Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 2 марта 2005 года Дело N Ф04-671/2005(8793-А27-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области на решение от 30.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9429/2004-2 по заявлению открытого акционерного общества "Разрез Красногорский" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области,
Открытое акционерное общество "Разрез Красногорский" (далее - ОАО "Разрез Красногорский") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) от 29.03.2004 N 75, незаконными требования N 564 и N 565 от 06.04.2004, а также обязании налогового органа произвести действия по корректировке сумм налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) на основании уточненной налоговой декларации за июнь 2003 года.
До принятия решения по существу спора налогоплательщик заявил ходатайство о частичном изменении предмета заявленных требований, просил обязать налоговый орган произвести возврат излишне уплаченного налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2003 года.
Решением суда первой инстанции от 30.06.2004 пункт 2 решения налоговой инспекции N 75 от 29.03.2004, требования N 564 и N 565 от 06.04.2004 признаны недействительными. Суд возложил на налоговую инспекцию обязанность по возврату излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2003 года.
Суд мотивировал данный вывод тем, что вхождение обогатительной фабрики в структуру налогоплательщика не имеет юридического значения для порядка исчисления установленного Налоговым кодексом Российской Федерации налога.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт - в удовлетворении требования ОАО "Разрез Красногорский" отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права.
Налоговая инспекция считает, что прошедший процесс технологической обработки и обогащения уголь следует согласно статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации относить к полезным ископаемым, подлежащим налогообложению. Указывает на то, что выручка налогоплательщика складывается от реализации полезного ископаемого в состоянии добычи и полезного ископаемого после его обогащения на обогатительной фабрике.
ОАО "Разрез Красногорский" с кассационной жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной ОАО "Разрез Красногорский" уточненной налоговой декларации по НДПИ за июнь 2003 года принято решение от 29.03.2004 N 75, согласно которому налогоплательщику предложено уплатить суммы не полностью уплаченного налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2003 года в размере 242767 руб. Сумма недоимки определена в связи с необоснованно произведенным налогоплательщиком перерасчетом налога исходя из стоимости добытого полезного ископаемого по цене реализации угля до обогащения.
Основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых явился вывод налоговой инспекции о том, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг операции по добыче угля включают и его обогащение, ввиду чего Общество не может считать конечным продуктом уголь необогащенный и исчислять стоимость добытых полезных ископаемых исходя из цен реализации до обогащения угля на обогатительной фабрике.
Поскольку на момент принятия оспариваемого решения по лицевому счету налогоплательщика числилась переплата, оснований для привлечения заявителя к налоговой ответственности у налоговой инспекции не имелось.
Налоговой инспекцией 06.04.2004 направлены в адрес ОАО "Разрез Красногорский" требования N 564 и N 565, содержащие предложение произвести уплату доначисленного по результатам камеральной налоговой проверки сумм НДПИ.
ОАО "Разрез Красногорский", считая незаконными и необоснованными акты налоговой инспекции о доначислении суммы НДПИ за июнь 2003 года, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Согласно статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов и потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Данное определение добытого полезного ископаемого согласуется с положением о том, что вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени технологического передела или побочного продукта, образующегося при получении основной продукции), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандарту качества (пункт 17 Методических рекомендаций по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-21/170).
Согласно пункту 1.10.2 пояснительной записки к корректировке горнотранспортной части проекта в качестве продукта разработки налогоплательщиком месторождения предусмотрена добыча рядового тощего и метаморфизированного тощего (условно - антрациты) углей.
Данная продукция (уголь каменный) соответствует кодам 1010269 и 1010272 и ГОСТу Р51591-2000. Соответствие первоначального добытого предприятием угля ГОСТу Р51591-2000 "Угли бурые, каменные и антрацит" подтверждено сертификатом соответствия N 4539770, выданным Кемеровским центром стандартизации, метрологии, сертификации.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что результатом разработки месторождения является добыча рядового тощего и метаморфизированного тощего углей, то есть продукция, первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту, в связи с чем исчисление налогоплательщиком суммы налога на добычу полезного ископаемого, подлежащего уплате в бюджет исходя из объемов и стоимости добытого угля, не прошедшего процесс обогащения, правомерно.
Кассационной инстанцией отклоняется довод налогового органа о том, что обогащение угля является конечным результатом технологического процесса по добыче (извлечению) угля из недр, поскольку согласно технико-экономическому обоснованию строительства обогатительной фабрики для углей разреза "Красногорский" сырьем для переработки на фабрике служит метаморфизированный уголь марки А (антрацит), в результате переработки которого предусмотрен выпуск товарной продукции - концентрата, используемого в технологических целях на заводах в России и в странах зарубежья, на марки которого имеются сертификаты соответствия.
Довод налогового органа о том, что на балансе предприятия находится обогатительная фабрика, не является доказательством того, что для предприятий, осуществляющих комплекс операций по добыче и переработке полезных ископаемых и реализующих не только сырье, но и продукты более высокой степени передела, добытым полезным ископаемым является данный продукт, о чем свидетельствует дополнение в статью 337 Налогового кодекса Российской Федерации, внесенное Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
Таким образом, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что доводы жалобы основаны на выводах, не соответствующих фактическим обстоятельствам дела, на неправильном применении и толковании норм права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют, выводы суда основаны на исследованных доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Решение от 30.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9429/2004-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 2 марта 2005 года Дело N Ф04-671/2005(8793-А27-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области на решение от 30.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9429/2004-2 по заявлению открытого акционерного общества "Разрез Красногорский" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области,
Открытое акционерное общество "Разрез Красногорский" (далее - ОАО "Разрез Красногорский") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) от 29.03.2004 N 75, незаконными требования N 564 и N 565 от 06.04.2004, а также обязании налогового органа произвести действия по корректировке сумм налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) на основании уточненной налоговой декларации за июнь 2003 года.
До принятия решения по существу спора налогоплательщик заявил ходатайство о частичном изменении предмета заявленных требований, просил обязать налоговый орган произвести возврат излишне уплаченного налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2003 года.
Решением суда первой инстанции от 30.06.2004 пункт 2 решения налоговой инспекции N 75 от 29.03.2004, требования N 564 и N 565 от 06.04.2004 признаны недействительными. Суд возложил на налоговую инспекцию обязанность по возврату излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2003 года.
Суд мотивировал данный вывод тем, что вхождение обогатительной фабрики в структуру налогоплательщика не имеет юридического значения для порядка исчисления установленного Налоговым кодексом Российской Федерации налога.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт - в удовлетворении требования ОАО "Разрез Красногорский" отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права.
Налоговая инспекция считает, что прошедший процесс технологической обработки и обогащения уголь следует согласно статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации относить к полезным ископаемым, подлежащим налогообложению. Указывает на то, что выручка налогоплательщика складывается от реализации полезного ископаемого в состоянии добычи и полезного ископаемого после его обогащения на обогатительной фабрике.
ОАО "Разрез Красногорский" с кассационной жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной ОАО "Разрез Красногорский" уточненной налоговой декларации по НДПИ за июнь 2003 года принято решение от 29.03.2004 N 75, согласно которому налогоплательщику предложено уплатить суммы не полностью уплаченного налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2003 года в размере 242767 руб. Сумма недоимки определена в связи с необоснованно произведенным налогоплательщиком перерасчетом налога исходя из стоимости добытого полезного ископаемого по цене реализации угля до обогащения.
Основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых явился вывод налоговой инспекции о том, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг операции по добыче угля включают и его обогащение, ввиду чего Общество не может считать конечным продуктом уголь необогащенный и исчислять стоимость добытых полезных ископаемых исходя из цен реализации до обогащения угля на обогатительной фабрике.
Поскольку на момент принятия оспариваемого решения по лицевому счету налогоплательщика числилась переплата, оснований для привлечения заявителя к налоговой ответственности у налоговой инспекции не имелось.
Налоговой инспекцией 06.04.2004 направлены в адрес ОАО "Разрез Красногорский" требования N 564 и N 565, содержащие предложение произвести уплату доначисленного по результатам камеральной налоговой проверки сумм НДПИ.
ОАО "Разрез Красногорский", считая незаконными и необоснованными акты налоговой инспекции о доначислении суммы НДПИ за июнь 2003 года, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Согласно статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов и потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Данное определение добытого полезного ископаемого согласуется с положением о том, что вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени технологического передела или побочного продукта, образующегося при получении основной продукции), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандарту качества (пункт 17 Методических рекомендаций по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-21/170).
Согласно пункту 1.10.2 пояснительной записки к корректировке горнотранспортной части проекта в качестве продукта разработки налогоплательщиком месторождения предусмотрена добыча рядового тощего и метаморфизированного тощего (условно - антрациты) углей.
Данная продукция (уголь каменный) соответствует кодам 1010269 и 1010272 и ГОСТу Р51591-2000. Соответствие первоначального добытого предприятием угля ГОСТу Р51591-2000 "Угли бурые, каменные и антрацит" подтверждено сертификатом соответствия N 4539770, выданным Кемеровским центром стандартизации, метрологии, сертификации.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что результатом разработки месторождения является добыча рядового тощего и метаморфизированного тощего углей, то есть продукция, первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту, в связи с чем исчисление налогоплательщиком суммы налога на добычу полезного ископаемого, подлежащего уплате в бюджет исходя из объемов и стоимости добытого угля, не прошедшего процесс обогащения, правомерно.
Кассационной инстанцией отклоняется довод налогового органа о том, что обогащение угля является конечным результатом технологического процесса по добыче (извлечению) угля из недр, поскольку согласно технико-экономическому обоснованию строительства обогатительной фабрики для углей разреза "Красногорский" сырьем для переработки на фабрике служит метаморфизированный уголь марки А (антрацит), в результате переработки которого предусмотрен выпуск товарной продукции - концентрата, используемого в технологических целях на заводах в России и в странах зарубежья, на марки которого имеются сертификаты соответствия.
Довод налогового органа о том, что на балансе предприятия находится обогатительная фабрика, не является доказательством того, что для предприятий, осуществляющих комплекс операций по добыче и переработке полезных ископаемых и реализующих не только сырье, но и продукты более высокой степени передела, добытым полезным ископаемым является данный продукт, о чем свидетельствует дополнение в статью 337 Налогового кодекса Российской Федерации, внесенное Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
Таким образом, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что доводы жалобы основаны на выводах, не соответствующих фактическим обстоятельствам дела, на неправильном применении и толковании норм права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют, выводы суда основаны на исследованных доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Решение от 30.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9429/2004-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 02.03.2005 N Ф04-671/2005(8793-А27-31)
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 2 марта 2005 года Дело N Ф04-671/2005(8793-А27-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области на решение от 30.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9429/2004-2 по заявлению открытого акционерного общества "Разрез Красногорский" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Разрез Красногорский" (далее - ОАО "Разрез Красногорский") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) от 29.03.2004 N 75, незаконными требования N 564 и N 565 от 06.04.2004, а также обязании налогового органа произвести действия по корректировке сумм налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) на основании уточненной налоговой декларации за июнь 2003 года.
До принятия решения по существу спора налогоплательщик заявил ходатайство о частичном изменении предмета заявленных требований, просил обязать налоговый орган произвести возврат излишне уплаченного налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2003 года.
Решением суда первой инстанции от 30.06.2004 пункт 2 решения налоговой инспекции N 75 от 29.03.2004, требования N 564 и N 565 от 06.04.2004 признаны недействительными. Суд возложил на налоговую инспекцию обязанность по возврату излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2003 года.
Суд мотивировал данный вывод тем, что вхождение обогатительной фабрики в структуру налогоплательщика не имеет юридического значения для порядка исчисления установленного Налоговым кодексом Российской Федерации налога.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт - в удовлетворении требования ОАО "Разрез Красногорский" отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права.
Налоговая инспекция считает, что прошедший процесс технологической обработки и обогащения уголь следует согласно статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации относить к полезным ископаемым, подлежащим налогообложению. Указывает на то, что выручка налогоплательщика складывается от реализации полезного ископаемого в состоянии добычи и полезного ископаемого после его обогащения на обогатительной фабрике.
ОАО "Разрез Красногорский" с кассационной жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной ОАО "Разрез Красногорский" уточненной налоговой декларации по НДПИ за июнь 2003 года принято решение от 29.03.2004 N 75, согласно которому налогоплательщику предложено уплатить суммы не полностью уплаченного налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2003 года в размере 242767 руб. Сумма недоимки определена в связи с необоснованно произведенным налогоплательщиком перерасчетом налога исходя из стоимости добытого полезного ископаемого по цене реализации угля до обогащения.
Основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых явился вывод налоговой инспекции о том, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг операции по добыче угля включают и его обогащение, ввиду чего Общество не может считать конечным продуктом уголь необогащенный и исчислять стоимость добытых полезных ископаемых исходя из цен реализации до обогащения угля на обогатительной фабрике.
Поскольку на момент принятия оспариваемого решения по лицевому счету налогоплательщика числилась переплата, оснований для привлечения заявителя к налоговой ответственности у налоговой инспекции не имелось.
Налоговой инспекцией 06.04.2004 направлены в адрес ОАО "Разрез Красногорский" требования N 564 и N 565, содержащие предложение произвести уплату доначисленного по результатам камеральной налоговой проверки сумм НДПИ.
ОАО "Разрез Красногорский", считая незаконными и необоснованными акты налоговой инспекции о доначислении суммы НДПИ за июнь 2003 года, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Согласно статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов и потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Данное определение добытого полезного ископаемого согласуется с положением о том, что вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени технологического передела или побочного продукта, образующегося при получении основной продукции), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандарту качества (пункт 17 Методических рекомендаций по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-21/170).
Согласно пункту 1.10.2 пояснительной записки к корректировке горнотранспортной части проекта в качестве продукта разработки налогоплательщиком месторождения предусмотрена добыча рядового тощего и метаморфизированного тощего (условно - антрациты) углей.
Данная продукция (уголь каменный) соответствует кодам 1010269 и 1010272 и ГОСТу Р51591-2000. Соответствие первоначального добытого предприятием угля ГОСТу Р51591-2000 "Угли бурые, каменные и антрацит" подтверждено сертификатом соответствия N 4539770, выданным Кемеровским центром стандартизации, метрологии, сертификации.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что результатом разработки месторождения является добыча рядового тощего и метаморфизированного тощего углей, то есть продукция, первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту, в связи с чем исчисление налогоплательщиком суммы налога на добычу полезного ископаемого, подлежащего уплате в бюджет исходя из объемов и стоимости добытого угля, не прошедшего процесс обогащения, правомерно.
Кассационной инстанцией отклоняется довод налогового органа о том, что обогащение угля является конечным результатом технологического процесса по добыче (извлечению) угля из недр, поскольку согласно технико-экономическому обоснованию строительства обогатительной фабрики для углей разреза "Красногорский" сырьем для переработки на фабрике служит метаморфизированный уголь марки А (антрацит), в результате переработки которого предусмотрен выпуск товарной продукции - концентрата, используемого в технологических целях на заводах в России и в странах зарубежья, на марки которого имеются сертификаты соответствия.
Довод налогового органа о том, что на балансе предприятия находится обогатительная фабрика, не является доказательством того, что для предприятий, осуществляющих комплекс операций по добыче и переработке полезных ископаемых и реализующих не только сырье, но и продукты более высокой степени передела, добытым полезным ископаемым является данный продукт, о чем свидетельствует дополнение в статью 337 Налогового кодекса Российской Федерации, внесенное Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
Таким образом, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что доводы жалобы основаны на выводах, не соответствующих фактическим обстоятельствам дела, на неправильном применении и толковании норм права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют, выводы суда основаны на исследованных доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от 30.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9429/2004-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 2 марта 2005 года Дело N Ф04-671/2005(8793-А27-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области на решение от 30.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9429/2004-2 по заявлению открытого акционерного общества "Разрез Красногорский" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Разрез Красногорский" (далее - ОАО "Разрез Красногорский") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) от 29.03.2004 N 75, незаконными требования N 564 и N 565 от 06.04.2004, а также обязании налогового органа произвести действия по корректировке сумм налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) на основании уточненной налоговой декларации за июнь 2003 года.
До принятия решения по существу спора налогоплательщик заявил ходатайство о частичном изменении предмета заявленных требований, просил обязать налоговый орган произвести возврат излишне уплаченного налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2003 года.
Решением суда первой инстанции от 30.06.2004 пункт 2 решения налоговой инспекции N 75 от 29.03.2004, требования N 564 и N 565 от 06.04.2004 признаны недействительными. Суд возложил на налоговую инспекцию обязанность по возврату излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2003 года.
Суд мотивировал данный вывод тем, что вхождение обогатительной фабрики в структуру налогоплательщика не имеет юридического значения для порядка исчисления установленного Налоговым кодексом Российской Федерации налога.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт - в удовлетворении требования ОАО "Разрез Красногорский" отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права.
Налоговая инспекция считает, что прошедший процесс технологической обработки и обогащения уголь следует согласно статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации относить к полезным ископаемым, подлежащим налогообложению. Указывает на то, что выручка налогоплательщика складывается от реализации полезного ископаемого в состоянии добычи и полезного ископаемого после его обогащения на обогатительной фабрике.
ОАО "Разрез Красногорский" с кассационной жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной ОАО "Разрез Красногорский" уточненной налоговой декларации по НДПИ за июнь 2003 года принято решение от 29.03.2004 N 75, согласно которому налогоплательщику предложено уплатить суммы не полностью уплаченного налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2003 года в размере 242767 руб. Сумма недоимки определена в связи с необоснованно произведенным налогоплательщиком перерасчетом налога исходя из стоимости добытого полезного ископаемого по цене реализации угля до обогащения.
Основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых явился вывод налоговой инспекции о том, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг операции по добыче угля включают и его обогащение, ввиду чего Общество не может считать конечным продуктом уголь необогащенный и исчислять стоимость добытых полезных ископаемых исходя из цен реализации до обогащения угля на обогатительной фабрике.
Поскольку на момент принятия оспариваемого решения по лицевому счету налогоплательщика числилась переплата, оснований для привлечения заявителя к налоговой ответственности у налоговой инспекции не имелось.
Налоговой инспекцией 06.04.2004 направлены в адрес ОАО "Разрез Красногорский" требования N 564 и N 565, содержащие предложение произвести уплату доначисленного по результатам камеральной налоговой проверки сумм НДПИ.
ОАО "Разрез Красногорский", считая незаконными и необоснованными акты налоговой инспекции о доначислении суммы НДПИ за июнь 2003 года, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Согласно статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов и потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Данное определение добытого полезного ископаемого согласуется с положением о том, что вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени технологического передела или побочного продукта, образующегося при получении основной продукции), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандарту качества (пункт 17 Методических рекомендаций по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-21/170).
Согласно пункту 1.10.2 пояснительной записки к корректировке горнотранспортной части проекта в качестве продукта разработки налогоплательщиком месторождения предусмотрена добыча рядового тощего и метаморфизированного тощего (условно - антрациты) углей.
Данная продукция (уголь каменный) соответствует кодам 1010269 и 1010272 и ГОСТу Р51591-2000. Соответствие первоначального добытого предприятием угля ГОСТу Р51591-2000 "Угли бурые, каменные и антрацит" подтверждено сертификатом соответствия N 4539770, выданным Кемеровским центром стандартизации, метрологии, сертификации.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что результатом разработки месторождения является добыча рядового тощего и метаморфизированного тощего углей, то есть продукция, первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту, в связи с чем исчисление налогоплательщиком суммы налога на добычу полезного ископаемого, подлежащего уплате в бюджет исходя из объемов и стоимости добытого угля, не прошедшего процесс обогащения, правомерно.
Кассационной инстанцией отклоняется довод налогового органа о том, что обогащение угля является конечным результатом технологического процесса по добыче (извлечению) угля из недр, поскольку согласно технико-экономическому обоснованию строительства обогатительной фабрики для углей разреза "Красногорский" сырьем для переработки на фабрике служит метаморфизированный уголь марки А (антрацит), в результате переработки которого предусмотрен выпуск товарной продукции - концентрата, используемого в технологических целях на заводах в России и в странах зарубежья, на марки которого имеются сертификаты соответствия.
Довод налогового органа о том, что на балансе предприятия находится обогатительная фабрика, не является доказательством того, что для предприятий, осуществляющих комплекс операций по добыче и переработке полезных ископаемых и реализующих не только сырье, но и продукты более высокой степени передела, добытым полезным ископаемым является данный продукт, о чем свидетельствует дополнение в статью 337 Налогового кодекса Российской Федерации, внесенное Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
Таким образом, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что доводы жалобы основаны на выводах, не соответствующих фактическим обстоятельствам дела, на неправильном применении и толковании норм права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют, выводы суда основаны на исследованных доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от 30.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9429/2004-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)