Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 8 августа 2005 года Дело N А29-11079/2004а
Открытое акционерное общество по добыче угля (далее - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (на момент подачи жалобы - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы, далее - Инспекция, налоговый орган) от 13.09.2004 N 04-04-22/32.
Решением суда от 16.02.2005 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.04.2005 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Заявитель считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно пункт 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пункты 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения". По его мнению, Общество неправомерно применило налоговую ставку ноль процентов по налогу на добычу полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых, поскольку нормативы потерь на 2002 год для ОАО "Воркутауголь" не были утверждены.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу против доводов налогового органа возразило, указав на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в заседание суда не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной ОАО "Воркутауголь" уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за третий квартал 2002 года и установила неполную уплату указанного налога в результате неправомерного применения налоговой ставки ноль процентов в части нормативных потерь.
По результатам проверки исполняющий обязанности руководителя налогового органа принял решение от 13.09.2004 N 04-04-22/32 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной в пункте 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 1401463 рублей 80 копеек. Одновременно налогоплательщику предложено уплатить 3663000 рублей недоимки по налогу на добычу полезных ископаемых и 1465200 рублей пеней за его неуплату.
Не согласившись с названным решением, ОАО обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворив заявленное требование, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался пунктом 1 статьи 342 Кодекса, положениями постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения". При этом суд указал, что Общество правомерно применило налоговую ставку ноль процентов по налогу на добычу полезных ископаемых в части их нормативных потерь, воспользовавшись нормативами, утвержденными Управлением Печорского округа Гостехнадзора Российской Федерации.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 и вступили в действие с 01.01.2002.
Между тем названные Правила не отменяют и не изменяют нормативы технологических потерь, утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения".
Согласно письму Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 13.08.2002, 16.08.2002 N ПС-19-46/4467 АС-04-35/472 "О нормативах потерь твердых полезных ископаемых на 2002 год" нормативы потерь, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки при добыче твердых полезных ископаемых на 2002 год, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 (01.01.2002), повторному утверждению не подлежат.
В указанных случаях документом, подтверждающим утверждение нормативов потерь твердых полезных ископаемых, является копия принятого в установленном порядке решения территориального органа Госгортехнадзора России по результатам рассмотрения годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) на 2002 год или соответствующая выписка из указанного решения, заверенная территориальным органом Госгортехнадзора России.
Общество в подтверждение правомерности применения налоговой ставки ноль процентов по налогу на добычу полезных ископаемых представило протокол заседания Совета Управления Печорского округа от 20.12.2001-21.12.2001 N 32, оформленный по результатам рассмотрения Программ развития горных работ и нормативов потерь угля в недрах при добыче на 2002 год по шахтам города Воркуты.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми сделал правильный вывод о наличии у Общества права на применение налоговой ставки ноль процентов по налогу на добычу полезных ископаемых в части их нормативных потерь и правомерно признал решение налогового органа недействительным.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, признаются судом несостоятельными.
С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Коми правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, суд не допустил, поэтому кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.02.2005 и постановление апелляционной инстанции от 15.04.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-11079/2004а оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 08.08.2005 N А29-11079/2004А
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 8 августа 2005 года Дело N А29-11079/2004а
Открытое акционерное общество по добыче угля (далее - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (на момент подачи жалобы - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы, далее - Инспекция, налоговый орган) от 13.09.2004 N 04-04-22/32.
Решением суда от 16.02.2005 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.04.2005 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Заявитель считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно пункт 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пункты 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения". По его мнению, Общество неправомерно применило налоговую ставку ноль процентов по налогу на добычу полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых, поскольку нормативы потерь на 2002 год для ОАО "Воркутауголь" не были утверждены.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу против доводов налогового органа возразило, указав на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в заседание суда не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной ОАО "Воркутауголь" уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за третий квартал 2002 года и установила неполную уплату указанного налога в результате неправомерного применения налоговой ставки ноль процентов в части нормативных потерь.
По результатам проверки исполняющий обязанности руководителя налогового органа принял решение от 13.09.2004 N 04-04-22/32 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной в пункте 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 1401463 рублей 80 копеек. Одновременно налогоплательщику предложено уплатить 3663000 рублей недоимки по налогу на добычу полезных ископаемых и 1465200 рублей пеней за его неуплату.
Не согласившись с названным решением, ОАО обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворив заявленное требование, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался пунктом 1 статьи 342 Кодекса, положениями постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения". При этом суд указал, что Общество правомерно применило налоговую ставку ноль процентов по налогу на добычу полезных ископаемых в части их нормативных потерь, воспользовавшись нормативами, утвержденными Управлением Печорского округа Гостехнадзора Российской Федерации.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 и вступили в действие с 01.01.2002.
Между тем названные Правила не отменяют и не изменяют нормативы технологических потерь, утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения".
Согласно письму Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 13.08.2002, 16.08.2002 N ПС-19-46/4467 АС-04-35/472 "О нормативах потерь твердых полезных ископаемых на 2002 год" нормативы потерь, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки при добыче твердых полезных ископаемых на 2002 год, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 (01.01.2002), повторному утверждению не подлежат.
В указанных случаях документом, подтверждающим утверждение нормативов потерь твердых полезных ископаемых, является копия принятого в установленном порядке решения территориального органа Госгортехнадзора России по результатам рассмотрения годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) на 2002 год или соответствующая выписка из указанного решения, заверенная территориальным органом Госгортехнадзора России.
Общество в подтверждение правомерности применения налоговой ставки ноль процентов по налогу на добычу полезных ископаемых представило протокол заседания Совета Управления Печорского округа от 20.12.2001-21.12.2001 N 32, оформленный по результатам рассмотрения Программ развития горных работ и нормативов потерь угля в недрах при добыче на 2002 год по шахтам города Воркуты.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми сделал правильный вывод о наличии у Общества права на применение налоговой ставки ноль процентов по налогу на добычу полезных ископаемых в части их нормативных потерь и правомерно признал решение налогового органа недействительным.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, признаются судом несостоятельными.
С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Коми правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, суд не допустил, поэтому кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.02.2005 и постановление апелляционной инстанции от 15.04.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-11079/2004а оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)