Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 10 марта 2004 г. Дело N А14-6534-03/227/26
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области на Решение от 06.10.2003 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-6534-03/227/26,
ОАО "Воронежсинтезкаучук" обратилось с заявлением о признании недействительным Решения МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области N 08-04/26 от 11.08.2003 и обязании зачесть в счет налоговых платежей по налогу на прибыль и земельному налогу излишне уплаченный в 2001 году земельный налог в сумме 9089059 руб.
Решением от 06.10.2003 Арбитражного суда Воронежской области заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе заявитель просит судебный акт отменить в связи с неправильным применением и в удовлетворении заявленного требования отказать.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, установлено следующее.
26.02.2001 ОАО "Воронежсинтезкаучук" представлена в ИМНС РФ по Левобережному району г. Воронежа основная налоговая декларация по земельному налогу за 2001 год на сумму 18247860 руб.
13.11.2001 общество представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2001 год на сумму 18042003 руб. Сумма налога уменьшена в связи с изменением площадей земельных участков.
Согласно имеющимся в материалах дела платежным поручениям от 20.04.2001, 21.06.2001, 22.06.2001, 05.07.2001, 10.07.2001, 11.07.2001, 20.07.2001, 26.10.2001, 30.10.2001, 23.11.2001 указанная сумма налога на землю уплачена обществом в бюджет.
07.06.2003 общество представило в МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области уточненную декларацию по указанному налогу за 2001 год, в которой заявлена сумма к уменьшению на 9092826 руб.
По результатам рассмотрения уточненной налоговой декларации МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области принято Решение N 08-04/26 от 11.08.2003 о привлечении общества к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 1818565 руб. (9092826 x 20) и предложено уплатить недоимку - 9092826 руб. и пени - 54339 руб.
В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Согласно п. 2 ст. 21 Закона налоги, указанные в пп. "а" - "в" п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
В соответствии с Законом РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно ст. ст. 7 и 8 указанного Закона налог за земли городов взимается со всех организаций, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель на основе средних ставок, согласно приложению N 2 (табл. 1, 2, 3) к данному Закону. Средняя ставка налога по Центрально-Черноземному району с численностью населения от 500 до 1000 тыс. человек равна 2,2 руб./кв. м. Для расчета ставки налога должны учитываться коэффициенты индексации.
Таким образом, средняя ставка земельного налога на 2001 год с учетом индексации и Указа Президента РФ N 882 от 04.08.97 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" составит 1,584 руб./кв. м (2,2 x 50 x 2 x 1,5 x 2 x 1 x 2 x 1,2 x 1) : 1000.
Кроме того, следует применить коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города, который указан в таблице 3 приложения N 2 к Закону. Этот коэффициент равен 2,4. В связи с этим ставка земельного налога составит 3,80 руб./кв. м.
Исходя из площади земельного участка 2354209 кв. м сумма налога составит 8949760,9 руб.
Постановлением муниципального Совета г. Воронежа N 124-11 от 02.07.98 "О плате за землю и нормативной цене земли" установлены дифференцированные ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности согласно приложению N 1.
По мнению налогового органа, к указанной средней ставке, установленной федеральным законодательством, должны применяться дифференцированные ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности, установленные указанным выше постановлением местного органа власти.
Однако данный довод кассационной инстанцией не может быть принят, так как установленные органами местного самоуправления дифференцированные ставки превышают средние ставки земельного налога, установленные федеральным законодательством.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 08.10.97.
Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов средней ставки земельного налога сама эта ставка лишается какого-либо смысла. Понятие средней ставки требует единообразного истолкования, что предполагает разработку единых правил расчета на ее основе дифференцированных ставок земельного налога.
В п. 2 резолютивной части указанного Постановления Федеральному Собранию РФ и Правительству РФ предписано обеспечить разработку и принятие единых правил расчета средней ставки налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности.
Однако до настоящего времени такие единые правила не разработаны и не утверждены в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, поскольку отсутствует единый порядок дифференциации ставок земельного налога, Постановление муниципального Совета г. Воронежа от 02.07.98 N 124-2 "О плате за землю и нормативной цене земли", устанавливающее дифференцированные ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности, противоречит ст. 57 Конституции РФ с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 08.10.97 N 13-П и в силу ст. 13 АПК РФ не подлежит применению.
С учетом изложенного, вывод суда о том, что земельный налог на земли городов за 2001 год должен исчисляться на основе средней ставки, установленной Законом РСФСР "О плате за землю" с учетом ежегодной индексации, правомерен.
Кроме того, суд кассационной инстанции принимает во внимание и то обстоятельство, что отсутствует недоимка по налогу, в связи с чем привлечение налогоплательщика к ответственности в виде штрафа, начисления пени и взыскания сумм налога неправомерно.
Сам по себе факт подачи уточненной декларации с уменьшением сумм налога, подлежащих внесению в бюджет, не может считаться как неполная уплата налога и не влечет занижения налоговой базы, поскольку обязанность по уплате налога прекращена в связи с его уплатой в 2001 году.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
Решение от 06.10.2003 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-6534-03/227/26 оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
от 10 марта 2004 г. Дело N А14-6534-03/227/26
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области на Решение от 06.10.2003 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-6534-03/227/26,
ОАО "Воронежсинтезкаучук" обратилось с заявлением о признании недействительным Решения МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области N 08-04/26 от 11.08.2003 и обязании зачесть в счет налоговых платежей по налогу на прибыль и земельному налогу излишне уплаченный в 2001 году земельный налог в сумме 9089059 руб.
Решением от 06.10.2003 Арбитражного суда Воронежской области заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе заявитель просит судебный акт отменить в связи с неправильным применением и в удовлетворении заявленного требования отказать.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, установлено следующее.
26.02.2001 ОАО "Воронежсинтезкаучук" представлена в ИМНС РФ по Левобережному району г. Воронежа основная налоговая декларация по земельному налогу за 2001 год на сумму 18247860 руб.
13.11.2001 общество представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2001 год на сумму 18042003 руб. Сумма налога уменьшена в связи с изменением площадей земельных участков.
Согласно имеющимся в материалах дела платежным поручениям от 20.04.2001, 21.06.2001, 22.06.2001, 05.07.2001, 10.07.2001, 11.07.2001, 20.07.2001, 26.10.2001, 30.10.2001, 23.11.2001 указанная сумма налога на землю уплачена обществом в бюджет.
07.06.2003 общество представило в МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области уточненную декларацию по указанному налогу за 2001 год, в которой заявлена сумма к уменьшению на 9092826 руб.
По результатам рассмотрения уточненной налоговой декларации МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области принято Решение N 08-04/26 от 11.08.2003 о привлечении общества к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 1818565 руб. (9092826 x 20) и предложено уплатить недоимку - 9092826 руб. и пени - 54339 руб.
В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Согласно п. 2 ст. 21 Закона налоги, указанные в пп. "а" - "в" п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
В соответствии с Законом РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно ст. ст. 7 и 8 указанного Закона налог за земли городов взимается со всех организаций, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель на основе средних ставок, согласно приложению N 2 (табл. 1, 2, 3) к данному Закону. Средняя ставка налога по Центрально-Черноземному району с численностью населения от 500 до 1000 тыс. человек равна 2,2 руб./кв. м. Для расчета ставки налога должны учитываться коэффициенты индексации.
Таким образом, средняя ставка земельного налога на 2001 год с учетом индексации и Указа Президента РФ N 882 от 04.08.97 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" составит 1,584 руб./кв. м (2,2 x 50 x 2 x 1,5 x 2 x 1 x 2 x 1,2 x 1) : 1000.
Кроме того, следует применить коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города, который указан в таблице 3 приложения N 2 к Закону. Этот коэффициент равен 2,4. В связи с этим ставка земельного налога составит 3,80 руб./кв. м.
Исходя из площади земельного участка 2354209 кв. м сумма налога составит 8949760,9 руб.
Постановлением муниципального Совета г. Воронежа N 124-11 от 02.07.98 "О плате за землю и нормативной цене земли" установлены дифференцированные ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности согласно приложению N 1.
По мнению налогового органа, к указанной средней ставке, установленной федеральным законодательством, должны применяться дифференцированные ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности, установленные указанным выше постановлением местного органа власти.
Однако данный довод кассационной инстанцией не может быть принят, так как установленные органами местного самоуправления дифференцированные ставки превышают средние ставки земельного налога, установленные федеральным законодательством.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 08.10.97.
Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов средней ставки земельного налога сама эта ставка лишается какого-либо смысла. Понятие средней ставки требует единообразного истолкования, что предполагает разработку единых правил расчета на ее основе дифференцированных ставок земельного налога.
В п. 2 резолютивной части указанного Постановления Федеральному Собранию РФ и Правительству РФ предписано обеспечить разработку и принятие единых правил расчета средней ставки налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности.
Однако до настоящего времени такие единые правила не разработаны и не утверждены в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, поскольку отсутствует единый порядок дифференциации ставок земельного налога, Постановление муниципального Совета г. Воронежа от 02.07.98 N 124-2 "О плате за землю и нормативной цене земли", устанавливающее дифференцированные ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности, противоречит ст. 57 Конституции РФ с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 08.10.97 N 13-П и в силу ст. 13 АПК РФ не подлежит применению.
С учетом изложенного, вывод суда о том, что земельный налог на земли городов за 2001 год должен исчисляться на основе средней ставки, установленной Законом РСФСР "О плате за землю" с учетом ежегодной индексации, правомерен.
Кроме того, суд кассационной инстанции принимает во внимание и то обстоятельство, что отсутствует недоимка по налогу, в связи с чем привлечение налогоплательщика к ответственности в виде штрафа, начисления пени и взыскания сумм налога неправомерно.
Сам по себе факт подачи уточненной декларации с уменьшением сумм налога, подлежащих внесению в бюджет, не может считаться как неполная уплата налога и не влечет занижения налоговой базы, поскольку обязанность по уплате налога прекращена в связи с его уплатой в 2001 году.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
Решение от 06.10.2003 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-6534-03/227/26 оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 10.03.2004 N А14-6534-03/227/26
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 10 марта 2004 г. Дело N А14-6534-03/227/26
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области на Решение от 06.10.2003 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-6534-03/227/26,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Воронежсинтезкаучук" обратилось с заявлением о признании недействительным Решения МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области N 08-04/26 от 11.08.2003 и обязании зачесть в счет налоговых платежей по налогу на прибыль и земельному налогу излишне уплаченный в 2001 году земельный налог в сумме 9089059 руб.
Решением от 06.10.2003 Арбитражного суда Воронежской области заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе заявитель просит судебный акт отменить в связи с неправильным применением и в удовлетворении заявленного требования отказать.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, установлено следующее.
26.02.2001 ОАО "Воронежсинтезкаучук" представлена в ИМНС РФ по Левобережному району г. Воронежа основная налоговая декларация по земельному налогу за 2001 год на сумму 18247860 руб.
13.11.2001 общество представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2001 год на сумму 18042003 руб. Сумма налога уменьшена в связи с изменением площадей земельных участков.
Согласно имеющимся в материалах дела платежным поручениям от 20.04.2001, 21.06.2001, 22.06.2001, 05.07.2001, 10.07.2001, 11.07.2001, 20.07.2001, 26.10.2001, 30.10.2001, 23.11.2001 указанная сумма налога на землю уплачена обществом в бюджет.
07.06.2003 общество представило в МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области уточненную декларацию по указанному налогу за 2001 год, в которой заявлена сумма к уменьшению на 9092826 руб.
По результатам рассмотрения уточненной налоговой декларации МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области принято Решение N 08-04/26 от 11.08.2003 о привлечении общества к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 1818565 руб. (9092826 x 20) и предложено уплатить недоимку - 9092826 руб. и пени - 54339 руб.
В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Согласно п. 2 ст. 21 Закона налоги, указанные в пп. "а" - "в" п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
В соответствии с Законом РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно ст. ст. 7 и 8 указанного Закона налог за земли городов взимается со всех организаций, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель на основе средних ставок, согласно приложению N 2 (табл. 1, 2, 3) к данному Закону. Средняя ставка налога по Центрально-Черноземному району с численностью населения от 500 до 1000 тыс. человек равна 2,2 руб./кв. м. Для расчета ставки налога должны учитываться коэффициенты индексации.
Таким образом, средняя ставка земельного налога на 2001 год с учетом индексации и Указа Президента РФ N 882 от 04.08.97 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" составит 1,584 руб./кв. м (2,2 x 50 x 2 x 1,5 x 2 x 1 x 2 x 1,2 x 1) : 1000.
Кроме того, следует применить коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города, который указан в таблице 3 приложения N 2 к Закону. Этот коэффициент равен 2,4. В связи с этим ставка земельного налога составит 3,80 руб./кв. м.
Исходя из площади земельного участка 2354209 кв. м сумма налога составит 8949760,9 руб.
Постановлением муниципального Совета г. Воронежа N 124-11 от 02.07.98 "О плате за землю и нормативной цене земли" установлены дифференцированные ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности согласно приложению N 1.
По мнению налогового органа, к указанной средней ставке, установленной федеральным законодательством, должны применяться дифференцированные ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности, установленные указанным выше постановлением местного органа власти.
Однако данный довод кассационной инстанцией не может быть принят, так как установленные органами местного самоуправления дифференцированные ставки превышают средние ставки земельного налога, установленные федеральным законодательством.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 08.10.97.
Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов средней ставки земельного налога сама эта ставка лишается какого-либо смысла. Понятие средней ставки требует единообразного истолкования, что предполагает разработку единых правил расчета на ее основе дифференцированных ставок земельного налога.
В п. 2 резолютивной части указанного Постановления Федеральному Собранию РФ и Правительству РФ предписано обеспечить разработку и принятие единых правил расчета средней ставки налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности.
Однако до настоящего времени такие единые правила не разработаны и не утверждены в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, поскольку отсутствует единый порядок дифференциации ставок земельного налога, Постановление муниципального Совета г. Воронежа от 02.07.98 N 124-2 "О плате за землю и нормативной цене земли", устанавливающее дифференцированные ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности, противоречит ст. 57 Конституции РФ с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 08.10.97 N 13-П и в силу ст. 13 АПК РФ не подлежит применению.
С учетом изложенного, вывод суда о том, что земельный налог на земли городов за 2001 год должен исчисляться на основе средней ставки, установленной Законом РСФСР "О плате за землю" с учетом ежегодной индексации, правомерен.
Кроме того, суд кассационной инстанции принимает во внимание и то обстоятельство, что отсутствует недоимка по налогу, в связи с чем привлечение налогоплательщика к ответственности в виде штрафа, начисления пени и взыскания сумм налога неправомерно.
Сам по себе факт подачи уточненной декларации с уменьшением сумм налога, подлежащих внесению в бюджет, не может считаться как неполная уплата налога и не влечет занижения налоговой базы, поскольку обязанность по уплате налога прекращена в связи с его уплатой в 2001 году.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 06.10.2003 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-6534-03/227/26 оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 10 марта 2004 г. Дело N А14-6534-03/227/26
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области на Решение от 06.10.2003 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-6534-03/227/26,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Воронежсинтезкаучук" обратилось с заявлением о признании недействительным Решения МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области N 08-04/26 от 11.08.2003 и обязании зачесть в счет налоговых платежей по налогу на прибыль и земельному налогу излишне уплаченный в 2001 году земельный налог в сумме 9089059 руб.
Решением от 06.10.2003 Арбитражного суда Воронежской области заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе заявитель просит судебный акт отменить в связи с неправильным применением и в удовлетворении заявленного требования отказать.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, установлено следующее.
26.02.2001 ОАО "Воронежсинтезкаучук" представлена в ИМНС РФ по Левобережному району г. Воронежа основная налоговая декларация по земельному налогу за 2001 год на сумму 18247860 руб.
13.11.2001 общество представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2001 год на сумму 18042003 руб. Сумма налога уменьшена в связи с изменением площадей земельных участков.
Согласно имеющимся в материалах дела платежным поручениям от 20.04.2001, 21.06.2001, 22.06.2001, 05.07.2001, 10.07.2001, 11.07.2001, 20.07.2001, 26.10.2001, 30.10.2001, 23.11.2001 указанная сумма налога на землю уплачена обществом в бюджет.
07.06.2003 общество представило в МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области уточненную декларацию по указанному налогу за 2001 год, в которой заявлена сумма к уменьшению на 9092826 руб.
По результатам рассмотрения уточненной налоговой декларации МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области принято Решение N 08-04/26 от 11.08.2003 о привлечении общества к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 1818565 руб. (9092826 x 20) и предложено уплатить недоимку - 9092826 руб. и пени - 54339 руб.
В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Согласно п. 2 ст. 21 Закона налоги, указанные в пп. "а" - "в" п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
В соответствии с Законом РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно ст. ст. 7 и 8 указанного Закона налог за земли городов взимается со всех организаций, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель на основе средних ставок, согласно приложению N 2 (табл. 1, 2, 3) к данному Закону. Средняя ставка налога по Центрально-Черноземному району с численностью населения от 500 до 1000 тыс. человек равна 2,2 руб./кв. м. Для расчета ставки налога должны учитываться коэффициенты индексации.
Таким образом, средняя ставка земельного налога на 2001 год с учетом индексации и Указа Президента РФ N 882 от 04.08.97 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" составит 1,584 руб./кв. м (2,2 x 50 x 2 x 1,5 x 2 x 1 x 2 x 1,2 x 1) : 1000.
Кроме того, следует применить коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города, который указан в таблице 3 приложения N 2 к Закону. Этот коэффициент равен 2,4. В связи с этим ставка земельного налога составит 3,80 руб./кв. м.
Исходя из площади земельного участка 2354209 кв. м сумма налога составит 8949760,9 руб.
Постановлением муниципального Совета г. Воронежа N 124-11 от 02.07.98 "О плате за землю и нормативной цене земли" установлены дифференцированные ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности согласно приложению N 1.
По мнению налогового органа, к указанной средней ставке, установленной федеральным законодательством, должны применяться дифференцированные ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности, установленные указанным выше постановлением местного органа власти.
Однако данный довод кассационной инстанцией не может быть принят, так как установленные органами местного самоуправления дифференцированные ставки превышают средние ставки земельного налога, установленные федеральным законодательством.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 08.10.97.
Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов средней ставки земельного налога сама эта ставка лишается какого-либо смысла. Понятие средней ставки требует единообразного истолкования, что предполагает разработку единых правил расчета на ее основе дифференцированных ставок земельного налога.
В п. 2 резолютивной части указанного Постановления Федеральному Собранию РФ и Правительству РФ предписано обеспечить разработку и принятие единых правил расчета средней ставки налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности.
Однако до настоящего времени такие единые правила не разработаны и не утверждены в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, поскольку отсутствует единый порядок дифференциации ставок земельного налога, Постановление муниципального Совета г. Воронежа от 02.07.98 N 124-2 "О плате за землю и нормативной цене земли", устанавливающее дифференцированные ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности, противоречит ст. 57 Конституции РФ с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 08.10.97 N 13-П и в силу ст. 13 АПК РФ не подлежит применению.
С учетом изложенного, вывод суда о том, что земельный налог на земли городов за 2001 год должен исчисляться на основе средней ставки, установленной Законом РСФСР "О плате за землю" с учетом ежегодной индексации, правомерен.
Кроме того, суд кассационной инстанции принимает во внимание и то обстоятельство, что отсутствует недоимка по налогу, в связи с чем привлечение налогоплательщика к ответственности в виде штрафа, начисления пени и взыскания сумм налога неправомерно.
Сам по себе факт подачи уточненной декларации с уменьшением сумм налога, подлежащих внесению в бюджет, не может считаться как неполная уплата налога и не влечет занижения налоговой базы, поскольку обязанность по уплате налога прекращена в связи с его уплатой в 2001 году.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 06.10.2003 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-6534-03/227/26 оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)