Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 8 июня 2004 г. Дело N А40-20805/04-80-209
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Ю. Г.Ю., протокол вела судья Ю. Г.Ю., с участием от заявителя - Г. Г.А., рассмотрев дело по заявлению предпринимателя Г. О.А. к ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы о признании незаконным бездействия, обязании возвратить налоги - 156196 руб. и проценты,
предприниматель Г. О.А. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы, выразившегося в невозврате в установленный законом срок излишне уплаченной суммы налога с продаж, НДС, ЕСН - 156196 руб., обязании ИМНС выполнить предусмотренную ст. 78 НК РФ обязанность по возврату переплаченных в 2000 - 2002 г. г. суммы налогов и процентов за период с 13.04.04 по 08.06.04 в сумме 3402 руб. и по день фактического возврата.
Заявление со ссылками на Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.95 N 222-ФЗ, ст. 9 ФЗ от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.03 N 11-П, Определение КС РФ от 07.02.02 N 37-О, ст. ст. 78, 137, 138 НК РФ мотивировано тем, что Г. О.А. в период 2000 - 2002 г. г. осуществляла предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяла упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности на основании патента и не являлась плательщиком налога на добавленную стоимость и налога с продаж, излишне уплаченная сумма налога подлежит возврату заявителю в соответствии со ст. 78 НК РФ. Кроме того, введенная Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ для ПБОЮЛ, работающих по упрощенной системе налогообложения, новая налоговая база для исчисления ЕСН ухудшает положение налогоплательщика, и излишне уплаченный единый социальный налог подлежит возврату заявителю. В нарушение положений ст. 78 НК РФ налоговый орган неправомерно бездействовал, не возвратив излишне уплаченные суммы налогов в срок, установленный ст. 78 НК РФ.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен, с требованиями заявителя не согласен по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что законодательством не установлено освобождение индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от уплаты налога на добавленную стоимость, заявитель не имеет права на возврат налога с продаж и НДС в соответствии со ст. 78 НК РФ, поскольку данные налоги являются косвенными и фактическими его плательщиками являются покупатели товаров, работ, услуг. Расчет суммы ЕСН, подлежащего уплате предпринимателем, осуществлялся в соответствии с нормами налогового законодательства и с учетом изменений, внесенных ФЗ от 31.12.01 N 198-ФЗ, вступившим в действие с 01.01.2002.
Дело рассмотрено судом в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя заявителя, исследовав письменные доказательства, суд считает требования ПБОЮЛ Г. О.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Г. О.А. зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, о чем выдано свидетельство МРП N 77:7:2967 от 29.05.2000, и ей как субъекту малого предпринимательства выданы патенты на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на период с 01.07.2000 по 31.12.2000, с 01.01.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 31.12.2002.
В 2001 - 2002 г. г. ПБОЮЛ Г. О.А. уплатила в бюджет налог на добавленную стоимость в размере 16264 руб. и налог с продаж в размере 138539 руб., что подтверждается представленными платежными документами, имеющимися в материалах дела.
Поскольку заявитель не считает себя плательщиком НДС и налога с продаж, ПБОЮЛ Г. О. А. обратилась с заявлением в ИМНС от 12.03.04 о возврате излишне уплаченных налогов - 156196 руб., в том числе ЕСН - 11648 руб. в связи с излишней его уплатой.
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение месяца со дня подачи заявления о возврате. Заявление получено налоговым органом 15.03.04, что подтверждается отметкой на уведомлении. В установленный ст. 78 НК РФ срок суммы налогов заявителю не возвращены.
23.04.04 заявителю направлено письмо ИМНС N 18-09/2767, из которого усматривается, что переплата по налогам отсутствует.
Статьей 143 НК РФ с 01.01.2001 индивидуальные предприниматели признаны плательщиками налога на добавленную стоимость.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Указанный Закон позволяет свободно выбирать более выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности - уплачивать налоги либо по обычной системе, либо по патенту в соответствии с ФЗ N 222 от 29.12.95.
Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.95 N 222-ФЗ введена упрощенная система налогообложения, которая предусматривает не замену одного налога уплатой другого, как считает ответчик, а замену одной системы налогообложения другой, упрощенной системой налогообложения, которая согласно ст. 18 НК РФ представляет собой специальную систему налогообложения предпринимательской деятельности - "специальный налоговый режим", предназначенную для замены общей системы налогообложения применительно к отдельной категории налогоплательщиков - субъектов малого предпринимательства.
В п. 3 ст. 1 указанного Закона установлено, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
В п. 3 ст. 5 Закона N 222-ФЗ определено, что годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период. Понятие единого налога приведено в п. 2 ст. 3 Закона - совокупность установленных законом РФ федеральных, региональных и местных сборов и налогов.
Исходя из этого, суд считает, что для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, годовая стоимость патента заменяет не только уплату подоходного налога на доход, как это установлено п. 3 ст. 1 Закона, но и всех налогов, в том числе НДС и налога с продаж, поскольку с момента их перехода к упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности общая система налогообложения, элементами которой являются НДС и налог с продаж, не применяется.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ от 19.06.03 N 11-П, признавшим не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19, ч. 1 и 2, 57 нормы п. 3 ст. 1 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", поскольку по смыслу, придаваемому данной норме последующим правовым регулированием и сложившейся на его основе правоприменительной практикой, - она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
Поскольку в данном случае предприниматель в силу закона освобождена от уплаты НДС и налога с продаж, судом не может быть принят во внимание и довод ответчика о том, что указанные налоги являются косвенными, налог начислялся предпринимателем сверх стоимости оказанных услуг и фактическими плательщиками налога являются покупатели услуг.
Что касается излишней уплаты ЕСН за 2002 год, то в момент регистрации заявителя в качестве ПБОЮЛ и при работе по упрощенной системе налогообложения размер уплачиваемых платежей в государственные внебюджетные фонды определялся по налоговой базе, исходя из стоимости патента, что следует из ФЗ от 04.01.99 N 1-ФЗ, от 20.11.99 N 197-ФЗ, от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
При сохранении указанного порядка в 2002 г. база налогообложения ЕСН составила бы для предпринимателя Г. О.А. - 36923 руб., а общая сумма ЕСН, подлежащая уплате, - 4874 руб.
Федеральным законом от 31.12.01 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" для ПБОЮЛ, работающих по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, в ст. 237 НК РФ была установлена новая налоговая база для исчисления ЕСН - произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Согласно расчету заявителя, уплаченная сумма ЕСН в соответствии с указанной нормой НК РФ составила 16522 руб. Доказательства уплаты налога в указанной сумме заявителем представлены. Таким образом, разница между суммой налога, исчисленной по прежнему расчету налогообложения ЕСН, и суммой налога, исчисленной в соответствии со ст. 237 НК РФ в редакции ФЗ от 31.12.01 N 198-ФЗ, составила 11648 руб.
Суд считает, что при исчислении ЕСН в соответствии с указанным Федеральным законом положение ПБОЮЛ Г. О.А. значительно ухудшилось, что в силу ст. 9 ФЗ от 14.06.95 является основанием для применения заявителем прежнего режима налогообложения ЕСН.
В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей.
Факт перечисления заявителем НДС, налога с продаж в бюджет - 16264 руб. и 138539 руб. соответственно, а также уплаты ЕСН в сумме 16522 руб. ответчиком в отзыве не оспаривается.
Суммы излишне уплаченного налога, всего 156196 руб., в установленный ст. 78 НК РФ срок налоговым органом не возвращены, что свидетельствует о бездействии налогового органа.
Пунктом 9 ст. 78 НК РФ установлено, что при нарушении срока возврата налога на сумму излишне уплаченного налога начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Расчет процентов определен заявителем начиная с 13.04.04 по 08.06.04 в сумме 3402 руб. На дату принятия судом решения сведения о возврате сумм налога ответчиком также не представлены, в связи с чем проценты подлежат начислению по дату фактического возврата налогов.
При таких обстоятельствах суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета, так как ответчик от уплаты госпошлины освобожден.
На основании ст. ст. 78, 137, 138 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 110, ч. 3, 167, 168, 170 АПК РФ, суд
признать незаконным бездействие ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы, выразившееся в невозврате ПБОЮЛ Г. О.А. в установленный срок излишне уплаченной суммы НДС, налога с продаж, единого социального налога - 56196 руб., как не соответствующее ст. 78 НК РФ.
Обязать ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы возвратить ПБОЮЛ Г. О.А. излишне уплаченные суммы НДС - 16264,00 руб., налога с продаж - 138539 руб. 00 коп., ЕСН - 11648 руб. 00 коп. за период 2000 - 2002 г. г., а всего 156196 руб. 00 коп. с начисленными процентами в сумме 3402 руб. за период с 13.04.04 по 08.06.04, а также процентами за период с 09.06.04 и по день фактического возврата, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день нарушения срока возврата.
Возвратить ПБОЮЛ Г. О.А. из федерального бюджета госпошлину - 40 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения и в арбитражный суд кассационной инстанции - в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение в полном объеме изготовлено 15.06.04.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2004 г. Дело N А40-20805/04-80-209
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Ю. Г.Ю., протокол вела судья Ю. Г.Ю., с участием от заявителя - Г. Г.А., рассмотрев дело по заявлению предпринимателя Г. О.А. к ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы о признании незаконным бездействия, обязании возвратить налоги - 156196 руб. и проценты,
предприниматель Г. О.А. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы, выразившегося в невозврате в установленный законом срок излишне уплаченной суммы налога с продаж, НДС, ЕСН - 156196 руб., обязании ИМНС выполнить предусмотренную ст. 78 НК РФ обязанность по возврату переплаченных в 2000 - 2002 г. г. суммы налогов и процентов за период с 13.04.04 по 08.06.04 в сумме 3402 руб. и по день фактического возврата.
Заявление со ссылками на Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.95 N 222-ФЗ, ст. 9 ФЗ от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.03 N 11-П, Определение КС РФ от 07.02.02 N 37-О, ст. ст. 78, 137, 138 НК РФ мотивировано тем, что Г. О.А. в период 2000 - 2002 г. г. осуществляла предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяла упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности на основании патента и не являлась плательщиком налога на добавленную стоимость и налога с продаж, излишне уплаченная сумма налога подлежит возврату заявителю в соответствии со ст. 78 НК РФ. Кроме того, введенная Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ для ПБОЮЛ, работающих по упрощенной системе налогообложения, новая налоговая база для исчисления ЕСН ухудшает положение налогоплательщика, и излишне уплаченный единый социальный налог подлежит возврату заявителю. В нарушение положений ст. 78 НК РФ налоговый орган неправомерно бездействовал, не возвратив излишне уплаченные суммы налогов в срок, установленный ст. 78 НК РФ.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен, с требованиями заявителя не согласен по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что законодательством не установлено освобождение индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от уплаты налога на добавленную стоимость, заявитель не имеет права на возврат налога с продаж и НДС в соответствии со ст. 78 НК РФ, поскольку данные налоги являются косвенными и фактическими его плательщиками являются покупатели товаров, работ, услуг. Расчет суммы ЕСН, подлежащего уплате предпринимателем, осуществлялся в соответствии с нормами налогового законодательства и с учетом изменений, внесенных ФЗ от 31.12.01 N 198-ФЗ, вступившим в действие с 01.01.2002.
Дело рассмотрено судом в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя заявителя, исследовав письменные доказательства, суд считает требования ПБОЮЛ Г. О.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Г. О.А. зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, о чем выдано свидетельство МРП N 77:7:2967 от 29.05.2000, и ей как субъекту малого предпринимательства выданы патенты на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на период с 01.07.2000 по 31.12.2000, с 01.01.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 31.12.2002.
В 2001 - 2002 г. г. ПБОЮЛ Г. О.А. уплатила в бюджет налог на добавленную стоимость в размере 16264 руб. и налог с продаж в размере 138539 руб., что подтверждается представленными платежными документами, имеющимися в материалах дела.
Поскольку заявитель не считает себя плательщиком НДС и налога с продаж, ПБОЮЛ Г. О. А. обратилась с заявлением в ИМНС от 12.03.04 о возврате излишне уплаченных налогов - 156196 руб., в том числе ЕСН - 11648 руб. в связи с излишней его уплатой.
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение месяца со дня подачи заявления о возврате. Заявление получено налоговым органом 15.03.04, что подтверждается отметкой на уведомлении. В установленный ст. 78 НК РФ срок суммы налогов заявителю не возвращены.
23.04.04 заявителю направлено письмо ИМНС N 18-09/2767, из которого усматривается, что переплата по налогам отсутствует.
Статьей 143 НК РФ с 01.01.2001 индивидуальные предприниматели признаны плательщиками налога на добавленную стоимость.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Указанный Закон позволяет свободно выбирать более выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности - уплачивать налоги либо по обычной системе, либо по патенту в соответствии с ФЗ N 222 от 29.12.95.
Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.95 N 222-ФЗ введена упрощенная система налогообложения, которая предусматривает не замену одного налога уплатой другого, как считает ответчик, а замену одной системы налогообложения другой, упрощенной системой налогообложения, которая согласно ст. 18 НК РФ представляет собой специальную систему налогообложения предпринимательской деятельности - "специальный налоговый режим", предназначенную для замены общей системы налогообложения применительно к отдельной категории налогоплательщиков - субъектов малого предпринимательства.
В п. 3 ст. 1 указанного Закона установлено, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
В п. 3 ст. 5 Закона N 222-ФЗ определено, что годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период. Понятие единого налога приведено в п. 2 ст. 3 Закона - совокупность установленных законом РФ федеральных, региональных и местных сборов и налогов.
Исходя из этого, суд считает, что для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, годовая стоимость патента заменяет не только уплату подоходного налога на доход, как это установлено п. 3 ст. 1 Закона, но и всех налогов, в том числе НДС и налога с продаж, поскольку с момента их перехода к упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности общая система налогообложения, элементами которой являются НДС и налог с продаж, не применяется.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ от 19.06.03 N 11-П, признавшим не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19, ч. 1 и 2, 57 нормы п. 3 ст. 1 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", поскольку по смыслу, придаваемому данной норме последующим правовым регулированием и сложившейся на его основе правоприменительной практикой, - она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
Поскольку в данном случае предприниматель в силу закона освобождена от уплаты НДС и налога с продаж, судом не может быть принят во внимание и довод ответчика о том, что указанные налоги являются косвенными, налог начислялся предпринимателем сверх стоимости оказанных услуг и фактическими плательщиками налога являются покупатели услуг.
Что касается излишней уплаты ЕСН за 2002 год, то в момент регистрации заявителя в качестве ПБОЮЛ и при работе по упрощенной системе налогообложения размер уплачиваемых платежей в государственные внебюджетные фонды определялся по налоговой базе, исходя из стоимости патента, что следует из ФЗ от 04.01.99 N 1-ФЗ, от 20.11.99 N 197-ФЗ, от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
При сохранении указанного порядка в 2002 г. база налогообложения ЕСН составила бы для предпринимателя Г. О.А. - 36923 руб., а общая сумма ЕСН, подлежащая уплате, - 4874 руб.
Федеральным законом от 31.12.01 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" для ПБОЮЛ, работающих по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, в ст. 237 НК РФ была установлена новая налоговая база для исчисления ЕСН - произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Согласно расчету заявителя, уплаченная сумма ЕСН в соответствии с указанной нормой НК РФ составила 16522 руб. Доказательства уплаты налога в указанной сумме заявителем представлены. Таким образом, разница между суммой налога, исчисленной по прежнему расчету налогообложения ЕСН, и суммой налога, исчисленной в соответствии со ст. 237 НК РФ в редакции ФЗ от 31.12.01 N 198-ФЗ, составила 11648 руб.
Суд считает, что при исчислении ЕСН в соответствии с указанным Федеральным законом положение ПБОЮЛ Г. О.А. значительно ухудшилось, что в силу ст. 9 ФЗ от 14.06.95 является основанием для применения заявителем прежнего режима налогообложения ЕСН.
В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей.
Факт перечисления заявителем НДС, налога с продаж в бюджет - 16264 руб. и 138539 руб. соответственно, а также уплаты ЕСН в сумме 16522 руб. ответчиком в отзыве не оспаривается.
Суммы излишне уплаченного налога, всего 156196 руб., в установленный ст. 78 НК РФ срок налоговым органом не возвращены, что свидетельствует о бездействии налогового органа.
Пунктом 9 ст. 78 НК РФ установлено, что при нарушении срока возврата налога на сумму излишне уплаченного налога начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Расчет процентов определен заявителем начиная с 13.04.04 по 08.06.04 в сумме 3402 руб. На дату принятия судом решения сведения о возврате сумм налога ответчиком также не представлены, в связи с чем проценты подлежат начислению по дату фактического возврата налогов.
При таких обстоятельствах суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета, так как ответчик от уплаты госпошлины освобожден.
На основании ст. ст. 78, 137, 138 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 110, ч. 3, 167, 168, 170 АПК РФ, суд
признать незаконным бездействие ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы, выразившееся в невозврате ПБОЮЛ Г. О.А. в установленный срок излишне уплаченной суммы НДС, налога с продаж, единого социального налога - 56196 руб., как не соответствующее ст. 78 НК РФ.
Обязать ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы возвратить ПБОЮЛ Г. О.А. излишне уплаченные суммы НДС - 16264,00 руб., налога с продаж - 138539 руб. 00 коп., ЕСН - 11648 руб. 00 коп. за период 2000 - 2002 г. г., а всего 156196 руб. 00 коп. с начисленными процентами в сумме 3402 руб. за период с 13.04.04 по 08.06.04, а также процентами за период с 09.06.04 и по день фактического возврата, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день нарушения срока возврата.
Возвратить ПБОЮЛ Г. О.А. из федерального бюджета госпошлину - 40 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения и в арбитражный суд кассационной инстанции - в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение в полном объеме изготовлено 15.06.04.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 08.06.2004 ПО ДЕЛУ N А40-20805/04-80-209
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2004 г. Дело N А40-20805/04-80-209
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Ю. Г.Ю., протокол вела судья Ю. Г.Ю., с участием от заявителя - Г. Г.А., рассмотрев дело по заявлению предпринимателя Г. О.А. к ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы о признании незаконным бездействия, обязании возвратить налоги - 156196 руб. и проценты,
УСТАНОВИЛ:
предприниматель Г. О.А. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы, выразившегося в невозврате в установленный законом срок излишне уплаченной суммы налога с продаж, НДС, ЕСН - 156196 руб., обязании ИМНС выполнить предусмотренную ст. 78 НК РФ обязанность по возврату переплаченных в 2000 - 2002 г. г. суммы налогов и процентов за период с 13.04.04 по 08.06.04 в сумме 3402 руб. и по день фактического возврата.
Заявление со ссылками на Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.95 N 222-ФЗ, ст. 9 ФЗ от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.03 N 11-П, Определение КС РФ от 07.02.02 N 37-О, ст. ст. 78, 137, 138 НК РФ мотивировано тем, что Г. О.А. в период 2000 - 2002 г. г. осуществляла предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяла упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности на основании патента и не являлась плательщиком налога на добавленную стоимость и налога с продаж, излишне уплаченная сумма налога подлежит возврату заявителю в соответствии со ст. 78 НК РФ. Кроме того, введенная Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ для ПБОЮЛ, работающих по упрощенной системе налогообложения, новая налоговая база для исчисления ЕСН ухудшает положение налогоплательщика, и излишне уплаченный единый социальный налог подлежит возврату заявителю. В нарушение положений ст. 78 НК РФ налоговый орган неправомерно бездействовал, не возвратив излишне уплаченные суммы налогов в срок, установленный ст. 78 НК РФ.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен, с требованиями заявителя не согласен по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что законодательством не установлено освобождение индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от уплаты налога на добавленную стоимость, заявитель не имеет права на возврат налога с продаж и НДС в соответствии со ст. 78 НК РФ, поскольку данные налоги являются косвенными и фактическими его плательщиками являются покупатели товаров, работ, услуг. Расчет суммы ЕСН, подлежащего уплате предпринимателем, осуществлялся в соответствии с нормами налогового законодательства и с учетом изменений, внесенных ФЗ от 31.12.01 N 198-ФЗ, вступившим в действие с 01.01.2002.
Дело рассмотрено судом в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя заявителя, исследовав письменные доказательства, суд считает требования ПБОЮЛ Г. О.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Г. О.А. зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, о чем выдано свидетельство МРП N 77:7:2967 от 29.05.2000, и ей как субъекту малого предпринимательства выданы патенты на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на период с 01.07.2000 по 31.12.2000, с 01.01.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 31.12.2002.
В 2001 - 2002 г. г. ПБОЮЛ Г. О.А. уплатила в бюджет налог на добавленную стоимость в размере 16264 руб. и налог с продаж в размере 138539 руб., что подтверждается представленными платежными документами, имеющимися в материалах дела.
Поскольку заявитель не считает себя плательщиком НДС и налога с продаж, ПБОЮЛ Г. О. А. обратилась с заявлением в ИМНС от 12.03.04 о возврате излишне уплаченных налогов - 156196 руб., в том числе ЕСН - 11648 руб. в связи с излишней его уплатой.
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение месяца со дня подачи заявления о возврате. Заявление получено налоговым органом 15.03.04, что подтверждается отметкой на уведомлении. В установленный ст. 78 НК РФ срок суммы налогов заявителю не возвращены.
23.04.04 заявителю направлено письмо ИМНС N 18-09/2767, из которого усматривается, что переплата по налогам отсутствует.
Статьей 143 НК РФ с 01.01.2001 индивидуальные предприниматели признаны плательщиками налога на добавленную стоимость.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Указанный Закон позволяет свободно выбирать более выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности - уплачивать налоги либо по обычной системе, либо по патенту в соответствии с ФЗ N 222 от 29.12.95.
Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.95 N 222-ФЗ введена упрощенная система налогообложения, которая предусматривает не замену одного налога уплатой другого, как считает ответчик, а замену одной системы налогообложения другой, упрощенной системой налогообложения, которая согласно ст. 18 НК РФ представляет собой специальную систему налогообложения предпринимательской деятельности - "специальный налоговый режим", предназначенную для замены общей системы налогообложения применительно к отдельной категории налогоплательщиков - субъектов малого предпринимательства.
В п. 3 ст. 1 указанного Закона установлено, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
В п. 3 ст. 5 Закона N 222-ФЗ определено, что годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период. Понятие единого налога приведено в п. 2 ст. 3 Закона - совокупность установленных законом РФ федеральных, региональных и местных сборов и налогов.
Исходя из этого, суд считает, что для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, годовая стоимость патента заменяет не только уплату подоходного налога на доход, как это установлено п. 3 ст. 1 Закона, но и всех налогов, в том числе НДС и налога с продаж, поскольку с момента их перехода к упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности общая система налогообложения, элементами которой являются НДС и налог с продаж, не применяется.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ от 19.06.03 N 11-П, признавшим не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19, ч. 1 и 2, 57 нормы п. 3 ст. 1 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", поскольку по смыслу, придаваемому данной норме последующим правовым регулированием и сложившейся на его основе правоприменительной практикой, - она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
Поскольку в данном случае предприниматель в силу закона освобождена от уплаты НДС и налога с продаж, судом не может быть принят во внимание и довод ответчика о том, что указанные налоги являются косвенными, налог начислялся предпринимателем сверх стоимости оказанных услуг и фактическими плательщиками налога являются покупатели услуг.
Что касается излишней уплаты ЕСН за 2002 год, то в момент регистрации заявителя в качестве ПБОЮЛ и при работе по упрощенной системе налогообложения размер уплачиваемых платежей в государственные внебюджетные фонды определялся по налоговой базе, исходя из стоимости патента, что следует из ФЗ от 04.01.99 N 1-ФЗ, от 20.11.99 N 197-ФЗ, от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
При сохранении указанного порядка в 2002 г. база налогообложения ЕСН составила бы для предпринимателя Г. О.А. - 36923 руб., а общая сумма ЕСН, подлежащая уплате, - 4874 руб.
Федеральным законом от 31.12.01 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" для ПБОЮЛ, работающих по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, в ст. 237 НК РФ была установлена новая налоговая база для исчисления ЕСН - произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Согласно расчету заявителя, уплаченная сумма ЕСН в соответствии с указанной нормой НК РФ составила 16522 руб. Доказательства уплаты налога в указанной сумме заявителем представлены. Таким образом, разница между суммой налога, исчисленной по прежнему расчету налогообложения ЕСН, и суммой налога, исчисленной в соответствии со ст. 237 НК РФ в редакции ФЗ от 31.12.01 N 198-ФЗ, составила 11648 руб.
Суд считает, что при исчислении ЕСН в соответствии с указанным Федеральным законом положение ПБОЮЛ Г. О.А. значительно ухудшилось, что в силу ст. 9 ФЗ от 14.06.95 является основанием для применения заявителем прежнего режима налогообложения ЕСН.
В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей.
Факт перечисления заявителем НДС, налога с продаж в бюджет - 16264 руб. и 138539 руб. соответственно, а также уплаты ЕСН в сумме 16522 руб. ответчиком в отзыве не оспаривается.
Суммы излишне уплаченного налога, всего 156196 руб., в установленный ст. 78 НК РФ срок налоговым органом не возвращены, что свидетельствует о бездействии налогового органа.
Пунктом 9 ст. 78 НК РФ установлено, что при нарушении срока возврата налога на сумму излишне уплаченного налога начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Расчет процентов определен заявителем начиная с 13.04.04 по 08.06.04 в сумме 3402 руб. На дату принятия судом решения сведения о возврате сумм налога ответчиком также не представлены, в связи с чем проценты подлежат начислению по дату фактического возврата налогов.
При таких обстоятельствах суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета, так как ответчик от уплаты госпошлины освобожден.
На основании ст. ст. 78, 137, 138 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 110, ч. 3, 167, 168, 170 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконным бездействие ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы, выразившееся в невозврате ПБОЮЛ Г. О.А. в установленный срок излишне уплаченной суммы НДС, налога с продаж, единого социального налога - 56196 руб., как не соответствующее ст. 78 НК РФ.
Обязать ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы возвратить ПБОЮЛ Г. О.А. излишне уплаченные суммы НДС - 16264,00 руб., налога с продаж - 138539 руб. 00 коп., ЕСН - 11648 руб. 00 коп. за период 2000 - 2002 г. г., а всего 156196 руб. 00 коп. с начисленными процентами в сумме 3402 руб. за период с 13.04.04 по 08.06.04, а также процентами за период с 09.06.04 и по день фактического возврата, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день нарушения срока возврата.
Возвратить ПБОЮЛ Г. О.А. из федерального бюджета госпошлину - 40 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения и в арбитражный суд кассационной инстанции - в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение в полном объеме изготовлено 15.06.04.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2004 г. Дело N А40-20805/04-80-209
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Ю. Г.Ю., протокол вела судья Ю. Г.Ю., с участием от заявителя - Г. Г.А., рассмотрев дело по заявлению предпринимателя Г. О.А. к ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы о признании незаконным бездействия, обязании возвратить налоги - 156196 руб. и проценты,
УСТАНОВИЛ:
предприниматель Г. О.А. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы, выразившегося в невозврате в установленный законом срок излишне уплаченной суммы налога с продаж, НДС, ЕСН - 156196 руб., обязании ИМНС выполнить предусмотренную ст. 78 НК РФ обязанность по возврату переплаченных в 2000 - 2002 г. г. суммы налогов и процентов за период с 13.04.04 по 08.06.04 в сумме 3402 руб. и по день фактического возврата.
Заявление со ссылками на Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.95 N 222-ФЗ, ст. 9 ФЗ от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.03 N 11-П, Определение КС РФ от 07.02.02 N 37-О, ст. ст. 78, 137, 138 НК РФ мотивировано тем, что Г. О.А. в период 2000 - 2002 г. г. осуществляла предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяла упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности на основании патента и не являлась плательщиком налога на добавленную стоимость и налога с продаж, излишне уплаченная сумма налога подлежит возврату заявителю в соответствии со ст. 78 НК РФ. Кроме того, введенная Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ для ПБОЮЛ, работающих по упрощенной системе налогообложения, новая налоговая база для исчисления ЕСН ухудшает положение налогоплательщика, и излишне уплаченный единый социальный налог подлежит возврату заявителю. В нарушение положений ст. 78 НК РФ налоговый орган неправомерно бездействовал, не возвратив излишне уплаченные суммы налогов в срок, установленный ст. 78 НК РФ.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен, с требованиями заявителя не согласен по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что законодательством не установлено освобождение индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от уплаты налога на добавленную стоимость, заявитель не имеет права на возврат налога с продаж и НДС в соответствии со ст. 78 НК РФ, поскольку данные налоги являются косвенными и фактическими его плательщиками являются покупатели товаров, работ, услуг. Расчет суммы ЕСН, подлежащего уплате предпринимателем, осуществлялся в соответствии с нормами налогового законодательства и с учетом изменений, внесенных ФЗ от 31.12.01 N 198-ФЗ, вступившим в действие с 01.01.2002.
Дело рассмотрено судом в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя заявителя, исследовав письменные доказательства, суд считает требования ПБОЮЛ Г. О.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Г. О.А. зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, о чем выдано свидетельство МРП N 77:7:2967 от 29.05.2000, и ей как субъекту малого предпринимательства выданы патенты на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на период с 01.07.2000 по 31.12.2000, с 01.01.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 31.12.2002.
В 2001 - 2002 г. г. ПБОЮЛ Г. О.А. уплатила в бюджет налог на добавленную стоимость в размере 16264 руб. и налог с продаж в размере 138539 руб., что подтверждается представленными платежными документами, имеющимися в материалах дела.
Поскольку заявитель не считает себя плательщиком НДС и налога с продаж, ПБОЮЛ Г. О. А. обратилась с заявлением в ИМНС от 12.03.04 о возврате излишне уплаченных налогов - 156196 руб., в том числе ЕСН - 11648 руб. в связи с излишней его уплатой.
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение месяца со дня подачи заявления о возврате. Заявление получено налоговым органом 15.03.04, что подтверждается отметкой на уведомлении. В установленный ст. 78 НК РФ срок суммы налогов заявителю не возвращены.
23.04.04 заявителю направлено письмо ИМНС N 18-09/2767, из которого усматривается, что переплата по налогам отсутствует.
Статьей 143 НК РФ с 01.01.2001 индивидуальные предприниматели признаны плательщиками налога на добавленную стоимость.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Указанный Закон позволяет свободно выбирать более выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности - уплачивать налоги либо по обычной системе, либо по патенту в соответствии с ФЗ N 222 от 29.12.95.
Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.95 N 222-ФЗ введена упрощенная система налогообложения, которая предусматривает не замену одного налога уплатой другого, как считает ответчик, а замену одной системы налогообложения другой, упрощенной системой налогообложения, которая согласно ст. 18 НК РФ представляет собой специальную систему налогообложения предпринимательской деятельности - "специальный налоговый режим", предназначенную для замены общей системы налогообложения применительно к отдельной категории налогоплательщиков - субъектов малого предпринимательства.
В п. 3 ст. 1 указанного Закона установлено, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
В п. 3 ст. 5 Закона N 222-ФЗ определено, что годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период. Понятие единого налога приведено в п. 2 ст. 3 Закона - совокупность установленных законом РФ федеральных, региональных и местных сборов и налогов.
Исходя из этого, суд считает, что для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, годовая стоимость патента заменяет не только уплату подоходного налога на доход, как это установлено п. 3 ст. 1 Закона, но и всех налогов, в том числе НДС и налога с продаж, поскольку с момента их перехода к упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности общая система налогообложения, элементами которой являются НДС и налог с продаж, не применяется.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ от 19.06.03 N 11-П, признавшим не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19, ч. 1 и 2, 57 нормы п. 3 ст. 1 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", поскольку по смыслу, придаваемому данной норме последующим правовым регулированием и сложившейся на его основе правоприменительной практикой, - она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
Поскольку в данном случае предприниматель в силу закона освобождена от уплаты НДС и налога с продаж, судом не может быть принят во внимание и довод ответчика о том, что указанные налоги являются косвенными, налог начислялся предпринимателем сверх стоимости оказанных услуг и фактическими плательщиками налога являются покупатели услуг.
Что касается излишней уплаты ЕСН за 2002 год, то в момент регистрации заявителя в качестве ПБОЮЛ и при работе по упрощенной системе налогообложения размер уплачиваемых платежей в государственные внебюджетные фонды определялся по налоговой базе, исходя из стоимости патента, что следует из ФЗ от 04.01.99 N 1-ФЗ, от 20.11.99 N 197-ФЗ, от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
При сохранении указанного порядка в 2002 г. база налогообложения ЕСН составила бы для предпринимателя Г. О.А. - 36923 руб., а общая сумма ЕСН, подлежащая уплате, - 4874 руб.
Федеральным законом от 31.12.01 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" для ПБОЮЛ, работающих по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, в ст. 237 НК РФ была установлена новая налоговая база для исчисления ЕСН - произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Согласно расчету заявителя, уплаченная сумма ЕСН в соответствии с указанной нормой НК РФ составила 16522 руб. Доказательства уплаты налога в указанной сумме заявителем представлены. Таким образом, разница между суммой налога, исчисленной по прежнему расчету налогообложения ЕСН, и суммой налога, исчисленной в соответствии со ст. 237 НК РФ в редакции ФЗ от 31.12.01 N 198-ФЗ, составила 11648 руб.
Суд считает, что при исчислении ЕСН в соответствии с указанным Федеральным законом положение ПБОЮЛ Г. О.А. значительно ухудшилось, что в силу ст. 9 ФЗ от 14.06.95 является основанием для применения заявителем прежнего режима налогообложения ЕСН.
В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей.
Факт перечисления заявителем НДС, налога с продаж в бюджет - 16264 руб. и 138539 руб. соответственно, а также уплаты ЕСН в сумме 16522 руб. ответчиком в отзыве не оспаривается.
Суммы излишне уплаченного налога, всего 156196 руб., в установленный ст. 78 НК РФ срок налоговым органом не возвращены, что свидетельствует о бездействии налогового органа.
Пунктом 9 ст. 78 НК РФ установлено, что при нарушении срока возврата налога на сумму излишне уплаченного налога начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Расчет процентов определен заявителем начиная с 13.04.04 по 08.06.04 в сумме 3402 руб. На дату принятия судом решения сведения о возврате сумм налога ответчиком также не представлены, в связи с чем проценты подлежат начислению по дату фактического возврата налогов.
При таких обстоятельствах суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета, так как ответчик от уплаты госпошлины освобожден.
На основании ст. ст. 78, 137, 138 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 110, ч. 3, 167, 168, 170 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконным бездействие ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы, выразившееся в невозврате ПБОЮЛ Г. О.А. в установленный срок излишне уплаченной суммы НДС, налога с продаж, единого социального налога - 56196 руб., как не соответствующее ст. 78 НК РФ.
Обязать ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы возвратить ПБОЮЛ Г. О.А. излишне уплаченные суммы НДС - 16264,00 руб., налога с продаж - 138539 руб. 00 коп., ЕСН - 11648 руб. 00 коп. за период 2000 - 2002 г. г., а всего 156196 руб. 00 коп. с начисленными процентами в сумме 3402 руб. за период с 13.04.04 по 08.06.04, а также процентами за период с 09.06.04 и по день фактического возврата, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день нарушения срока возврата.
Возвратить ПБОЮЛ Г. О.А. из федерального бюджета госпошлину - 40 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения и в арбитражный суд кассационной инстанции - в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение в полном объеме изготовлено 15.06.04.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)