Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2008 ПО ДЕЛУ N А68-4102/08-226/5

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2008 г. по делу N А68-4102/08-226/5


Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2008
Полный текст постановления изготовлен 22.10.2008
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Полынкиной Н.А.,
Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Еремичевой Н.В.,
при участии:
от ООО "Реванш": Вилля Д.А. - представителя (доверенность от 23.04.2008 N 22), Филатова Д.А. - представителя (доверенность от 23.04.2008 N 25),
- от Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Тульской области: Шурухновой Н.В. - специалиста 1 разряда юридического отдела (доверенность от 01.04.2008 N 03-08/2519), Андреевой А.В. - специалиста 1 разряда юридического отдела (доверенность от 09.07.2008 N 03-08/5288);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Реванш" на решение Арбитражного суда Тульской области от 08.09.2008 по делу N А68-4102/08-226/5 (судья Драчен А.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Реванш" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным письма Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) от 08.07.2008 N 08-29/5277 и об обязании Инспекции выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 08.09.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Реванш" не согласилось с данным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы Обществу отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав объяснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 02.06.2007 между ООО "Реванш" и Дятловым В.Ю. был заключен договор аренды нежилого помещения сроком до 31.05.2008, по условиям которого Обществу передана во временное пользование часть здания площадью 146 кв. м, которое расположено по адресу: Тульская обл., г. Суворов, пл. Макарова, д. 2.
По договору от 21.06.2007 ООО "Мега" передало в собственность ООО "Реванш" в качестве оплаты за приобретаемую долю в уставном капитале Общества 51 игровой автомат. Указанное имущество было передано ООО "Реванш" по акту приема-передачи от 21.06.2007.
Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области на основании заявления Общества было выдано уведомление N 461074 от 26.06.2007 о постановке на налоговый учет Общества по месту нахождения его обособленного подразделения по адресу: Тульская область, г. Суворов, пл. Макарова, д. 2.
В соответствии со свидетельством N 85 по вышеуказанному адресу 26.06.2007 был зарегистрирован один игровой автомат Общества.
Рассмотрев заявление ООО "Реванш" от 27.06.2007, Инспекция выдала свидетельство от 10.07.2007 N 85/1 о регистрации 49 игровых автоматов по адресу: Тульская область, г. Суворов, пл. Макарова, 2.
ООО "Реванш" 10.06.2008 заключило с ООО "ВИР" договор купли-продажи игрового заведения, в состав которого согласно приложению N 1 к договору включены основные средства - игровые автоматы в количестве 50 штук. Согласно акту приема-передачи указанное имущество было передано 10.06.2008 ООО "ВИР".
По результатам рассмотрения заявления ООО "Реванш" о снятии с учета в качестве объектов налогообложения налогом на игорный бизнес 50 игровых автоматов, находящихся по адресу: Тульская область, пл. Макарова, д. 2, Межрайонная ИФНС России N 4 по Тульской области направила Обществу уведомление от 23.06.2008 г. N 08-20/4898 о том, что данные игровые автоматы с учета сняты.
ООО "Реванш" и ООО "ВИР" 27.06.2008 заключили соглашение о расторжении договора купли-продажи от 10.06.2008 и игровые автоматы были возвращены Обществу по акту приема-передачи от 27.06.2008.
ООО "Реванш" 03.07.2008 обратилось в Инспекцию с заявлением о регистрации указанных игровых автоматов по адресу: Тульская область, г. Суворов, пл. Макарова, д. 2.
Рассмотрев данное заявление, Межрайонная ИФНС России N 4 по Тульской области письмом от 08.07.2008 N 08-29/5277 отказала в регистрации упомянутых игровых автоматов со ссылкой на Закон РФ N 244-ФЗ от 29.12.2006 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 244-ФЗ), указав, что с 01.01.2007 открытие игорных заведений вне игорных зон не допускается.
Считая, что данный отказ Инспекции не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, ООО "Реванш" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания данной нормы закона следует, что основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам обложения налогом на игорный бизнес отнесены игровые автоматы и игровые столы.
Пунктом 2 статьи 366 НК РФ установлено, что в целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
В силу п. 6 ст. 366 НК РФ налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
В соответствии со ст. 365 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Вступившим в законную силу с 01.01.2007 Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон) установлены ограничения по осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, в частности, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 5).
В то же время ч. 1 ст. 6 названного Закона предусмотрено, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Согласно ст. 16 указанного Закона имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Согласно ч. 6 ст. 6 данного Закона в случае, если деятельность игорных заведений не отвечает упомянутым требованиям, она должна быть прекращена до 01.07.2007.
Анализ указанных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что признание лица налогоплательщиком обусловлено наличием у него права на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, которое, в свою очередь, может у него возникнуть только в случае соблюдения положений Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, в том числе положений ч. 1 ст. 6, и законодательства органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятого в порядке ст. 7 данного Закона.
По смыслу вышеуказанных нормативных положений с 01.07.2007 на территории Тульской области вправе продолжать деятельность по организации и проведению азартных игр лишь юридические лица, имеющие уже открытые на территории области по состоянию на 01.01.2007 (на дату вступления в силу вышеназванного Федерального закона) игорные заведения, в котором в обязательном порядке должны быть установлены не менее 10 игровых столов и 50 игровых автоматов. Кроме того, продолжающие свою деятельность игорные заведения до 01.07.2007 должны быть приведены в соответствие с требованиями, установленными ч.ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО "Реванш" имеет лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр.
Однако из имеющихся в материалах дела свидетельств о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес, выданных Обществу, следует, что регистрация игровых автоматов ООО "Реванш", находящихся по адресу: Тульская область, г. Суворов, пл. Макарова, д. 2, осуществлялась Инспекцией после 01.01.2007.
Факт приобретения ООО "Мега" по договору от 21.06.2007 доли в уставном капитале ООО "Реванш", в оплату которой им передано Обществу 50 игровых автоматов, не порождает правопреемства между ООО "Реванш" и ООО "Мега".
Оценив указанные обстоятельства в совокупности и во взаимосвязи с вышепроанализированными нормами материального права, суд пришел к правильному выводу о том, что по состоянию на 01.01.2007 деятельность ООО "Реванш" по организации и проведению азартных игр в игорном заведении по адресу: Тульская область, г. Суворов, пл. Макарова, д. 2, не осуществлялась, ввиду чего регистрация налоговым органом игровых автоматов противоречит положениям Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, поскольку ранее осуществленные налоговым органом действия по регистрации игровых автоматов ООО "Реванш" по адресу: Тульская область, г. Суворов, пл. Макарова, д. 2 противоречили ч. 4 ст. 5 Закона РФ N 244-ФЗ, такая регистрация не свидетельствует о распространении на заявителя норм ст. 16 указанного Закона о продлении лицензии на указанное заведение и возможности осуществлять в нем деятельность до 30.06.2009.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, заявителем не представлен предусмотренный ст. 2 Закона Тульской области N 692-ЗТО от 05.04.2006 документ, подтверждающий согласование с органом местного самоуправления места размещения объектов игорного бизнеса. Место размещения объектов игорного бизнеса в нарушение указанной нормы не согласовывалось заявителем ни при первоначальном размещении игровых автоматов по адресу: Тульская область, г. Суворов, пл.Макарова, д. 2, ни при размещении игровых автоматов в момент обращения с рассматриваемым заявлением.
Из положений п. 2 ст. 366 НК РФ следует, что регистрация объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей ему свидетельства.
При этом согласно п. 3 ст. 30 НК РФ налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.
Контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ указанным Законом, а также Законом Тульской области возложен на налоговые органы.
Таким образом, при обращении в налоговую инспекцию лица, не выполнившего требований названных Законов, с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес, налоговый орган не вправе их регистрировать и выдавать соответствующее свидетельство.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у налогового органа оснований при решении вопроса о регистрации налогоплательщиками объектов налогообложения налогом на игорный бизнес руководствоваться Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ отклоняется, так как возможность приобретения лицом статуса налогоплательщика по налогу на игорный бизнес, а, следовательно, и возможность возникновения налоговых правоотношений, в силу ст. 365 НК РФ, поставлена в зависимость от наличия у него права на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса. При этом правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и ограничения осуществления данной деятельности установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ. То обстоятельство, что указанный Закон не относится к законодательству о налогах и сборах, в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку данный Закон не изменяет положений главы 29 НК РФ, в том числе в части определения налогоплательщиков по налогу на игорный бизнес и элементов налогообложения.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная ООО "Реванш" за рассмотрение апелляционной жалобы, возврату не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 08.09.2008 по делу N А68-4102/08-226/5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Реванш" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

Председательствующий судья
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА

Судьи
Н.А.ПОЛЫНКИНА
Г.Д.ИГНАШИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)