Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.02.2006 N А12-19267/05-С10

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 14 февраля 2006 года Дело N А12-19267/05-С10


Закрытое акционерное общество "Камышинмельпром" (далее - ЗАО "Камышинмельпром") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 3 по Волгоградской области от 27.06.2005 N 34 в части взыскания пеней на сумму налога на доходы физических лиц в размере 28041 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 05.10.2005 заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 3 по Волгоградской области просит об отмене судебного акта и отказе в удовлетворении требований заявителя, полагая, что арбитражным судом нормы налогового законодательства применены неправильно; в соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый агент в случае уплаты причитающихся сумм налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки должен уплатить сумму пеней.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Из материалов дела усматривается, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 3 по Волгоградской области проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Камышинмельпром" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц с 01.01.2001 по 30.09.2004, полноты и своевременности уплаты единого социального налога за 2001 - 2003 гг., полноты представления сведений о доходах физических лиц за 2001 - 2003 гг.
Результаты выездной налоговой проверки зафиксированы в акте от 26.05.2005 N 25.
Решением от 27.06.2005 N 34 ЗАО "Камышинмельпром" привлечено к налоговой ответственности по ст. 123, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации; предложено уплатить сумму удержанного, но не перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц в размере 224712 руб., сумму пеней за неперечисление, неполное перечисление и несвоевременное перечисление сумм неудержанного и неперечисленного налога на доходы физических лиц в общей сумме 120597 руб. 72 коп.; предложено также доудержать с физических лиц и перечислить в бюджет налог в размере 37171 руб.
Решением 09.08.2005 N 41 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 3 по Волгоградской области внесла изменения в оспоренное решение N 34 от 27.06.2005, которыми уменьшена сумма неудержанного налога на доходы физических лиц на сумму 28041 руб.
ЗАО "Камышинмельпром" обжаловало решение Налоговой инспекции от 17.06.2005 N 34 в части взыскания пеней на сумму налога на доходы физических лиц (уволенных работников предприятия) в размере 28041 руб.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Неисполнение обязанностей налогового агента влечет применение мер налоговой ответственности, предусмотренных ст. 123 Кодекса.
Согласно п. 7 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате, а в соответствии с п. 9 данной статьи уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
В силу п. 5 ст. 226 Кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
Суд установил, что ЗАО "Камышинмельпром" письменно сообщило в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумму задолженности налогоплательщиков.
Суд кассационной инстанции находит правильным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что неисполнение налоговым агентом обязанности по своевременному и правильному исчислению, удержанию и уплате в бюджет сумм налога на доходы физических лиц является основанием для взыскания названного налога и пени в установленном законодательством о налогах и сборах порядке с налогоплательщика, а не с налогового агента. Взыскание сумм налога на доходы физических лиц и пени с самого налогового агента может быть обращено только на средства налогоплательщика, удержанные налоговым агентом, но не перечисленные им в бюджет.
Поскольку обязанность по уплате соответствующих сумм налога на доходы у налогового агента отсутствует, начисление пеней является неправомерным.
Вывод арбитражного суда о незаконности решения налогового органа в оспоренной части является правильным.
Правовых оснований к отмене или изменению судебного акта не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.10.2005 по делу N А12-19267/05-С10 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 3 по Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)