Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 08.07.2009 N Ф09-4108/09-С2 ПО ДЕЛУ N А47-6111/2007АК-24

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2009 г. N Ф09-4108/09-С2


Дело N А47-6111/2007АК-24

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беликова М.Б.,
судей Меньшиковой Н.Л., Наумовой Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Поповой Натальи Анатольевны (далее - предприниматель, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.2009 по делу N А47-6111/2007АК-24 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 по тому же делу.
Представители предпринимателя и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 18.06.2008 N 17-32/27587.
Оспариваемое решение принято по результатам выездной налоговой проверки, которой, в том числе, установлено неправомерное применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), а также необоснованное включение затрат в состав расходов при определении налоговых баз по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и единому социальному налогу (далее - ЕСН) по операциям с обществами с ограниченной ответственностью "Кондитерские изделия" и "Квазар" (далее - обществами "Кондитерские изделия" и "Квазар"), ввиду отсутствия регистрации данных организаций в качестве юридических лиц на момент совершения сделок.
В связи с указанными обстоятельствами налогоплательщику начислены НДС, НДФЛ и ЕСН, а также соответствующие пени и штрафы.
Решением суда от 03.03.2009 (судья Карев А.Ю.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 08.05.2009 (судьи Кузнецов Ю.А., Иванова Н.А., Степанова М.Г.) решение суда оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в данной части, суды указали на отсутствие у налогоплательщика оснований для применения налоговых вычетов по НДС и учета затрат по сделкам с поставщиками, не имеющими государственной регистрации в качестве юридических лиц.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприниматель просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам в части начисления указанных налогов по операциям с обществами "Кондитерские изделия" и "Квазар". По мнению налогоплательщика, формальное соблюдение им требований указанных статей Кодекса является достаточным для применения налоговых вычетов по НДС и уменьшения налоговой базы по НДФЛ и ЕСН; им реально приобретен товар у данных поставщиков и впоследствии реализован; о том, что контрагенты на момент совершения сделок не были зарегистрированы в качестве юридических лиц, заявителю не было известно, кроме того, отсутствие сведений о поставщиках в Едином государственном реестре юридических лиц, не является основанием для признания неправомерным применения налоговых вычетов и учета соответствующих затрат. Доводов, обосновывающих несогласие с выводами судов в остальной части кассационная жалоба не содержит.

Проверив законность судебных актов по доводам жалобы, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Исходя из подп. 1 п. 1 ст. 227 Кодекса, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят от суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Согласно ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 Кодекса.
В силу ст. 221 Кодекса при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
В соответствии со ст. 236 Кодекса объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговая база указанных налогоплательщиков определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль.
Согласно ст. 252 Кодекса расходы - обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком; обоснованные расходы - экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме; документально подтвержденные расходы - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, при решении вопроса о возможности принятия расходов в целях исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога необходимо исходить из реальности этих расходов, произведенных для приобретения товаров (работ, услуг), а также их документального подтверждения.
Вместе с тем согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, представленной в альбомах унифицированных форм первичной документации, а документы, форма которых не определена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Таким образом, перечисленные требования Закона касаются не только полноты заполнения всех реквизитов, но и достоверности содержащихся в них сведений.
В соответствии с позицией, изложенной в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную к уплате в бюджет по итогам налогового периода, на установленные указанной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Статьи 171, 172 Кодекса предполагают применение налоговых вычетов при наличии реального осуществления хозяйственных операций и при совершении сделок с реальными товарами, что, в свою очередь, предполагает уплату НДС в федеральный бюджет.
На основании ст. 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса.
Требования к заполнению счетов-фактур закреплены в п. 5 и п. 6 ст. 169 Кодекса. Несоблюдение этих требований является основанием для непринятия сумм налога на добавленную стоимость к вычету (п. 2 ст. 169 Кодекса).
Из материалов дела следует, что налогоплательщик включил в профессиональные налоговые вычеты расходы, уменьшающие налоговую базу по НДФЛ и ЕСН, затраты по приобретению товаров у обществ "Кондитерские изделия" и "Квазар", а НДС, предъявленный названными контрагентами, заявил к вычету.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что сведения об указанных обществах в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют.
В силу положений ст. 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу об отсутствии у предпринимателя правовых оснований для предъявления НДС к вычету и учета в целях налогообложения произведенных им расходов по приобретению товаров у обществ "Кондитерские изделия" и "Квазар". Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 N 7588/08.
Доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку по существу сводятся к иной оценке доказательств, которая не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуально права, влекущих отмену судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.2009 по делу N А47-6111/2007АК-24 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Поповой Натальи Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий
БЕЛИКОВ М.Б.

Судьи
МЕНЬШИКОВА Н.Л.
НАУМОВА Н.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)