Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 24 февраля 2005 г. Дело N А33-14548/04-С4-Ф02-469/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному району города Красноярска на постановление апелляционной инстанции от 15 ноября 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14548/04-С4 (суд первой инстанции: Омельченко И.А.; суд апелляционной инстанции: Смольникова Е.Р., Бычкова О.И., Крицкая И.П.),
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Красноярска (налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Скаппер" (общество) 6451 рубля 71 копейки налоговых санкций.
Решением суда от 6 сентября 2004 года заявленные требования удовлетворены частично: с общества взыскано 6451 рубль 71 копейка, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 15 ноября 2004 года решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение.
По мнению заявителя жалобы, суд не учел, что обязанность по представлению декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года возникла у общества в декабре 2003 года, декларация в срок до 22 декабря 2003 года налогоплательщиком не представлена, следовательно, он правомерно привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Скаппер" просит оставить ее без без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что в 2003 году общество применяло упрощенную систему налогообложения.
6 января 2004 года по итогам отчетного периода общество уведомило налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения.
20 января 2004 года обществом в налоговый орган представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года.
По результатам камеральной проверки данной декларации налоговой инспекцией принято решение N 5507 от 19 мая 2004 года (с учетом изменений от 5 августа 2004 года) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления указанной декларации в виде взыскания штрафа в сумме 6541 рубля 70 копеек.
Неисполнение обществом требования об уплате штрафных санкций послужило основанием для обращения налоговой инспекции в суд с заявлением об их взыскании.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая во взыскании штрафа, пришел к выводу о том, что обязанность по представлению спорной декларации возникла у общества только с 1 января 2004 года - с начала нового налогового периода, следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В силу статьи 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Пунктом 3 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пункт 4 названной нормы Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что, если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 миллионов рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 миллионов рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения, установленные пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за девять месяцев 2003 года налогоплательщиком получен доход в сумме 11970462 рублей. Тот факт, что полученный доход превысил 15 миллионов рублей, выявлен обществом по итогам налогового периода - 2003 года, о чем общество уведомило налоговый орган 6 января 2004 года.
В связи с переходом на общий режим налогообложения обществом представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года.
Исходя из положений статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, срок представления декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года - 20 декабря 2003 года.
Названная декларация представлена обществом 20 января 2004 года.
Несвоевременное представление налоговой декларации влечет привлечение к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в данном случае основания для привлечения общества к налоговой ответственности за несвоевременное представление декларации по налогу на добавленную стоимость отсутствуют.
До подведения итогов за 2003 год налогоплательщик не знал, что его доходы превысили установленный предел, следовательно, у него отсутствовала обязанность по уплате налога на добавленную стоимость и представлению соответствующих деклараций.
Обязанность по представлению деклараций по налогу на добавленную стоимость за три месяца четвертого квартала 2003 года возникла у общества по истечении налогового периода (2003 года).
Поскольку возврат к общей системе налогообложения происходит после утраты условий для применения упрощенной системы налогообложения, выявленной в результате отчетного (налогового) периода, обязанность по уплате налогов по общей системе и представлению деклараций за прошедший период возникает у налогоплательщика с начала нового отчетного (налогового) периода.
При таких условиях перехода на общий режим налогообложения на налогоплательщика не могут распространяться негативные последствия несвоевременного представления ежемесячных деклараций по общей системе налогообложения, срок представления которых истек до окончания отчетного периода, в котором налогоплательщик утратил право на применение упрощенной системы налогообложения. При этом также следует принять во внимание, что налогоплательщик освобожден от налоговой ответственности за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором налогоплательщик перешел на общий режим налогообложения.
Учитывая, что вина общества в нарушении срока представления декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года отсутствует, а также тот факт, что спорная декларация представлена 20 января 2004 года, то есть в двадцатидневный срок после окончания налогового периода, в котором выявлено превышение суммы дохода, штрафные санкции за нарушение срока представления декларации не подлежат взысканию.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления апелляционной инстанции, принятого по настоящему спору.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Постановление апелляционной инстанции от 15 ноября 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14548/04-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
от 24 февраля 2005 г. Дело N А33-14548/04-С4-Ф02-469/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному району города Красноярска на постановление апелляционной инстанции от 15 ноября 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14548/04-С4 (суд первой инстанции: Омельченко И.А.; суд апелляционной инстанции: Смольникова Е.Р., Бычкова О.И., Крицкая И.П.),
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Красноярска (налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Скаппер" (общество) 6451 рубля 71 копейки налоговых санкций.
Решением суда от 6 сентября 2004 года заявленные требования удовлетворены частично: с общества взыскано 6451 рубль 71 копейка, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 15 ноября 2004 года решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение.
По мнению заявителя жалобы, суд не учел, что обязанность по представлению декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года возникла у общества в декабре 2003 года, декларация в срок до 22 декабря 2003 года налогоплательщиком не представлена, следовательно, он правомерно привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Скаппер" просит оставить ее без без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что в 2003 году общество применяло упрощенную систему налогообложения.
6 января 2004 года по итогам отчетного периода общество уведомило налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения.
20 января 2004 года обществом в налоговый орган представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года.
По результатам камеральной проверки данной декларации налоговой инспекцией принято решение N 5507 от 19 мая 2004 года (с учетом изменений от 5 августа 2004 года) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления указанной декларации в виде взыскания штрафа в сумме 6541 рубля 70 копеек.
Неисполнение обществом требования об уплате штрафных санкций послужило основанием для обращения налоговой инспекции в суд с заявлением об их взыскании.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая во взыскании штрафа, пришел к выводу о том, что обязанность по представлению спорной декларации возникла у общества только с 1 января 2004 года - с начала нового налогового периода, следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В силу статьи 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Пунктом 3 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пункт 4 названной нормы Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что, если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 миллионов рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 миллионов рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения, установленные пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за девять месяцев 2003 года налогоплательщиком получен доход в сумме 11970462 рублей. Тот факт, что полученный доход превысил 15 миллионов рублей, выявлен обществом по итогам налогового периода - 2003 года, о чем общество уведомило налоговый орган 6 января 2004 года.
В связи с переходом на общий режим налогообложения обществом представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года.
Исходя из положений статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, срок представления декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года - 20 декабря 2003 года.
Названная декларация представлена обществом 20 января 2004 года.
Несвоевременное представление налоговой декларации влечет привлечение к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в данном случае основания для привлечения общества к налоговой ответственности за несвоевременное представление декларации по налогу на добавленную стоимость отсутствуют.
До подведения итогов за 2003 год налогоплательщик не знал, что его доходы превысили установленный предел, следовательно, у него отсутствовала обязанность по уплате налога на добавленную стоимость и представлению соответствующих деклараций.
Обязанность по представлению деклараций по налогу на добавленную стоимость за три месяца четвертого квартала 2003 года возникла у общества по истечении налогового периода (2003 года).
Поскольку возврат к общей системе налогообложения происходит после утраты условий для применения упрощенной системы налогообложения, выявленной в результате отчетного (налогового) периода, обязанность по уплате налогов по общей системе и представлению деклараций за прошедший период возникает у налогоплательщика с начала нового отчетного (налогового) периода.
При таких условиях перехода на общий режим налогообложения на налогоплательщика не могут распространяться негативные последствия несвоевременного представления ежемесячных деклараций по общей системе налогообложения, срок представления которых истек до окончания отчетного периода, в котором налогоплательщик утратил право на применение упрощенной системы налогообложения. При этом также следует принять во внимание, что налогоплательщик освобожден от налоговой ответственности за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором налогоплательщик перешел на общий режим налогообложения.
Учитывая, что вина общества в нарушении срока представления декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года отсутствует, а также тот факт, что спорная декларация представлена 20 января 2004 года, то есть в двадцатидневный срок после окончания налогового периода, в котором выявлено превышение суммы дохода, штрафные санкции за нарушение срока представления декларации не подлежат взысканию.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления апелляционной инстанции, принятого по настоящему спору.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Постановление апелляционной инстанции от 15 ноября 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14548/04-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.02.2005 N А33-14548/04-С4-Ф02-469/05-С1
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 24 февраля 2005 г. Дело N А33-14548/04-С4-Ф02-469/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному району города Красноярска на постановление апелляционной инстанции от 15 ноября 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14548/04-С4 (суд первой инстанции: Омельченко И.А.; суд апелляционной инстанции: Смольникова Е.Р., Бычкова О.И., Крицкая И.П.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Красноярска (налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Скаппер" (общество) 6451 рубля 71 копейки налоговых санкций.
Решением суда от 6 сентября 2004 года заявленные требования удовлетворены частично: с общества взыскано 6451 рубль 71 копейка, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 15 ноября 2004 года решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение.
По мнению заявителя жалобы, суд не учел, что обязанность по представлению декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года возникла у общества в декабре 2003 года, декларация в срок до 22 декабря 2003 года налогоплательщиком не представлена, следовательно, он правомерно привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Скаппер" просит оставить ее без без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что в 2003 году общество применяло упрощенную систему налогообложения.
6 января 2004 года по итогам отчетного периода общество уведомило налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения.
20 января 2004 года обществом в налоговый орган представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года.
По результатам камеральной проверки данной декларации налоговой инспекцией принято решение N 5507 от 19 мая 2004 года (с учетом изменений от 5 августа 2004 года) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления указанной декларации в виде взыскания штрафа в сумме 6541 рубля 70 копеек.
Неисполнение обществом требования об уплате штрафных санкций послужило основанием для обращения налоговой инспекции в суд с заявлением об их взыскании.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая во взыскании штрафа, пришел к выводу о том, что обязанность по представлению спорной декларации возникла у общества только с 1 января 2004 года - с начала нового налогового периода, следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В силу статьи 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Пунктом 3 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пункт 4 названной нормы Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что, если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 миллионов рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 миллионов рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения, установленные пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за девять месяцев 2003 года налогоплательщиком получен доход в сумме 11970462 рублей. Тот факт, что полученный доход превысил 15 миллионов рублей, выявлен обществом по итогам налогового периода - 2003 года, о чем общество уведомило налоговый орган 6 января 2004 года.
В связи с переходом на общий режим налогообложения обществом представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года.
Исходя из положений статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, срок представления декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года - 20 декабря 2003 года.
Названная декларация представлена обществом 20 января 2004 года.
Несвоевременное представление налоговой декларации влечет привлечение к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в данном случае основания для привлечения общества к налоговой ответственности за несвоевременное представление декларации по налогу на добавленную стоимость отсутствуют.
До подведения итогов за 2003 год налогоплательщик не знал, что его доходы превысили установленный предел, следовательно, у него отсутствовала обязанность по уплате налога на добавленную стоимость и представлению соответствующих деклараций.
Обязанность по представлению деклараций по налогу на добавленную стоимость за три месяца четвертого квартала 2003 года возникла у общества по истечении налогового периода (2003 года).
Поскольку возврат к общей системе налогообложения происходит после утраты условий для применения упрощенной системы налогообложения, выявленной в результате отчетного (налогового) периода, обязанность по уплате налогов по общей системе и представлению деклараций за прошедший период возникает у налогоплательщика с начала нового отчетного (налогового) периода.
При таких условиях перехода на общий режим налогообложения на налогоплательщика не могут распространяться негативные последствия несвоевременного представления ежемесячных деклараций по общей системе налогообложения, срок представления которых истек до окончания отчетного периода, в котором налогоплательщик утратил право на применение упрощенной системы налогообложения. При этом также следует принять во внимание, что налогоплательщик освобожден от налоговой ответственности за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором налогоплательщик перешел на общий режим налогообложения.
Учитывая, что вина общества в нарушении срока представления декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года отсутствует, а также тот факт, что спорная декларация представлена 20 января 2004 года, то есть в двадцатидневный срок после окончания налогового периода, в котором выявлено превышение суммы дохода, штрафные санкции за нарушение срока представления декларации не подлежат взысканию.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления апелляционной инстанции, принятого по настоящему спору.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 15 ноября 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14548/04-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
О.И.КОСАЧЕВА
А.И.ЕВДОКИМОВ
О.И.КОСАЧЕВА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 24 февраля 2005 г. Дело N А33-14548/04-С4-Ф02-469/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному району города Красноярска на постановление апелляционной инстанции от 15 ноября 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14548/04-С4 (суд первой инстанции: Омельченко И.А.; суд апелляционной инстанции: Смольникова Е.Р., Бычкова О.И., Крицкая И.П.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Красноярска (налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Скаппер" (общество) 6451 рубля 71 копейки налоговых санкций.
Решением суда от 6 сентября 2004 года заявленные требования удовлетворены частично: с общества взыскано 6451 рубль 71 копейка, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 15 ноября 2004 года решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение.
По мнению заявителя жалобы, суд не учел, что обязанность по представлению декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года возникла у общества в декабре 2003 года, декларация в срок до 22 декабря 2003 года налогоплательщиком не представлена, следовательно, он правомерно привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Скаппер" просит оставить ее без без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что в 2003 году общество применяло упрощенную систему налогообложения.
6 января 2004 года по итогам отчетного периода общество уведомило налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения.
20 января 2004 года обществом в налоговый орган представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года.
По результатам камеральной проверки данной декларации налоговой инспекцией принято решение N 5507 от 19 мая 2004 года (с учетом изменений от 5 августа 2004 года) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления указанной декларации в виде взыскания штрафа в сумме 6541 рубля 70 копеек.
Неисполнение обществом требования об уплате штрафных санкций послужило основанием для обращения налоговой инспекции в суд с заявлением об их взыскании.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая во взыскании штрафа, пришел к выводу о том, что обязанность по представлению спорной декларации возникла у общества только с 1 января 2004 года - с начала нового налогового периода, следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В силу статьи 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Пунктом 3 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пункт 4 названной нормы Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что, если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 миллионов рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 миллионов рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения, установленные пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за девять месяцев 2003 года налогоплательщиком получен доход в сумме 11970462 рублей. Тот факт, что полученный доход превысил 15 миллионов рублей, выявлен обществом по итогам налогового периода - 2003 года, о чем общество уведомило налоговый орган 6 января 2004 года.
В связи с переходом на общий режим налогообложения обществом представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года.
Исходя из положений статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, срок представления декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года - 20 декабря 2003 года.
Названная декларация представлена обществом 20 января 2004 года.
Несвоевременное представление налоговой декларации влечет привлечение к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в данном случае основания для привлечения общества к налоговой ответственности за несвоевременное представление декларации по налогу на добавленную стоимость отсутствуют.
До подведения итогов за 2003 год налогоплательщик не знал, что его доходы превысили установленный предел, следовательно, у него отсутствовала обязанность по уплате налога на добавленную стоимость и представлению соответствующих деклараций.
Обязанность по представлению деклараций по налогу на добавленную стоимость за три месяца четвертого квартала 2003 года возникла у общества по истечении налогового периода (2003 года).
Поскольку возврат к общей системе налогообложения происходит после утраты условий для применения упрощенной системы налогообложения, выявленной в результате отчетного (налогового) периода, обязанность по уплате налогов по общей системе и представлению деклараций за прошедший период возникает у налогоплательщика с начала нового отчетного (налогового) периода.
При таких условиях перехода на общий режим налогообложения на налогоплательщика не могут распространяться негативные последствия несвоевременного представления ежемесячных деклараций по общей системе налогообложения, срок представления которых истек до окончания отчетного периода, в котором налогоплательщик утратил право на применение упрощенной системы налогообложения. При этом также следует принять во внимание, что налогоплательщик освобожден от налоговой ответственности за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором налогоплательщик перешел на общий режим налогообложения.
Учитывая, что вина общества в нарушении срока представления декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года отсутствует, а также тот факт, что спорная декларация представлена 20 января 2004 года, то есть в двадцатидневный срок после окончания налогового периода, в котором выявлено превышение суммы дохода, штрафные санкции за нарушение срока представления декларации не подлежат взысканию.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления апелляционной инстанции, принятого по настоящему спору.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 15 ноября 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14548/04-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
О.И.КОСАЧЕВА
А.И.ЕВДОКИМОВ
О.И.КОСАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)