Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 02.06.2008 г.
Решение изготовлено в полном объеме 09.06.2008 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Судья: З.
Протокол судебного заседания вел З.
рассмотрел дело по заявлению ОАО РАО "ЕЭС России"
к МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4
3-е лицо Инспекция ФНС России по г. Ногинску Московской области
о возврате излишне уплаченного налога
при участии представителей сторон:
от заявителя: К. по дов. от 26.10.07 г.
от МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4 В. по дов. от 09.01.07 г., Д. по дов. от 29.12.07 г.
от Инспекция ФНС России по г. Ногинску Московской области С. по дов. от 06.11.07 г.
ОАО РАО "ЕЭС России" (далее - общество, заявитель) заявлено требование к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (далее - налоговый орган, инспекции), с учетом уточнения требования в порядке ст. 49 АПК РФ, об обязании возвратить суммы излишне уплаченных налогов (взысканных) налоговых платежей в общей сумме 13 899 986, 26 руб., из них:
- - излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет субъекта РФ в размере 9 219 928, 14 руб.;
- - излишне уплаченного налога на прибыль из местного бюджета в размере 4 139 851,37 руб.;
- - излишне взысканных пени по налогу на прибыль из местного бюджета в размере 540 206,75 руб.
В обоснование заявленных требований общество указало, что инспекция необоснованно не возвращает налог на прибыль, излишне уплаченный в бюджет субъекта РФ, в местный бюджет, а также излишне взысканные пени.
Ответчик против удовлетворения требований заявителя возражал, по доводам, изложенным в отзыве и пояснениях на заявление, указала что заявителем пропущен трехлетний срок для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.
Третье лицо письменно позицию по спору не изложило.
Исследовав письменные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев дело в порядке ст. 200 АПК РФ, суд установил, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Общество является организацией - плательщиком налога на прибыль организаций.
Контроль за полнотой и своевременностью уплаты Обществом (головной организацией) налога на прибыль осуществляет Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4, где общество состоит на налоговом учете.
Контроль за полнотой и своевременностью уплаты Обществом налога на прибыль в бюджет субъекта РФ и местный бюджет до 01 декабря 2004 г., по месту нахождения обособленного структурного подразделения Электросетьремонт, осуществляла Инспекция ФНС России по городу Ногинску Московской области.
С 01 декабря 2004 г. в связи с ликвидацией филиала Электросетьремонт Заявитель снят с налогового учета в Инспекции ФНС России по городу Ногинску Московской области.
Как следует из материалов дела, заявитель уплачивал налог на прибыль по трем уровням бюджетной системы, в том числе в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, в виде ежемесячных авансовых платежей в соответствии со ст. ст. 286, 287 НК РФ.
В подтверждение уплаты налога за 2002, 2003 г. Заявитель представил платежные документы, свидетельствующие, что им были уплачены в бюджеты суммы налога на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения филиала Электросетьремонт.
За 2002 г. уплачено:
За 2003 г. уплачено:
Таким образом, размер уплаченного в бюджет налога материалами дела подтвержден. Сам факт уплаты и размер уплаты налоговым органом не оспаривается.
Кроме того, в подтверждение размера налоговых обязательств по налогу на прибыль заявителем представлены налоговые декларации за 2002, 2003 гг.
Заявитель 05 марта 2005 г. в порядке статьи 81 НК РФ подал уточненный расчет N 1 (налоговую декларацию) распределения авансовых платежей и налога на прибыль за 2002 г. по месту нахождения филиала Электросетьремонт.
Согласно представленному уточненному расчету N 1 сумма налога на прибыль за 2002 г. по месту нахождения филиала Электросетьремонт составила: в бюджет субъекта РФ 23 201 584 руб.; в местный бюджет 3 200 218 руб.
По истечении трех месяцев - срока проведения камеральной налоговой проверки налоговые органы не предъявили каких-либо замечаний (возражений) по данному уточненному расчету.
Таким образом, по итогам 2002 г. у Истца образовалась переплата налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты по месту нахождения филиала Электросетьремонт: в бюджет субъекта РФ 1 087 490,00 руб. (24 289 074 руб. - 23 201 584 руб.); в местный бюджет 11 244 456,00 руб. (14 444 674 руб. - 3 200 218 руб.).
Заявитель 24 июля 2006 г. в порядке статьи 81 НК РФ подал уточненный расчет (налоговую декларацию) распределения авансовых платежей и налога на прибыль за 2003 г. по месту нахождения филиала Электросетьремонт.
Согласно уточненному расчету сумма налога на прибыль за 2003 г. по месту нахождения Электросетьремонт составила: в бюджет субъекта РФ 1 660740 руб.; в местный бюджет 207 592 руб.
По истечении трех месяцев - срока проведения камеральной налоговой проверки налоговые органы также не предъявили каких-либо замечаний (возражений) по данному уточненному расчету.
Таким образом, по итогам 2003 г. у Истца образовалась переплата налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты по месту нахождения филиала Электросетьремонт: в бюджет субъекта РФ 10 346 512,00 руб. (12 007 252,00 руб. - 1 660740 руб.); в местный бюджет 4 340 889,00 руб. (4 548 481,00 руб. - 207 592 руб.).
В связи с представлением уточненных налоговых деклараций по итогам 2002 - 2003 гг., у общества образовалась переплата налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты по месту нахождения филиала Электросетьремонт:
- в бюджет субъекта РФ 11 434 002,00 руб. (1 087 490,00 руб. (за 2002 г.) + 10 346 512,00 руб. (за 2003 г.));
- в местный бюджет 15 585 345,00 руб. (11 244 456,00 руб. (за 2002 г.) + 4 340 889,00 руб. (за 2003 г.)).
Как указал представитель общество до представления 05 марта 2005 г. и 24 июля 2006 г. уточненных налоговых деклараций за 2002, 2003 гг., общество не могло точно определить сумму налога на прибыль, причитающуюся к уплате в местный бюджет по месту нахождения филиала Электросетьремонт, по следующим причинам.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2001 г. N 526 были одобрены Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от 03.08.2001 г. N 1040-р был утвержден План мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики. Тем самым была начата реформа электроэнергетики.
Указанными нормативными правовыми актами предусматривалось создание в 2002 - 2003 гг. Федеральной сетевой компании (ОАО "ФСК ЕЭС"), Единого диспетчерского центра - Системного оператора (ОАО "СО-ЦДУ"), создание Администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии, создание региональных генерирующих компаний. Создание указанных организаций было предусмотрено силами ОАО РАО "ЕЭС России" на базе принадлежащего ему имущества (магистральных линий электропередачи, генерирующих мощностей и т.д.).
Таким образом, утвержденной Правительством РФ программой реформирования электроэнергетики предусматривалось выделение из ОАО РАО "ЕЭС России" и создание новых юридических лиц. ОАО РАО "ЕЭС России" передавало в уставные капиталы создаваемых юридических лиц свое имущество (генерирующие мощности, линии электропередачи, диспетчерское и другое оборудование).
В связи с реформированием и передачей имущества (основных средств) ОАО РАО "ЕЭС России", в том числе имущества филиала Электросетьремонт, изменением числа и структуры филиалов, неоднократным изменением в связи с этим численности работников, установить уточненную сумму налога на прибыль, подлежащую уплате ОАО РАО "ЕЭС России" в соответствии со ст. 288 НК РФ, длительное время (2001 - 2004 гг.) не представлялось возможным.
Поскольку сумма налога на прибыль по каждому филиалу ОАО РАО "ЕЭС России" определяется исходя из доли филиала в составе ОАО РАО "ЕЭС России", то определить сумму налога на прибыль по каждому филиалу было возможно только после завершения процесса реформирования отрасли, определения уточненной суммы налога на прибыль по всему аппарату ОАО РАО "ЕЭС России" и разбивки этой суммы по каждому филиалу Общества.
Как пояснил представитель общества, соответствующие расчеты были закончены в 2004 - 2005 гг. и отражены в обобщенном уточненном расчете N 1 (налоговой декларации) распределения авансовых платежей и налога на прибыль ОАО РАО "ЕЭС России" с указанием сумм налога на прибыль по каждому филиалу, в том числе филиалу Электросетьремонт. Приложениями к данному уточненному расчету ОАО РАО "ЕЭС России" явились уточненные расчеты по каждому филиалу Истца, в том числе по филиалу Электросетьремонт.
В связи с чем, об образовавшейся переплате и ее размеру обществу стало известно только после сдачи 05 марта 2005 г. и 24 июля 2006 г. уточненных налоговых деклараций за 2002, 2003 гг. уточненных расчетов (налоговых деклараций).
Об излишней уплате налоговых платежей за 2002 - 2003 гг. заявителю стало известно только при подаче уточненных налоговых деклараций. Однако, как пояснил представитель заявителя, ввиду длительности сверки расчетов по налогам с Ответчиком (с учетом различных налоговых доначислений, возвратов и зачетов по другим налогам) точная сумма переплаты была установлена только при составлении актов сверки расчетов по состоянию на 30 декабря 2006 г.
Согласно акту сверки расчетов N 3599 от 12.03.2007 г. сумма излишне уплаченного обществом налога на прибыль в бюджет субъекта РФ (Московской обл.), составила по состоянию на 30.12.2006 г. по данным Общества 9 795 363,13 руб., по данным налогового органа 10 335 751,00 руб.
Согласно акту сверки расчетов N 3600 от 12.03.2007 г. сумма излишне уплаченного Обществом налога на прибыль в местный бюджет, составила по состоянию на 30.12.2006 г. по данным Общества 4 176 312,37 руб., по данным налогового органа 6 497 088.44 руб.
Позднее между Обществом и налоговым органом были подписаны акты сверки, в которых налоговый орган подтвердил наличие излишне уплаченных сумм налоговых платежей: налог на прибыль в бюджет субъекта РФ в размере 9 592 849,28 руб., в местный бюджет в размере 6 507 484,44 руб., пени в местный бюджет в размере 448 361,48 руб.
Согласно акту сверки расчетов N 135 от 18.05.2007 г. сумма излишне уплаченного обществом налога на прибыль в бюджет субъекта РФ по состоянию на 16.05.2007 г., составила 9 592 849,28 руб.
Согласно акту сверки расчетов N 136 от 18.05.2007 г. (Приложение N 14) сумма излишне уплаченного Истцом налога на прибыль в местный бюджет, по состоянию на 16.05.2007 г. составила: по данным Истца 4 176 308,37 руб., по данным Ответчика 6 507 484,44 руб.
Кроме того, с общества были взысканы пени по налогу на прибыль в местный бюджет в размере 639 013,26 руб. Суммы пени взысканы путем проведения зачета имеющейся у общества переплаты по налогу на прибыль в местный бюджет.
Факт взыскания пени подтверждается выписками из лицевого счета заявителя N 10275 от 21.03.2005 г. зачет пени в налог произведен 05.07.2004 г. на сумму 639 013,26 руб.
27 декабря 2005 г. налоговый орган направил обществу письмо N МТ-11-514/16174 с подтверждением сумм пени, начисленной с 01.01.2003 г. по 18.12.2005 г., где отражено проведение 05.07.2004 г. зачета на сумму пени в размере 639 013,26 руб.
Налоговый орган подтвердил переплату по пени в местный бюджет в размере 585 327,68 руб. в выписке лицевого счета общества N 37232 от 19.11.2007 г.
Согласно акту сверки N 184 от 03.03.2008 г. излишняя уплата (взыскание) пени составила по данным налогового органа 539 636,41 руб.
Судом также учитывается, что актами сверки расчетов ИФНС России по г. Ногинску Московской области также подтверждаются суммы излишне уплаченного налога на прибыль.
Так, согласно актам сверки расчетов N 977, 978 от 03.08.2005 г. налоговый орган подтверждает переплату в бюджет субъекта РФ в размере 5 399 065,89 руб., в местный бюджет 13 072 028,96 руб.
Согласно актам сверки расчетов N 1386, 1387 от 08.11.2005 г. налоговый орган подтверждает переплату в бюджет субъекта РФ в размере 5 399 065,89 руб., в местный бюджет 13 072 028,96 руб.
Переплата подтверждается налоговым органом также в актах сверки N 3599, 3600 от 12.03.2007 г.
Позднее между Истцом и налоговым органом были устранены расхождения.
Согласно акту сверки расчетов N 135 от 18.05.2007 г. сумма излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет субъекта РФ по состоянию на 16.05.2007 г., по данным налогового органа, составила 9 592 849,28 руб.
Согласно акту сверки расчетов N 136 от 18.05.2007 г. сумма излишне уплаченного обществом налога на прибыль в местный бюджет, по состоянию на 16.05.2007 г. составила по данным налогового органа 6 507 484,44 руб.
Согласно акту сверки расчетов N 184 от 26.02.2008 г. сумма излишне уплаченного обществом налога на прибыль составила по данным налогового органа 13 899 986,26 руб., из них:
налог на прибыль из бюджета субъекта РФ в размере 9 219 928,14 руб.,
налог на прибыль из местного бюджета в размере 4 139 851,37 руб.,
пени по налогу на прибыль из местного бюджета в размере 540 206,75 руб.
Таким образом, Ответчик подтвердил наличие у Истца переплаты налога на прибыль как в бюджет субъекта РФ, так и в местный бюджет, а также пени в местный бюджет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца с момента получения заявления.
Согласно пункту 9 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата.
Согласно п. 14 ст. 78 НК РФ положения статьи 78 НК РФ применяются в отношении сумм излишне уплаченных пени.
В соответствии со статьей 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 79 НК РФ. Правила, установленные указанной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней.
Общество письмами от 28.04.2007 г. N ДС-1293, от 28.04.2007 г. N ДС-1149, от 28.04.2007 г. N ДС-1239 обратилось к ИФНС России по городу Ногинску Московской области с заявлениями о возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций: из бюджета субъекта РФ - 9 606 803,84 руб.; из местного бюджета - 4 176 312,37 руб.; пени из местного бюджета - 595 450,06 руб.
В связи с прекращением деятельности обособленного подразделения заявитель письмами от 12.11.2007 г. N ДС-3342, от 12.11.2007 г. N ДС-3343, от 12.11.2007 г. N ДС-3346 обратился к МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4 с заявлениями о возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций: из бюджета субъекта РФ - 9 219 928,14 руб.; из местного бюджета - 4 139 851,37 руб.; пени из местного бюджета - 585 291,92 руб.
В ответ на указанные заявления МРИ ФНС по КН N 4 письмом от 28.11.2007 г. N 11-09/17369 отказала в возврате сумм излишне уплаченного налога по причине отсутствия сальдо расчетов (данных лицевого счета) по филиалу Электросетьремонт в части бюджета субъекта РФ и местного бюджета.
Суд учитывая, что общество также обращалось в ИФНС России по г. Ногинску Московской области с заявлениями о возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций, считает что, возврат излишне уплаченной суммы налога Истцу произведен не был.
Налоговый орган указывает, что налогоплательщиком, в нарушение п. 8 ст. 78 НК РФ, пропущен срок для подачи заявления о возврате сумм налога, поскольку налог уплачивался в 2002, 2003 гг., а с заявлением о возврате налога в налоговый орган заявитель обратился в 2007 г., то есть по истечении 3-х лет с момента уплаты.
Суд считает данный довод необоснованным.
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 г. N 173-0 предусмотренный п. 8 ст. 78 НК РФ трехлетний срок с момента уплаты налога установлен для обращения налогоплательщика в налоговый орган с письменными заявлениями о возврате налога.
Конституционный Суд РФ указал, что данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действует общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, Конституционный Суд РФ разграничил срок, предусмотренный ст. 78 НК РФ для подачи заявления в налоговый орган и сроки исковой давности при обращении в суд с иском о возврате налога.
Данная позиция также изложена и в Постановлении Президиума ВАС РФ N 6219/06 от 08.11.2006 г.
В связи с тем, что общество о нарушении своего права на возврат излишне уплаченного налога узнало при подаче уточненных налоговых деклараций 05.03.2005 г., срок для обращения в суд с заявлением о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога не истек.
Судом при вынесении решения также учитывается, что Высший Арбитражный Суд РФ Определением N 4277/08 от 03 апреля 2008 г. по делу между ОАО РАО "ЕЭС России" и МРИ ФНС по КН N 4 учел факт реформирования электроэнергетики в период 2002 - 2005 гг., а также большое количество филиалов энергохолдинга ОАО РАО "ЕЭС России" как обстоятельства, которые имеют значение для разрешения вопроса о соблюдении Истцом сроков для обращения в суд.
Поскольку по месту нахождения обособленного структурного подразделения ОАО РАО "ЕЭС России" Электросетьремонт заявитель снят с учета в Инспекции ФНС России по городу Ногинску Московской области, а по месту нахождения головной организации общество состоит на учете в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4, то в соответствии с п. 2 ст. 78 НК РФ, возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Таким образом, обязанность по возврату суммы излишне уплаченного налога лежит на Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4.
Исходя из изложенного требования заявителя удовлетворяются судом как обоснованные и документально подтвержденные.
Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина взыскивается с ответчика в соответствии со ст. 110 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
обязать Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 возвратить ОАО РАО "ЕЭС России" суммы излишне уплаченных налогов (взысканных) налоговых платежей в общей сумме 13 899 986, 26 руб., из них:
- - излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет субъекта РФ в размере 9 219 928, 14 руб.;
- - излишне уплаченного налога на прибыль из местного бюджета в размере 4 139 851,37 руб.;
- - излишне взысканных пени по налогу на прибыль из местного бюджета в размере 540 206,75 руб.
Взыскать с Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 в пользу ОАО РАО "ЕЭС России" государственную пошлину в размере 80 999,93 руб.
Возвратить ОАО РАО "ЕЭС России" из федерального бюджета 225,43 руб. излишне уплаченной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 09.06.2008 ПО ДЕЛУ N А40-67569/07-112-390
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2008 г. по делу N А40-67569/07-112-390
Резолютивная часть объявлена 02.06.2008 г.
Решение изготовлено в полном объеме 09.06.2008 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Судья: З.
Протокол судебного заседания вел З.
рассмотрел дело по заявлению ОАО РАО "ЕЭС России"
к МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4
3-е лицо Инспекция ФНС России по г. Ногинску Московской области
о возврате излишне уплаченного налога
при участии представителей сторон:
от заявителя: К. по дов. от 26.10.07 г.
от МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4 В. по дов. от 09.01.07 г., Д. по дов. от 29.12.07 г.
от Инспекция ФНС России по г. Ногинску Московской области С. по дов. от 06.11.07 г.
установил:
ОАО РАО "ЕЭС России" (далее - общество, заявитель) заявлено требование к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (далее - налоговый орган, инспекции), с учетом уточнения требования в порядке ст. 49 АПК РФ, об обязании возвратить суммы излишне уплаченных налогов (взысканных) налоговых платежей в общей сумме 13 899 986, 26 руб., из них:
- - излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет субъекта РФ в размере 9 219 928, 14 руб.;
- - излишне уплаченного налога на прибыль из местного бюджета в размере 4 139 851,37 руб.;
- - излишне взысканных пени по налогу на прибыль из местного бюджета в размере 540 206,75 руб.
В обоснование заявленных требований общество указало, что инспекция необоснованно не возвращает налог на прибыль, излишне уплаченный в бюджет субъекта РФ, в местный бюджет, а также излишне взысканные пени.
Ответчик против удовлетворения требований заявителя возражал, по доводам, изложенным в отзыве и пояснениях на заявление, указала что заявителем пропущен трехлетний срок для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.
Третье лицо письменно позицию по спору не изложило.
Исследовав письменные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев дело в порядке ст. 200 АПК РФ, суд установил, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Общество является организацией - плательщиком налога на прибыль организаций.
Контроль за полнотой и своевременностью уплаты Обществом (головной организацией) налога на прибыль осуществляет Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4, где общество состоит на налоговом учете.
Контроль за полнотой и своевременностью уплаты Обществом налога на прибыль в бюджет субъекта РФ и местный бюджет до 01 декабря 2004 г., по месту нахождения обособленного структурного подразделения Электросетьремонт, осуществляла Инспекция ФНС России по городу Ногинску Московской области.
С 01 декабря 2004 г. в связи с ликвидацией филиала Электросетьремонт Заявитель снят с налогового учета в Инспекции ФНС России по городу Ногинску Московской области.
Как следует из материалов дела, заявитель уплачивал налог на прибыль по трем уровням бюджетной системы, в том числе в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, в виде ежемесячных авансовых платежей в соответствии со ст. ст. 286, 287 НК РФ.
В подтверждение уплаты налога за 2002, 2003 г. Заявитель представил платежные документы, свидетельствующие, что им были уплачены в бюджеты суммы налога на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения филиала Электросетьремонт.
За 2002 г. уплачено:
Бюджет субъекта РФ | Местный бюджет | |||||
дата | п/п N | сумма (руб.) | дата | п/п N | сумма (руб.) | |
1 | 14.01.2002 | 395 | 1 542979-00 | 14.01.2002 | 396 | 212825-00 |
2 | 11.04.2002 | 4086 | 802201-00 | 12.02.2002 | 1339 | 1 520551-00 |
3 | 29.04.2002 | 4798 | 9 123990-00 | 12.03.2002 | 2200 | 866688-00 |
4 | 13.05.2002 | 5718 | 802201-00 | 11.04.2002 | 4145 | 591096-00 |
5 | 27.06.2002 | 7302 | 1 393297-00 | 29.04.2002 | 4872 | 4 396567-00 |
6 | 27.06.2002 | 7837 | 1 302173-00 | 14.05.2002 | 5791 | 591096-00 |
7 | 26.07.2002 | 10100 | 832154-00 | 26.07.2002 | 10247 | 114780-00 |
8 | 26.08.2002 | 11813 | 698214-00 | 29.07.2002 | 10386 | 698214-00 |
9 | 07.10.2002 | 13721 | 2010-00 | 29.07.2002 | 10453 | 96305-00 |
10 | 28.10.2002 | 14453 | 76057-00 | 26.08.2002 | 11862 | 96305-00 |
11 | 25.11.2002 | 15758 | 3 856899-00 | 25.09.2002 | 13161 | 96306-00 |
12 | 24.12.2002 | 16902 | 3 856899-00 | 28.10.2002 | 14629 | 3 856899-00 |
13 | - | - | 28.10.2002 | 14708 | 1 307042-00 | |
ИТОГО 24 289 074,00 руб. | 14 444 674,00 руб. |
За 2003 г. уплачено:
Бюджет субъекта РФ | Местный бюджет | |||||
дата | п/п N | сумма (руб.) | дата | п/п N | сумма (руб.) | |
1 | 24.01.2003 | 384 | 4 255889-00 | 24.01.2003 | 481 | 531986-00 |
2 | 26.02.2003 | 1196 | 463813-00 | 26.02.2003 | 1328 | 4 011800-00 |
3 | 21.03.2003 | 2185 | 7 249986-00 | 24.04.2003 | 3628 | 4695-00 |
4 | 24.04.2003 | 3664 | 37564-00 | - | - | |
ИТОГО 12 007 252,00 руб. | 4 548 481,00 руб. |
Таким образом, размер уплаченного в бюджет налога материалами дела подтвержден. Сам факт уплаты и размер уплаты налоговым органом не оспаривается.
Кроме того, в подтверждение размера налоговых обязательств по налогу на прибыль заявителем представлены налоговые декларации за 2002, 2003 гг.
Заявитель 05 марта 2005 г. в порядке статьи 81 НК РФ подал уточненный расчет N 1 (налоговую декларацию) распределения авансовых платежей и налога на прибыль за 2002 г. по месту нахождения филиала Электросетьремонт.
Согласно представленному уточненному расчету N 1 сумма налога на прибыль за 2002 г. по месту нахождения филиала Электросетьремонт составила: в бюджет субъекта РФ 23 201 584 руб.; в местный бюджет 3 200 218 руб.
По истечении трех месяцев - срока проведения камеральной налоговой проверки налоговые органы не предъявили каких-либо замечаний (возражений) по данному уточненному расчету.
Таким образом, по итогам 2002 г. у Истца образовалась переплата налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты по месту нахождения филиала Электросетьремонт: в бюджет субъекта РФ 1 087 490,00 руб. (24 289 074 руб. - 23 201 584 руб.); в местный бюджет 11 244 456,00 руб. (14 444 674 руб. - 3 200 218 руб.).
Заявитель 24 июля 2006 г. в порядке статьи 81 НК РФ подал уточненный расчет (налоговую декларацию) распределения авансовых платежей и налога на прибыль за 2003 г. по месту нахождения филиала Электросетьремонт.
Согласно уточненному расчету сумма налога на прибыль за 2003 г. по месту нахождения Электросетьремонт составила: в бюджет субъекта РФ 1 660740 руб.; в местный бюджет 207 592 руб.
По истечении трех месяцев - срока проведения камеральной налоговой проверки налоговые органы также не предъявили каких-либо замечаний (возражений) по данному уточненному расчету.
Таким образом, по итогам 2003 г. у Истца образовалась переплата налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты по месту нахождения филиала Электросетьремонт: в бюджет субъекта РФ 10 346 512,00 руб. (12 007 252,00 руб. - 1 660740 руб.); в местный бюджет 4 340 889,00 руб. (4 548 481,00 руб. - 207 592 руб.).
В связи с представлением уточненных налоговых деклараций по итогам 2002 - 2003 гг., у общества образовалась переплата налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты по месту нахождения филиала Электросетьремонт:
- в бюджет субъекта РФ 11 434 002,00 руб. (1 087 490,00 руб. (за 2002 г.) + 10 346 512,00 руб. (за 2003 г.));
- в местный бюджет 15 585 345,00 руб. (11 244 456,00 руб. (за 2002 г.) + 4 340 889,00 руб. (за 2003 г.)).
Как указал представитель общество до представления 05 марта 2005 г. и 24 июля 2006 г. уточненных налоговых деклараций за 2002, 2003 гг., общество не могло точно определить сумму налога на прибыль, причитающуюся к уплате в местный бюджет по месту нахождения филиала Электросетьремонт, по следующим причинам.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2001 г. N 526 были одобрены Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от 03.08.2001 г. N 1040-р был утвержден План мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики. Тем самым была начата реформа электроэнергетики.
Указанными нормативными правовыми актами предусматривалось создание в 2002 - 2003 гг. Федеральной сетевой компании (ОАО "ФСК ЕЭС"), Единого диспетчерского центра - Системного оператора (ОАО "СО-ЦДУ"), создание Администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии, создание региональных генерирующих компаний. Создание указанных организаций было предусмотрено силами ОАО РАО "ЕЭС России" на базе принадлежащего ему имущества (магистральных линий электропередачи, генерирующих мощностей и т.д.).
Таким образом, утвержденной Правительством РФ программой реформирования электроэнергетики предусматривалось выделение из ОАО РАО "ЕЭС России" и создание новых юридических лиц. ОАО РАО "ЕЭС России" передавало в уставные капиталы создаваемых юридических лиц свое имущество (генерирующие мощности, линии электропередачи, диспетчерское и другое оборудование).
В связи с реформированием и передачей имущества (основных средств) ОАО РАО "ЕЭС России", в том числе имущества филиала Электросетьремонт, изменением числа и структуры филиалов, неоднократным изменением в связи с этим численности работников, установить уточненную сумму налога на прибыль, подлежащую уплате ОАО РАО "ЕЭС России" в соответствии со ст. 288 НК РФ, длительное время (2001 - 2004 гг.) не представлялось возможным.
Поскольку сумма налога на прибыль по каждому филиалу ОАО РАО "ЕЭС России" определяется исходя из доли филиала в составе ОАО РАО "ЕЭС России", то определить сумму налога на прибыль по каждому филиалу было возможно только после завершения процесса реформирования отрасли, определения уточненной суммы налога на прибыль по всему аппарату ОАО РАО "ЕЭС России" и разбивки этой суммы по каждому филиалу Общества.
Как пояснил представитель общества, соответствующие расчеты были закончены в 2004 - 2005 гг. и отражены в обобщенном уточненном расчете N 1 (налоговой декларации) распределения авансовых платежей и налога на прибыль ОАО РАО "ЕЭС России" с указанием сумм налога на прибыль по каждому филиалу, в том числе филиалу Электросетьремонт. Приложениями к данному уточненному расчету ОАО РАО "ЕЭС России" явились уточненные расчеты по каждому филиалу Истца, в том числе по филиалу Электросетьремонт.
В связи с чем, об образовавшейся переплате и ее размеру обществу стало известно только после сдачи 05 марта 2005 г. и 24 июля 2006 г. уточненных налоговых деклараций за 2002, 2003 гг. уточненных расчетов (налоговых деклараций).
Об излишней уплате налоговых платежей за 2002 - 2003 гг. заявителю стало известно только при подаче уточненных налоговых деклараций. Однако, как пояснил представитель заявителя, ввиду длительности сверки расчетов по налогам с Ответчиком (с учетом различных налоговых доначислений, возвратов и зачетов по другим налогам) точная сумма переплаты была установлена только при составлении актов сверки расчетов по состоянию на 30 декабря 2006 г.
Согласно акту сверки расчетов N 3599 от 12.03.2007 г. сумма излишне уплаченного обществом налога на прибыль в бюджет субъекта РФ (Московской обл.), составила по состоянию на 30.12.2006 г. по данным Общества 9 795 363,13 руб., по данным налогового органа 10 335 751,00 руб.
Согласно акту сверки расчетов N 3600 от 12.03.2007 г. сумма излишне уплаченного Обществом налога на прибыль в местный бюджет, составила по состоянию на 30.12.2006 г. по данным Общества 4 176 312,37 руб., по данным налогового органа 6 497 088.44 руб.
Позднее между Обществом и налоговым органом были подписаны акты сверки, в которых налоговый орган подтвердил наличие излишне уплаченных сумм налоговых платежей: налог на прибыль в бюджет субъекта РФ в размере 9 592 849,28 руб., в местный бюджет в размере 6 507 484,44 руб., пени в местный бюджет в размере 448 361,48 руб.
Согласно акту сверки расчетов N 135 от 18.05.2007 г. сумма излишне уплаченного обществом налога на прибыль в бюджет субъекта РФ по состоянию на 16.05.2007 г., составила 9 592 849,28 руб.
Согласно акту сверки расчетов N 136 от 18.05.2007 г. (Приложение N 14) сумма излишне уплаченного Истцом налога на прибыль в местный бюджет, по состоянию на 16.05.2007 г. составила: по данным Истца 4 176 308,37 руб., по данным Ответчика 6 507 484,44 руб.
Кроме того, с общества были взысканы пени по налогу на прибыль в местный бюджет в размере 639 013,26 руб. Суммы пени взысканы путем проведения зачета имеющейся у общества переплаты по налогу на прибыль в местный бюджет.
Факт взыскания пени подтверждается выписками из лицевого счета заявителя N 10275 от 21.03.2005 г. зачет пени в налог произведен 05.07.2004 г. на сумму 639 013,26 руб.
27 декабря 2005 г. налоговый орган направил обществу письмо N МТ-11-514/16174 с подтверждением сумм пени, начисленной с 01.01.2003 г. по 18.12.2005 г., где отражено проведение 05.07.2004 г. зачета на сумму пени в размере 639 013,26 руб.
Налоговый орган подтвердил переплату по пени в местный бюджет в размере 585 327,68 руб. в выписке лицевого счета общества N 37232 от 19.11.2007 г.
Согласно акту сверки N 184 от 03.03.2008 г. излишняя уплата (взыскание) пени составила по данным налогового органа 539 636,41 руб.
Судом также учитывается, что актами сверки расчетов ИФНС России по г. Ногинску Московской области также подтверждаются суммы излишне уплаченного налога на прибыль.
Так, согласно актам сверки расчетов N 977, 978 от 03.08.2005 г. налоговый орган подтверждает переплату в бюджет субъекта РФ в размере 5 399 065,89 руб., в местный бюджет 13 072 028,96 руб.
Согласно актам сверки расчетов N 1386, 1387 от 08.11.2005 г. налоговый орган подтверждает переплату в бюджет субъекта РФ в размере 5 399 065,89 руб., в местный бюджет 13 072 028,96 руб.
Переплата подтверждается налоговым органом также в актах сверки N 3599, 3600 от 12.03.2007 г.
Позднее между Истцом и налоговым органом были устранены расхождения.
Согласно акту сверки расчетов N 135 от 18.05.2007 г. сумма излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет субъекта РФ по состоянию на 16.05.2007 г., по данным налогового органа, составила 9 592 849,28 руб.
Согласно акту сверки расчетов N 136 от 18.05.2007 г. сумма излишне уплаченного обществом налога на прибыль в местный бюджет, по состоянию на 16.05.2007 г. составила по данным налогового органа 6 507 484,44 руб.
Согласно акту сверки расчетов N 184 от 26.02.2008 г. сумма излишне уплаченного обществом налога на прибыль составила по данным налогового органа 13 899 986,26 руб., из них:
налог на прибыль из бюджета субъекта РФ в размере 9 219 928,14 руб.,
налог на прибыль из местного бюджета в размере 4 139 851,37 руб.,
пени по налогу на прибыль из местного бюджета в размере 540 206,75 руб.
Таким образом, Ответчик подтвердил наличие у Истца переплаты налога на прибыль как в бюджет субъекта РФ, так и в местный бюджет, а также пени в местный бюджет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца с момента получения заявления.
Согласно пункту 9 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата.
Согласно п. 14 ст. 78 НК РФ положения статьи 78 НК РФ применяются в отношении сумм излишне уплаченных пени.
В соответствии со статьей 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 79 НК РФ. Правила, установленные указанной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней.
Общество письмами от 28.04.2007 г. N ДС-1293, от 28.04.2007 г. N ДС-1149, от 28.04.2007 г. N ДС-1239 обратилось к ИФНС России по городу Ногинску Московской области с заявлениями о возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций: из бюджета субъекта РФ - 9 606 803,84 руб.; из местного бюджета - 4 176 312,37 руб.; пени из местного бюджета - 595 450,06 руб.
В связи с прекращением деятельности обособленного подразделения заявитель письмами от 12.11.2007 г. N ДС-3342, от 12.11.2007 г. N ДС-3343, от 12.11.2007 г. N ДС-3346 обратился к МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4 с заявлениями о возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций: из бюджета субъекта РФ - 9 219 928,14 руб.; из местного бюджета - 4 139 851,37 руб.; пени из местного бюджета - 585 291,92 руб.
В ответ на указанные заявления МРИ ФНС по КН N 4 письмом от 28.11.2007 г. N 11-09/17369 отказала в возврате сумм излишне уплаченного налога по причине отсутствия сальдо расчетов (данных лицевого счета) по филиалу Электросетьремонт в части бюджета субъекта РФ и местного бюджета.
Суд учитывая, что общество также обращалось в ИФНС России по г. Ногинску Московской области с заявлениями о возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций, считает что, возврат излишне уплаченной суммы налога Истцу произведен не был.
Налоговый орган указывает, что налогоплательщиком, в нарушение п. 8 ст. 78 НК РФ, пропущен срок для подачи заявления о возврате сумм налога, поскольку налог уплачивался в 2002, 2003 гг., а с заявлением о возврате налога в налоговый орган заявитель обратился в 2007 г., то есть по истечении 3-х лет с момента уплаты.
Суд считает данный довод необоснованным.
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 г. N 173-0 предусмотренный п. 8 ст. 78 НК РФ трехлетний срок с момента уплаты налога установлен для обращения налогоплательщика в налоговый орган с письменными заявлениями о возврате налога.
Конституционный Суд РФ указал, что данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действует общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, Конституционный Суд РФ разграничил срок, предусмотренный ст. 78 НК РФ для подачи заявления в налоговый орган и сроки исковой давности при обращении в суд с иском о возврате налога.
Данная позиция также изложена и в Постановлении Президиума ВАС РФ N 6219/06 от 08.11.2006 г.
В связи с тем, что общество о нарушении своего права на возврат излишне уплаченного налога узнало при подаче уточненных налоговых деклараций 05.03.2005 г., срок для обращения в суд с заявлением о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога не истек.
Судом при вынесении решения также учитывается, что Высший Арбитражный Суд РФ Определением N 4277/08 от 03 апреля 2008 г. по делу между ОАО РАО "ЕЭС России" и МРИ ФНС по КН N 4 учел факт реформирования электроэнергетики в период 2002 - 2005 гг., а также большое количество филиалов энергохолдинга ОАО РАО "ЕЭС России" как обстоятельства, которые имеют значение для разрешения вопроса о соблюдении Истцом сроков для обращения в суд.
Поскольку по месту нахождения обособленного структурного подразделения ОАО РАО "ЕЭС России" Электросетьремонт заявитель снят с учета в Инспекции ФНС России по городу Ногинску Московской области, а по месту нахождения головной организации общество состоит на учете в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4, то в соответствии с п. 2 ст. 78 НК РФ, возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Таким образом, обязанность по возврату суммы излишне уплаченного налога лежит на Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4.
Исходя из изложенного требования заявителя удовлетворяются судом как обоснованные и документально подтвержденные.
Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина взыскивается с ответчика в соответствии со ст. 110 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
обязать Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 возвратить ОАО РАО "ЕЭС России" суммы излишне уплаченных налогов (взысканных) налоговых платежей в общей сумме 13 899 986, 26 руб., из них:
- - излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет субъекта РФ в размере 9 219 928, 14 руб.;
- - излишне уплаченного налога на прибыль из местного бюджета в размере 4 139 851,37 руб.;
- - излишне взысканных пени по налогу на прибыль из местного бюджета в размере 540 206,75 руб.
Взыскать с Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 в пользу ОАО РАО "ЕЭС России" государственную пошлину в размере 80 999,93 руб.
Возвратить ОАО РАО "ЕЭС России" из федерального бюджета 225,43 руб. излишне уплаченной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)