п. 4 ст. 78 НК РФ, не вынес решения о зачете суммы излишне уплаченного земельного налога, 16 мая 2005 г. ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" с учетом письма налогового органа, представило в Налоговую инспекцию заявление N А-9-16 от 13.05.05, в соответствии с которым просило Налоговую инспекцию произвести возврат суммы излишне уплаченного земельного налога за 2002 - 2004 гг. в размере 14610490 руб.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 11.09.91 N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
Согласно свидетельству N 4829 на право на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, выданному АО "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" по ул. Бронницкая, заявителю предоставлено для промышленных целей 297937 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.04.03 заявителю в постоянное (бессрочное) пользование передан земельный участок в размере 1268 кв. м для расширения территории автопарка.
Согласно свидетельству N 3092 заявителю передано для дошкольного учреждения в бессрочное (постоянное) пользование 4360 кв. м, а по свидетельству N 3093 - 10504 кв. м.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Порядок же взимания земельного налога регулируется Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
При этом субъектам Российской Федерации не предоставлено права устанавливать какие-либо коэффициенты, увеличивающие средние ставки земельного налога за городские (поселковые) земли.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также расположенных вне населенного пункта земель промышленности) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", для земель городов с коэффициентом 2,5 (для Подольского района Московской области Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" установлен коэффициент 4).
Однако в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", на которое ссылается Закон Московской области "О плате за землю в Московской области" от 16.06.95 N 18/95-ОЗ, установлен коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных районах и зонах отдыха, в том числе в зоне отдыха Москвы.
При этом коэффициенты установлены по градостроительным зонам для земель высокой и меньшей рекреационной ценности.
При этом статья 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" установила повышающие коэффициенты для земельных участков всех категорий на территории Московской области, что противоречит федеральному закону.
В налоговом законодательстве отсутствует определение терминов "курортный район", "зона отдыха", "земли рекреационного назначения", поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.
Земельное законодательство четко разграничивает категории и зоны земель по видам и целям их использования.
В соответствии с п. 1 статьи 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В соответствии с п. 5 ст. 98 Земельного кодекса РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ земли поселений делятся на территориальные зоны. Исходя из п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель поселений (земель городов) входят земельные участки, которые в соответствии с градостроительными регламентами относятся к производственным, рекреационным или иным территориальным зонам.
Таким образом, Земельный кодекс РФ в составе земель городов рекреационные зоны выделяет отдельно.
Рекреационная ценность земли напрямую связана с целью ее использования.
В соответствии с п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Земли поселений в состав земель рекреационного назначения не входят, а также не входят в состав земель пригородных зеленых зон, поскольку не выполняют назначения и функций таких земель.
В соответствии с пп. "ж" п. 1 ст. 2 и ст. 4 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" лечебно-оздоровительные местности и курорты являются особо охраняемыми природными территориями и должны быть включены в государственный кадастр.
У ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" документы, свидетельствующие о принадлежности выделенных ему в бессрочное пользование земель к рекреационным зонам и зонам отдыха г. Москвы, отсутствуют.
Спорные земельные участки находятся в г. Подольске Московской области и не отнесены в установленном порядке к курортной зоне или зоне отдыха ни федеральным законодательством, ни законодательством Московской области.
Налоговый орган не представил суду доказательств того, что выделенные заявителю земельные участки относятся к рекреационным зонам и зонам отдыха Москвы, курортным районам, что они включены в установленном порядке в государственный кадастр.
Следовательно, к землям поселений (городов), относящимся к отдельной категории земель и не имеющим рекреационной ценности, не может применяться повышающий коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Кроме того, Законом РФ "О плате за землю" не установлено, что вся территория Московской области относится к зоне отдыха Москвы для целей налогообложения.
Согласно письму Администрации города Подольска от 16.09.05 N 1554-34 все спорные земельные участки, предоставленные ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ", не находились, не находятся в курортных районах, в курортных зонах, в зонах отдыха и в лечебно-оздоровительных местностях, а также не относятся к особо охраняемым природным территориям.
Судом не принимается ссылка налогового органа на Закон Московской области "О плате за землю в Московской области", так как данный Закон не может противоречить Федеральному закону, из смысла которого вытекает возможность применения коэффициента 2,5 только в курортных зонах и зонах отдыха.
Таким образом, получив от налогоплательщика заявление о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога, налоговый орган в силу п. п. 7 - 9 Налогового кодекса РФ в месячный срок со дня подачи заявления должен был вернуть налогоплательщику сумму излишне уплаченного налога.
Заявление в Налоговую инспекцию о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога в размере 14610490 руб. было подано 16 мая 2005 г., следовательно, налог должен был быть возвращен налогоплательщику не позднее 16 июня 2005 г., однако налоговый орган сумму излишне уплаченного налога налогоплательщику не вернул, решения о возврате не принял, вместо этого было вынесено решение от 26 мая 2005 г. N 08-31/12 (по уточненным налоговым декларациям по земельному налогу за 2002 - 2004 гг.), в соответствии с которым налоговый орган предложил налогоплательщику доначислить земельный налог за 2002 - 2004 гг. в размере 14610490 руб., а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
В связи с чем налоговый орган вынес необоснованное и незаконное решение.
Подлежит удовлетворению и требование заявителя о признании незаконным бездействия налогового органа, так как решение о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога в установленный ст. 78 НК РФ срок принято не было.
Задолженности по уплате налогов ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" не имеет, что подтверждается справками налогового органа, которые судом исследованы и приобщены к материалам дела.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 181, 201 АПК РФ, суд
признать незаконным и не соответствующим нормам Налогового кодекса РФ, Закону РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области N 08-31/12 от 26.05.2005, принятое в отношении ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ", в части до начислений и предложения уплатить земельный налог за 2002 г., 2003 г. и 2004 г., а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет (п. п. 2, 2.1, 3 резолютивной части решения).
Признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" N А-9-16 от 13.05.05 о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного земельного налога в размере 14610490 руб., как не соответствующее ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Обязать Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области возвратить ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" сумму излишне уплаченного земельного налога за 2002 - 2004 гг. в размере 14610490 руб.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в размере 88552 руб. 45 коп.
Решение суда может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 21.10.2005, 22.09.2005 ПО ДЕЛУ N А40-32612/05-114-246
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
21 октября 2005 г. - изготовлено Дело N А40-32612/05-114-246
Арбитражный суд в составе: судьи С., при ведении протокола судебного заседания судьей, с участием представителей от заявителя: П. - дов. от 03.06.05, Л. - дов. от 08.09.05; от налогового органа: Г. - дов. N 03-17/5116 от 06.05.05, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области о признании незаконным решения N 08-31/12 от 26.05.05, бездействия и обязании возвратить сумму излишне уплаченного земельного налога в размере 14610490 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество работников "Народное предприятие "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" (краткое наименование - ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ") обратилось в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области с заявлением о признании незаконным решения N 08-31/12 от 26.05.2005 в части указаний на неполную уплату заявителем земельного налога за 2002, 2003 и 2004 годы в результате неправильного использования заниженной ставки и на грубое нарушение правил бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности; предписаний о доначислении земельного налога за 2002, 2003 и 2004 годы и внесения исправлений в бухгалтерский учет.
Также заявитель просит признать незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии решения по заявлению ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" N А-9-16 от 13.05.05 о возврате из бюджета излишне уплаченного земельного налога в сумме 14610490 руб. за 2002, 2003 и 2004 годы, а также обязать налоговый орган возвратить заявителю сумму излишне уплаченного земельного налога за 2002, 2003 и 2004 годы в размере 14610490 руб.
Заявителем было подано письменное дополнение заявленных требований, в соответствии с которыми он также просит признать незаконным требование МИФНС России по КН Московской области от 15.06.2005 N 1041 об уплате налога.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" не меняет предмет или основание иска, не увеличивает размер исковых требований, а заявляет новое требование, которое ранее им заявлено не было, что нормами ст. 49 АПК РФ не предусмотрено.
Не применимы в данном случае и правила ст. 130 АПК РФ, так как истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой, но данная норма действует при первоначальной подаче искового заявления в суд.
Таким образом, ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" вправе подать в суд заявление о признании недействительным требования налогового органа по общим правилам искового производства.
Руководствуясь ст. ст. 49, 130 АПК РФ, суд определил: отказать ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" в принятии дополнений заявленных требований.
Заявленные требования основаны на следующем. 26.04.05 заявитель представил в Налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2002, 2003 и 2004 гг. с заявлением N А-2-43 о зачете излишне уплаченного земельного налога в счет будущих платежей.
13 мая 2005 г. ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" письмом N А-9-16 уточнило свое заявление, просив налоговый орган возвратить на счет заявителя сумму излишне уплаченного земельного налога за 2002 - 2004 гг. в размере 14610490 руб.
26 мая 2005 г. МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области вынесла решение N 08-31/12, в котором указала на неполную уплату земельного налога за 2002 - 2004 гг. в результате неправильного использования заниженной ставки и на грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Этим же решением налоговый орган доначислил земельный налога за 2002 - 2004 гг. и предложил внести исправления в бухгалтерский учет.
Заявитель не согласен с решением налогового органа. ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" ежегодно исполняло обязанность по уплате земельного налога в период 2002 - 2004 гг. по земельным участкам общим размером 314069 кв. м, предоставленным в бессрочное (постоянное) пользование.
За 2002 - 2004 гг. заявитель излишне уплатил земельный налог в размере 14610490 руб.
Излишняя уплата земельного налога объясняется тем, что при расчете и уплате земельного налога для своих земельных участков за 2002, 2003 и 2004 гг. ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" ошибочно применяло для себя установленный ст. 2 Закона Московской области от 16.06.96 N 18/96-ОЗ "О плате за землю в Московской области" коэффициент 2,5.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также расположенных вне населенного пункта земель промышленности) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", для земель городов - с коэффициентом 2,5.
Как следует из наименования таблицы 2 Приложения 2 Закона РФ "О плате за землю" в таблице 2 коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога определены в курортных зонах.
При этом нормы Закона РФ "О плате за землю" и нормы Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" должны применяться в совокупности.
Поскольку в Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение терминов "курортный район" и "зона отдыха", то в силу п. 1 ст. 11 НК РФ эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 96 Земельного кодекса РФ от 25.10.01 N 136-ФЗ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.
Земли, предоставленные в пользование ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ", не относятся к особо охраняемым природным территориям, а также не предназначены для лечения и отдыха граждан, предоставленные заявителю земли определены как земли для промышленных целей и под дошкольные учреждения.
Таким образом, в силу п. 1 ст. 7 Земельного кодекса земли промышленности и земли поселений являются самостоятельной категорией земель и не могут являться землями особо охраняемых территорий (курортов).
Налоговый орган заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве и оспариваемом решении, а именно.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 16.06.95 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" средние ставки земельного налога за земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств) на территории Московской области применяются с повышающим коэффициентом за земли городов - 2,5.
В соответствии с п. 1 решения Подольского городского Совета депутатов N 7/2 от 7.02.2002 установлена средняя ставка земельного налога в г. Подольске и составляет 16,22 руб. за 1 кв. м.
В нарушение вышеуказанного заявитель применял заниженную ставку земельного налога за земли городов и поселков в размере 6,49 за кв. м.
Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.02 установлено, что ставки земельного налога или арендной платы, действовавшие в 2002 г., применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8.
В соответствии с п. 1 решения Подольского городского Совета депутатов N 14/3 от 24.12.2002 установлена средняя ставка земельного налога в г. Подольске и составляет 29,20 руб. за 1 кв. м (16,22 х 1,8).
ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" применило заниженную ставку земельного налога - 11,68 руб. за кв. м.
В соответствии с п. 1 решения Подольского городского Совета депутатов N 22/2 от 26.12.2003 установлена средняя ставка земельного налога в г. Подольске и составляет 32,12 руб. за 1 кв. м, заявитель же применил заниженную ставку налога в размере 12,85.
Законодатель в Законе РФ "О плате за землю" установил, что вся Московская область является зоной отдыха г. Москвы (таблица N 2), при этом размер взимаемого земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей.
В силу ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", ст. 15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам.
При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
При вынесении решения N 08-31/12 от 26.05.05 налоговый орган руководствовался вышеуказанными решениями Подольского городского Совета депутатов.
Таблица 2 к Закону РФ "О плате за землю" устанавливает, что вся Московская область, без каких-либо изъятий, отнесена к зоне отдыха г. Москвы.
До настоящего времени пригородная зона г. Москвы и, соответственно, зона отдыха населения в ней федеральным законом не определена.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив представленные доказательства, дав им оценку в совокупности с доводами, суд пришел к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" представило в Налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2002 г., 2003 г. и 2004 г., согласно которым за 2002 г. заявитель излишне уплатил земельный налог в размере 3055891 руб., за 2003 г. в размере 5502489 руб., за 2004 г. в размере 6052109 руб. Итого: общая сумма излишне уплаченного земельного налога за 2002, 2003 и 2004 гг. составила 14610490 руб.
При этом сумма уплаченного земельного налога по первоначальным налоговым декларациям по земельному налогу за 2002 - 2004 гг. составила 24352910 руб., что подтверждается представленными платежными поручениями N 3167 от 17.09.02 на сумму 247100 руб., 3166 от 17.09.02 на сумму 2300000 руб., 3917 от 13.11.02 на сумму 2547099 руб., 3344 от 15.09.03 на сумму 2100000 руб., 3364 от 16.09.03 на сумму 1050000 руб., 3378 от 17.09.03 на сумму 1435407 руб., 4129 от 19.11.03 на сумму 1395408 руб., 4130 от 19.11.03 на сумму 3190000 руб., 3138 от 14.09.04 на сумму 5043948 руб., 3953 от 12.11.04 на сумму 4700000 руб., 3977 от 15.11.04 на сумму 343948 руб., всего 24352910 руб.
Факт уплаты земельного налога за 2002 - 2004 гг. в размере 24352910 руб. налоговым органом не оспаривается.
27 апреля 2005 г. ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" обратилось с заявлением в Налоговую инспекцию о принятии решения о зачете сумм излишне уплаченного земельного налога в размере 14610489 руб. за 2002, 2003 и 2004 гг. в счет будущих платежей в соответствии со ст. 78 НК РФ.
Так как налоговый орган в сроки, предусмотренные п. 4 ст. 78 НК РФ, не вынес решения о зачете суммы излишне уплаченного земельного налога, 16 мая 2005 г. ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" с учетом письма налогового органа, представило в Налоговую инспекцию заявление N А-9-16 от 13.05.05, в соответствии с которым просило Налоговую инспекцию произвести возврат суммы излишне уплаченного земельного налога за 2002 - 2004 гг. в размере 14610490 руб.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 11.09.91 N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
Согласно свидетельству N 4829 на право на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, выданному АО "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" по ул. Бронницкая, заявителю предоставлено для промышленных целей 297937 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.04.03 заявителю в постоянное (бессрочное) пользование передан земельный участок в размере 1268 кв. м для расширения территории автопарка.
Согласно свидетельству N 3092 заявителю передано для дошкольного учреждения в бессрочное (постоянное) пользование 4360 кв. м, а по свидетельству N 3093 - 10504 кв. м.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Порядок же взимания земельного налога регулируется Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
При этом субъектам Российской Федерации не предоставлено права устанавливать какие-либо коэффициенты, увеличивающие средние ставки земельного налога за городские (поселковые) земли.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также расположенных вне населенного пункта земель промышленности) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", для земель городов с коэффициентом 2,5 (для Подольского района Московской области Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" установлен коэффициент 4).
Однако в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", на которое ссылается Закон Московской области "О плате за землю в Московской области" от 16.06.95 N 18/95-ОЗ, установлен коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных районах и зонах отдыха, в том числе в зоне отдыха Москвы.
При этом коэффициенты установлены по градостроительным зонам для земель высокой и меньшей рекреационной ценности.
При этом статья 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" установила повышающие коэффициенты для земельных участков всех категорий на территории Московской области, что противоречит федеральному закону.
В налоговом законодательстве отсутствует определение терминов "курортный район", "зона отдыха", "земли рекреационного назначения", поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.
Земельное законодательство четко разграничивает категории и зоны земель по видам и целям их использования.
В соответствии с п. 1 статьи 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В соответствии с п. 5 ст. 98 Земельного кодекса РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ земли поселений делятся на территориальные зоны. Исходя из п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель поселений (земель городов) входят земельные участки, которые в соответствии с градостроительными регламентами относятся к производственным, рекреационным или иным территориальным зонам.
Таким образом, Земельный кодекс РФ в составе земель городов рекреационные зоны выделяет отдельно.
Рекреационная ценность земли напрямую связана с целью ее использования.
В соответствии с п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Земли поселений в состав земель рекреационного назначения не входят, а также не входят в состав земель пригородных зеленых зон, поскольку не выполняют назначения и функций таких земель.
В соответствии с пп. "ж" п. 1 ст. 2 и ст. 4 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" лечебно-оздоровительные местности и курорты являются особо охраняемыми природными территориями и должны быть включены в государственный кадастр.
У ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" документы, свидетельствующие о принадлежности выделенных ему в бессрочное пользование земель к рекреационным зонам и зонам отдыха г. Москвы, отсутствуют.
Спорные земельные участки находятся в г. Подольске Московской области и не отнесены в установленном порядке к курортной зоне или зоне отдыха ни федеральным законодательством, ни законодательством Московской области.
Налоговый орган не представил суду доказательств того, что выделенные заявителю земельные участки относятся к рекреационным зонам и зонам отдыха Москвы, курортным районам, что они включены в установленном порядке в государственный кадастр.
Следовательно, к землям поселений (городов), относящимся к отдельной категории земель и не имеющим рекреационной ценности, не может применяться повышающий коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Кроме того, Законом РФ "О плате за землю" не установлено, что вся территория Московской области относится к зоне отдыха Москвы для целей налогообложения.
Согласно письму Администрации города Подольска от 16.09.05 N 1554-34 все спорные земельные участки, предоставленные ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ", не находились, не находятся в курортных районах, в курортных зонах, в зонах отдыха и в лечебно-оздоровительных местностях, а также не относятся к особо охраняемым природным территориям.
Судом не принимается ссылка налогового органа на Закон Московской области "О плате за землю в Московской области", так как данный Закон не может противоречить Федеральному закону, из смысла которого вытекает возможность применения коэффициента 2,5 только в курортных зонах и зонах отдыха.
Таким образом, получив от налогоплательщика заявление о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога, налоговый орган в силу п. п. 7 - 9 Налогового кодекса РФ в месячный срок со дня подачи заявления должен был вернуть налогоплательщику сумму излишне уплаченного налога.
Заявление в Налоговую инспекцию о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога в размере 14610490 руб. было подано 16 мая 2005 г., следовательно, налог должен был быть возвращен налогоплательщику не позднее 16 июня 2005 г., однако налоговый орган сумму излишне уплаченного налога налогоплательщику не вернул, решения о возврате не принял, вместо этого было вынесено решение от 26 мая 2005 г. N 08-31/12 (по уточненным налоговым декларациям по земельному налогу за 2002 - 2004 гг.), в соответствии с которым налоговый орган предложил налогоплательщику доначислить земельный налог за 2002 - 2004 гг. в размере 14610490 руб., а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
В связи с чем налоговый орган вынес необоснованное и незаконное решение.
Подлежит удовлетворению и требование заявителя о признании незаконным бездействия налогового органа, так как решение о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога в установленный ст. 78 НК РФ срок принято не было.
Задолженности по уплате налогов ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" не имеет, что подтверждается справками налогового органа, которые судом исследованы и приобщены к материалам дела.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 181, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконным и не соответствующим нормам Налогового кодекса РФ, Закону РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области N 08-31/12 от 26.05.2005, принятое в отношении ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ", в части до начислений и предложения уплатить земельный налог за 2002 г., 2003 г. и 2004 г., а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет (п. п. 2, 2.1, 3 резолютивной части решения).
Признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" N А-9-16 от 13.05.05 о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного земельного налога в размере 14610490 руб., как не соответствующее ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Обязать Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области возвратить ЗАОр "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" сумму излишне уплаченного земельного налога за 2002 - 2004 гг. в размере 14610490 руб.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в размере 88552 руб. 45 коп.
Решение суда может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)