Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 31.08.2005 N Ф03-А51/05-2/2370

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 31 августа 2005 года Дело N Ф03-А51/05-2/2370


Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Приморскому краю на решение от 09.03.2005 по делу N А51-15904/2004-8-665 Арбитражного суда Приморского края по заявлению федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Уссурийский аграрный техникум" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю о признании недействительным решения от 22.09.2004 N 2558.
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Уссурийский аграрный техникум" (далее - учреждение, техникум) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения от 22.09.2004 N 2558 Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю, далее - инспекция, налоговый орган).
Решением суда от 09.03.2005 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что учреждение обоснованно применило льготу по налогу на имущество в отношении объектов основных средств, относящихся к объектам социально-культурной сферы и сданных в аренду организациям и предпринимателям. Кроме того, суд сослался на то обстоятельство, что доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, зачисляются на счет по учету доходов федерального бюджета и направляются на финансирование учреждения, то есть реинвестируются в образовательный процесс.
В кассационной жалобе инспекция выражает несогласие с принятым судебным актом, просит его отменить и в удовлетворении заявления техникуму отказать. По мнению заявителя жалобы, судом неправильно применены пункт 1 статьи 374 и пункт 7 статьи 381 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), а также необоснованно сделана ссылка на статью 28 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" применительно к спорным правоотношениям. Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что техникум имеет право на льготу по налогу на имущество только в случае использования этого имущества самим учреждением в соответствии с уставными целями и задачами.
В заседании суда кассационной инстанции представитель налогового органа участия не принимал, но в деле имеются доказательства о надлежащем извещении инспекции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Учреждение в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании против доводов заявителя возражали, указывая на законность и обоснованность принятого судебного решения.
Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной учреждением декларации по налогу на имущество за 6 месяцев 2004 года и выявила занижение налогоплательщиком этого налога в сумме 15556 руб. вследствие необоснованного применения льготы, предусмотренной в пункте 7 статьи 381 НК РФ. В частности, налоговый орган установил, что часть объектов основных средств используется не по основному направлению деятельности техникума (сдается в аренду), следовательно, право на льготу отсутствует.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение от 22.09.2004 N 2558 об отказе в привлечении учреждения к налоговой ответственности. Одновременно налогоплательщику предложено уплатить в бюджет доначисленный налог на имущество в сумме 15556 руб. и начисленную пеню в сумме 457 руб.
Техникум оспорил решение инспекции в судебном порядке.
Арбитражный суд, удовлетворяя требование налогоплательщика, исходил из того, что учреждение правильно применило льготу по налогу на имущество в отношении объектов социально-культурной сферы.
Однако с выводом суда нельзя согласиться исходя из следующих обстоятельств.
Порядок налогообложения имущества организаций с 01.01.2004 установлен главой 30 "Налог на имущество организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Согласно статье 21 настоящего Кодекса, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 7 статьи 381 НК РФ освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Указанная льгота предоставляется организациям при условии использования объектов основных средств (движимого и недвижимого) социально-культурной сферы непосредственно этими организациями по целевому назначению, в соответствии с функциями и задачами, закрепленными в их учредительных документах.
Из содержания устава техникума следует, что учреждение создано в целях осуществления образовательной деятельности в сфере среднего, дополнительного профессионального образования. На данный вид деятельности учреждению выдана соответствующая лицензия. В пункте 5.1 устава отражено, что учреждение пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, своими уставными целями, законодательством Российской Федерации. Следовательно, льгота по налогу на имущество, предусмотренная пунктом 7 статьи 381 НК РФ, должна предоставляться учреждению в отношении имущества (основных средств), используемого техникумом в рамках образовательного процесса.
Арбитражным судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается техникумом, что спорное имущество в рассматриваемый период не использовалось учреждением в его образовательной деятельности и было сдано Комитетом по управлению имуществом Приморского края в аренду организациям и предпринимателям для использования в различных целях.
При указанных обстоятельствах, когда часть объектов использовалась учреждением не в целях, оговоренных в пункте 7 статьи 381 НК РФ, то льгота не могла быть предоставлена в отношении этих объектов (помещений), сданных в аренду иным хозяйствующим субъектам. Поэтому основные средства, используемые для иной цели (вида) деятельности (сдача имущества в аренду), подлежат налогообложению. При этом учреждение в целях налогообложения налогом на имущество организаций должно было обеспечить раздельный (обособленный) учет такого имущества.
В ином случае теряется смысл установления указанной льготы, так как предоставление названной налоговой льготы налогоплательщикам, самостоятельно не использующим числящееся на их балансе имущество, приводило бы к прямому искажению предусмотренных законом особенностей реализации механизма налоговой льготы, предоставляемой в отношении только того имущества, которое используется самим налогоплательщиком непосредственно в указанных законом сферах деятельности.
Данная правовая позиция, в частности, нашла отражение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2005 N 274-О.
Таким образом, оспариваемое решение налогового органа не противоречит действующему налоговому законодательству и не нарушает права учреждения как налогоплательщика.
Поскольку судом обстоятельства дела исследованы и оценены полно, но неправильно применены нормы материального права, то решение суда от 09.03.2005 подлежит отмене, а в удовлетворении требований техникуму следует отказать.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и кассационной жалобы возлагаются на учреждение.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 110, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.03.2005 по делу N А51-15904/2004-8-665 Арбитражного суда Приморского края отменить.
В удовлетворении заявления федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Уссурийский аграрный техникум" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю от 22.09.2004 N 2558 отказать.
Взыскать с федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Уссурийский аграрный техникум" расходы по уплате государственной пошлины в федеральный бюджет за рассмотрение заявления и кассационной жалобы в сумме 2000 рублей.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 31 августа 2005 года Дело N Ф03-А51/05-2/2370


Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Приморскому краю на решение от 09.03.2005 по делу N А51-15904/2004-8-665 Арбитражного суда Приморского края по заявлению федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Уссурийский аграрный техникум" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю о признании недействительным решения от 22.09.2004 N 2558.
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Уссурийский аграрный техникум" (далее - учреждение, техникум) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения от 22.09.2004 N 2558 Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю, далее - инспекция, налоговый орган).
Решением суда от 09.03.2005 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что учреждение обоснованно применило льготу по налогу на имущество в отношении объектов основных средств, относящихся к объектам социально-культурной сферы и сданных в аренду организациям и предпринимателям. Кроме того, суд сослался на то обстоятельство, что доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, зачисляются на счет по учету доходов федерального бюджета и направляются на финансирование учреждения, то есть реинвестируются в образовательный процесс.
В кассационной жалобе инспекция выражает несогласие с принятым судебным актом, просит его отменить и в удовлетворении заявления техникуму отказать. По мнению заявителя жалобы, судом неправильно применены пункт 1 статьи 374 и пункт 7 статьи 381 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), а также необоснованно сделана ссылка на статью 28 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" применительно к спорным правоотношениям. Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что техникум имеет право на льготу по налогу на имущество только в случае использования этого имущества самим учреждением в соответствии с уставными целями и задачами.
В заседании суда кассационной инстанции представитель налогового органа участия не принимал, но в деле имеются доказательства о надлежащем извещении инспекции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Учреждение в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании против доводов заявителя возражали, указывая на законность и обоснованность принятого судебного решения.
Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной учреждением декларации по налогу на имущество за 6 месяцев 2004 года и выявила занижение налогоплательщиком этого налога в сумме 15556 руб. вследствие необоснованного применения льготы, предусмотренной в пункте 7 статьи 381 НК РФ. В частности, налоговый орган установил, что часть объектов основных средств используется не по основному направлению деятельности техникума (сдается в аренду), следовательно, право на льготу отсутствует.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение от 22.09.2004 N 2558 об отказе в привлечении учреждения к налоговой ответственности. Одновременно налогоплательщику предложено уплатить в бюджет доначисленный налог на имущество в сумме 15556 руб. и начисленную пеню в сумме 457 руб.
Техникум оспорил решение инспекции в судебном порядке.
Арбитражный суд, удовлетворяя требование налогоплательщика, исходил из того, что учреждение правильно применило льготу по налогу на имущество в отношении объектов социально-культурной сферы.
Однако с выводом суда нельзя согласиться исходя из следующих обстоятельств.
Порядок налогообложения имущества организаций с 01.01.2004 установлен главой 30 "Налог на имущество организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Согласно статье 21 настоящего Кодекса, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 7 статьи 381 НК РФ освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Указанная льгота предоставляется организациям при условии использования объектов основных средств (движимого и недвижимого) социально-культурной сферы непосредственно этими организациями по целевому назначению, в соответствии с функциями и задачами, закрепленными в их учредительных документах.
Из содержания устава техникума следует, что учреждение создано в целях осуществления образовательной деятельности в сфере среднего, дополнительного профессионального образования. На данный вид деятельности учреждению выдана соответствующая лицензия. В пункте 5.1 устава отражено, что учреждение пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, своими уставными целями, законодательством Российской Федерации. Следовательно, льгота по налогу на имущество, предусмотренная пунктом 7 статьи 381 НК РФ, должна предоставляться учреждению в отношении имущества (основных средств), используемого техникумом в рамках образовательного процесса.
Арбитражным судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается техникумом, что спорное имущество в рассматриваемый период не использовалось учреждением в его образовательной деятельности и было сдано Комитетом по управлению имуществом Приморского края в аренду организациям и предпринимателям для использования в различных целях.
При указанных обстоятельствах, когда часть объектов использовалась учреждением не в целях, оговоренных в пункте 7 статьи 381 НК РФ, то льгота не могла быть предоставлена в отношении этих объектов (помещений), сданных в аренду иным хозяйствующим субъектам. Поэтому основные средства, используемые для иной цели (вида) деятельности (сдача имущества в аренду), подлежат налогообложению. При этом учреждение в целях налогообложения налогом на имущество организаций должно было обеспечить раздельный (обособленный) учет такого имущества.
В ином случае теряется смысл установления указанной льготы, так как предоставление названной налоговой льготы налогоплательщикам, самостоятельно не использующим числящееся на их балансе имущество, приводило бы к прямому искажению предусмотренных законом особенностей реализации механизма налоговой льготы, предоставляемой в отношении только того имущества, которое используется самим налогоплательщиком непосредственно в указанных законом сферах деятельности.
Данная правовая позиция, в частности, нашла отражение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2005 N 274-О.
Таким образом, оспариваемое решение налогового органа не противоречит действующему налоговому законодательству и не нарушает права учреждения как налогоплательщика.
Поскольку судом обстоятельства дела исследованы и оценены полно, но неправильно применены нормы материального права, то решение суда от 09.03.2005 подлежит отмене, а в удовлетворении требований техникуму следует отказать.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и кассационной жалобы возлагаются на учреждение.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 110, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.03.2005 по делу N А51-15904/2004-8-665 Арбитражного суда Приморского края отменить.
В удовлетворении заявления федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Уссурийский аграрный техникум" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю от 22.09.2004 N 2558 отказать.
Взыскать с федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Уссурийский аграрный техникум" расходы по уплате государственной пошлины в федеральный бюджет за рассмотрение заявления и кассационной жалобы в сумме 2000 рублей.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)