Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 27.06.2000 N А56-3744/00

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 27 июня 2000 года Дело N А56-3744/00

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Клириковой Т.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от фирмы "Юропиен Пропертис ЛТД" Протасевича В.А. (доверенность от 30.03.2000), Хорьковой Е.М. (доверенность от 30.03.2000), от Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Роминой И.М. (доверенность от 27.04.2000 N 15-06/6128), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фирмы "Юропиен Пропертис Лимитед" на решение от 03.04.2000 (судьи Орлова Е.А., Левченко Ю.П., Бойко А.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 17.05.2000 (судьи Загараева Л.П., Савицкая И.Г., Асмыкович А.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3744/00,
УСТАНОВИЛ:

Фирма "Юропиен Пропертис Лимитед" (далее - Фирма), имеющая на территории Санкт-Петербурга свое представительство, обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным требования Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган) от 15.12.99 N 07-11/317 в части уплаты налога на прибыль за первое полугодие 1999 года, пеней, начисленных на сумму налога, и дополнительных платежей за пользование бюджетными средствами, всего - 421923 руб. 10 коп.
Решением суда от 03.04.2000 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.05.2000 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фирма просит отменить решение и постановление по делу и удовлетворить иск по основаниям, изложенным в жалобе.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что фирма "Юропиен Пропертис Лимитед" является иностранным юридическим лицом и осуществляет предпринимательскую деятельность на территории России через свое представительство, расположенное в Санкт-Петербурге, которое состоит на налоговом учете в Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу.
С 01.04.99 вступил в силу Федеральный закон от 31.03.99 N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах", изменивший редакцию статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Указанная статья с момента вступления в силу изменений, по мнению налоговой инспекции, не содержит положений об особенностях исчисления и уплаты налога на прибыль иностранными юридическими лицами. Иностранные юридические лица, считает налоговый орган, с 01.04.99 исчисляют и уплачивают налог на прибыль в порядке, предусмотренном для российских предприятий.
Суды первой и апелляционной инстанций, также считая, что с 01.04.99 отменены особенности уплаты налога на прибыль иностранными юридическими лицами, поддержали позицию налогового органа и отказали налогоплательщику в удовлетворении иска.
Кассационная инстанция полагает принятые по делу решение и постановление ошибочными в связи с неправильным применением судом пункта 2 статьи 8 и неприменением статьи 1, пунктов 5, 6, 7, 8, 9 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", а потому подлежащими отмене.
Согласно пункту 1 статьи 1, пунктам 1 и 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями на 28.10.99) плательщиками налога на прибыль являются:
а) предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
б) филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, включая филиалы кредитных и страховых организаций, за исключением филиалов (отделений) Сберегательного банка Российской Федерации, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет;
в) филиалы (территориальные банки) Сберегательного банка Российской Федерации, созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге.
Указанные плательщики в дальнейшем именуются предприятиями. При определении особенностей налогообложения кредитных, страховых организаций и их филиалов эти плательщики в дальнейшем именуются соответственно банками и страховщиками.
Плательщиками налога на прибыль являются также компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства (далее - иностранные юридические лица).
Таким образом, законодатель при определении перечня плательщиков налога на прибыль разделяет их на "предприятия" и "иностранные юридические лица".
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции Федерального закона от 31.03.99 N 64-ФЗ) только предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.
Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Для иностранных юридических лиц такой порядок расчета налогооблагаемой прибыли и уплаты налога не был установлен Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" до внесения в него изменений Федеральным законом от 31.03.99 N 64-ФЗ, не установлен он и после внесения в статью 8 Закона указанных изменений, в то время как изменения вносились в период действия части первой Налогового кодекса Российской Федерации и должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, когда и в каком порядке он должен платить налог.
Объединение налоговыми органами двух видов плательщиков налога на прибыль (предприятий и иностранных юридических лиц), названных в статье 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в одно понятие "Предприятие" противоречит статье 1 Закона.
В соответствии с пунктами 5, 6, 7, 9 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции Федерального закона от 31.03.99 N 64-ФЗ) иностранные юридические лица (организации), осуществляющие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, уплачивают налог на прибыль по месту их постановки на учет в налоговом органе в специально предусмотренном для них порядке.
Эти плательщики раз в году - не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, - представляют в налоговый орган по месту постановки на учет отчет о деятельности в Российской Федерации, а также налоговую декларацию по форме, утверждаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, а поэтому в соответствии с пунктом 3 статьи 8 названного Закона уплачивают налог на прибыль по годовым расчетам (декларациям) в десятидневный срок со дня, установленного для представления отчета за истекший год. При прекращении иностранными организациями деятельности в Российской Федерации до окончания календарного года указанные документы должны быть представлены ими в течение одного месяца со дня прекращения деятельности.
Внесение налога на прибыль в бюджет как налогоплательщиком - предприятием, так и налогоплательщиком - иностранным юридическим лицом производится в порядке, установленном пунктом 9 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Предприятия и иностранные организации обязаны до наступления срока платежа сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налога в бюджет, которые исполняются в первоочередном порядке. При этом в названной норме Закона законодатель также указывает предприятия и иностранные юридические лица как различных налогоплательщиков, не объединяя их в одно понятие "Предприятие".
Согласно пункту 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, издаваемые Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, обязательны для его подразделений (налоговых органов) и не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. В связи с этим, по мнению кассационной инстанции, форма налоговой декларации иностранной организации о доходах в Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 30.12.99 N BB-3-06/424 и предусматривающая расчет суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет на основании декларации, с учетом сумм налога, исчисленного по расчету налога от фактической прибыли иностранной организации за 9 месяцев, и сумм налога, исчисленного по справке об авансовых взносах налога на прибыль в бюджет иностранной организации исходя из предполагаемой прибыли на четвертый квартал отчетного года, еще не дает налоговым органам оснований требовать от иностранной организации ежеквартальной уплаты налога на прибыль от фактически полученной прибыли, а также ежемесячных авансовых взносов по этому налогу, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" для предприятий.
Принимая во внимание вышеизложенное, у налогового органа не было правовых оснований требовать от налогоплательщика - иностранного юридического лица уплаты авансовых платежей налога на прибыль и ежеквартальной уплаты налога на прибыль, а следовательно, и оснований для начисления пеней на суммы налога на прибыль от фактической прибыли и процентов за пользование бюджетными средствами.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 03.04.2000 и постановление апелляционной инстанции от 17.05.2000 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3744/00 отменить.
Иск удовлетворить. Признать недействительным требование Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 15.12.99 N 07-11/317 в части уплаты 421923 руб. 10 коп. налога на прибыль, пеней и дополнительного платежа за пользование бюджетными средствами.
Возвратить фирме "Юропиен Пропертис Лимитед" из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций, всего - 1679 руб. 80 коп.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи
НИКИТУШКИНА Л.Л.
КЛИРИКОВА Т.В.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)